Макроэкономическая стабилизация в Казахстане

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Сентября 2011 в 20:49, контрольная работа

Описание

Главной задачей данной работы является рассмотреть историю развития макроэкономической стабилизации в Республики Казахстан на современном этапе, а также её основные направления.

Цель контрольной работы – раскрыть сущность макроэкономической стабилизации в целом и её процессы в Республики Казахстан.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………3

1 Сущность стабилизации как макроэкономического явления……………...4

2 Макроэкономическая ситуация в Казахстане на текущий момент………..6

3 Основные направления макроэкономической политики РК………………7

Заключение……………………………………………………………………..11

Список литературы…………………………………………………………….12

Работа состоит из  1 файл

Копия К-ая Макроэкономика.doc

— 87.50 Кб (Скачать документ)

      Министерство  образования и науки Республики Казахстан 

      ВОСТОЧНО-КАЗАХСТАНСКИЙ  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ

      ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ им. Д.СЕРИКБАЕВА 
 
 
 
 
 
 
 
 

      КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА 

      по  дисциплине

        «Макроэкономика»

      вариант № 6.20 «Макроэкономическая стабилизация в Казахстане» 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                                                                                  
 
 
 
 

      г. Усть-Каменогорск

      2010 год

      СОДЕРЖАНИЕ 

      Введение…………………………………………………………………………3

      1 Сущность стабилизации как макроэкономического явления……………...4

     2 Макроэкономическая ситуация в Казахстане на текущий момент………..6

      3 Основные направления макроэкономической политики РК………………7

      Заключение……………………………………………………………………..11

      Список  литературы…………………………………………………………….12 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      ВВЕДЕНИЕ 

     Все страны с переходной экономикой сталкиваются с необходимостью достижения макроэкономической стабилизации.  Макроэкономическая стабилизация предполагает решение целого комплекса проблем, связанных с замедлением или полной остановкой инфляционных процессов, сбалансированностью государственного бюджета, ужесточением налоговой и кредитной политики, достижением равновесия на рынке. 
    Существуют разные макроэкономические теории, объясняющие с тех или иных позиций характер и причины инфляции. Однако все они сходятся на том, что при определенном, высоком, уровне инфляция становится опасной для экономики и социальной стабильности общества. Отрицательное влияние высокой инфляции состоит в следующем: обесцениваются доходы населения, особенно занятого в бюджетной сфере; происходит перераспределение национального богатства от наиболее бедных к наиболее богатым слоям населения, что подрывает социальную стабильность в обществе и усиливает социальное расслоение; разрушается денежная система страны, иностранные денежные знаки начинают вытеснять национальную валюту в денежном обороте, расцветает бартер; денежные накопления предприятий обесцениваются, невозможны инвестиции, никакие долгосрочные решения не могут быть приняты, подрывается база для экономического роста. Поэтому и введение инфляции в разумные рамки может быть осуществлено достаточно быстро путем сокращения платежеспособного спроса и денежной массы.

     Главной задачей данной работы является рассмотреть историю развития макроэкономической стабилизации в Республики Казахстан на современном этапе, а также её основные направления.

     Цель  контрольной работы – раскрыть сущность макроэкономической стабилизации в  целом и её процессы в Республики Казахстан. 
 

1 Сущность стабилизации как макроэкономического явления 
 

     Ключевой  задачей макроэкономической стабилизации является снижение инфляции до уровня, не являющегося запретительным для производственных инвестиций (менее 40 процентов в год). Даже поверхностный анализ проблем макроэкономической стабилизации позволяет сделать два общих вывода о ее особенностях и характере.

     Во-первых, стабилизация в большинстве случаев имеет отложенный характер, то есть является регулируемым явлением в экономике.

     Во-вторых, она обычно носит ярко выраженный циклический характер. То есть инфляционные процессы развиваются постепенно (с нарастающими оборотами).

     Проблема  отложенной стабилизации не является феноменом уникальным. Как показывается в экономических исследованиях, она связана прежде всего с определенной социально-политической ситуацией в стране, когда власть оказывается слишком слабой, чтобы осуществить комплекс необходимых, но непопулярных экономических шагов, а в обществе существуют примерно равнозначные по своему влиянию группы интересов, не желающие нести издержки по стабилизации и ожидающие, когда обстоятельства позволят провести соответствующий комплекс мер с минимальными для себя издержками.

     На  протяжении практически всего периода  существования инфляции широкое распространение получили представления о некой независимости инфляции от политики. Эти выводы были основаны на достаточно очевидной цикличности динамики макроэкономических индикаторов, что толкало некоторых исследователей на поиск нестандартных объяснений этого феномена. Причем наиболее широкое распространение получили два варианта объяснения затянутости (отложенности) стабилизации.

     Во-первых, исключительной зависимостью от природных условий, что заставляет изменять экономическую политику по сезонам года.

       Во-вторых, представлением о наличии  в экономике некоторого “естественного  уровня” инфляции (от 5 до 10 и даже до 12 процентов в месяц), связанного с социальной болезненностью стабилизации, а потому не позволяющего правительству добиться снижения инфляции в относительно сжатые сроки. То есть уровень инфляции напрямую отражает макроэкономическую стабильность страны.

     Соответственно  неуклонное, хотя и медленное, подавление инфляции опровергало и тезис о «естественном уровне» инфляции. Впрочем, тезис о естественных уровнях инфляции имеет под собой ряд оснований. Только основания эти кроются не в социальной сфере, а в политической. Дело не в том, что подавление инфляции может оказаться чересчур болезненным. Дело в том, что политически слабая государственная власть имеет весьма ограниченные возможности проведения своей экономической политики при наличии сильных и имеющих диаметрально противоположные интересы экономических группировок. А в центре борьбы этих групп интересов на протяжении достаточно значительного периода времени были как раз вопросы бюджетной и денежной политики, находящие выражение в показателе уровня инфляции.

     И это совершенно естественно, поскольку  инфляция по своей социальной сути представляет перераспределение финансовых ресурсов, и именно перераспределительный  конфликт лежит в основе политизации  этого макроэкономического индикатора.

     Таким образом, для достижения макроэкономической стабильности  в стране  необходима последовательная антиинфляционной политика, в проведении которой более всего заинтересованы те хозяйственные структуры, которые уже успели осознать свою экономическую силу, имеющие неплохие возможности реализовывать производимую продукцию в условиях конкуренции на внутреннем (или даже на мировом) рынке. 
 
 

     2 Макроэкономическая ситуация в Казахстане на текущий момент 

     «В  течение трех последних лет наша экономическая стратегия заключалась в достижении стабилизации макроэкономики, что означает сокращение дефицита государственного бюджета и последовательное проведение жесткой монетарной и кредитной политики. Сегодня мы как никогда близки к решению этой задачи. Однако сегодняшние успехи не дают нам оснований для успокоения.»1.

     В своем послании народу Казахстана, президент РК Нурсултан Назарбаев  сделал акцент на том, что мы стоим  на пороге решения проблемы сокращения дефицита государственного бюджета. Это  будет достигаться путем сокращения расходов госбюджета, за исключением социального обеспечения населения. Для окончательного решения, необходимо снизить уровень инфляции в Казахстане и стараться удерживать его в соответствующих рамках, беря пример с таких стран как Япония, Корея, Индонезия, Тайвань и Чили.

     Макростабилизация - лишь средство достижения экономического роста, нашей основной цели. Если же говорить о стабилизации на долгосрочный период, то «большой поток наличности, способный прийти в страну в связи с освоением наших полезных ископаемых и ростом, как мы надеемся, нашего экспорта в отдельных секторах экономики, может подвергать серьезной опасности курс нашей валюты, толкать его вверх. А это будет грозить потерей других отраслей, прежде всего экспортных и перерабатывающих».

В своем  последнем послании, Президент отметил, что необходимо усилить борьбу с  инфляцией. «Надо усилить борьбу с инфляцией. Рассчитываю, что и Национальный Банк добьется весомых результатов в борьбе с инфляцией»2.

Новый трехлетний бюджет должен обеспечить:

  • увеличение средних размеров пенсий в 2,5 раза к 2012 году, в том числе в 2009 году – на 25%, в 2010 году – 25% и в 2011 году - на 30%. При этом к 2011 году размеры базовых пенсионных выплат должны вырасти до 50% от размера прожиточного минимума;
  • увеличение размеров государственных социальных пособий и специальных государственных пособий с 2009 года - в среднем ежегодно на 9%;
  • поэтапное увеличение ежемесячного пособия по уходу за ребенком по достижению им одного года в 2010-2011 гг. до уровня, превышающего размеры пособий 2007 года в среднем в 2,5 раза;
  • увеличение с 2010 года размера единовременных пособий на рождение 4-го и более ребенка более чем в 4 раза по отношению к 2007 году;
  • повышение заработной платы работникам бюджетной сферы с поэтапным ее приближением к 2-х кратному уровню к 2012 году, в т.ч. в 2009 году – на 25%, 2010 году – на 25% и в 2011 году - на 30%.
  • в 2009 году надо увеличить ежегодную квоту для переселения на историческую Родину оралманов на 5 тысяч семей, довести до 20 тысяч семей в год (исполнено по состоянию на 2010 г.).3

      По  данным Агентства Республики Казахстан  по статистике, за 2009 год (декабрь 2009 года по сравнению с декабрем 2008 года) цены и тарифы на потребительские товары и услуги возросли на 8,4% (за 2008 год – на 7,5%), продовольственные товары – на 7,3%, непродовольственные товары – на 7,1%, платные услуги – на 11,6%.4

        В целом, процессы, происходящие в обществе, характеризуют современный период как переходный, со всеми присущими ему достоинствами и недостатками. 

3 Основные направления макроэкономической политики Казахстана 

     Экономика нашей страны до 2007 году продолжала развиваться высокими темпами. По предварительным оценкам, экономический рост составил 8,7 %. Тем не менее, прошедшие 2008-209 года проверили на прочность нашу финансовую систему. Нестабильность, охватившая мировые финансовые рынки, не могла не отразиться на экономике Казахстана. Подобные явления ещё раз подчеркивают высокую степень интегрированности нашей страны в глобальные экономические процессы.

     Волатильность международных финансовых рынков и  отсутствие чётких перспектив развития мировой экономики во многом послужили причиной снижения рейтинга страны международными рейтинговыми агентствами. Более жесткие условия фондирования на международных рынках усложнили возможность привлекать внешнее финансирование для казахстанских банков. Вследствие этого ожидается, что в 2008 году реальный прирост валового внутреннего продукта составит 5 – 7 %.

     Правительством  совместно с Национальным Банком и Агентством по регулированию и  надзору финансового рынка и  финансовых организаций (АФН) подготовлен  план действий государственных органов и банковского сектора, направленный на устранение негативного воздействия внешних факторов. Также разработаны меры, направленные на усиление конкурентоспособности казахстанской экономики и проведение структурных реформ.

     Основной  задачей АФН и Национального Банка является обеспечение стабильности финансовой системы страны и управление системными рисками, возникающими в связи с ситуациями на внешних рынках. В отношении денежно-кредитной политики Национальный банк предпринял меры для удержания инфляции в 2009 году на уровне, не превышающем 10 %.

     Состояние банковской системы чрезвычайно  важно для экономической стабильности Казахстана. Национальный Банк будет  продолжать оказывать поддержку  банковской системе путём предоставления краткосрочной ликвидности различными методами (операции РЕПО, валютные СВОПы и предоставление средств под залог минимальных резервных требований). АФН и Национальный Банк будут строго придерживаться принципов транспарентности и справедливого распределения рисков среди всех участников рынка, включая и акционеров банков второго уровня.

     АФН и Национальный Банк будут приветствовать инициативу банков по привлечению альтернативных источников финансирования, таких как, дополнительная эмиссия акций и (или) конвертируемых облигаций и  секьюритизация активов. Эти действия обязательно приведут к улучшению финансового состояния банков. АФН и Национальный Банк будут оказывать банкам поддержку в разработке и внедрении подобных инструментов, что в перспективе значительно уменьшит их зависимость от международных долговых рынков.

     Таким образом, государственные органы будут  действовать по принципу сбалансированного  подхода к управлению экономическими рисками. Это позволит обеспечить устойчивый экономический рост и избежать чрезмерного  фондирования частного сектора из ресурсов государства.

Информация о работе Макроэкономическая стабилизация в Казахстане