Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2012 в 07:20, творческая работа
В последние два десятилетия роль предпринимательской деятельности как движущей силы экономического роста стала важной темой экономических исследований, и правительства всего мира ввели меры политики, призванные активизировать предпринимательскую деятельность и стимулировать инновации.
Министерство образования и науки РФ
Государственное образовательное учреждение
Высшего профессионального образования
«Владимирский Государственный университет имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых»
(ВлГУ)
Экономический институт
Кафедра «Финансы и экономика туризма»
Эссе на тему:
«Меры контроля за операциями с капиталом: нужны ли усилия на возведения этих барьеров?»
Выполнила:
cт. гр. БУ-108
Власкина А. С.
Научный рук-ль:
К.ф.н., доцент Мишин А. А.
Владимир 2012
В 1997–1998 годах слова «меры контроля за операциями c капиталом» были недопустимы и порицались. В наши дни проблема капитала во всем мире носит столь системный характер и является настолько громадной, что сегодня повсеместно стало принято использовать тот или иной тип временных мер контроля за операциями c капиталом.
Шри Мульяни
В последние два десятилетия
роль предпринимательской
Страны уделяют все больше внимания улучшению инвестиционного климата как способу формирования более благоприятных условий для предпринимательской деятельности; параллельно они реализуют и традиционные меры «инновационной» политики, как, например, инвестиции в НИОКР, поддержка инкубаторов и инновационных кластеров, а также вложение средств в образование и развитие человеческого капитала. Однако растущая волна финансового протекционизма угрожает разрушить достижения, связанные c улучшением условий для создания новых предприятий в странах c быстроразвивающимися рынками. Глубокое рассмотрение мер контроля за операциями c капиталом указывает на их потенциально губительные последствия для предпринимательской деятельности.1
Действительно, в настоящее время выделился целый ряд сторонников «за» и «против» контроля за операциями с капиталом, и прийти к единому мнению по этой проблеме, наверное, невозможно.
Интерес, в ходе которого был проанализирован тематический доклад SIEMS, вызвали оживленные рассуждения ряда специалистов, что привело к формулированию собственного мнения по этому вопросу. Для этого потребовалось выяснить следующие вопросы: какой возможен эффект на компании и предпринимательскую деятельность в странах c быстроразвивающимися рынками в ближайшие годы? Как это скажется на странах c быстроразвивающимися рынками и компаниях в развивающихся странах, если доверие к мерам контроля за операциями c капиталом продолжит расти? Как возрождение мер контроля после глобального финансового кризиса отразилось на предпринимательской деятельности в странах c быстроразвивающимися рынками?
Как показывает краткое обсуждение, способ применения мер контроля и сферы, на которые направлено их действие, в основном носят макроэкономический характер, при этом их влияние на отдельные компании часто относят к эффектам второго или третьего порядка. Тем не менее более глубокое рассмотрение мер контроля за операциями c капиталом указывает на их потенциально губительные последствия для предпринимательской деятельности. Исследователи МВФ обобщают это положение, указывая, что «меры контроля за операциями c капиталом могут существенно ограничить доступ к займам в иностранной валюте и повысить стоимость таких займов, в особенности для компаний, не имеющих валютных доходов». Кроме того, ограниченный доступ к финансированию также по-разному скажется на компаниях, поскольку крупным компаниям обычно требуется меньше усилий и времени, чтобы получить банковский кредит.2
Еще одна сфера, где меры контроля теоретически могут негативно сказаться на компаниях в стране назначения капитала, — это распространение технологий. Хотя обычно меры контроля ставят целью воздействовать только на краткосрочные или портфельные потоки капитала, они могут замедлить движение всех форм инвестиций, тем самым уменьшив вероятность входа на рынки страны долгосрочных инвесторов.
Наконец, c позиций общественного выбора введение мер контроля за операциями c капиталом также возлагает на компании регулятивное бремя, которое усиливает неопределенность. Кроме того, это может создать возможности для извлечения экономической ренты и коррупции, особенно на нижестоящих уровнях, куда обычно обращаются заявители. Такая концентрация власти для «выбора победителей» также ведет к потере времени инвесторов и компаний, стремящихся привлечь капитал, поскольку бремя, возлагаемое на компании, означает, что им приходится затрачивать больше времени на успешное прохождение процедуры получения разрешений на инвестиции, чем на сами инвестиции.
Что же касается сторонников либерализации, то важным моментом в их аргументации является следующее: меры контроля обеспечивают стабильность. Такие авторы, как Дэни Родрик (Dani Rodrik), отмечают, что высокая мобильность капитала может повысить вероятность финансовых кризисов, что, в свою очередь, приведет к снижению предпринимательской активности.
Например, в Малайзии был введен контроль, чтобы достичь следующие цели: ограничить эффекты цепного распространения внешних событий на экономику Малайзии; сохранить достигнутые в последнее время успехи по реализации мер политики, направленных на стабилизацию национальной экономики; обеспечить стабильность внутренних цен и обменного курса ринггита и создать условия, способствующие восстановлению доверия инвесторов и потребителей и содействующие подъему экономики.
Однако страны, часто называемые в качестве примеров, демонстрирующих благотворный характер мер контроля за операциями с капиталом, такие как Чили и Малайзия, на самом деле в период действия этих мер столкнулись с проблемами в области предпринимательской деятельности. Положительный эффект этих стран можно больше назвать «нейтральным», так как существенного изменения от введения контроля зарегистрировано не было.
Итак, на основе анализа данных по 112 развитым и развивающимся странам за 2004–2009 гг. в работе SIEMS установлено, что меры контроля за операциями с капиталом однозначно негативно влияют на предпринимательскую деятельность, существенно уменьшая число создаваемых компаний. Более того, в течение рассмотренного периода влияние мер контроля за операциями с капиталом было отрицательным как в развитых странах, так и в странах с быстроразвивающимися рынками, причем наибольшее воздействие на создание компаний оказывали доступность внутреннего кредита и возможность привлечения иностранного капитала.3
Что касается личного мнения по этому вопросу, то выбор был сделан в сторону либерализации, то есть отмены контроля за операциями с капиталом. Меры контроля только затрудняют предприятиям начало деятельности, они ограничивают их в возможности получения капитала.
Несомненно, контроль за операциями с капиталом может обеспечить правительствам некоторое пространство для проведения макроэкономической политики, а так же позволит поддерживать отечественных производителей, не давая возможности «вытеснения» их иностранными конкурентами. Однако меры контроля за операциями с капиталом сопряжены с несомненными и длительными издержками для реальной экономики в странах, вводящих такие меры.
Автор считает, что смятение между выборами «за» и «против» о контроле за операциями с капиталом вызывает циклический процесс: введение в действие и последующую отмену этих мер порождает соответствующий тип изменчивости и неопределенных ожиданий, которые меры контроля призваны предотвратить. Это поведение может отпугнуть инвесторов, а также привести к неуверенности национальных компаний по поводу структуры финансирования.
Из вышесказанного автор делает вывод о том, что нужно идти по пути либерализации, так как возведение барьеров не только приводит к наиболее отрицательным результатам, а так же «тормозит» предпринимательскую деятельность. Конечно, поддержка отечественных производителей и иная стабильность в стране должна существовать непременно, но более правильным со стороны правительства будет создание благоприятных условий в экономике, способствуя предпринимательской деятельности в самых разных отношениях, включая традиционную политику в области инноваций и инвестиции в НИОКР. И если уж эти меры вводить в нашей стране, то вводить их нужно при крайней необходимости, а именно: для управления валютным курсом в момент перестройки сегментов экономики страны; для удержания внутренних сбережений; для установления правильной последовательности шагов по достижению экономической либерализации. Так же автор соглашается с необходимостью уделять внимание вопросам инвестиционного климата, таким как открытость счета операций с капиталом.
Список использованной литературы:
1 Тематический доклад SIEMS
2 Тематический доклад SIEMS
3 Тематический доклад SIEMS