Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2013 в 13:10, реферат
Макроэкономическая наука изучает поведение экономики в целом или ее крупные совокупности (агрегаты), при этом экономика рассматривается как единая сложная, большая иерархическая организованная система, совокупность экономических процессов и явлений и их показателей.
Введение …………………………………………… ……………………………..3
Макроэкономика ……………………………… ……………………………….3
Теория потребления. Обоснование теории ……… ………… ……………………..5
Объективные и субъективные факторы потребления …………………………..11
Кейнсианская теория потребления ……………………………………………….12
Графическая интерпретация функции потребления ……………………………..12
Список использованной литературы …………………………… ……………….14
В современной науке существует два разных объяснения оценки потребителем обобщенной полезности разных благ. У.Джевонс, К.Менгер, Е.Бем-Баверк, А.Маршалл и другие придерживались кардиналистской (количественной) гипотезы. Они предположили, что потребитель в состоянии оценивать используемые им товары с точки зрения величины полезности, приносимой этими товарами. Причем целью потребителя является максимизация полезности. При этом полезность от потребления товара зависит лишь от количества используемых единиц этого товара. Это утверждение можно представить в следующей форме:
Ui = f (xi),
где Ui — полезность, получаемая потребителем от потребления некоторого количества товара; xi — количество потребляемых единиц товара.
В соответствии с количественной теорией данная функция имеет две черты: во-первых, является возрастающей, так как каждая последующая единица запаса увеличивает общую полезность блага; во-вторых, каждая последующая единица приносит меньшее увеличение общей полезности, чем предыдущая, поскольку действует закон убывания предельной полезности в потреблении.
Указанная выше функция позволяет
описать систему предпочтений потребителя
в случае потребления одного-
U = u1(x1) + u2(x2) + ...+ un(xn),
где U — общая полезность от всего набора потребляемых товаров; u1, u2,..., un — полезности от потребления конкретных товаров 1, 2,... n; x1, x2,... xn — объемы потребления товаров 1, 2,... n.
Такой подход был основан на предпосылке, что полезности отдельных товаров являются независимыми. В действительности в процессе потребления многие товары взаимосвязаны: некоторые являются взаимодополняемыми, взаимозаменяемыми или независимыми. То есть, следует рассматривать полезность не от потребления некоторого отдельно взятого товара, а от всего набора потребляемых благ. Следовательно, функцию полезности в общем виде можно представить как
U = f(x1, x2, ..., xn),
или (для упрощения записи)
U = f(X),
где X = (x1, x2 ,... xn) — набор товаров 1,2,...,n.
Формулировка функции полезности в общем виде позволила перейти от кардинализма к ординализму. Дело в том, что в теории кардинализма, с которой можно согласиться, было одно весьма слабое звено. Потребитель может сравнивать разные наборы товаров по критерию предпочтения или безразличия; но посылка о том, что потребитель может с точностью сказать, сколько единиц полезности он получил от того или иного набора, оказалась нереалистичной.
Ординалистский подход не предполагал возможности измерения полезности и был основан на простой возможности сравнения и упорядочения потребителем наборов благ по критерию их предпочтительности. Основателями этого направления были итальянец В.Парето и российский экономист и математик Е.Е.Слуцкий. Законченный вид теория ординализма приобрела в работах английских экономистов Р.Аллена и Дж.Хикса. Основная идея данного направления может быть сформулирована следующим образом: теория отказывается от представления, что потребитель может количественно измерить полезность определенного набора товаров, а предполагает, что он может сравнивать разные потребительские наборы с точки зрения их предпочтительности. Следует заметить, что ординализм не отказался от возможности присвоения полезностям товарных наборов некоторых численных значений. То есть потребитель не мучается вопросом количественной оценки полезности, не требуется от него и ответ на вопрос, насколько данный набор благ полезнее другого. Потребитель на основе своей субъективной оценки просто выносит решение, что данный набор предпочтительнее остальных. С учетом взаимодополняемости во взаимозаменяемости благ функция полезности у ординалистов имеет вид:
U=f(x1,x2,...,xn).
Объективные и субъективные факторы потребления
В модели неоклассического синтеза теория потребления базируется на кейнсианской потребительской функции. Исследованию функции потребления посвящена третья книга «Общей теории процента, занятости и денег» Д.М. Кейнса. В этой книге подробно рассматриваются объективные и субъективные факторы, оказывающие влияние на общее количество средств, расходуемых обществом на потребление. Кейнс приходит к заключению, что в качестве объективного фактора, определяющего совокупный объем потребления, выступает величина располагаемого дохода. Под располагаемым доходом подразумевается тот реальный доход домашнего хозяйства, который расходуется на потребление и сбережения.
«Основной психологический закон, на который мы можем положиться не только a priori, исходя из нашего знания человеческой природы, но и на основании детального изучения опыта, состоит в том, что люди склонны, как правило, увеличивать свое потребление с ростом дохода, но не в той же мере, в какой растет доход» ( Дж.М.Кейнс. «Общая теория занятости, процента и денег», стр. 190 ).
Эта мера, в соответствии с которой располагаемый доход расходуется на потребление, определяется индивидом и выступает его поведенческой характеристикой, или субъективным фактором, определяющего совокупный объем потребления.
Кейнсианская теория потребления.
Очень часто в краткосрочных
макроэкономических моделях, в том
числе в моделях
C = С 0 + MPC , Y
гдеС - потребительские расходы;
С0- автономное потребление, то есть некий уровень потребления, который не зависит от уровня дохода;
MPC- предельная склонность к потреблению (ПСП);
Y- располагаемый доход;
Графическая интерпретация функции потребления
График, показывающий размеры затрат на потребительские товары при различных объемах дохода, мы будем называть графиком функции потребления. Он представлен на рис. 1:
Рисунок 1. График краткосрочной потребительской функции.
График потребительской функции представляет собой прямую линию, имеющую положительный наклон. Тангенс равен предельной склонности кaугла ее наклона к горизонтальной оси потреблению МРС. Расстояние между началом координат и точкой пересечения графика с вертикальной осью равно величине автономного потребления С0.
Предельная склонность к )aпотреблению MPC равна тангенсу угла наклона потребительской функции (tg на рис. 8.1.
Величина предельной склонности
к потреблению находится в
интервале между нулем и
0 < MPC < 1.
Соотношение же между потреблением и совокупным доходом в целом называется средней склонностью к потреблению и обозначается АРС.
,(8.3)
Средняя склонность к потреблению показывает долю потребления в доходе.
Она равна тангенсу угла наклона отрезка, соединяющего начало координат с данной точкой на графике ).bпотребительской функции (tg
Рис. 1. свидетельствует, что при линейной функции потребления предельная склонность к потреблению постоянна, так же, как и автономное потребление.
Список литературы:
1. Владислав Софронов-Антомони. «Производство теории потребления»
2. http://www.znanie-sila.ru/
3. Экономическая теория. Ред. В.Д. Камаева. М., 2001.
4. Носова С.С. Экономическая теория. М., 1999.
5. Экономика: Учебник. 3-е изд., перераб. и доп. / Под ред. д-ра экон. наук проф. А.С. Булатова. – М.: Экономистъ, 2004.
6. Шевчук Д.А., Шевчук В.А.: Конспект лекций. – М.: Высшее образование, 2006.