Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2011 в 19:35, курсовая работа
Актуальность темы работы. Характерной особенностью современного этапа мирового развития является переход человеческой цивилизации от индустриального к постиндустриальному обществу, связанного с глобальным характером усиливающегося воздействия науки и техники на все стороны жизни общества, знаковыми технологическими сдвигами, ведущими к крупномасштабным социально-экономическим и историческим переменам. Меняется набор основных факторов и источников экономического роста. Важнейшими из них становятся научные знания, превращающиеся в интегральный ресурс, который, наряду с природными ресурсами и капиталом, способен оказывать влияние на уровень развития экономической системы.
Введение………………………………………………………………………2
Основная часть.
Глава 1. Методы и способы исследования экономики промышленно-развитых стран:
1.1. Международные рейтинги экономического развития промышленно-развитых стран…………………………………………….5
1.2. Способы оценки состояния экономики в промышленно-развитых странах……………………………………………………….…..10
Глава 2. Развитие экономики промышленно-развитых стран:
2.1. Общая характеристика развития экономики промышленно-развитых стран……………………………..............................................................13
2.2. Развитие экономики в европейских странах………………….….....19
2.3. Развитие экономики в США и Японии……………………………...30
Глава 3. Перспективы и прогнозы развития экономики промышленно-развитых стран:
3.1. Перспективы и прогнозы развития экономики европейских стран…35
3.2. Перспективы и прогнозы развития экономики США и Японии…….37
Заключение………………………………..…………………………...........40
Список используемой литературы…………………………………….……41
Приложения…………………………………………………………………43
Активная политика льготного налогового стимулирования науки проводится всеми развитыми странами.
Одним из важнейших инструментов государственного воздействия на экономику развитых стран является денежно-кредитная политика. Ее проводят центральные банки государств, которые изменяют процентные ставки с помощью дисконтной политики; устанавливают нормы минимальных обязательных резервов частных банков, хранящихся на особых счетах Центрального банка; осуществляют операции на открытом рынке с государственными ценными бумагами и ценными бумагами негосударственных компаний и банков.
Налоговая политика служит рычагом стимулирования деловой активности предпринимательского сектора, структурной перестройки экономики и территориального размещения производства.
2.2. Развитие экономики в европейских странах
Принятые в
большинстве континенталь-ных
Важнейшей особенностью экономик большинства стран ЕС является активная роль государства и довольно жесткое государственное регулирование рынка. Это проявляется в высокой доле бюджетных расходов в ВВП ЕС, который составляет около 50%.
В отличие от экономик США и Японии, в ВВП ЕС высок удельный вес государственного сектора. Государства стран ЕС выступают не только как регуляторы рынка, но и как активные предприниматели.
Экономическая
модель ЕС имеет социально
Для ЕС характерна
своеобразная и эффективная
Как известно, благополучие развитых стран, вступивших на путь постиндустриального развития, во многом основано на созданном за счет большого удельного веса услуг в ВВП очень емкого внутреннего рынка. Граждане этих стран обмениваются друг с другом дорогостоящими услугами и экспортируют дорогостоящие наукоемкие товары и технологии. Взамен они импортируют относительно дешевое сырье и товары массово-го производства.
При этом, естественно, необходимо как-то поддерживать должный жизненный уровень групп населения, производящих товары мас-сового производства, в частности, продукты питания, энергоносители и т.п. Для этого пригодны два средства: либо дотировать эти производства из бюджета страны, либо искусственно поднять цены внутреннего рынка так, чтобы доходы их производителей соответствовали уровню жизни этих стран.
ЕС широко использует государственную помощь сельскому хозяйству, добывающим отраслям и другим отраслям экономики, себестоимость про-дукции которых значительно превосходит мировые цены. Кроме того, в ЕС уже давно и успешно применяется совершенно необычная внешнеэко-номическая модель, позволяющая без вреда для экономики поддерживать высокий уровень цен на товары массового спроса на внутреннем рынке и одновременно успешно осуществлять экспорт товаров этих групп.
Суть этой модели
в следующем. На границе ЕС с определенных
групп импортируемых товаров
взимаются компенсационные
Наглядно механизм
компенсационных сборов можно представить
себе в виде шлюза. Только вместо воды
в нем поднимаются и опуска-
Конечно, для успешного действия такого механизма необходимо, что-бы сумма компенсационных сборов, поступающих от импортеров, равня-лась бы сумме выплат из фонда экспортерам. Для этого нужно внимательно следить за структурой экспорта и импорта. Преимуществами механизма ком-пенсационных сборов являются их чрезвычайная гибкость (размер сбора автоматически определяется как разница мировой и внутренней цены) и их, хотя и чисто формальное, признанное соответствие принципам ВТО.
В большинстве стран ЕС у власти находятся партии социальной ориен-тации (социалистические, социал-демократические и т.д.). В их програм-мах четко обозначены цели построения общества, где будут соблюдаться принципы социальной справедливости. Это не означает, конечно, что они собираются построить социализм советского типа. Западные социалисты - убежденные сторонники рынка, но рынка социально ориентированного, с ведущей ролью государства в экономике.
Тем не менее, в современной ситуации большинство «левых» правительств стран ЕС начали и успешно осуществляют либеральные реформы, направленные на уменьшение роли государства и дерегулирование экономики.
Дело здесь в том, что западно-европейские социалисты отнюдь не «упертые» догматики. Они очень прагматичные и здравомыслящие люди, готовые гибко менять свою стра-тегию в зависимости от складывающихся обстоятельств. В современном глобальном мире, в постиндустриальных странах определенная либерали-зация экономики эффективна, и правящие социальные партии вполне ус-пешно проводят либеральные реформы.
Нужно научиться относиться к либерализации и усилению госрегули-рования, национализации и приватизации как к инструментам, выбор ко-торых зависит от складывающейся в стране экономической ситуации, зре-лости неформальных институтов, уровня коррупции и, главным образом, от доминирующих на данном историческом этапе технологий производ-ства и управления Мировая экономика: Учебник. / Под ред. Ю.А. Щербанина - М., 2005. - С. 286..
Если политика является концентрированным проявле-нием экономики, то экономика - это концентрированное проявление доминирующего технологического уклада. То есть те или иные экономичес-кие формы и инструменты должны быть адекватны доминирующим техно-логиям и их выбор должен определяться исключительно соображе-ниями экономической эффективности.
Далее рассмотрим модели развития экономики нескольких европейских стран.
Английская модель стратегического развития экономики существенно отличается от континен-тальных и ближе к американской.
Ее характерными чертами являются:
· Относительно невысокий удельный вес государства в экономике, да-ющего около 20% ВВП страны. В то же время государство является круп-нейшим инвестором в инновационный комплекс. На него приходится 35% всех затрат на науку;
· Низкий уровень налога на прибыль корпораций и индивидуального подоходного налога;
· Благоприятный инвестиционный климат, благодаря которому в стра-не действует свыше 13 тыс. иностранных компаний. Великобритания при-влекает свыше 30% иностранных инвестиций, направляемых в ЕС, и свыше 40% американских инвестиций в регион;
· Низкий уровень безработицы, составляющий 4,6% экономически активного населения (1,3 млн. чел);
· Низкая инфляция;
· Относительно слабая общественная структура, значительно уступающая французской и немецкой. Мировая экономика: Учебник. / Под ред. Ю.А. Щербанина - М., 2005. - С. 329.
Сфера слуг в Великобритании дает 66,8% ВПП, и в ней занято 71,5% трудоспособного населения. На сельское хозяйство приходится лишь 1,8% ВВП, а на промышленность - 31,4%.
Термин «шведская
модель» возник в связи со становлением
Швеции как одного из самых развитых
в социально-экономическом
Испания развивает машиностро-ение и наукоемкое производство. Она умело привлекает иностранный ка-питал, на долю которого приходится 5% ВВП. Испания видит перспекти-ву в создании у себя информационного общества. Производство более 40% ВВП Испании в ближайшие годы будет зависеть от компьютеризации эко-номики и способности страны адаптироваться к требованиям информа-ционного общества. Во внешнеэкономической сфере Испания успешно опирается на цивилизационные связи со странами Латинской Америки, которые видят в ней не только прародину, но и естественного лидера.
Однако у страны немало проблем. Число безработных в стране превы-сило 3,5 млн. чел., что составило почти четверть трудоспособного населе-ния. Такой уровень безработицы трудно представить в любой другой стра-не Европейского союза.
Германская модель стратегического развития экономики восходит к периоду объединения стра-ны во времена «железного» канцлера Бисмарка (19 в.). Он явился не только объединителем Германии под властью Пруссии, но и инициатором введе-ния современной пенсионной системы. Таким образом, в Германии с мо-мента ее объединения утвердились принципы приоритета государствен-ных интересов при социальной ориентации государства. В совершенно жуткой и уродливой форме эта традиция была продолжена и немецким фашизмом, который сочетал идеи тысячелетнего рейха и национальной исключительности с привлекательной социалистической риторикой.
После второй мировой войны Германия лежала в руинах. Тогда Л. Эрхард провозгласил курс на социально ориентированный рынок, который вместе с колоссальной американской помощью, предоставленной по плану Маршалла, привел к удивительно быстрому восстановлению экономики страны, названному «немецким чудом». Собственно вся послевоенная эко-номическая история Германии протекала под знаменами Л. Эрхарда.
Для современной экономики Германии характерны:
· Ярко выраженная постиндустриальная экономика с удельным весом сферы услуг в ВВП 64,4%, при 34,5% промышленности и 1,1% сельского хозяйства;
· Мощное государство, удельный вес бюджета которого в ВВП пре-вышает 50%, и большие налоги. В Германии на налоги идет 65% прибыли, тогда как в США только 45%, а в Великобритании 45%;
· Четкая социальная ориентация экономики, при которой отчисления в социальные фонды превышают 80% фонда оплаты труда. Немецкая ра-бочая сила - самая дорогая в мире, она стоит в среднем больше 12 долл. за час. В Германии больше всех в Европе праздничных дней. Все это удоро-жает немецкую продукцию и снижает ее конкурентоспособность;
· Субсидирование государством убыточных отраслей: угольной, сталелитейной, судостроительной отраслей промышленности и сельского хо-зяйства;
· Сильная интеграция немецкой экономики в мировую. Германия находится на втором месте как по экспорту (10% мирового), так и по импор-ту (8% мирового). Ее экспорт составляет 23,6% ВВП;
· Низкий уровень иностранных инвестиций, составляющий только 7,5% общих вложений, тогда как для Нидерландов он равен 35, а для Великоб-ритании - 25%;
· Высокий уровень безработицы, составляющий более 10% трудоспособного населения. Для Германии характерен значительный импорт рабо-чей силы. Туда едут привлекаемые высокими заработками рабочие Тур-ции, Греции, стран Восточной Европы;
· Высокий уровень вывоза капитала. Немецкие предприниматели пред-почитают выносить трудоемкие части производства за рубеж не только в развивающиеся страны с дешевой рабочей силой, но и в развитые страны с меньшими сборами в социальные фонды;
· Огромные затраты на выравнивание уровней жизни восточных земель, присоединенных 3 октября 1990 г., и западных земель. Эта програм-ма оценивается в 2 трлн. марок и тяжелым бременем ложится на бюджет страны. Введен даже специальный «налог на солидарность», доходы от которого идут на выполнение программы выравнивания доходов Мировая экономика: Учебник / Под ред. В.Л. Абрамова.- М., 2005. - С. 321..