Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2012 в 19:48, курсовая работа
Достижение макроэкономического равновесия предпола¬гает:
1) обеспечение пропорциональности, т. е. взаимного со¬ответствия различных экономических процессов;
удержание тех или иных частных отклонений в опре¬деленных пределах, позволяющих длительное время сохранять стабильное экономическое развитие
Введение…………………………………………………………………… 3
1. Макроэкономическое равновесие на товарном рынке: сущность, условия, факторы………………………………………………………….
6
2. Механизм обеспечения макроэкономического равновесия на товарном рынке: классический и кейнсианский подходы…..………….
18
3. Товарный рынок в Республике Беларусь: проблемы и тенденции…….. 35
Заключение………………………………………………………………… 48
Список использованных источников…………………………………….. 50
Государственные закупки товаров и услуг: в той степени, в которой расходные статьи госбюджета определяются в номинальном денежном выражении, реальная величина государственных закупок при повышении уровня цен также будет сокращаться.
Чистый экспорт: при росте уровня цен в одной стране импорт из других стран будет расти, а экспорт из этой страны — сокращаться, в результате реальный объем чистого экспорта снизится.
Таким
образом, совокупный спрос можно
выразить формулой:
Кривая
совокупного спроса показывает количество
товаров и услуг, которое потребители
готовы приобрести при каждом возможном
уровне цен. Движение по кривой
отражает изменение совокупного спроса
в зависимости от динамики цен. Спрос на
макроуровне подчиняется той же закономерности,
что и на микроуровне: он будет падать
при росте цен и увеличиваться при их снижении.
Эта зависимость вытекает из уравнения
количественной теории денег:
где – уровень цен в экономике;
– реальный объем выпуска, на который
предъявлен спрос;
– количество денег в обращении;
– скорость обращения денег.
Из этой формулы следует, что чем выше уровень цен , тем (при условии фиксированного предложения денег и скорости их обращения ) меньше количество товаров и услуг, на которые предъявлен спрос .
Совокупный
спрос и предложение
При
прочих равных условиях, чем ниже уровень
цен, тем большую часть
Зависимость
между уровнем цен и реальным
объемом национального
На динамику потребления национального продукта влияют ценовые и неценовые факторы. Действие ценовых факторов реализуется через изменение в объеме на товары и услуги и графически выражается движением вдоль кривой от точки к точке . Неценовые факторы вызывают изменение в , сдвигая кривую влево или вправо до или .
Ценовые факторы кроме уровня цен:
Наряду с ценовыми на совокупный спрос оказывают влияние неценовые факторы. Их действие приводит к смещению кривой вправо или влево. К неценовым факторам совокупного спроса относятся:
Изменения совокупного спроса отражены на рис. 1.1. Сдвиг прямой AD вправо отражает увеличение совокупного спроса, а влево – уменьшение.
Рис. 1.1 – Кривая совокупного спроса
Совокупное
предложение — реальный объем национального
продукта,
который может быть произведен при различном
(определенном) уровне цен.
Рис. 1.2 – Кривая совокупного предложения
Закон совокупного предложения — при более высоком уровне цен у производителей возникают стимулы увеличения объема производства и соответственно увеличивается предложение изготовляемых товаров.
График совокупного предложения имеет положительный наклон и состоит из трех частей:
Неценовые факторы совокупного предложения:
Внешняя торговля и равновесный объем производства
Все предыдущие рассуждения применимы для условий закрытой экономики, использующей потенциал внутреннего национального рынка. Однако углубление международного разделения труда постепенно втягивает в орбиту международных экономических отношений все страны: большие и малые, развитые и неразвитые. Важнейшей формой международных экономических отношений выступает внешняя торговля [19, с. 432].
Каждая страна ведет торговлю с другими странами. Поэтому в каждом государстве складывается свое соотношение между экспортом (стоимостное содержание товаров, вывозимых за пределы страны) и импортом (объем ввозимых в страну материальных благ и услуг), оказывающее влияние на макроэкономическое равновесие. Для выражения этого соотношения используется показатель чистый экспорт, который определяется как разница между экспортом и импортом. Если экспорт страны будет больше ее импорта, то чистый экспорт имеет положительное значение. Если же величина импорта превышает экспорт, то чистый экспорт становится отрицательным.
Как же влияет, например, увеличение экспорта на макроэкономическое равновесие? Рост экспорта приведет к расширению национального производства, ориентированного на внешние рынки, что вызовет увеличение занятости и совокупного дохода в стране. Поэтому экспорт можно считать еще одним компонентом совокупных расходов. Импорт, наоборот, требует увеличения расходов для приобретения товаров и услуг, произведенных за границей, и поэтому забирает часть расходов, предназначенных на потребление и инвестиции. Поэтому в данном случае, при определении совокупных расходов на товары и услуги внутри страны, необходимо из суммы расходов на потребление и инвестиции вычесть расходы на импорт.
Положительный или отрицательный чистый экспорт по-разному влияет на равновесный уровень национального продукта. Так, положительный чистый экспорт ведет к росту совокупных внутренних расходов и поэтому вызывает увеличение национального продукта. Отрицательный чистый экспорт вызывает снижение совокупных внутренних расходов и поэтому уменьшает объем национального продукта. Импорт увеличивает наличную товарную массу продукции, но уменьшает национальный продукт вследствие снижения расходов на производство национального продукта.
Таким образом, внешнеэкономические связи страны влияют на размер внутреннего национального продукта. Рассмотрим три случая:
1)
наблюдается рост
Государственные закупки и расходы
Государственные закупки и расходы составляют государственный бюджет [19, с. 393].
Государственный бюджет – это баланс доходов и расходов государства за определенный период времени (обычно год), представляющий собой основной финансовый план страны, который после его принятия законодательным органом власти (парламентом, государственной думой, конгрессом и т.п.) приобретает силу закона и обязателен для исполнения.
С
макроэкономической точки зрения все
государственные расходы
- государственные закупки товаров и услуг (их стоимость включается в ВВП);
- трансферты (их стоимость не включается в ВВП);
- выплаты процентов по государственным облигациям (обслуживание государственного долга).
Основными
источниками доходов
- налоги (включая взносы на социальное страхование);
-
прибыль государственных
- сеньораж (доход от эмиссии денег;
- доходы от приватизации.
Разница между доходами и расходами государства составляет сальдо (состояние) государственного бюджета. Государственный бюджет может находиться в трех различных состояниях:
1) когда доходы бюджета превышают расходы ( ), сальдо бюджета положительное, что соответствует излишку (или профициту) государственного бюджета
2) когда доходы равны расходам ( ), сальдо бюджета равно нулю, т. е. бюджет сбалансирован;
3) когда доходы бюджета меньше, чем расходы (Т < G), сальдо бюджета отрицательное, т. е. имеет место дефицит государственного бюджета.
Целью
государства согласно теории Кейнса должна
быть не сбалансированность
бюджета, а стабильность
экономики. Эта идея была выдвинута
Кейнсом в его работе «Общая теория занятости,
процента и денег» (1936 г.) и активно использовалась
в экономиках развитых стран до середины
70-х годов. Согласно воззрениям Кейнса,
инструменты государственного бюджета
(государственные закупки, налоги и трансферты)
должны использоваться в качестве антициклических
регуляторов, стабилизирующих экономику
на разных фазах цикла. Если в экономике
спад, то государство в целях стимулирования
деловой активности и обеспечения экономического
подъема должно увеличивать свои расходы
(государственные закупки и трансферты)
и уменьшать налоги, что приведет к росту
совокупного спроса. И, наоборот, если
в экономике бум (перегрев), то государство
должно сокращать расходы и увеличивать
налоги (доходы), что сдерживает деловую
активность и «остужает» экономику, ведет
к ее стабилизации. Состояние государственного
бюджета при этом значения не имеет. Поскольку
теория Кейнса была направлена на разработку
рецептов борьбы с рецессией, со спадом
в экономике, что предлагалось осуществлять,
используя, в первую очередь, инструменты
бюджетного регулирования (увеличение
государственных закупок и трансфертов,
т. е. расходов бюджета и снижение налогов,
т. е. доходов бюджета), то эта теория основана
на идее «дефицитного финансирования».
В результате использования в большинстве
развитых стран в 50-е - 60-е годы кейнсианских
рецептов регулирования экономики проблема
хронического дефицита государственного
бюджета к середине 70-х годов стала одной
из основных макроэкономических проблем,
что послужило одной из причин усиления
инфляционных процессов.