Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2013 в 18:56, курсовая работа
Макроэкономика – раздел экономической теории, в котором исследуется экономика как целостная система, формируются цели экономической политики и определяются экономические инструменты, необходимые для ее реализации. Макроэкономический подход используется для исследования состояния и динамики экономики на национальном уровне или на уровне больших секторов.
Вступление....................................................................................................... 3
1. Макроэкономика как составная часть экономической науки..................... 6
2. Рыночный механизм макроэкономического равновесия.......................... 10
3. Характеристика макроэкономических показателей. Национальное счетоводство.
4. Основная проблема макроэкономики........................................................ 21
5. Рекомендации, разработанные по результатам выполнения исследовательского проекта “Использование макроэкономических моделей для анализа эффективности экономической политики в России”........................................................................................ 25
Заключение..................................................................................................... 31
Список использованной литературы............................................................. 34
курсовая работа
Макроэкономика в системе экономических наук и экономической политики государства.
ПЛАН
Вступление....................
1. Макроэкономика как составная часть экономической науки..................... 6
2. Рыночный механизм
макроэкономического
3. Характеристика
макроэкономических
4. Основная проблема
макроэкономики................
5. Рекомендации,
разработанные по результатам
выполнения исследовательского
проекта “Использование
Заключение....................
Список использованной
литературы....................
Макроэкономика
– раздел экономической теории,
в котором исследуется
Как раздел экономической
теории Макроэкономика сложилась в
конце 30-х гг. 20-го столетия в результате
появления работы Дж.М.Кейнса “Общая
теория занятости, процента и денег”.
В настоящее время
Макроэкономика
— совокупность взаимосвязанных
производителей и потребителей товаров
и услуг. В отличие от микроэкономики,
которая изучает мотивацию
Развитие
макроэкономического анализа
· Оно связано прежде всего с соображениями экономической политики: государственное вмешательство касается всей экономики или ее больших секторов; оно сказывается на самых разных экономических решениях всех граждан - их потреблении, сбережениях, их капиталовложениях); проблемы, которые встают при этом должны рассматриваться в рамках глобальной теории. Другим преимуществом такой теории является возможность использовать количественные показатели при подсчете совокупных величин с помощью технических инструментов национального расчета.
· Оно связано с теоретическими соображениями. Дело в том, что макроэкономический анализ может принимать во внимание такие факты, которые не обнаруживаются в индивидуальном плане. Характерные особенности и поведение какой-то совокупности не поддаются определению с помощью простого суммирования характерных особенностей поведения его составных элементов.
"Хотя лес
и является просто-напросто
И Боулдинг делает вывод относительно экономики: "Нет ни одной другой науки, где опасность обобщения индивидуального опыта была бы так огромна, как в экономике. Самый большой источник ошибок экономической мысли связан, возможно, с той трудностью, которой подвергается в виде испытания человеческий ум, стараясь вообразить себе закрытую систему как единое целое, и с возникающей на этой основе тенденцией применить к обществу и к экономике общие выводы, которые возникают по индивидуальному опыту"[2].
Есть немало примеров того, что получило название "макроэкономических парадоксов". Так, какая-нибудь фирма или область промышленности может увеличить свою продукцию, переманив к себе работников более высокими, чем у их конкурентов, заработками; при полной занятости промышленность страны не может увеличить общую занятость. Уменьшив заработную плату своим рабочим, какая-нибудь фирма может снизить свои цены и увеличить объем своей продажи. Если же заработную плату своим работникам уменьшат все фирмы, им не удастся увеличить объем своей продажи, поскольку общее уменьшение заработной платы снижает национальную прибыль и, соответственно, совокупный спрос. Индивидуум может сохранять, не инвестируя, или инвестировать без предшествующего сохранения или не связывая свои накопления с уровнем инвестирования; однако для экономики вообще сбережения идентичны инвестированию.
Таким образом, основная цель данной курсовой работы состоит в изучении особенностей макроэкономики как одной из экономических наук.
Основными проблемами, изучаемыми на макроэкономическом уровне, являются:
· определение объема и структуры национального продукта и национального дохода;
· выявление факторов, регулирующих занятость в масштабах национальной экономики;
· анализ природы инфляции;
· изучение механизма и факторов экономического роста;
· рассмотрение причин циклических колебаний и конъюнктурных изменений в экономике;
· исследование внешнеэкономического взаимодействия национальных экономик;
· теоретическое обоснование целей, содержания и форм осуществления макроэкономической политики государства.
Макроэкономический подход к исследованию экономических процессов и явлений имеет ряд особенностей.
Во-первых, он направлен на изучение принципов формирования агрегативных показателей, характеризующих уровень или тенденции развития экономики в целом: национальный доход, общие объемы занятости и инвестиций, общий уровень цен, темпы экономического роста и т. д. Основные субъекты рыночной экономики (производители и потребители) также рассматриваются как агрегированные совокупности. Это означает, что мотивы поведения и действия экономических агентов интерпретируются таким образом, как будто все взаимосвязанные производители объединены в лице одного, выпускающего национальный продукт, а все потребители представлены на рынке как совокупный потребитель, предъявляющий спрос на этот продукт в обмен на доход, полученный от продажи факторов производства[3].
Во-вторых, в отличие от микроэкономического анализа, при котором решения производителей и потребителей и их действия на отдельных рынках рассматривались как независимые, изучение экономики в целом предполагает необходимость рассмотрения взаимодействия между экономическими субъектами через систему взаимосвязанных рынков.
В-третьих, при макроэкономическом подходе расширяется число экономических субъектов, определяющих состояние и развитие экономики. В состав этих субъектов помимо производителей и потребителей входит государство, воздействие которого на экономику становится объектом изучения. Кроме того. в открытых моделях функционирования национальной экономики в состав субъектов макроэкономического анализа включаются совокупные производители и потребители, а также правительства других стран. При микроподходе воздействие внешнеэкономических факторов на (функционирование фирмы или отраслевого рынка, как правило, не рассматривается).
Как на микро-, так и на макроэкономическом уровне анализируется позитивная и нормативная экономика. В позитивном плане рассматриваются фактические связи в экономике, в нормативном — выносятся оценочные суждения о тех или иных аспектах функционирования экономики и действиях ее основных субъектов. На макроуровне в нормативном аспекте анализируется в основном экономическая политика государства.
Вопрос о целях
и методах осуществления
Теоретической основой неоднозначной трактовки целей и задач макроэкономической политики служит разное понимание способности рынка к саморегулированию и бескризисному экономическому развитию. Современная макроэкономическая теория представлена широким спектром школ и направлений. Представители отдельных течений экономической мысли высказывают диаметрально противоположные взгляды по одним вопросам, солидаризируются по другим, пытаются найти консенсус по третьим. Все это затрудняет научную классификацию современной экономической мысли.
Характеризуя
особенности этих школ в целом, можно
отметить некоторые из них. Различие
между кейнсианством и
Неоклассический
синтез и монетаризм восходят своими
истоками к классической школе, идейной
основой которой являются постулаты
о саморегулируемости рыночной экономики,
эффективности ценовой
Своеобразие исторической школы институционально-
Несмотря на широкое различие во взглядах представителей различных школ. большинство экономистов признает, что основной задачей макроэкономической политики должно являться повышение эффективности и социальной направленности функционирования рыночной экономики. Решение этой задачи предполагает ориентацию макроэкономической политики государства на достижение следующих основных целей:
· устойчивого и эффективного экономического роста;
· полной занятости;
· стабильности общего уровня цен;
· социальной справедливости и экономической обеспеченности нетрудоспособных;
· устойчивости торгового и платежного балансов страны.
2. Рыночный механизм
Под равновесным функционированием национальной экономики понимается установление равенства спроса и предложения на всех взаимосвязанных рынках. На рынке конечных продуктов и услуг равновесие будет означать, что производители максимизируют доходы, а потребители получают максимум полезности от покупаемой продукции. Достижение равновесия на рынке факторов производства предполагает, что все поступающие на него производственные ресурсы нашли своего покупателя, а предельный доход собственников ресурсов, формирующий спрос, равен предельному продукту каждого ресурса, формирующего предложение. Равновесие на денежном рынке характеризует такую ситуацию, при которой количество предлагаемых денежных средств равно количеству денег, которые желают иметь у себя население и предприниматели.
Информация о работе Макроэкономика в системе экономических наук и экономической политики государства