Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2012 в 08:49, лекция
Работа содержит лекцию по дисциплине "Экономика"
Тема №4
1 вопрос) Конкуренция и ее виды
Взаимоотношения предприятий, действующих в условиях рыночной экономики, объективно приобретают форму конкурентной борьбы или конкуренции.
Конкуренция означает соперничество предприятий, каждое из которых руководствуется своими экономическими интересами, за объемы производимых товаров и условия их реализации.
По составу участников борьбы конкуренция бывает:
1. Внутриотраслевая. Это соперничество предпринимателей одной отрасли за более выгодный доступ к сырью и другим условиям производства и реализации товаров. Результатом этой конкуренции является формирование продажной цены товара. При этом производители, имеющие более низкие индивидуальные затраты, получают дополнительный доход; имеющие более высокие – разоряются, а средняя группа постоянно расслаивается. Внутриотраслевая конкуренция – это мощный стимул для предприятий к восприимчивости достижений научно-технического прогресса, усилению деловой активности, поиску новых рынков сбыта своих товаров.
2. Межотраслевая. Это соперничество предпринимателей разных отраслей экономики за сферы более выгодного производственного использования своих средств (инвестиций). Результатом конкуренции является перелив ресурсов из отрасли в отрасль и проявление тенденции усреднения доходов (по закономерности: равный доход на равную инвестицию).
По
методам соперничества
1. Ценовая. Это борьба в области ценовой стратегии предприятий. В зависимости от конкретных условий, складывающихся на рынке, предприятия могут применять высокие или низкие (демпинговые) цены. Ее целью является заставить конкурентов свернуть производство из-за нехватки сырья, перекупленного по высоким ценам, сделать производство убыточным из-за низких продажных цен и т.п. Ценовая конкуренция – это наиболее жесткий вид конкурентной борьбы.
2. Внеценовая. Этот вид конкуренции включает разнообразные формы борьбы за потребителя, например путем улучшения качества товаров, их дифференциации (разнообразия) в производстве и потреблении, использования системы контрактов (договоров о реализации), рекламной деятельности, сервиса и т.п.
Конкуренция является необходимым и важнейшим элементом рыночного механизма, но сам ее характер и формы различны в разных рыночных структурах. Это существенно влияет на поведение фирм и других экономических агентов при принятии решений относительно цен, объема производства продукции и других параметров хозяйственной деятельности.
Примерно до середины ХIХ века для экономически развитых стран была характерна совершенная (свободная) конкуренция, что определялось небольшими размерами предприятий и многочисленностью производителей. Однако со второй половины столетия картина начала резко изменяться: крупные предприятия постепенно начали захватывать все большую долю рынков отдельных товаров. Наряду с совершенной конкуренцией появляется несовершенная конкуренция. Ее разновидности: монополистическая конкуренция, олигополия, монополия.
(Наиболее
глубокий и полный анализ
Условия, в которых протекает рыночная конкуренция обычно называют рыночной структурой. Она характеризуется рядом черт: число и размер фирм, тип предлагаемого продукта, степень контроля над ценами, условия входа в отрасль, доступность информации.
Каждая из названных структур отличается степенью конкурентности рынка, т.е. способностью фирм воздействовать на рынок и прежде всего на цены. Чем меньше это влияние, тем более конкурентным считается рынок.
Конкуренция - это соперничество между участниками рынка за лучшие условия производства и реализации товара.
Виды конкуренции:
Предметом конкуренции является эффективное вложение капитала, которое оценивается нормой прибыли:
, где:
P' - норма прибыли;
P - абсолютная прибыль;
K
- капитал, приносящий эту
Цена "статья слива" - используется, когда на рынке появляется свободная ниша, т.е. возможность определить конкурентов в выпуске каких-то новых товаров.
Цена внедрения - временное снижение цен для завоевания позиций на новом для данной фирмы рынке.
Цена лидера - существует в условиях, когда конкуренты договариваются не маневрировать ценами, а следовать за ценой ведущей фирмы.
Психологическая цена - это установление цены на уровне несколько ниже, чем круглая высокая цена.
большое количество мелких продавцов и покупателей (только мелкие производители);
продаваемый продукт однороден у всех производителей;
невозможность контроля над ценой и объемом купли-продажи;
полная свобода выхода на рынок и ухода с него.
2 вопрос) Монополия (от греч. «моно» - один, «полио» – продаю ) - исключительное право производства, промысла, торговли и других видов деятельности, принадлежащее одному лицу, определенной группе лиц или государству. Это означает, что по своей природе монополия - прямая противоположность свободной конкуренции.
Монополия характеризуется:
1. одной фирмой;
2.
уникальностью продукции,
3.
практически непреодолимыми
4.
несколько ограниченным
5.
обычный, иногда полный
Монопсония - тип рыночной структуры, при которой существует монополия единственного покупателя определенного товара. Ограничивая свои закупки, покупатель обеспечивает себе монопольную прибыль за счет потери части дохода продавца.
Покупатель-монопсонист заинтересован и имеет возможность покупать товары по наиболее низкой цене. Такая ситуация характерна для военной промышленности, продукцию которой закупает исключительно государство (это относится, прежде всего, к стратегическим вооружениям).
Однако государство далеко не всегда использует это свое преимущество. Гораздо чаще монопсоническое преимущество реализуется на локальных рынках. Например, единственное в районе предприятие по переработке сельскохозяйственной продукции навязывает фермерам монопольно низкие заготовительные цены.
Это наблюдается, в частности, когда фирма-монополист ведет переговоры с отраслевым профсоюзом по поводу найма работников (купли-продажи труда). В качестве примера можно назвать столкновение профсоюза авиадиспетчеров с национальной авиационной компанией.
Типичным примером естественной монополии являются муниципальные коммунальные службы. В этих условиях монополист обладает реальной властью над продуктом, в известной мере контролирует цену и может влиять на нее, изменяя количество товара.
Монополия
возникает там и тогда, где
и когда велики барьеры для
вступления в отрасль. Это может
быть связано с экономией от масштаба
(как в автомобильной и
Государство создает официальные барьеры, выдавая патенты и лицензии. Патенты сыграли огромную роль в развитии таких компаний, как "Ксерокс", "Истман Кодак", "Интернэшнл Бизнес Машин" (IBM), "Сони" и т. д.
Монопольное положение, закрепленное патентом, служит стимулом капиталовложений в НИОКР и, тем самым, фактором усиления монопольной власти. Вступление в отрасль может быть существенно ограничено и путем выдачи лицензий. В США подлежат лицензированию свыше 500 профессий (врачи, таксисты, трубочисты и многие другие). Лицензия может быть предоставлена как частной фирме, так и государственной организации (классический пример — история водочной монополии в России).
Монополия может иметь своей основой исключительное право на какой-либо ресурс (например, на естественные факторы производства). Хрестоматийным примером является деятельность компании "Де Бирс", которая уже давно монополизировала крупнейшие алмазные рудники в Южной Африке и потому контролирует мировой рынок алмазов.
Однако в настоящее время жесткие (до динамита включительно) действия монополий, как и "нечестная конкуренция" в целом, строго запрещены в странах развитой рыночной экономики, хотя и встречаются на периферии цивилизованного мира.
Монополию, обеспечивающую сверхприбыль за счет новаторской деятельности, Й. Шумпетер именует эффективной монополией. Эта сверхприбыль для каждой конкретной монополии – дело временное. Она исчезает вследствие осуществления других нововведений конкурентами, монополиями-соперниками. Каждая монополия преследует свои частные интересы, но результатом оказывается выигрыш всего общества. По Й. Шумпетеру, эффективная монополия – источник позитивного динамизма экономики. В этом отношении его теория прямо противоположна марксистской концепции, видящей в монополиях причину хозяйственного застоя и регресса.
Виды монополий:
1.
патентная система –
2. авторские права – закрепляет исключительное право авторов на использование собственных произведений в любых формах и любыми способами;
3.
торговые знаки - специальные
рисунки, названия, символы, которые
позволяют идентифицировать (отождествить)
товар, услугу или фирму (
1. создают барьеры для вхождения на отраслевой рынок новых фирм;
2.
ограничивают аутсайдерам (
3.
создают очень высокий (по
4.
применяют более крупный
5. "забивают" новые фирмы хорошо поставленной рекламой.
Искусственные монополии образуют ряд конкретных форм - артель, синдикат, трест и концерн.
Картель - союз нескольких предприятий одной отрасли промышленности, в котором его участники сохраняют свою собственность на средства и продукты производства, а созданные изделия сами реализуют на рынке, договариваясь о квоте - доле каждого в общем выпуске продукции, о продажных ценах, распределении рынков и др.