Механизм вывоза капитала в другие страны. Причины вывоза капитала

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2010 в 19:04, контрольная работа

Описание

Капитал является одним из важнейших факторов производства. Это ресурс, который надо затратить, чтобы произвести товар. Мировой рынок, создав систему устойчивой зависимости национального производства от мирового хозяйства, обусловил растущее международное движение финансовых ресурсов.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
1) Характер и формы вывоза капитала…………………………………………..4
2) Причины вывоза капитала……………………………………………………..7
2.1 Теории международного движения капитала…………………………7
2.2 Основные причины вывоза капитала………………………………...11
3) Механизмы вывоза капитала…………………………………………………14
3.1 Легальные механизмы вывоза капитала. Оффшоры………………...14
3.2 Нелегальные механизмы вывоза капитала…………………………...20
4) Проблемы вывоза государственного капитала из России………………….23
Заключение……………………………………………………………………….26
Список использованной литературы…………………………………………...28

Работа состоит из  1 файл

Контрольная работа по Мировой экономике.doc

— 133.50 Кб (Скачать документ)

     Широко  используются возможности оффшорных  компаний в качестве холдингов — структур, специализирующихся на участии в уставных капиталах других организаций. Из этого следует, что основными источниками доходов холдинга являются выплачиваемые дочерними компаниями дивиденды, а также доходы от реализации акций. В случае международного холдинга налогообложение может иметь место как в стране возникновения дохода (у источника), так и в стране регистрации холдинга. В России, согласно 309 статье НК РФ, ставка налога на доходы иностранных юридических лиц без образования постоянного представительства составляет 15% (или 20% в некоторых случаях), однако международные налоговые соглашения позволяют добиваться снижения ставки налога у источника. Хотя такие договоры не заключаются с типично оффшорными территориями, льготы по налогообложению холдингов в некоторых странах позволяют существенно экономить на налогах. При осуществлении стратегических инвестиций, когда речь идет о доле собственности в дочерней компании, без труда удается соблюсти требования для полного освобождения от налога на прирост капитала в стране расположения холдинга.

     Получить  освобождение от налогов на распределяемые теперь уже холдингом дивиденды  сложнее, однако и это возможно в  некоторых схемах. Возможны и более  сложные схемы, когда холдинг  выступает в качестве транзитного  элемента и накопленный доход передается в другую оффшорную компанию. Традиционными юрисдикциями для создания холдингов считаются Нидерланды, Дания, Люксембург, Швейцария. В России из-за чрезвычайно выгодного соглашения об избежании двойного налогообложения типичной холдинговой юрисдикцией считался до недавнего времени Кипр.

     Холдинговая структура организации бизнеса  позволяет снижать налоги с процентных платежей по кредитам, которые холдинг  выдал своим филиалам, концентрировать  выплачиваемые дивиденды в безналоговой зоне, оптимизировать финансовые потоки между дочерними структурами, сокращать издержки по управлению предприятиями. В России владелец холдинга может сколько угодно долго оттягивать выплату своего подоходного налога, реинвестируя прибыль, в то время как законодательство большинства развитых стран требует принудительного включения даже нераспределенной прибыли контролируемых компаний в налогооблагаемую базу. Часто холдинговая компания используется для обеспечения анонимности владельцев. Если владельцами российской компании являются оффшорные компании с номинальными акционерами и директорами, то узнать, кому же на самом деле принадлежит компания, затруднительно. Номиналами, в действительности, могут быть как физические, так и юридические лица, которые выполняют эти функции для обеспечения анонимности клиента.

     Номинальные директора страхуют себя на случай убытков специальными письменными  гарантиями со стороны клиента. До сих  пор владельцами некоторых крупнейших российских компаний значатся оффшорные  компании, о реальных собственниках можно только догадываться. Хотя стопроцентной защиты капитала институт номинальных акционеров и директоров дать не может, юридически более безопасной формой обезопасить личное состояние и избежать уплаты налога на имущество является траст (доверительная собственность). Таким образом можно защитить имущество от кредиторов и государственных органов и уйти от некоторых налогов, в первую очередь на имущество, так как после создания траста имущество юридически не принадлежит его учредителю. Траст также является более гибкой альтернативой завещанию.

     Многие  известные инвестиционные компании и фонды зарегистрированы в оффшорах. С одной стороны, это позволяет  избежать довольно жесткого государственного регулирования развитых стран, с  другой — существенно снизить налоговые платежи. Поэтому оффшорным инвестфондам, как и оффшорным банкам, удается обеспечивать несколько более высокие показатели рентабельности. К примеру, знаменитый фонд Quantum Endowment Fund Джорджа Сороса, зарегистрированный на Нидерландских Антильских островах, показывал в среднем 31% годовых за свою более чем тридцатилетнюю историю (1969-2007).

     Оффшорные страховые компании занимаются внутрифирменным  страхованием (captive insurance) и перестрахованием. Кэптивное страхование заключается  в страховании рисков какого-либо узкого круга лиц, обычно собственников. Обычно прибегают к услугам собственной страховой компании, когда риск наступления страхового случая очень мал, а размеры премий велики. Так как величина премий сторонней страховой компании устанавливается из среднестатистических показателей, а уровень риска отдельной компании может существенно отличаться в ту или иную сторону, то зачастую бывает выгодно передать страхование дочерней структуре, которая может определить риски каждого клиента. Перестрахование используется как скрытая форма вывоза капитала из страны — заключается договор о страховании с обычной компанией, которая перестрахует свои риски у оффшорной, принадлежащей самому страхователю.  

     Оффшоры сегодня.

     После событий 11 сентября активизировалась международная деятельность по борьбе с финансированием терроризма, отмыванием денег и прочим криминалом. В какой-то мере это отразилось на привлекательности оффшорных юрисдикций. После принятия в США известного антитеррористического закона — USA Patriot Act, практически умерла отрасль частных оффшорных банков, поскольку американским банкам были запрещены корреспондентские отношения с банками-"пустышками" (shell banks), не имеющими офиса ни в одной стране.

     Рекомендации  международных организаций, таких как FATF и OECD, не требуют ограничить использование оффшорных компаний, а в большинстве случаев сводятся к ужесточению идентификации владельцев оффшорных компаний. Например, в виде запрета выпуска акций на предъявителя, обязательного раскрытия информации о бенефициарных владельцах и т. д. Большинство оффшорных юрисдикций пообещало привести свое законодательство в соответствие с этими требованиями к 2005 году.

     Означает  ли это, что оффшорный финансовый сектор ждет забвение? «Ни в коем случае, — считает Вадим Поляков, вице-президент компании Тах Consulting U. K. — Хотя изменения в законодательстве оффшоров сделают работу с некоторыми из них неинтересной, мы положительно оцениваем эти изменения. Они приведут к повсеместному распространению „белых“, абсолютно законных схем и укреплению имиджа оффшорного бизнеса».

     3.2 Нелегальные механизмы вывоза  капитала.

     Помимо  легальных каналов существуют незаконные механизмы оттока капитала. Самые  распространённые – хорошо известны и включают в себя следующие:

  1. Предоставление неверных сведений о размерах экспортной выручки, особенно в топливно-энергетическом секторе.

     Неверное  указание доходов от экспорта достигается  несколькими способами:

    1. занижение сумм в счетах-фактурах при экспортных операциях;
    2. контрабандный экспорт, доходы от которого переводятся в зарубежные компании или на зарубежные счета;

     Преимущественное  сосредоточение российского экспорта в энергетическом секторе превращает его в основной канал оттока капитала из России. Именно “нефтяное проклятие” отчасти объясняет подобное сочетание медленного хода реформ, коррупции и оттока капитала из России. Очевидная взаимосвязь между интенсивностью оттока капитала из страны и ростом мировых цен на нефть также подтверждает ту точку зрения, что отток капитала в значительной мере отражает невозвращение в страну экспортной выручки от продажи энергоносителей.

  1. Завышение размеров платежей по импорту, в том числе с помощью фиктивных контрактов на импорт товаров или услуг.

     По  сравнению с экспортным механизмом, величину оттока капитала через этот канал оценить значительно сложнее, поскольку структура российского импорта оказывается значительно более диверсифицированной, чем структура экспорта.

  1. Фиктивная предоплата по импортным сделкам.

     Это еще один из важных каналов оттока капитала. Имеется множество примеров, когда предприятия создаются исключительно с целью оформления импортного контракта, на основании которого банк предоставляет крупную предоплату. Как только перевод средства осуществляется, предприятие ликвидируется.

  1. Целый ряд операций по счетам движения капиталов в обход установленных правил нередко осуществляется российскими банками через корреспондентские счета зарубежных банков.

     В ряде случаев граждане России также  приобретают банки (обычно в тех  странах, где отсутствует строгий надзор за банковской деятельностью) с целью открытия корреспондентских счетов с российским банком. Эти счета служат каналом оттока капитала, практически неподконтрольным ЦБ Российской Федерации. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     4. Проблемы  вывоза государственного  капитала из России.

     Невиданные  ранее объемы денег, замороженных в 2004 году в бездействующих государственных накоплениях, — более 120 млрд долларов золотовалютных резервов и, грубо, по 20 млрд долларов в стабилизационном фонде и профиците федерального бюджета — на фоне заметно более скромных по сравнению с прошлыми годами показателей роста экономики (ВВП прирос, по оценкам, на 6,8% против 7,3% в 2003 году; торможение промышленного выпуска оказалось еще сильнее) наводят на мысль о необходимости что-то менять в макроэкономической политике. Бесконечно собирать резервы и фонды на случай грядущих потрясений и ухудшения мировой конъюнктуры бессмысленно. Решать одновременно все три задачи — снижать инфляцию, сдерживать рубль и использовать доходы стабилизационного фонда на общенациональные программы и проекты — невозможно. Как резонно заметил министр финансов Алексей Кудрин, одновременное достижение этих целей — нелепица. Чем же пожертвовать?

     Вот уже седьмой год подряд ради сдерживания  рубля власти выводят из страны по официальным каналам (в виде прироста золотовалютных резервов и уплаты внешнего долга) примерно треть национальных сбережений — около 10% ВВП ежегодно. С начала 2000 года этот организованный отток капитала в три-четыре раза превышает пресловутый вывоз капитала частного сектора.

     

     Хотя  изначально накопление резервов позиционировалось  как временная мера, которая должна была обеспечить «мягкую посадку» — плавный переход к более равновесному курсу рубля — и естественным образом устраниться с его укреплением и ростом импорта, пока не просматривается никаких признаков сокращения разрыва между притоком валюты в страну и ее оттоком. Наоборот, широко известный парадокс развития российской экономики последних лет состоит в том, что по мере роста физических объемов экспорта и повышения кредитно-инвестиционной привлекательности экономики финансовые власти вынуждены значительно увеличивать централизованный вывоз капитала в целях защиты внутреннего рынка.

     Официальная позиция российских финансовых властей, разделяемая и международными экспертами, остается неизменной: в целях поддержания конкурентоспособности при сохранении благоприятной внешнеторговой конъюнктуры накопление валютных резервов следует продолжать. Это предопределяет и дальнейшую аккумуляцию бюджетных доходов в стабилизационном фонде для стерилизации излишков ликвидности и снижения инфляционного давления.

     Не  слишком ли расточительна такая политика? Трудно безучастно наблюдать, как одновременно нарастают и неприкосновенные запасы запертых в валютных резервах и стабилизационном фонде денег, и многочисленные нерешаемые проблемы, лежащие в зоне ответственности правительства: бедность, износ инфраструктуры, деградация социальной сферы, терроризм и т. д.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Заключение.

     Суть  вывоза капитала, как известно, заключается  в том, что за рубеж переносится  уже не акт реализации прибыли, заключённой  в цене экспортируемых товаров, а  сам процесс её создания. Это предопределяет экономический интерес стороны, вывозящей капитал, что, однако, сочетается с заинтересованностью принимающей стороны в привлечении иностранного капитала. В последние годы в мире наблюдается значительный рост движения капитала. Каковы же последствия для экспортирующих и импортирующих капитал стран столь интенсивного движения капиталов? Они не  однозначны: имеются положительные и отрицательные стороны.

     Для страны – экспортёра капитала ухудшается платёжный баланс, хотя впоследствии, когда начнут поступать прибыли  от этих вложений, платёжный баланс будет улучшаться. Экспорт капитала расширяет рынки сбыта товаров для страны – экспортёра капитала, но в то же время сужает рынок труда, так как рабочие места уходят за рубеж, сокращает объём потребления и национальный доход. Вывоз капитала влияет на макроэкономическое равновесие национальной экономики.

Информация о работе Механизм вывоза капитала в другие страны. Причины вывоза капитала