Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2012 в 08:33, реферат
В системе общественных отношений ведущее место принадлежит экономическим отношениям. Экономика возникла существенно раньше, нежели экономическая наука. Сам термин "экономика" впервые был введен в научный оборот мыслителями Древней Греции. Он включает сочетание двух греческих слов: "ойкос" — дом, хозяйство и "номос" — учение, закон. То есть в дословном переводе экономика означает законы, искусство управления домашним хозяйством.
Введение
Механизмы саморегулирования рыночного хозяйства и его основные звенья.
Особенности механизма функционирования рынка совершенной и несовершенной конкуренции
Внешние эффекты рыночной деятельности и ограниченность рыночного механизма.
Список литературы
|
Кривая рыночного отраслевого
спроса является нисходящей кривой, тем
самым указывается на зависимость
объемов производства от цены, но цены
не отдельно взятого предприятия, а
всех предприятий, связанных с рынком
данного вида продукции.
Итак, при наличии конкуренции на рынке
производители с целью получения максимальной
прибыли стремятся снизить издержки производства
на единицу продукции. В результате этого
создается возможность снижения цены,
что увеличивает объем продаж у производителя
и его доход. Самым эффективным способом
достижения этого является использование
научно-технических усовершенствований
и новинок в производстве. Внедрение научно-технических
достижений позволяет увеличить производительность
труда, что как раз и ведет к будущему снижению
цены, приносящему, однако, фирме-новатору
больший доход. Конкуренция создает у
производителей стимулы к постоянному
разнообразию предлагаемых товаров и
услуг для завоевания рынка. Расширение
ассортимента предлагаемой к продаже
продукции происходит как за счет создания
совершенно новых товаров и услуг, так
и за счет дифференциации отдельного продукта.
Производители осуществляют постоянную
борьбу за покупателя на рынке. Результатом
такой борьбы является политика стимулирования
сбыта, которая всемерно и всесторонне
изучает потребительский спрос и создает
новые формы и методы реализации товара.
Все это, с одной стороны, увеличивает
прибыли фирмы, а с другой, удовлетворяет
все желания и потребности покупателя.
В итоге выигрывает и потребитель, и общество
в целом.
Несовершенная конкуренция определяется следующим образом: рынок, на котором не соблюдается хотя бы один из признаков совершенной конкуренции;
характеристика рынка, где два или более продавцов, обладая некоторым (ограниченным) контролем над ценой, конкурируют между собой за продажи;
рынки, на которых либо покупатели, либо продавцы принимают в расчет свою способность воздействовать на рыночную цену. Так как модель совершенной конкуренции является теоретической абстракцией, то все реально существующие рынки в той или иной степени несовершенны.
Большинство случаев несовершенной
конкуренции можно объяснить
двумя основными причинами. Во-первых,
есть тенденция к уменьшению количества
продавцов в тех отраслях, для
которых характерны значительные экономии
от масштаба и уменьшаются издержки.
В этих условиях крупным фирмам производство
обходится дешевле, и они могут
продавать свои продукты по более
низкой цене, чем мелкие, что приводит
к "вытеснению" последних из отрасли.
Во-вторых, рынки имеют тенденцию к несовершенной
конкуренции, когда существуют трудности
для вступления новых конкурентов в отрасль.
Так называемые "барьеры входа" могут
возникать в результате государственного
регулирования, ограничивающего количество
фирм. В других случаях может быть просто
слишком дорого для новых конкурентов
"прорваться" в отрасль.
В теории выделяют различные виды рынков
с несовершенной конкуренцией (по степени
убывания конкурентности): монополистическая
конкуренция, олигополия, монополия.
Внешние эффекты рыночной деятельности и ограниченность рыночного механизма.
Рынок в целом ряде случаев не эффективно распределяет ресурсы, следствием этого становятся внешние эффекты.
Внешние эффекты – это рыночные ситуации, когда 3-е лицо не участвующее в рыночной операции получает выгоду или ущерб.
Примером отрицательного внешнего эффекта является ущерб населению в связи с загрязнением окружающей среды, вследствие чего граждане имеют дополнительные расходы на лекарства, а предприятия не учитывают издержки загрязнения в себестоимость производимой продукции. Было бы иначе, если бы предприятия устанавливали фильтры и очистные сооружения. Следовательно, цена производства не учитывает всех затрат. Следствием внешнего эффекта является не только дополнительные расходы на лекарства, но и заниженная цена производства и производство чрезмерного объёма продукции, и направление на использование чрезмерного объёма ресурсов.
В случае отрицательного эффекта рынок не эффективно распределяет ресурсы.
При положительном внешнем эффекте рынок направляет не достаточное количество ресурсов на производство данных благ. При этом цена производства завышена рынком.
Но это не единственный недостаток рынка. Рынок не производит общественных благ, так как это производство не принесёт дохода предприятию, по этому общественные блага вынуждено производить государство. Приведем примеры общественных благ:
-
дошкольное и среднее
- медицинское обслуживание (в частности относится к нашей стране)
- бесплатные библиотеки
- охрана правопорядка
- противопожарная охрана
- места культурного отдыха
и так далее.
Таким образом, общественные блага уравнивают людей, то есть ставят их в
равные стартовые условия.
Ещё одним недостатком является то что рынок гарантирует получение доходов только тем кто осуществляет вложения ресурсов, то есть те у которых нет ресурсов не получат доходов. Например, инвалид не способный работать, без вмешательства государства не будет получать деньги, ни от кого. Аналогичная ситуация с пенсионерами. Это ограничение рынка одно из самых значимых, которое должно очень чётко регулироваться рынком.
Рынок так же не гарантирует права на экономическую деятельность. Это право завоевывается в конкуренции. Примером этого может служить банкротство предприятий, не выдержавших конкуренции.
Циклическое развитие рыночной экономики тоже нуждается в государственном регулировании. Для экономического цикла характерны спады и подъёмы вследствие чего отсутствие стабильности.
Рынок стихийно стремится к монополизму, и чем выше степень монополизма в экономике, тем больше проблем появляется у средних и малых предприятий, следовательно, отсутствует конкуренция и тормозится экономическое развитие.
Рыночный механизм распределения доходов очень жёсткий поэтому возникает необходимость социально защиты.
Список литературы
Авдокушин Е.Ф. Международные экономические отношения: Учебник. – М.: Юристъ, 1999.
Ломакин В.К. Мировая экономика: Учебник для вузов. – М.: Финансы и статистика, 1998.
Сергеев П.В. Мировое хозяйство и международные экономические отношения на современном этапе: Учеб. пособие по курсу “Мировая экономика”. – М.: Новый Юрист, 1998.
Фомичев В.И. Международная торговля: Учебник. – М.: ИНФРА-М, 1998.
Буглай В.Б., Ливенцев Н.Н. Международные экономические отношения: Учеб. пособие. – М.: Финансы и статистика, 1996.
Киреев А.П. Международная экономика: В 2 ч. – М.: Международные отношения, 1997, 1999.
Международные валютные и кредитные отношения: Учебник / Под ред. Л.Н.Красавиной. - М.: Финансы и статистика, 1994.
Информация о работе Механизм функционирования рыночной экономики