Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Февраля 2012 в 11:14, реферат
Цель данной работы – попробовать определить роль и место малого бизнеса в России сегодня, сравнивая его с развитыми странами, выяснить проблемы становления малого бизнеса в России, а так же выделить преимущества и недостатки малого бизнеса.
Введение……………………………………………………………………...…..3
История развития малого бизнеса……………………………………….……..4
Понятие и критерии малого бизнеса…………………………….………….….6
Ограничение по выручке…………………………………………………….….7
Роль малого бизнеса в экономике…………………………………………...….7
Роль и место малого бизнеса в переходной экономике России………………9
Проблемы становления малого бизнеса в России……………………………10
Условия и факторы развития малого бизнеса…………………………………15
Преимущества и недостатки малого бизнеса……………………………….…18
Юридическая поддержка малого бизнеса……………………………………...20
Заключение …………………………………………………………………...…22
Список литературы…………………………………………………………...…24
Созданию такой атмосферы в малой форме и возможности эффективного хозяйствования способствует соединение в одном лице собственника и управленца, характерное для многих малых предприятий.
Важным преимуществом малого бизнеса, обеспечивающим его эффективность, является взаимозаменяемость работников. При известном разграничении функций между сотрудниками для малого коллектива характерны взаимопомощь и поддержка друг друга, а в случае необходимости дублирование и взаимозаменяемость.
Существенным преимуществом малой фирмы является высокая скорость прохождения информации. Это обусловлено меньшим объемом информации на малых предприятиях и непосредственным общением руководителя и подчиненных.
Малые размеры фирмы обеспечивают ей хорошую управляемость при сравнительно низких управленческих расходах.
Наконец, нужно отметить, что для организации малого бизнеса, как правило, не требуется крупных вложений в основные средства. Это преимущество привлекает многих начинающих предпринимателей и положительно сказывается на себестоимости выпускаемой продукции.
Однако наряду с преимуществами малый бизнес имеет и недостатки. Предприниматель работает под страхом быть разоренным, т.е. велика степень риска. Многое зависит не столько от гения руководителя, сколько от воздействия окружающей среды.
Другим слабым местом малого бизнеса является важность накопления капитала. Как правило, для расширения производства владельцы малого бизнеса могут выделить незначительную часть капитала. Есть ограничения и в получении кредита. У малого бизнеса нет достаточно средств для выплаты высокого процента.
Малому бизнесу практически нет применения в наукоемких отраслях, требующих больших капиталовложений. Сфера его деятельности ограничена.
У предприятия нет возможности покупать сырье со значительными оптовыми скидками, так как закупки ограничены масштабом производства. Им также не по средствам организовать собственную службу маркетинга и дилерскую сеть. По этой же причине малые предприятия не способны проводить научные исследования и перспективы начинания.
Ограниченная номенклатура выпускаемой продукции делает малое предприятие уязвимым с точки зрения конъюнктуры рынка. Относительно скромные масштабы производства и ограниченные ресурсы ставят в невыгодное положение малые бизнес, делают его неспособным на равных конкурировать с крупным производством.
Таковы основные недостатки малого бизнеса. Задача руководителей малых фирм – ослабить их негативное влияние на результаты деятельности предприятия.
Что делать бизнесмену в случае возникновения конфликтов, будь то с налоговой инспекцией, городской администрацией, силовыми структурами? Как грамотно составить и куда подать иск? Нужно все-таки признать, что малый бизнес в России достаточно беззащитен. Свой штат юристов держать зачастую слишком дорого. Да что там штат, содержание одного квалифицированного юриста обходится недешево. А в условиях, когда предприниматели считают каждую копейку, такая возможность не каждому по карману. Единственный выход – это периодическое привлечение наемных юристов по мере возникновения конфликтных ситуаций вокруг малого бизнеса.
В настоящее время, когда государство обратило, наконец, свое внимание на малый бизнес, в кулуарах власти ходят разговоры о создании органа исполнительной власти по защите прав малого бизнеса. Эта организация могла бы взять на себя работу по подготовке исковых заявлений и отстаиванием интересов предпринимателей в залах судебных заседаний.
Таким образом не бизнесмен бы в одиночку боролся с местной администрацией, а уже целый Федеральный орган отстаивал бы интересы предпринимателя. Причем совершенно бесплатно, все расходы бы могло взять на себя государство. Получается что госорганы судятся с государством. Парадоксально, но тем не менее, равенство интересов сторон налицо. Конечно, нелегко открыть представительства во всех регионах РФ и найти нужное число юристов. Однако идея выглядит многообещающей
С другой стороны возникает следующая проблема – создание и содержание нового бюрократического аппарата. Какую зарплату должны получать эти «бесплатные» юристы? Если она будет мизерной, то особых стимулов у юристов защищать интересы малого бизнеса не будет. Только за дополнительную плату со стороны бизнесменов.
Хочется надеяться, что подобная «контора» откроется при какой-либо общероссийской организации союза малого бизнеса, а то и при Российском союзе промышленников и предпринимателей (что-то вроде сети консультационных пунктов от «китов» российского бизнеса). Государство пусть лучше поможет финансами, помещениями, коммунальными услугами и т. п. Попытки создать подобные пункты были и при правительстве Москвы (территориальные агентства, перешедшие на коммерческую основу), и «при кандидатах в депутаты», с удовольствием принимавшие и бизнесменов.
Пока этого не произошло начинающие представители малого бизнеса могут рассчитывать только на себя и свои силы. Тут и кроется главная опасность, которая заключается в решении правовых вопросах, грамотных оформлениях сделок, налоговых проблемах. Специалисты говорят, что большинство судебных дел как раз и начинаются по причине ошибок, недоразумений и элементарного незнания законов. Бизнесменов винить трудно: государство юридически подковано куда лучше. Вот почему не стоит скупиться на обращения в юридическую консультацию.
Заключение
Социальная значимость малого бизнеса определяется массовостью группы мелких собственников - владельцев малых предприятий и их наемных работников, общая численность которых является одной из наиболее существенных качественных характеристик любой страны с развитой рыночной экономикой. Именно эта группа деятельного населения обслуживает основную массу потребителей, производя комплекс продуктов и услуг в соответствии с быстро изменяющимися требованиями рынка. При этом необходимо учитывать следующие важнейшие социальные факторы:
развитие малого бизнеса способствует постепенному созданию широкого слоя мелких собственников, самостоятельно обеспечивающих собственное благосостояние и достойный уровень жизни, являющихся основой социально-экономических реформ, гарантом политической стабильности и демократического развития общества;
занятие малым бизнесом является не только источником средств к существованию, но и способом раскрытия внутреннего потенциала личности;
объективно неизбежная реструктуризация экономики вынуждает все большее число граждан заняться самостоятельной предпринимательской деятельностью;
сектор малого предпринимательства способен создавать новые рабочие места, а следовательно, может обеспечить снижение уровня безработицы и социальной напряженности в стране.
Хотелось бы надеяться, что в ближайшее время наша страна, учитывая обширный зарубежный опыт, пойдет по пути адаптации предприятий малого бизнеса к сегодняшним экономическим условиям хозяйствования в России. Тем более, что имеющий глубокие корни в экономической истории нашей страны малый и средний бизнес не используется в полной мере как в увеличении объемов производства, так и в повышении его эффективности и сбалансированности. Малое предпринимательство ведет к оздоровлению экономики в целом. Следовательно лучшим выходом из создавшейся в России кризисной ситуации была бы государственная политика правительства, направленная на расширение и развитие предприятий малого предпринимательства в нашей стране.
Надо заметить, что несомненная перспективность сектора малого и среднего предпринимательства в современной экономике и, следовательно, большой интерес к нему не следует рассматривать лишь как очередную компанию в системе антикризисных мер, но и как долговременное направление структурной политики, естественным образом обеспечивающей органическую смычку воспроизводственных и рыночных процессов в российском хозяйстве, реализацию современной стратегии экономического роста в течение долговременного перехода. Ибо, именно малые предприятия, особенно в случае удовлетворительной разработки новой государственной политики в области малого предпринимательства, могут стать основой рыночных структур во многих отраслях, обеспечить перелив инвестиций в сферы наиболее эффективного приложения ресурсов и тем самым соединить процессы структурной политики и формирование всероссийского рынка.
Список литературы
1. Анискин Ю.П. «Организация и управление в малом бизнесе» 2001 г.
2. Геронин Н. Малый и средний бизнес учится «Деловой мир» № 246 1993 г.
3. Горобцова Л.П., Краюхин Г.А., Кускова Т.А.,Ли И.В, Осипов Д.Т. «Экономика предприятия» Ч.2. «Ресурсы предприятия»: Учеб. Пособие, 2000 г.
4. Грибов В.Д. «Менеджмент в малом бизнесе» Учеб. Пособие,1999 г.
5. Крутик А.Б., Горенбургов « Малое предпринимательство и бизнес- коммуникации» Учебное пособие 1998 г.
6. Сергеев И.В. «Экономика предприятия» 2001 г.
Пелих А.С. «Экономика предприятия и отрасли промышленности» 2001г.
7. « Бизнес» № 1 2008 г. (стр. 26-28)
8. Информация – основа бизнеса «Экономика и жизнь» №33 2005г. (стр.25)
9. «Комсомольская правда» 2010 г.
10. Риски, присущие бизнесу. «Бухгалтерский учет» № 4 2005 г. (стр.29-32)
11. Российские проблемы и зарубежный опыт «Мировая экономика и международные отношения» № 9 1993 г.(стр.125-139)
12. «Российский экономический журнал» № 2 1995 г. (стр. 44-50)
13. «Санкт-Петербургские Ведомости» 2010 г.
14. «Специалист» № 3 1995 г.(стр. 15-16)
24