Макроэкономическое равновесие на товарном рынке: классическая и кейнсианская модели

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2012 в 19:48, курсовая работа

Описание

Достижение макроэкономического равновесия предпола¬гает:
1) обеспечение пропорциональности, т. е. взаимного со¬ответствия различных экономических процессов;
удержание тех или иных частных отклонений в опре¬деленных пределах, позволяющих длительное время сохранять стабильное экономическое развитие

Содержание

Введение…………………………………………………………………… 3
1. Макроэкономическое равновесие на товарном рынке: сущность, условия, факторы………………………………………………………….
6
2. Механизм обеспечения макроэкономического равновесия на товарном рынке: классический и кейнсианский подходы…..………….
18
3. Товарный рынок в Республике Беларусь: проблемы и тенденции…….. 35
Заключение………………………………………………………………… 48
Список использованных источников…………………………………….. 50

Работа состоит из  1 файл

Макроэк._равновес._на_тов._рынке уточ.doc

— 1.16 Мб (Скачать документ)

     Государственные закупки товаров и услуг: в той степени, в которой расходные статьи госбюджета определяются в номинальном денежном выражении, реальная величина государственных закупок при повышении уровня цен также будет сокращаться.

     Чистый  экспорт: при росте уровня цен в одной стране импорт из других стран будет расти, а экспорт из этой страны — сокращаться, в результате реальный объем чистого экспорта снизится.

    Таким образом, совокупный спрос можно  выразить формулой: 

                                                     

                                     (1.1) 

    Кривая  совокупного спроса показывает количество товаров и услуг, которое потребители готовы приобрести при каждом возможном уровне цен. Движение по кривой отражает изменение совокупного спроса в зависимости от динамики цен. Спрос на макроуровне подчиняется той же закономерности, что и на микроуровне: он будет падать при росте цен и увеличиваться при их снижении. Эта зависимость вытекает из уравнения количественной теории денег: 

                                                  

                                    (1.2) 

    где – уровень цен в экономике;

          – реальный объем выпуска, на который предъявлен спрос; 
        
– количество денег в обращении;

         – скорость обращения денег. 

    Из  этой формулы следует, что чем  выше уровень цен  , тем (при условии фиксированного предложения денег и скорости их обращения ) меньше количество товаров и услуг, на которые предъявлен спрос .

     Совокупный  спрос и предложение воздействуют на установленние равновесного общего уровня цен и равновесного объема производства в экономике в целом.

     При прочих равных условиях, чем ниже уровень  цен, тем большую часть национального продукта захотят приобрести потребители.

     Зависимость между уровнем цен и реальным объемом национального продукта, на который предъявляется спрос, выражается графиком совокупного спроса, который имеет отрицательный  наклон.

     На  динамику потребления национального продукта влияют ценовые и неценовые факторы. Действие ценовых факторов реализуется через изменение в объеме на товары и услуги и графически выражается движением вдоль кривой от точки к точке . Неценовые факторы вызывают изменение в , сдвигая кривую влево или вправо до или .

     Ценовые факторы  кроме уровня цен:

  • Эффект процентной ставки. При постоянной денежной массе увеличение уровня цен вызовет увеличение процентной ставки, так как растет потребность в деньгах у потребителей для покупок товаров, у производителей для оплаты ресуров. Но возросшие процентные ставки сократят потребительские расходы и инвестиции, то есть произойдет сокращение на реальный объем национального продукта. Высокая процентная ставка увеличит объемы вкладов населения, тем самым отвлекая деньги от спроса на товары.
  • Эффект богатства (дохода). Рост уровня цен (инфляция) сокращает реальную стоимость, или покупательную способность, финансовых активов (акций, облигаций) с фиксированной стоимостью, которой владеют покупатели. В результате снижаются потребительские расходы и
  • Эффект импортных закупок. При увеличении цен внутри страны на отечественные товары падает спрос на отечественные товары, а на более дешевые импортные увеличивается. Одновременно снижается экспорт товаров за границу. Все это приведет к снижению на отечественные товары. И наоборот, если растут цены на импортные товары, то возрастет спрос на отечественные товары, как это произошло в России после дефолта 1998 года.

    Наряду  с ценовыми на совокупный спрос оказывают  влияние неценовые факторы. Их действие приводит к смещению кривой вправо или влево. К неценовым факторам совокупного спроса относятся:

  • Потребительские расходы, которые зависят от:
    • Благосостояния потребителей. При увеличении благосостояния увеличиваются потребительские расходы, то есть происходит увеличение AD
    • Ожидания потребителей. Если ожидается увеличение реальных доходов, то увеличиваются расходы в текущем периоде, то есть увеличивается AD
    • Задолженности потребителя. Долги снижают текущее потребление и AD
    • Налогов. Высокие налоги снижают совокупный спрос.
  • Инвестиционные расходы, к которым относят:
    • Изменение процентных ставок. Увеличение процентной ставки приведет к снижению инвестиционных расходов и соответственно снижению совокупного спроса.
    • Ожидаемые прибыли от инвестиций. При благоприятном прогнозе увеличивается AD.
    • Налоги с предприятий. При повышении налогов снижается AD.
    • Новые технологии. Обычно приводят к увеличиению инвестиционных расходов и росту совокупного спроса.
    • Избыточные мощности. Используются не полностью, нет стимула к наращиванию дополнительных мощностей, снижаются инвестиционные расходы и падает AD.
  • Государственные расходы
  • Расходы на чистый экспорт
  • Национальный доход других стран. Если национальный доход стран растет, то они увеличивают закупки за границей и тем самым способствуют увеличению совокупного спроса в другой стране.
  • Валютные курсы. Если курс на собственную валюту растет, то страна может больше закупать иностранных товаров, а это ведет к увеличению AD.

    Изменения совокупного спроса отражены на рис. 1.1. Сдвиг прямой AD вправо отражает увеличение совокупного спроса, а влево – уменьшение.

Рис. 1.1 – Кривая совокупного спроса

     Совокупное  предложение — реальный объем национального продукта, который может быть произведен при различном (определенном) уровне цен. 

       

Рис. 1.2 – Кривая совокупного предложения

     Закон совокупного предложения — при  более высоком уровне цен у  производителей возникают стимулы  увеличения объема производства и соответственно увеличивается предложение изготовляемых товаров.

     График  совокупного предложения имеет  положительный наклон и состоит  из трех частей:

  • Горизонтальный.
  • Промежуточный (восходящий).
  • Вертикальный.

     Неценовые факторы совокупного  предложения:

  • Изменение цен на ресурсы:
    • Наличие внутренних ресурсов
    • Цены на импортные ресурсы
    • Господство на рынке
  • Изменение в производительности (объем производства/общие затраты)
  • Изменения правовых норм:
    • Налоги с предприятий и субсидии
    • Государственное регулирование
 

    Внешняя торговля и равновесный  объем производства

    Все предыдущие рассуждения применимы  для условий закрытой экономики, использующей потенциал внутреннего  национального рынка. Однако углубление международного разделения труда постепенно втягивает в орбиту международных  экономических отношений все страны: большие и малые, развитые и неразвитые. Важнейшей формой международных экономических отношений выступает внешняя торговля [19, с. 432].

    Каждая  страна ведет торговлю с другими  странами. Поэтому в каждом государстве  складывается свое соотношение между экспортом (стоимостное содержание товаров, вывозимых за пределы страны) и импортом (объем ввозимых в страну материальных благ и услуг), оказывающее влияние на макроэкономическое равновесие. Для выражения этого соотношения используется показатель чистый экспорт, который определяется как разница между экспортом и импортом. Если экспорт страны будет больше ее импорта, то чистый экспорт имеет положительное значение. Если же величина импорта превышает экспорт, то чистый экспорт становится отрицательным.

    Как же влияет, например, увеличение экспорта на макроэкономическое равновесие? Рост экспорта приведет к расширению национального производства, ориентированного на внешние рынки, что вызовет увеличение занятости и совокупного дохода в стране. Поэтому экспорт можно считать еще одним компонентом совокупных расходов. Импорт, наоборот, требует увеличения расходов для приобретения товаров и услуг, произведенных за границей, и поэтому забирает часть расходов, предназначенных на потребление и инвестиции. Поэтому в данном случае, при определении совокупных расходов на товары и услуги внутри страны, необходимо из суммы расходов на потребление и инвестиции вычесть расходы на импорт.

    Положительный или отрицательный чистый экспорт  по-разному влияет на равновесный уровень национального продукта. Так, положительный чистый экспорт ведет к росту совокупных внутренних расходов и поэтому вызывает увеличение национального продукта. Отрицательный чистый экспорт вызывает снижение совокупных внутренних расходов и поэтому уменьшает объем национального продукта. Импорт увеличивает наличную товарную массу продукции, но уменьшает национальный продукт вследствие снижения расходов на производство национального продукта.

    Таким образом, внешнеэкономические связи  страны влияют на размер внутреннего национального продукта. Рассмотрим три случая:

    1) наблюдается рост национального  продукта и национального дохода у стран-партнеров по внешней торговле. Возросшие экономические возможности позволяют им закупать больше импортных товаров. А поскольку импорт одной страны есть экспорт другой страны, то производство последней расширяется, что способствует развитию ее экономики;

  1. вводятся торговые ограничения на импорт, применяемые отдельными странами для развития собственного производства. Они приводят к снижению экспорта партнеров и вызывают падение их производства. Обычно последние также отвечают на это протекционистскими мерами по ограничению внешней торговли. В результате наблюдается снижение объема производства у обоих партнеров;
  2. происходит девальвация, т. е. обесценивание национальной валюты. Применительно к Беларуси это означает, что, например, за один доллар США можно будет купить больше белорусских рублей. В таком случае цена на отечественные товары в долларовом эквиваленте начнет падать, что будет стимулировать их приобретение за границей. С другой стороны, отечественным потребителям понадобится больше белорусских рублей, чтобы приобрести импортные товары, так как цены на последние вырастут. Поэтому в стране произойдет снижение расходов на импорт. В результате разница между экспортом и импортом (чистый экспорт) увеличится, что вызовет рост национального продукта.

    Государственные закупки и расходы

    Государственные закупки и расходы составляют государственный бюджет [19, с. 393].

    Государственный бюджет – это баланс доходов и расходов государства за определенный период времени (обычно год), представляющий собой основной финансовый план страны, который после его принятия законодательным органом власти (парламентом, государственной думой, конгрессом и т.п.) приобретает силу закона и обязателен для исполнения.

    С макроэкономической точки зрения все  государственные расходы делятся  на:

    - государственные закупки товаров и услуг (их стоимость включается в ВВП);

    - трансферты (их стоимость не включается в ВВП);

    - выплаты процентов по государственным облигациям (обслуживание государственного долга).

    Основными источниками доходов государства  являются:

    - налоги (включая взносы на социальное  страхование);

    - прибыль государственных предприятий;

    -  сеньораж (доход от эмиссии денег;

    -  доходы от приватизации.

    Разница между доходами и расходами государства  составляет сальдо (состояние) государственного бюджета. Государственный бюджет может  находиться в трех различных состояниях:

    1) когда доходы бюджета превышают расходы ( ), сальдо бюджета положительное, что соответствует излишку (или профициту) государственного бюджета

    2) когда доходы равны расходам ( ), сальдо бюджета равно нулю, т. е. бюджет сбалансирован;

    3) когда доходы бюджета меньше, чем расходы (Т < G), сальдо бюджета отрицательное, т. е. имеет место дефицит государственного бюджета.

    Целью государства согласно теории Кейнса должна быть не сбалансированность бюджета, а стабильность экономики. Эта идея была выдвинута Кейнсом в его работе «Общая теория занятости, процента и денег» (1936 г.) и активно использовалась в экономиках развитых стран до середины 70-х годов. Согласно воззрениям Кейнса, инструменты государственного бюджета (государственные закупки, налоги и трансферты) должны использоваться в качестве антициклических регуляторов, стабилизирующих экономику на разных фазах цикла. Если в экономике спад, то государство в целях стимулирования деловой активности и обеспечения экономического подъема должно увеличивать свои расходы (государственные закупки и трансферты) и уменьшать налоги, что приведет к росту совокупного спроса. И, наоборот, если в экономике бум (перегрев), то государство должно сокращать расходы и увеличивать налоги (доходы), что сдерживает деловую активность и «остужает» экономику, ведет к ее стабилизации. Состояние государственного бюджета при этом значения не имеет. Поскольку теория Кейнса была направлена на разработку рецептов борьбы с рецессией, со спадом в экономике, что предлагалось осуществлять, используя, в первую очередь, инструменты бюджетного регулирования (увеличение государственных закупок и трансфертов, т. е. расходов бюджета и снижение  налогов, т. е. доходов бюджета), то эта теория основана на идее «дефицитного финансирования». В результате использования в большинстве развитых стран в 50-е - 60-е годы кейнсианских рецептов регулирования экономики проблема хронического дефицита государственного бюджета к середине 70-х годов стала одной из основных макроэкономических проблем, что послужило одной из причин усиления инфляционных процессов. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Макроэкономическое равновесие на товарном рынке: классическая и кейнсианская модели