Меркантилизм. Международная торговля

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Января 2011 в 15:17, контрольная работа

Описание

Рост производительных сил вызвал разложение феодального строя и зарождение капитализма. Экономической основой возникновения буржуазных отношений явилось мелкое товарное производство. Огромную роль в этом историческом процессе сыграли насильственные моменты, совокупность которых Марк назвал первоначальным накоплением. Они были связаны прежде всего, с экспуатацией крестьянства и накоплением денежных средств главным образаом за пределами Европы.

Содержание

Введение 33
Глава 1.История меркантилизма.
1. Общая характеристика меркантилизма. Экономическая политика раннего и позднего меркантилизма.
2. Меркантилизм как первая школа буржуазной политической экономии.

3. Историческое место меркантилизма.
1.4 Современное положение меркантилизма. 8
Глава 2. Основные теории международной торговли
2.1 Классическая теория международной торговли
9
2.2 Понятие международной торговли 10
2.3. Основные этапы в развитии мировой торговли 12
2.4. Структура и основные товаропотоки мировой торговли 15
2.5. Противоречия современной международной торговли и методы борьбы с ними.
16
Список литературы.

Работа состоит из  1 файл

мировая экономика-о.doc

— 140.50 Кб (Скачать документ)

     Характеризуя  основные тенденции в географической направленности международной торговли, следует подчеркнуть тот факт, что развитие и углубление международного разделения труда между промышленно развитыми странами вздет к увеличению их взаимной торговли и уменьшению доли развивающихся стран. Основные товаропотоки протекают в рамках «большой триады»: США - Западная Европа - Япония.

                            Бушующий на данный момент валютный кризис в странах Азии еще не закончился. Однако он уже выливается в региональный экономический кризис. Каково будет его воздействие на экономику других регионов - вот вопрос.

     В борьбе с этим валютным кризисом роль Соединенных Штатов куда менее заметна, чем та, которую они сыграли  в разрешении мексиканского кризиса  в 1995 году. Ныне Вашингтон предпочитает ведущую роль предоставить Токио. Так, американское финансовое участие в плане спасения таиландской экономики путем предоставления 16 миллиардов долларов будет осуществляться только через международные организации. А ведь этот кризис будет иметь такие последствия для экономики и рынков Америки (как, впрочем, и европейских стран), которыми пренебрегать просто нельзя.

     На  долю Азии, не считая Японии, приходится 20 процентов товарного экспорта США. Общий объем американского  экспорта в страны этого региона соответствует 1,6 процента ВВП США. Сокращение экономической активности переживающих кризис стран может обернуться замедлением экономического роста Соединенных Штатов в 1998 году на 0,25-0,5 процента. Таково мнение известного экономиста С. Роча.

     Более того, валютный кризис в азиатских странах окажет прямое негативное воздействие и на приток капиталов в Соединенные Штаты. Никогда Вашингтон не размещал за границей так много своих ценных бумаг, как в последнее время. Только в период 1995-1996 годов от продаж государственных ценных бумаг иностранцам США выручил 465 миллиардов долларов.

     Основная  доля их покупок приходится на азиатских  инвесторов. Вызванный кризисом спад активности финансовых институтов в  этих странах, безусловно приведет к  сокращению спроса на американские облигации.

     В конце 1996 года 60 процентов всех займов иностранным клиентам были предоставлены  странам Азии (в общей сложности 120 миллиардов долларов). Немецкие банки  предоставили около 42 миллиардов долларов, французские - около 38 миллиардов долларов, американские - 34 миллиарда. А сейчас маячит перспектива реструктуризации банковских кредитов в связи с кризисом. А это нанесет серьезный удар по интересам банков многих стран.

     Заметной  тенденцией современной международной  торговли является увеличение объемов торговли между развивающимися странами. В особенности заметна экспортная экспансия «новых индустриальных стран».

     Поскольку в экспорте промышленно развитых стран преобладает сложная техника, развивающиеся страны представляют для них сравнительно меньший интерес как рынки сбыта такой продукции. Сложная техника часто бывает не нужна развивающимся странам, поскольку не вписывается в сложившийся производственный цикл. Иногда же она просто им не по карману.

     Товарная  структура российского экспорта в последние годы сохраняет свою сырьевую направленность. Доминирующие позиции продолжают занимать топливно-энергетические товары, черные и цветные металлы и химические удобрения.

     В 1996 году доля основных видов топливно-энергетических ресурсов (нефти, нефтепродуктов, природного газа и каменного угля) в общем объеме экспорта в страны дальнего зарубежья возросла до 45 процентов (примерно с 40 процентов в 1995 году). Среди остальных сырьевых товаров можно выделить черные и цветные металлы - алюминий, никель, медь, обеспечивающие 18 процентов стоимости экспорта в дальнее зарубежье. 

     2.5. Противоречия современной международной торговли и методы борьбы с ними. 

     Анализируя  процессы, протекающие в мировой  торговле, следует подчеркнуть, что  либерализация является ее основной тенденцией. Произошло значительное снижение уровня таможенных

     пошлин, отменены многие ограничения, квоты  и т. п. Однако существует целый ряд  проблем. Одна из основных - нарастание протекционистских тенденций на уровне экономических группировок, торгово-экономических блоков стран, во многом противостоящих друг другу.

     Составы девяти крупнейших международных региональных торговых блоков представлены ниже:

     Европейский союз (ЕС) - Австрия, Германия, Великобритания, Италия, Ирландия, Франция, Испания, Португалия, Финляндия, Швеция, Дания, Бельгия, Люксембург, Нидерланды, Греция.

     Европейские сообщества (ЕС), или так называемый «Общий рынок» являются объединением государств, которые стремятся к  политическому и экономическому единству при частичном отказе от своих национальных суверенитетов. Страны - члены «Общего рынка» считают себя ядром будущих Соединенных Штатов Европы.

     В «Общий рынок» входят:

     - Европейское объединение угля  и стали (соответствующий договор  вступил в силу в 1952 году).

     - Европейское экономическое сообщество (договор вступил в силу в 1958 году).

     Эти договоры были дополнены и расширены  так называемыми Едиными Европейскими Актами, вступившими в силу в 1978 году. Единые Европейские Акты являются базой  политического сотрудничества стран-членов «Общего рынка».

     «Общий  рынок» является крупнейшим в мире торговым партнером. Численность населения  стран-членов «Общего рынка» составляет 320 миллионов человек, т.е. больше чем  численность населения США (239 млн. человек).

     С 1967 года Европейские Сообщества имеют следующие общие наднациональные или межгосударственные органы:

     - Совет министров - законодательный  орган;

     - Комиссия Европейских сообществ  - исполнительный орган. Только  Комиссия имеет право представлять  на утверждение Совета министров  проекты законов;

     - Европейский парламент - контрольный  орган. Он осуществляет контроль  за деятельностью Комиссии и  утверждает бюджет;

     - Суд Европейских сообществ - высший  судебный орган;

     - Европейский совет, в состав  которого входят главы правительств  стран-членов;

     - Европейское экономическое сотрудничество, комитет, в составе которого насчитывается 12 министров иностранных дел и один член комиссии ЕС.

     В своей работе Европейский совет  и Комиссия Европейских сообществ  находят поддержку еще двух организаций, действующих в рамках «Общего рынка»:

     - Экономического и социального  совета;

     - Консультативной комиссии ЕС  по углю и стали.

     Существует  организация «Общего рынка», насчитывающая  более 20 тысяч служащих из разных стран, которые представлены в соответствии с так называемой национальной пропорцией, на средства формируемые за счет ввозных пошлин, особой  статьей которых являются отчисления по сахару, таможенному тарифу, определенной части отчислений от налога на добавленную стоимость, и прочих средств.

     Расходует же «Общий рынок» средства на субсидии по сельскому хозяйству, и поддержку менее развитых регионов, финансирует научные исследования и опытно-конструкторские разработки, помогает развивающимся странам, ну и, естественно, содержит сам себя.

     Основой политики Европейских Сообществ является пять принципов:

     - Свободный торговый обмен (свободная  торговля);

     - Свободное передвижение граждан  стран-членов;

     - Свобода выбора места жительства;

     - Свобода предоставления услуг;

     - Свободный оборот капиталов и  свободный платежный оборот (трансферт капиталов);

     Первым  шагом в реализации целей «Общего  рынка» явилось создание свободного единого рынка, иными словами  осуществление торговли без взаимных пошлин, установления товарных контингентов, и введения других ограничений. Одновременно с этим была введена единая система пошлин по отношению к третьим странам (таможенная уния).

     Естественно, что это, уже ставшее походить на государство, объединение, не может  обойтись без собственной валюты. И она появилась. Первым шагом  на пути создания Европейской валютной системы было введение в 1971 году европейской валютной единицы - ЭКЮ (ECU). С того момента ЭКЮ используется как расчетная единица для определения бюджета «Общего рынка» и курсов национальных валют, а также для осуществления всех расчетов и переводов между ведомствами ЕС. Она котируется на европейских биржах.

     Внешнеторговая  политика «Общего рынка»  призвана в первую очередь блюсти интересы стран-членов. Поэтому основное внимание уделяется защите производителей от допинговых цен внешних экспортеров  с помощью введения «лимитированной» или «предельной» цены. Этой же цели служат устанавливаемые на каждый год Советом министров Европейских сообществ, «интервенционная» и «лимитированная импортная» цены. Также органы «Общего рынка» борются с нечестной конкуренцией и различными злоупотреблениями на рынке, путем введения различных законодательных ограничений.

     2. Североамериканское соглашение о свободной торговле (НАФТА) - США, Канада, Мексика.

     3. Европейская Ассоциация свободной торговли (ЕАСТ) - Исландия, Норвегия, Швейцария, Лихтенштейн.

     4. Азиатско-Тихоокеанское экономическое сотрудничество (АТЭС) - Австралия, Бруней, Малайзия, Сингапур, Таиланд, Новая Зеландия, Папуа новая Гвинея, Индонезия, Филиппины, Тайвань, Гонконг, Япония, Южная Корея, Китай, Канада, США, Мексика, Чили.

     5. «Меркосур» - Бразилия, Аргентина, Парагвай, Уругвай.

     6. Южноафриканский комитет развития (САДК) - Ангола, Ботсвана, Лесото, Малави, Мозамбик, Маврикий, Намибия, ЮАР, Свазиленд, Танзания, Зимбабве.

     7. Западно-африканский экономический и валютный союз (ЮЭМОА) - Кот-д’Ивуар, Буркина-Фасо, Нигерия, Того, Сенегал, Бенин, Мали.

     8. Южно-азиатская ассоциация регионального сотрудничества (СААРК) - Индия, Пакистан, Шри Ланка, Бангладеш, Мальдивы, Бутан, Непал.

     К формированию подобных блоков приводят объективные процессы 9. Андский пакт - Венесуэла, Колумбия, Эквадор, Перу, Боливия.

     политического, экономического, исторического характера. Активизация таких процессов, с  одной стороны, способствует развитию международной торговли (в рамках зон, блоков, регионов), а с другой - создает для нее ряд препятствий, свойственных любому закрытому формированию. На пути к единой, глобальной системе мирового рынка лежит еще много препятствий и противоречий, которые будут возникать в ходе взаимодействия торгово-экономических группировок друг с другом.

     Важную  роль в регулировании международной  торговли, в устранении препятствий  для ее развития, ее либерализации  играют международные экономические  организации. Одна из основных организаций  такого рода - Генеральное соглашение о тарифах и торговле (ГАТТ). Договор о создании ГАТТ был подписан 23 странами в 1947 г. и вступил в силу в 1948 г. 31 декабря. 1995 г. ГАТТ прекратила свое существование, модифицировавшись во Всемирную торговую организацию (ВТО).

     ГАТТ - многостороннее международное соглашение, содержащее принципы, правовые нормы, правила ведения и государственного регулирования взаимной торговли стран-участниц. ГАТТ являлась одной из крупнейших международных экономических организаций, сфера деятельности которой охватывала 94% объема мировой торговли.

     Деятельность  ГАТТ осуществлялась посредством многосторонних переговоров, которые объединялись в раунды. С начала работы ГАТТ было проведено 8 раундов, результаты которых  привели к десятикратному сокращению средней таможенной пошлины. После 2-й мировой войны она составляла 40%, в середине 9О-х годов - около 4%. 

Информация о работе Меркантилизм. Международная торговля