Материальное стимулирование

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2013 в 23:24, реферат

Описание

Стимулирование труда - это, прежде всего внешнее побуждение, элемент трудовой ситуации, влияющий на поведение человека в сфере труда, материальная оболочка мотивации персонала.
Экономическая функция выражается в том, что стимулирование труда содействует повышению эффективности производства, которое выражается в повышении производительности труда и качества продукции.

Работа состоит из  1 файл

экономика тр.doc

— 117.00 Кб (Скачать документ)

-значительный  рост числа новых магазинов,  в том числе в регионах;

-увеличение  объема продаж.

-Качество и  полнота представленного товара  и качество обслуживания.

Исследуемая организация  действует в рамках стратегии  организационного развития и, в частности, стратегии умеренного роста. На конец 2009 года открыто около 1000 "Пятерочек" по всей России. Выручка по итогам 2008 года составила $4,5 млрд. В 2010 году планируется открыть 200-250 "Пятерочек". В настоящее время деятельность компании "Пятёрочка" можно оценить как успешную и эффективную.

Эффективность работы магазина, его товарооборот и количество прибыли во многом зависит  от качества работы его сотрудников. А для того, что бы сотрудники действительно качественно выполняли свои обязанности, необходимо создать благоприятные условия труда, то есть проводить комплексное стимулирование.

Штат сотрудников "Пятерочки" не просто большой - он колоссальный. Здесь работают более 12 тысяч человек, но каждый день в отдел кадров "Пятерочки" приходят все новые и новые люди.

В составе персонала  компании "Пятёрочка" выделяют три  категории работников: а)персонал управления; б)специалисты; в)торгово-оперативный  персонал; г)вспомогательный персонал. Деление персонала по категориям работников представляет собой общую форму функционального разделения их труда.

В составе персонала  управления выделяются должности руководителей (менеджеров), специалистов и т.п. В  составе торгово-оперативного персонала выделяются профессии продавцов, кассиров, контролеров-кассиров и т.п. В составе вспомогательного персонала - профессии фасовщиков, грузчиков, уборщиков и т.п. В составе должностей специалистов выделяют экономистов, финансистов, товароведов, бухгалтеров и т.п. Организационная структура компании "Пятёрочка" представлена на рисунке 2.1.

Рисунок 2.1. Организационная  структура компании "Пятёрочка"

Принципиально важной составной частью кадровой политики для руководства ООО "Пятёрочка" является скоординированная система материального стимулирования персонала. В организации разработаны, приняты и действуют адекватные методы и формы материального стимулирования труда. Таким образом, в следующем параграфе курсовой работы будет исследована система материального стимулирования сотрудников компании "Пятёрочка".

2.2 Методы и формы материального стимулирования труда в ООО "Пятёрочка"

Основная цель создания системы материального  стимулирования персонала компании "Пятёрочка" заключается в стремлении сориентировать людей на максимально эффективное решение задач, стоящих перед компанией. Соответственно, существующая система материального стимулирования персонала скоординирована со стратегическими целями компании.

Кадровая деятельность в ООО "Пятёрочка" практически  полностью направлена на обеспечение предприятия трудовыми ресурсами, так как от них в первую очередь зависит своевременность выполнения всех работ, а, следовательно, прибыль и ряд других экономических показателей.

Очереди в кассах магазина, отсутствие на полках необходимых товаров, даже жесткий взгляд продавца - все это можно считать последствиями кадрового дефицита, охватившего всю розничную торговлю.

Дефицит кадров, обуславливает стремление руководителей  компании "Пятёрочка" к созданию эффективной системы стимулирования труда персонала. Так как от правильного подхода к системе материального стимулирования зависит прибыль организации в конечном итоге.

В компании абсолютно "белая" заработная плата, выплачивается  она стабильно, без задержек. Это  очень важно, потому что при этом человек чувствует себя защищенным, он может пользоваться кредитами в банках и многими другими рыночными возможностями. К тому же, через каждый год работы в "Пятерочке" человек получает определенную прибавку к заработной плате. В "Пятерочке" существуют ежегодные доплаты сотрудникам "за стаж". За каждый отработанный год - выплачивают надбавку 5% - 10.

Также, компания оплачивает своим сотрудникам отпуска, больничные, учебные отпуска студентам, для детей сотрудников организовываются поездки в оздоровительные лагеря, устраиваются праздники.

Заработная  плата в "Пятерочке" больше, чем  в среднем по отрасли, но эти деньги сотрудники отрабатывают с лихвой. Пи этом, считается что в "Пятёрочке" работать тяжело.

В объявлениях  о приеме на работу, сразу указываются основные оклады. Они зависят от должности. Скажем, кассир зарабатывает до 10 тысяч рублей плюс премии, оператор торгового зала - до 8 тысяч рублей плюс премии. Из этого следует, что оклады у сотрудников "Пятёрочки" хоть и больше чем в среднем по отрасли, но всё же небольшие. Важной формой материального стимулирования является - премия.

Количество  премий в "Пятёрочке" достаточно велико. Они бывают ежемесячные, ежеквартальные, годовые. Их дают за лучшие показатели в работе, за благодарности от покупателей, за добросовестное исполнение своих обязанностей, за инициативу, которая помогает улучшить работу магазинов. Все переработки, превышения норм, рационализаторские предложения оплачиваются.

Если магазин  увеличил товарооборот, то все его  сотрудники премируются. Если кассир сумел обслужить покупателей больше нормы - он получит премию. Таким образом заработная плата кассиров, напрямую связана со скоростью обслуживания покупателей - и это обязательно отражается на заработной плате сотрудников.

В "Пятерочке" часто проводятся соревноваться. Друг с другом состязаются сотрудники, отделы, магазины. Победителям вручается не только грамота или кубок, но и денежная премия.

В "Пятерочке" ежегодно проводятся два конкурса рационализаторских предложений. Один посвящен тому, чтобы автоматизировать те задачи, которые пока приходится выполнять вручную, а второй - как повысить эффективность работы предприятия. Победителям опять же вручают премии.

Ежемесячно  в Компании проводится конкурс "Лучший сотрудник магазина". Коллектив каждого из магазинов выбирает лучшего сотрудника. Критерии следующие: насколько сотрудник успешно выполнил профессиональные задачи, поставленные перед ним; помогал ли он другим членам коллектива; является ли он проводником внутренней культуры компании, помогает ли в обучении новеньких сотрудников. Победитель конкурса, так же получает премию. А раз в год те сотрудники, которые чаще всего оказывались победителями, приглашаются на слет. Это интересное мероприятие, направленно на то, чтобы сотрудники могли порадоваться своим успехам.

В "Пятерочке" есть своя книга рекордов, куда вписывают  трудовые достижения, например, рекорд, поставленный водителями "Пятерочки": 340 рабочих часов на каждого (в  пять раз больше нормы) в декабре 2001 года, в период пиковых предновогодних нагрузок.

Таким образом, в системе стимулирования персонала  компании "Пятёрочка" наравне  используются методы материального  и нематериального стимулирования. Однако несмотря на существующую в  организации систему материального  стимулирования в деятельности предприятия по управлению персонала всё же имеются существенные недостатки. В следующим параграфе курсовой работы будут рассмотрены основные проблемы ООО "Пятёрочка" в управлении персоналом, в результате организации неэффективной системы материального стимулирования труда.

2.3 Основные проблемы ООО "Пятёрочка" связанные с неэффективной системой материального стимулирования

Несмотря на то, что в организации существует скоординированная система материального  стимулирования труда, в деятельности по управлению персоналом имеются существенные недостатки.

В магазинах "Пятёрочка" наблюдается большая текучесть  кадров, работники неудовлетворенны своей работой и размерами  своей заработной платы и вознаграждениями. Следовательно, можно сделать вывод  о неэффективности существующей системы материального стимулирования персонала.

Самая большая  проблема для компании "Пятёрочка" - это кассиры и продавцы. Текучесть  этого персонала у предприятия  доходит до 80%.

Так же следует  отметить, что высокая текучка  для торговли - явление вполне закономерное: очень часто новые сотрудники, не имевшие опыта работы в рознице, не представляют себе ее специфики.

Еще одна особенность  работы в торговой сфере - нередко  зарплата выплачивается сотрудникам  за вычетом недостач. Проштрафившиеся сотрудники могут быть лишены премии за просроченные продукты питания, не убранные вовремя с полок, что может стать совсем уж неприятным сюрпризом для новичков.

Следует отметить, что действующая система организации  оплаты труда компании "Пятёрочка" имеет слабый стимулирующий заряд, несмотря на то, что теоретически великолепно связана с конечными результатами труда структурных подразделений и всего предприятия в целом.

Прежде всего  работники "Пятёрочки" не удовлетворены  заработной платой. Они имеют вполне активную позицию: хотят справедливости в оценке их труда и хотя получать за него соответствующую заработную плату. Большая текучесть персонала исследуемой организации свидетельствует о том, что мотивация к работе у сотрудников предприятия в целом находится на низком уровне.

Таким образом, данная ситуация будет и дольше негативно  влиять на уровень трудовой активности персонала организации. Этот фактор является крайне значимым для компании "Пятёрочка", так как уровень  трудовой активности - степень желания  и возможности работника вкладывать свой труд в общую деятельность организации, очень важен для эффективной деятельности и прибыльности компании.

Методы и  формы материального стимулирования труда, применяемые в компании "Пятёрочка", при их огромной возможности стимулирования труда уже не отвечают современным требованиям с точки зрения действенности. Обеспечение эффективности материального стимулирования труда предполагает поиск других способов оплаты и премирования.

Следовательно, в компании "Пятёрочка" необходимо пересмотреть систему материального стимулирования сотрудников всех категорий.

2.4 Рекомендации по улучшению системы материального стимулирования в ООО "Пятёрочка"

В настоящее  время руководство компании "Пятёрочка" поставлено перед выбором: терять квалифицированный персонал и дальше, или начать уделять материальному стимулированию работников предприятия достойное внимание.

Принципиально важной составной частью для новой  системы материального стимулирования в компании "Пятёрочка" является справедливая система оплаты труда и вознаграждения за его результаты.

Справедливое  вознаграждение за труд и признание  труда каждого работника представляют важный этап организации материального  стимулирования труда и должны рассматриваться  руководством компании "Пятёрочка" отдельно.

-Оплата труда  должна обеспечивать работнику  и членам его семьи достойный  уровень жизни, отвечающий как  возможностям достигнутого состояния  экономики, так и его социальному  статусу, предполагающий определенный  уровень культурных, профессиональных и социальных потребностей.

-Заработная  плата работника не должна  зависеть от результатов труда  других работников, подразделений  предприятия, организации в целом.  Заработная плата всегда есть  результат оценки индивидуального  труда. Она изменяется только  благодаря личным деловым качествам работника и степени их реализации в процессе трудовой деятельности.

Размер заработной платы по тарифам (окладам) должен быть достаточным для того, чтобы привлечь и удержать квалифицированных работников. При этом, увеличение зарплаты также необходимо координировать с производительностью и эффективностью труда.

Таким образом, предлагаемые подходы к совершенствованию  материального стимулирования труда  в торговле заключаются в следующем:

-Тарифная часть  оплаты труда должна занимать 70-80% общего заработка работника.

-30-20% заработка  никем не гарантируются и право  на них работники получают  только в том случае, если производительность  отдельного работника достигает  желаемой величины.

Целесообразно ввести в практику исследуемой организации оплаты труда такой подход, как "беспокойство об оплате труда работников со стороны руководителя", что позволит реально управлять этим процессом.

Суть такого подхода заключается в ежемесячном  контроле руководителя (заведующего  магазином) за суммой выдаваемой зарплаты каждому работнику. Но руководитель рассматривает заработную плату не с точки зрения поиска путей ее экономии, как это принято в современной торговой практике, а с целью определения путей повышения качества труда работников.

Так, если за предшествующий период у работника заработная плата была выше, чем в отчетном периоде, то выявляются причины ее снижения и определяются пути ее увеличения. Диалог между руководителем и работником должен вестись в режиме свободного высказывания мнений. Это, во-первых, позволит работнику выразить свое отношение к состоянию текущих дел на предприятиях, во-вторых, снимает такой мотив неудовлетворенности трудом как невнимание руководства к проблемам работников, что позволит последним реально почувствовать себя участниками организации материального стимулирования.

Информация о работе Материальное стимулирование