Лизинг в Казахстане

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2012 в 18:55, реферат

Описание

Цель исследования – изучение литературы на данную тему и выявление
приоритетных направлений лизинговой деятельности в Казахстане.
Задачи исследования :
1. Исследование теоретической основы лизинга.
2. Изучить мировой опыт лизинговых отношений.
3. Найти пути развития лизинга в Республике Казахстан и применение
зарубежного опыта.

Содержание

Введение………………………………………………………….……….2
I Глава 1. Сущность и значение лизинга в экономике……………………4
1.1 Понятие лизинга…………………………………………………...4
1.2 Зарождение лизинга…………………………………..………….. 5
1.3 Субъекты и объекты лизинговых отношений…………………...7
1.4 Классификация лизинговых отношений ………………………..9
а) оперативный…………………………………………………..10
b) финансовый……………………………………………….......11
с) возвратный……………………………………………………12
d) долевой………………………………………………………..13
e) прямой………………………………………………………...13
f) сублизинг……………………………………………………...14
II Глава 2 Преимущества лизинга для различных субъектов ………...15
2.1 Преимущества лизинговых отношений ……………………..…15
а) для государства…………………………………………….....15
b) для лизингополучателя………………………………….…...16
с) для лизингодателя…………………………………………….17
d) для продавцов лизингового имущества……………………..17
2.2. Факторы, сдерживающие развитие лизинга в РК……………...19
III Глава 3 Лизинг в Республике Казахстан………….…….……………..22
3.1 Причины пассивности банков 2-ог уровня …………………….22
3.2 Страхование в лизинговой деятельности………………………27


Заключение………………………………………………………..…… .29


Приложение 1 …………………………………………………….…….31

Приложение 2 …………………………………………………………..35

Список использованной литературы

Работа состоит из  1 файл

Лизинг в Казахстане.docx

— 66.23 Кб (Скачать документ)

отсутствие    надежной   системы   защиты   прав   кредиторов.    Повышенная

рискованность  кредитных  операций  для   банков   обусловлена   отсутствием

легальных возможности  получения полных и достоверных  данных о  потенциальном

заемщике, позволяющих  адекватно оценить его кредитоспособность.

      На  инвестиционную  активность  банков  в  значительной  степени   может

повлиять ожидаемый  переход  всех  предприятий  на  международные  стандарты

финансового учета  и отчетности, создание эффективной  системы  идентификации

их  деловой  и  финансовой  репутации,  собственников  и   менеджеров   этих

организаций.

      Условием  взаимной открытости кредиторов  и заемщиков является  создание

государственного   кредитного   бюро,   накапливающего   и   представляющего

заинтересованным  лицам достоверную  информацию  о  потенциальных  заемщиках,

включая недобросовестных. С этой целью Национальный банк  разработал  проект

Закона «О кредитном  бюро», который подлежит  рассмотрению  Правительством  и

соответствующими  министерствами.

      Банки  участвуют в проведении лизинговых  операций  непосредственно  или

через создаваемые  ими специализированные дочерние компании («БТА -  лизинг»,

«Халык - лизинг»  и др.) По состоянию на  1  августа  2002  года  остатки  на

балансовых счетах банков  второго  уровня  по  предоставленным  им  клиентам

суммам в рамках финансового лизинга составляют 9  058  540  тысяч  тенге,  а

полученного банками  – 42 149 тысяч тенге.

      На  сегодняшний день лизинг, включая  финансовый, остается  недостаточно

востребованным  в   Казахстане,   хотя   использование   этого   финансового

инструмента позволит решить многие проблемы развития экономики  и  социальной

политики. Основная причина –  отечественный  рынок  лизинговых  услуг  имеет

нерешенные  проблемы   правового,   институционального   и   организационно-

технического характера. К сдерживающим  факторам  можно  отнести,  в  первую

очередь,  несовершенство  законодательной  базы   осуществления   лизинговых

сделок, поскольку  Закон «О финансовом  лизинге»,  Гражданский,  Налоговый  и

Таможенный кодексы  подлежат значительной конкретизации. А  также  отсутствие

современной инфраструктуры рынка лизинговых  услуг,  включая  ограниченность

условий для получения  необходимой  информации;  недостаточность  современных

технологий по организации  и проведению более сложных лизинговых операций,  в

том  числе  на  международном  уровне.  Казахстан  еще  не  присоединился  к

международной  конвенции  «О  финансовом  лизинге»  1988  года.   На   рынке

присутствуют высокие  риски,  ограничены  сроки  финансирования  при  высоком

уровне при высоком  уровне  первоначального  взноса  и  стоимости  ресурсов.

Отсутствует   методика   оперативной   оценки   эффективности    лизингового

инвестиционного проекта.  Лизинговые  компании  недостаточно  полно  изучают

потребности различных  производителей и регионов республики в оборудовании  и

технологиях. При  этом у многих субъектов  мелкого  и  среднего  бизнеса  нет

понимания выгодности и перспективности  лизинга.  Как  показывает  практика,

лизинговые операции будут привлекательны и эффективны  для  всех  участников

лишь при  наличии  качественного  бизнес-плана,  составления  которого  пока

представляется  многим проблемным.

      Учитывая  зарубежный опыт, можно предположить, что дальнейшее  развитие

должен  получить  оперативный  лизинг.  В  этом   случае   лизингополучатель

возвращает  оборудование  его  владельцу  по  истечении  срока  лизинга,   а

лизингодатель  получает  основной  доход   именно   при   реализации   этого

оборудования на вторичном рынке. Должны произойти  секьюритизация  лизинговых

обязательств, эмиссия  ценных бумаг на базе  договоров  лизинга,  организация

долевого  финансирования  со  стороны  поставщиков,   а   также   лизинговые

операции.

      Представляется  целесообразным  использование   договорных   механизмов

распределения  рисков  между  несколькими   банками,   страховых   принципов

обеспечения обязательств сторон.

      На  нынешнем  этапе  экономического  развития  Казахстана   одним   из

оптимальных  вариантов  диверсификации  кредитного  и   предпринимательского

риска является проведение комбинированной товарно-денежной схемы  лизинговых

операций, где в  качестве  инвесторов  одновременно  выступают  три  субъекта

лизинга  :  производитель,  банк,  лизингополучатель.  Значительный  импульс

развитию  лизинга,  возможно,  придаст   опыт   использования   государством

механизма лизинга  в авиационной отрасли и в  сельском хозяйстве.

      3.2 Страхование в лизинговой деятельности

            Говоря о страховании  в   лизинговой  деятельности,  хотелось  бы

отметить  следующее.  Страхование  производится  на  добровольной  основе  и

обязательно для  участников лизинга лишь в случаях, если такое условие  прямо

предусмотрено в  соответствующем договоре. При заключении  лизинговой  сделки

(или в ее обеспечение)  можно предусмотреть  использование   страховой  защиты

от следующих  рисков : имущественных рисков; финансовых рисков;  политических

рисков; рисков связанных  с различными видами гражданской  и  профессиональной

ответственностью:  рисков,  связанных  с  жизнью  и   здоровьем   персонала,

руководства;   рисков   акционеров;   рисков    связанных     с    объектами

интеллектуальной   собственности;   рисков,   связанных   с   просчетами   в

маркетинговой стратегии; рисков,  связанных  с  административным  произволом

или криминальными  действиями.

      Право  на проведение перечисленных   видов  страхования  и   лицензии  на

осуществление  лизинговых   операций   имеют   практически   все   страховые

организации  и  банки  второго  уровня.  Национальный  банк  Казахстана  как

надзорный орган  не вправе вмешиваться в оперативную  деятельность  банков  и

страховых организаций, в т.ч. по сделкам, связанных  с  лизингом.  Однако  в

целях дальнейшего  механизмов кредитования, оптимизации  финансовых потоков  и

обеспечения   их   прозрачности,   совершенствования    платежной    системы

Национальный банк готов участвовать в обсуждении проблем лизинга.

 

 

 

      Заключение :

 

      Лизинг  становится  гибким  и  многообещающим  экономическим   рычагом

способным  привлечь  инвестиции,   способствовать   подъему   отечественного

производства, привлечь капитал в жизненно важные отрасли  экономики  страны,

обеспечить реальную поддержку  малому  бизнесу,  обеспечить  долгосрочный  и

надежный доход  для коммерческих банков и т. п. На  лицо  огромный  потенциал

лизинга в России.

      Власти,  продекламировав  политику  благоприятствования   лизингу   как

инвестиционному  инструменту  за   последние   годы   подготовили   солидную

нормативную  базу.  К  сожалению  не  все  льготы,   определенные   законом,

подкреплены инструкциями на местах и фактически не выполняются.

      В  заключение стоит еще раз подчеркнуть,  что лизинг не является дешевой

заменой  кредита.  Существуют   определенные   преимущества   финансирования

оборудования основных средств, но навыки кредитования  и  оценка  финансовых

потоков  оказывается  настолько  же  критичными,  как   при   необеспеченном

кредите. Другими  словами  пропадает  основной  привлекательный  момент  для

лизингополучателей (в частности для малого  бизнеса),  заключающийся  в  том

чтобы  начать  дело  без  достаточных  средств,   но   с   высокоэффективным

проектом, так как  и при лизинге банки требуют  предоставления залога  (объект

лизинговой сделки может представлять ценность для  проекта,  но  не  обладать

ликвидностью в  той мере, чтобы покрыть издержки банка).

      Таким   образом,  лизинг  стал  эффективным   инструментом  обслуживания

инвестиционных  проектов “своих”  клиентов  банка.  Но  потенциал  лизинга  в

Казахстане очень  велик и государством  и  лизинговыми  компаниями  проделана

огромная работа.

      На  мой взгляд, нашей стране не  хватает комплексной программы  в  рамках

которой был бы из следующих элементов:

      —  была бы продуманна и создана   более  развитая  инфраструктура  рынка

лизинговых услуг, которая включала бы: подготовку квалифицированных  кадров,

информационное  освещение предоставляемых услуг;

      —  предоставление банкам более  широкого спектра льгот при   долгосрочном

кредитовании лизинговых сделок (более 3-х лет);

      —  развитие системы гарантий, чтобы  избежать 100 % залога  при  лизинге

(например страхование).

      —  наряду с уже принятыми мерами  (отсутствие  валютного  контроля  при

контрактах международного лизинга),  усилить  комплекс  мер  по  привлечению

иностранных инвестиций в рамках лизинга.

      Такая   программа  смогла  бы  подтолкнуть   коммерческие  банки  вместо

получения  сомнительных,   рисковых   прибылей   в   краткосрочном   периоде

переориентироваться на  долгосрочное  инвестирование  средств  в  российскую

экономику для получения  уверенной прибыли.

      Такого  рода программа отделяет  нашу  Республику от лизингового бума.

      Приложение1

                                 Схема № 1.

                   Для оперативного лизингового  процесса.

 

 

                                Арендодатель

                                  Производитель

                                           4           5

                  2

 

                      (Лизинговая

                        компания)                        1

    3

 

 

 

Арендатор

 

 

 

1- заявка на оборудование;

2- плата за оборудование;

3-    оборудование;

4- арендные платежи;

5- возврат оборудования  по истечении срока контракта;

 

 

                                 Схема № 2.

                    Для финансового лизингового  процесса.

 

 

                                Арендодатель

                                  Производитель

                             4                                      2

 

                     (Лизинговая

                           компания)               1                3

 

 

 

Арендатор

 

 

1- заявка на оборудование;

2- плата за оборудование;

3-    оборудование;

4-    арендные  платежи;

 

 

 

                                 Схема № 3.

                    Для возвратного лизингового  процесса.

 

                                                1

 

Лизинговая компания                          Предприятие

 

                                               2

 

 

 

1- стоимость оборудования;

2- арендные платежи;

 

 

 

                                 Схема № 4.

                     Для долевого лизингового процесса.

 

 

                                1

 

Арендодатель                       2                                Источник

дополнительных  средств

 

 

                      3           1

          6   1

                       Производитель

 

                       5

        Арендатор

 

 

 

1- заявка на оборудование;

2- 80%-ная ссуда  без права регресса на арендатора;

3- плата за оборудование;

4- платежи по ссуде;

5- оборудование;

6- арендные платежи;

 

 

 

                                 Схема № 5.

                      Для прямого лизингового процесса.

 

 

 

                 Производитель         1                Арендатор

(лизинговое подразделение)

                                  2

 

 

1- оборудование;

2- арендные платежи;

 

 

 

                                 Схема № 6.

                        Для сублизингового процесса.

 

                                        1

 

Арендодатель                                                    Посредник

 

                                       2

                                                                   1

                     2

 

                                 Потребитель

 

1- оборудование;

2- арендные платежи;

 

 

 

                                 Схема № 7.

  Обобщенная организация  лизингового процесса при 3-х  сторонней лизинговой

                                   сделке.

 

 

                                            Л

Л                                С

                                            и

 и                                 т

                                            з

Информация о работе Лизинг в Казахстане