Материальные ресурсы и пути их рационального использования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2011 в 17:50, курсовая работа

Описание

Целью моей работы является анализ использования материальных ресурсов на предприятии.
Задачи работы:
· выяснить теоретические основы использования материальных ресурсов;
· дать экономическую характеристику АО «РАХАТ»;
· изучить пути улучшения использования материальных ресурсов;

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА I ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ МАТЕРИАЛЬНЫХ РЕСУРСОВ
1.1 Оборотные фонды: понятие, сущность и классификация…..…….2
1.2 Показатели и эффективность использования материальных ресурсов………………………………………………………………………..9
ГЛАВАII ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЭФФЕКТИВНОСТЬ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МАТЕРИАЛЬНЫХ РЕСУРСОВ АО «РАХАТ»

2.1 Организационно-экономическая характеристика АО «РАХАТ»...13
2.2 Состав и движение оборотных средств АО «РАХАТ»………….…18
2.3 Показатели эффективности использования материальных ресурсов АО «РАХАТ»………………………………………………………………….20

ГЛАВАIII ПУТИ РАЦИОНАЛЬНОГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МАТЕРИАЛЬНЫХ РЕСУРСОВ И ПУТИ ЕГО УЛУЧШЕНИЯ НА ПРЕДПРИЯТИИ .

3.1 Факторный анализ рентабльности оборотных средств................... 23
3.2 Пути повышения эффективности использования материальных ресурсов АО «РАХАТ»....................................................................................24

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….28
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………...30

Работа состоит из  1 файл

МАТЕР РЕСУРСЫ!!!.doc

— 311.00 Кб (Скачать документ)

      Верное улучшение использования материальных ресурсов – одна из важнейших задач промышленных предприятий. Чем лучше используются сырьё, топливо, вспомогательные материалы, тем меньше их расходуется для выработки определённого количества продукции, тем самым создаётся возможность увеличить объём производства промышленной продукции.

      Расход материальных ресурсов  представляет собой их производственное  потребление. Расход на производство  охватывает всё количество материальных ресурсов, затраченных предприятием непосредственно на выполнение программы по выпуску продукции. Расходование материальных ресурсов осуществляется также на ремонтные нужды, обслуживание внутризаводского транспорта, обеспечение подсобного хозяйства, культурно-бытовые нужды. Потребление материальных ресурсов характеризуется их общим и удельным расходом.

      Общий расход материальных ресурсов  – это потребление отдельных  видов или вместе взятых материальных  ресурсов на выполнение всей производственной программы в отчётном периоде. Общий расход материальных ресурсов учитывается в натуральном выражении; суммарный расход различных видов материальных ресурсов – в стоимостном выражении.

      Частные показатели материалоемкости используются для характеристики эффективности потребления отдельных видов материальных ресурсов, а также для определения уровня материалоемкости отдельных изделий.

       В экономической литературе существует несколько методик анализа обобщающих показателей, основанных на разных типах факторных систем: аддитивной, кратной или мультипликативной. Предлагаемые методики не всегда отвечают требованиям соблюдения причинно-следственных связей между результативным показателем и показателями-факторами. Применяя кратную модель, где факторами выступает числитель и знаменатель расчетной формулы материалоемкости (изменение материальных затрат и изменение объема продукции), не надо упускать из виду, что является причиной, а что – следствием. Нематериальные затраты влияют на материалоемкость, а изменение материалоемкости обусловливает изменение величины материальных затрат.

      На изменение материальных затрат влияют:

  1. факторы первого порядка: а) изменение общей материалоемкости продукции; б) изменение объема продукции;
  2. факторы второго порядка: а) изменение материалоемкости по прямым материальным затратам; б) изменение соотношения всех материальных и прямых материальных затрат;

    3) факторы третьего порядка: а) изменение структуры продукции; б) изменение удельной материалоемкости продукции (уровня затрат на от дельные изделия), которое зависит от инновационных мероприятий; в) изменение цен на материальные ресурсы; г) изменение отпускных цен на продукцию.

      Материалоемкость, следовательно и материалоотдача зависят от количества произведенной продукции, ее структуры, уровня отпускных цен, расхода материалов на единицу продукции и стоимости материалов (ЦМ).

      Влияние данных факторов на материалоемкость (материалоотдачу) можно определить способом цепной подстановки.

      Общая материалоемкость изменяется за счет изменения структуры произведенной продукции и частной материалоемкости отдельных ее видов.    Частная материалоемкость зависит от стоимости израсходованных материалов на единицу продукции (удельной материалоемкости) и уровня отпускных цен на продукцию.

      Расход материальных ресурсов на единицу продукции может меняться в зависимости от качества материалов, техники и технологии производства, организации материально-технического снабжения, норм расхода, отходов и потерь и т.д.

      Стоимость сырья и материалов зависит также от их качества, рынков сырья, цен на них, транспортно-заготовительных расходов и др.

         
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава II Экономическая эффективность использования материальных ресурсов АО «РАХАТ» 

2.1 Организационно-экономическая  характеристика АО «РАХАТ» 
 

     Акционерное общество «Рахат» является одним из крупнейших производителей кондитерской продукции в Казахстане, ведущим свою историю на протяжении 70-ти лет.

     Первое производство кондитерских изделий было организовано в 1942 году на площадях ликеро-водочного завода, на оборудовании, эвакуированном во время войны из Москвы и Харькова.

      На АО «Рахат» работает около 3 500 человек. Производственные мощности расположены на двух площадках в г.Алматы и г.Шымкент.

      Универсальный характер производства, его масштаб и наличие собственной  линии по переработке какао-бобов  позволяют компании иметь наиболее  широкий среди отечественных  производителей ассортимент кондитерских  изделий. На сегодняшний день ассортиментный портфель АО «Рахат» включает более 250 наименований разнообразных кондитерских изделий, относящихся к 10-ти различным группам.

       АО «Рахат» является единственным  кондитерским предприятием в  Казахстане, освоившим выпуск специальной продукции для людей, страдающих диабетом. В этот ассортимент входят несколько наименований шоколада, конфет, печенья и вафель с пониженной калорийностью и заменой сахара на равноценное натуральное сырье.

       Отличительной особенностью продукции АО «Рахат» среди других казахстанских производителей кондитерских изделий является приоритетный выпуск шоколадных изделий, отличающийся большим разнообразием.

      На предприятии организована и действует внутренняя система качества, базирующаяся на единой ответственности и комплексной системе контроля качества. Эта система включает в себя контроль качества сырья и продукции на каждой стадии производства. На предприятии внедрена и действует система менеджмента качества, сертифицированная на соответствие стандарту СТ РК ИСО 9001 - 2001.

       Наша продукция хорошо известна, как на отечественном рынке,  так и на рынках ближнего  и дальнего зарубежья. АО «Рахат»  осуществляет политику максимальной  доступности своей продукции  на внутреннем рынке. География продаж АО «Рахат» охватывает весь Казахстан, поскольку компания имеет системы распространения продукции в 18 городах, включая 14 областных центров.        Распространение продукции по г.Алматы осуществляется через крупных оптовых покупателей, а также через фирменные розничные магазины. В других регионах республики доступность продукции АО  «Рахат» обеспечивается созданием широкой дистрибьюторской сети (дочерние организации), которые осуществляют продажу качественной фирменной продукции. В настоящее время продукция АО   «РАХАТ» не только на казахстанском рынке, но и далеко за пределами республики – на территории  России, Узбекистана, Таджикистана, Киргизии, Германии, Китая, Афганистана. В перспективе, в связи с интересом к продукции АО «Рахат» со стороны других республик СНГ и дальнего зарубежья, компания планирует наращивать объёмы производства и расширять рынки сбыта посредством увеличения объёмов экспорта.

       Компания заботится не только об интересах потребителей, но и о своих сотрудниках. Для персонала  компании создаются условия, позволяющие полноценно и продуктивно трудиться. Работает столовая с организацией горячего питания для работников первой и второй смены, имеется медсанчасть, в которой работают врачи высшей категории, функционирует оздоровительный центр с тренажерным залом.    Имеются учебные классы, в которых регулярно проводятся занятия по повышению квалификации специалистов разного профиля, организованы курсы по изучению государственного языка.

       На АО «Рахат» разработана  и внедрена система менеджмента качества (СМК) на основе стандартов серии ИСО 9000. В 2010 году Национальным центром экспертизы и сертификации был проведен ресертификационный аудит, подтвердивший соответствие системы менеджмента качества требованиям СТ РК ИСО 9001 -2009.

      Система менеджмента качества  – это система управления процессами  предприятия.  
      Современный покупатель смотрит уже не только на товар, но и на компанию, которая его производит. При выборе товара он все чаще руководствуется принципом: «Хорошо организованная и

управляемая компания производит хорошую продукцию».  
      Правильно поставленная и функционирующая СМК гарантирует: 
• стабильность качества продукции;  
• что процессы в компании управляются;  
• что деятельность компании направлена на обеспечение качества.

      Система менеджмента качества  касается не только качества  продукции, а охватывает все сферы жизнедеятельности предприятия. Это и правильная эксплуатация оборудования и техники, и культура производства, ответственность за качественное выполнение своих обязанностей каждого работника предприятия, и учет запросов и отзывов потребителя, а также постоянный и непрерывный контроль качества входа сырья и выхода готовой продукции.

      Их предназначение – приносить  людям радость своей вкусной продукцией, деятельность этой компании направлена на максимальное удовлетворение потребности как можно большего числа людей в высококачественных кондитерских изделиях, сохраняя традиции прошлого с одной стороны и отвечая современным требованиям с другой стороны они знают, как производить отличные кондитерские изделия, и они будут  наращивать для этого ресурсы.

      Они хотят быть компанией №1  в Казахстане и на рынке  Центральной Азии, олицетворяя собой  богатство и гостеприимство нашей  страны для каждого человека  в Казахстане и за его пределами.  Для наших работников они хотят  быть партнерами, поэтому они ценят каждого своего сотрудника, создают социально-ориентированные условия для труда, стремятся и делают компанию местом полноценной и престижной работы.

      Потребителям: удовлетворение потребностей  широкого спектра казахстанских  и зарубежных потребителей (оптовых, розничных) качественными товарами.

      Акционерам: создание эффективного  механизма корпоративного и финансового  управления компанией для обеспечения  прозрачности, устойчивого развития  бизнеса и получения прибыли.

      Сотрудникам: повышение эффективности работы сотрудников за счет более конкретной постановки задач и распределения ответственности. Внедрение системы мотивации и стимулирования сотрудников в зависимости от выполнения поставленных перед ними задач и результата работы компании. Формирование корпоративной культуры.

      Валовая прибыль – это сумма  превышения чистой выручки от  продаж над прямыми переменными  затратами на производство продукции  или оказания услуг: затратами  на материалы, затратами труда  и производственными накладными затратами.

      Валовая продукция - это  часть  валового общественного продукта, произведенного на предприятии  (объединении) или в отрасли  (промышленности, сельском хозяйстве,  строительстве и т. д.) за определенный  период (как правило, за год), выраженная в оптовых ценах.

      Товарная продукция – объем   всей произведенной предприятием  за определенный период (как правило,  за год) конечной продукции,  исчисленный в денежном выражении. 

       Себестоимость – это стоимостная оценка используемых в процессе производства продукции (работ, услуг) природных ресурсов, сырья, материалов, топлива, энергии, основных фондов, трудовых ресурсов и других затрат на ее производство и реализацию.

        Основные фонды – это произведенные активы, подлежащие использованию неоднократно или постоянно в течение длительного периода, но не менее одного года, для производства товаров, оказания рыночных и нерыночных услуг.

        Фондоотдача – это показатель эффективности использования основных средств, обратный фондоемкости, рассчитывается как годовой выпуск продукции деленный на стоимость основных средств, с помощью которых произведена эта продукция.

       Фондоемкость – параметр, обратный параметру фондоотдачи, рассчитанный как отношение стоимости основных средств к стоимости годового выпуска продукции.

       Рентабельность – показатель  эффективности деятельности предприятия, характеризующий уровень отдачи от затрат и степень использования средств. 
 

  Рассмотрим основы ТЭП АО «РАХАТ», характеризующие его деятельность. 

Таб№1 Основные техноэкономические показатели деятельности АО «РАХАТ» 

Информация о работе Материальные ресурсы и пути их рационального использования