Макроэкономическое равновесие России в 90е годы 20 века

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Июня 2011 в 00:05, реферат

Описание

В России в настоящее время сложилась очень интересная ситуация совокупный спрос и совокупное предложение уравнялись т.е. в век рыночных отношений, которые уже сформировались совокупный спрос можно сказать равен совокупному предложению. Это обеспечено тем, что спад производства наметившийся в конце 90 – х годов, пошел резко вверх, т.е. объемы производства резко возросли.

Содержание

Макроэкономическое равновесие России в 90е годы 20 века

Совокупный спрос и совокупное предложение

Экономические реформы и их эффективность

Вывод

Работа состоит из  1 файл

черток.docx

— 51.83 Кб (Скачать документ)

План

Макроэкономическое  равновесие России в 90е годы 20 века

Совокупный спрос  и совокупное предложение

Экономические реформы и их эффективность

Вывод

Приложения 

Макроэкономическое  равновесие России в 90е  годы 20 века 

В России в настоящее  время сложилась очень интересная ситуация совокупный спрос и совокупное предложение уравнялись т.е. в век  рыночных отношений, которые уже  сформировались совокупный спрос можно  сказать равен совокупному предложению. Это обеспечено тем, что спад производства наметившийся в конце 90 – х годов, пошел резко вверх, т.е. объемы производства резко возросли.

Одни считают  государственное вмешательство  злом для экономики, другие, наоборот, - условием ее развития. Но далеко не всегда спорящие стороны четко определяют, что может делать рынок, а что - государство, и какие механизмы  регулирования будут при этом использованы. Каждая из сторон нередко  обращается к опыту развитых стран, но трактует его, как правило, исходя из собственных убеждений, поскольку  в истории этих стран можно  найти как периоды усиления государственного вмешательства, так и периоды  его ослабления, как сторонников  масштабного вмешательства государства  в экономику, так и его противников.

Я хочу описать те изменения, какие происходили в системе государственного вмешательства в экономику развитых стран на протяжении последних двух десятилетий ХХ столетия, с каким "государственным" багажом они вошли в XXI век. Эти изменения - результат многих причин, но важнейшая из них - глобализация, разрушающая границы национальных хозяйств и связывающая их прочной паутиной торговых, финансовых, политических, социальных и культурных отношений.

Первой и немедленной реакцией на понижение процентных ставок или на увеличение государственных расходов сверх доходов может стать (и нередко становится) отток из страны спекулятивного капитала. Он влечет за собой падение обменного курса и повышение импортных цен. Вместо предполагаемого стимулирования роста экономики и увеличения занятости на самом деле возникает инфляционный эффект.

Вот почему так  важна координация действий в  этой области между отдельными странами. И в рамках Европейского союза, особенно после образования "зоны евро", такая координация постепенно налаживается. Созданы и соответствующие новые  институты - Европейский центральный  банк и Европейская система центральных  банков. Решения Европейского центрального банка отныне становятся обязательными  для центральных банков стран-членов ЕС.

Несмотря на все своеобразие российской экономики, на ее затянувшийся "переходный возраст" и отсталость от развитых капиталистических  стран, она с неизбежностью втягивается  в нынешний глобализованный мир. Но пока испытывает на себе не столько выгоды, сколько тяготы и сложности, им вызываемые. Именно эта суровая реальность требует от нашего государства участия в дальнейшей трансформации экономической системы. Но прежде необходимо перестроить, повысив их эффективность, сами механизмы государственного вмешательства - таково требование современной глобальной экономики. И здесь опыт развитых стран не может не представлять для нас определенного интереса.

Анализ динамики основных макроэкономических показателей  за последние пять с половиной  лет реформ (с оценкой уровня благосостояния) показывает, что был обеспечен  экономический рост в связи с  тем что были решены проблемы, касаемые денежно – кредитной политики, т.е. уровень денежной массы начал удовлетворять потребности экономики. При этом было четко обосновано, сколько потребуется денег для обеспечения экономического роста. На первый взгляд эта проблема была достаточно "проста", поскольку для обеспечения товарно-денежной сбалансированности денег в обращении должно быть столько, сколько стоят все товары и услуги. Но именно здесь и возникал главный парадокс. Если увеличивать денежную массу в пропорции, соответствующей темпам роста цен, то экономический механизм быстро войдет в гиперинфляционную спираль, если же не добавлять денег в обращение. то при низкой инфляции будет длительный и глубокий спад производства.

Поскольку в  течение пяти последних лет принимались  разнонаправленные относительно достижения результата решения (при которых  спад замедляли за счет эмиссии, а  инфляцию снижали за счет ограничения  денежной массы, то в экономике продолжались и спад. и наращивание денежной массы. Все это привело к тому, что масштаб цен изменился примерно в 10 тыс. раз. Очевидно, что процесс стагфляции, когда денежная масса растет в условиях спада производства, будет продолжаться до тех пор, пока либо не ограничат рост цен на продукцию производителей-монополистов, либо не сформируется конкурентная среда, поскольку для создания конкурентной среды потребуется не одно десятилетие, то для остановки спада производства при отсутствии инфляции единственно возможным решением являлось проведение эффективной меновой политики, исключающей произвольный рост цен в секторах с монополизированным производством, что было и применено в экономической политике нашего государства. Однако даже если цены будут контролироваться, как рассчитать необходимый объем денежной массы, обеспечивающий экономический рост.

К середине 80-х  годов экономика России оказалась  в состоянии кризиса. Замедление темпов экономического развития заставило искать выход. Казалось, что все беды экономики происходят от распыления средств, от недостаточной продуманности капиталовложений. Поэтому главным стержнем ускорения было изменение инвестиционной политики. Предусматривалось перераспределение  капиталовложений в отрасли, определяющие технический прогресс, в первую очередь в машиностроение.

С началом реформ в России в 1992 году наблюдалось  серьезное  снижение

инвестиций.  Объем  инвестиций  1998  года  составил  22%  от   аналогичного

показателя 1990 года.

Обратимся к  статистическим данным. 

Составляющие  ВВП, % 

                                                                             |1995                     |1999                     |

|Потребление                                                          |71,1                     |68,6                     |

|Инвестиции                                                            |25,4                     |15,1                     |

|Экспорт                                                                    |3,5                      |16,3                     | 

При таком низком  уровне  инвестиций  экономический  рост  невозможен,

развитие происходит лишь за  счет  возросшего  экспорта,  за  счет  внешнего

рынка. Сокращение реального строительства  и  развития,  происходящее  из-за

отсутствия  инвестиций,  углубляет  технологическое  отставание   России   и

превращает ее в сырьевой придаток развитых стран. 

Распределение доходов в экономике. 

Одним из важнейших  последствий  инфляции  является  перераспределение

богатства в  стране. В 1990-е гг. децильные коэффициенты в развитых странах составляли величину  6-7 раз, а в России - 15 раз. Рассчитывают и коэффициент Джини, которым измеряют неравенство доходов. Он равен соотношению площади между биссектрисой прямоугольника и кривой к площади треугольника АБВ. В развитых странах он равен 30%, а у нас в 1994 году он был равен 40% .

Анализ качества жизни предполагает использование  большого числа количественных показателей, которые отражают все стороны  жизни народа, прежде всего, материальное благосостояние. Необходимо учитывать  и моральные и духовные аспекты  жизни. При этом имеет значение и  личное богатство индивидов, и их отношение к общенародному благосостоянию.

С 1989 г. инфляционные процессы приняли лавинообразный характер (и это закономерно т.к. большинство  проблем решалось за счет печатного  станка). Предприятия, стремясь избавиться от денег, начали вкладывать их в любые виды ресурсов. Резко возросли сверхнормативные запасы. Во взаимоотношениях друг с другом предприятия перешли к безденежному обороту, отказывались от госзаказа. Всё  большее развитие стали получать бартерные сделки. Рост цен, вызванный инфляцией, привел к тому, что колхозы стали отказываться продавать государству продукцию и искать пути непосредственного натурального обмена с предприятиями. При рекордных урожаях (1989г. – 211 млрд. т., 1990 г. – 230 млрд. т. зерна) стал ощущаться недостаток продовольствия. В связи с экономическим кризисом возросли сепаратистские тенденции. Недовольство народа отсутствием товаров вызвало массовые забастовки, что ещё более усугубило положение. Началось уже не замедление темпов, а сокращение производства. Стало ясно, что частичным реформированием существующей экономической системы не обойтись – надо менять её в корне.

Секретарь ЦК КПСС В. Медведев в 1994 году писал, что к 1989 году развился «настоящий экономический кризис», оказавший значительное влияние на потребительский рынок со сбоем поставок продовольствия и ажиотажным спросом населения, в том числе на продукты первой необходимости. Вместе с тем, экс-председатель Совета министров СССР Н. И. Рыжков в 2010 году заявил, что дефицит преднамеренно создавался некоторыми представителями власти (в частности, по его словам, Ельцин инициировал одновременный ремонт 24 табачных фабрик, что спровоцировало дефицит табака) 

Важные  экономические реформы: 

  • Либерализация цен
 

Уже в первые месяцы действия реформы рынок стал наполняться потребительскими товарами, но монетарная политика эмиссии денег привела к гиперинфляции: резкому снижению реальных зарплат и пенсий, обесцениванию банковских накоплений, резкому падению уровня жизни. По мнению академика РАН Н. П. Шмелёва, Егор Гайдар фактически ограбил страну тем, что не ввёл инфляционный коэффициент на вклады в сберегательных кассах. По словам Шмелёва, была возможность через акционирование предприятий распродать основные фонды самим предприятиям и работникам, это позволило бы наполнить предприятия оборудованием: «Не отнимать, а потом делить между мошенниками, а дать людям через акционирование гораздо больше».

Экономика, вышедшая из-под контроля правительства, страдала от финансовых спекуляций, падения  курса рубля по отношению к  твёрдой валюте. Кризис неплатежей и замена денежных расчётов бартером ухудшали общее состояние хозяйства  страны. Результаты реформ стали очевидны к середине 1990-х годов. С одной  стороны, в России начала формироваться  многоукладная рыночная экономика, улучшились политические и экономические  связи со странами Запада, была провозглашена  в качестве приоритета государственной  политики защита прав и свобод человека. Но в 1991—1995 гг. ВВП и промышленное производство упали более чем на 20 %, уровень жизни большинства населения резко снизился, инвестиции за 1991—1998 годы упали на 70 %.

Разрушение советского государственного аппарата регулирования  цен и либерализация цен привели  к огромным диспаритетам в ценах и финансовом положении предприятий и отраслей. В условиях практически полной монополизации производства, либерализация цен фактически привела к смене органов, которые их устанавливают: вместо государственного комитета этим стали заниматься сами монопольные структуры, следствием чего являлось резкое повышение цен и одновременное снижение объёмов производства. Таким образом проявился типично монопольный эффект. В результате, государственная система ценообразования была фактически заменена не рыночной, а монопольной, свойством которой является повышенный уровень рентабельности при низком объёме выпуска продукции, что в свою очередь приводит к ускорению инфляции и к сокращению производства.

Либерализация цен привела к галопирующей инфляции, росту неплатежей, обесценению заработной платы, обесценению доходов и сбережений населения, росту безработицы, а также к усилению проблемы нерегулярности выплаты заработков.

Вследствие либерализации  цен к середине 1992 года российские предприятия остались практически  без оборотных средств.

Либерализация цен привела к тому, что рост цен значительно обогнал рост денежной массы, следствием чего являлось её реальное сжатие. Так, за 1992—1997 годы индекс-дефлятор ВВП и индекс потребительских цен выросли примерно в 2400 раз, в то же время агрегат денежной массы М2 увеличился примерно в 280 раз. В результате «реальная» денежная масса сократилась 8 с лишним раз. При этом не произошло такого же увеличения скорости оборачиваемости денег, что могло бы компенсировать сжатие. Положение усугублялось тем, что в результате приватизации на денежную массу легла дополнительная нагрузка по обслуживанию акций, облигаций и т. п., которые ранее не являлись объектами сделок. Вследствие этих процессов к 2000 году денежная масса стала составлять около 15 % ВВП, при том, что в странах с переходной экономикой она составляла тогда 25-30 % ВВП, а в развитых странах — 60-100 % ВВП. При нехватке денег они стали настолько дорогими, что реальный сектор экономики оказался оголён от финансовых ресурсов. Отсутствие денег в экономике также ускорило развитие других негативных процессов: падения экономического роста, восполнения недостающей денежной массы суррогатами и усиления натурализации обмена (бартерных операций). 

Информация о работе Макроэкономическое равновесие России в 90е годы 20 века