Место анализа в экономмике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 20:29, реферат

Описание

Экономический анализ – специальная отрасль знаний, становление которой как науки обусловливалось объективными требованиями и условиями, свойственными появлению любой новой отрасли научных знаний.

Работа состоит из  1 файл

Место анализа в системе экономической науки.docx

— 20.58 Кб (Скачать документ)

Место анализа  в системе экономической науки

Экономический анализ – специальная отрасль знаний, становление которой как науки обусловливалось объективными требованиями и условиями, свойственными появлению любой новой отрасли научных знаний.

1. Практическая потребность. Профессиональная маркетинговая деятельность, рыночные отношения, изучение внутренних и внешних факторов, определяющих конечные финансовые результаты, – требования, определяющие необходимость последующих, текущих и перспективных аналитических разработок.

2. Развитие науки в целом и отдельных ее отраслей. Экономический анализ сформировался в результате дифференциации общественных наук. Отдельные формы экономического анализа были присущи учетным наукам – бухгалтерскому учету, статистике. По мере углубления экономической работы на предприятиях возникла необходимость в выделении анализа как обособленной системы знаний.

Сформировавшись в самостоятельную  науку, экономический анализ комплексно, системно использует данные, способы, приемы исследования статистики, планирования, бухгалтерского учета, математики и  прочих наук.

Наиболее тесные связи  существуют между бухгалтерским  учетом и экономическим анализом. Бухгалтерский учет – основной «поставщик»  информации для экономического анализа. Теснота связи экономического анализа  и статистики выражается, во-первых, в том, что статистический учет и  отчетность служат для анализа информационной базой, во-вторых, в том, что статистическая наука, разрабатывающая методы группировок, индексов, корреляции, регрессии и  другие, существенно пополняет способы  и приемы экономического анализа.

Принятие управленческих решений требует разработки возможных  курсов действий и их обоснования  путем проведения экономического анализа  различных управленческих вариантов. Разработка маркетинговых программ и контроль за их выполнением невозможны без анализа влияния на экономику предприятия внешней и внутренней среды; анализа состояния рынка; анализа потребителей и покупателей; анализа конкурентной обстановки; анализа рыночных цен и формирования собственной ценовой политики; анализа конечных финансовых результатов. Поэтому экономический анализ – одно из слагаемых научно обоснованного планирования, регулирования и управления.

Предприятие в условиях рыночной экономики начинает свою работу с  составления бизнес-плана, в котором  проводится анализ идеи начинаемого  «дела», оценка его перспективности  и финансовой результативности. Бизнес-план невозможно обосновать без использования  аналитических способов и приемов.

Связь анализа и математики определяется тем, что та и другая область знаний изучает количественные отношения. Математические методы широко применяются в экономическом  анализе.

Связь экономического анализа  и аудита проявляется в использовании  для анализа финансового состояния, финансовой устойчивости ряда коэффициентов  экономического анализа (коэффициент  соотношения собственных и заемных  средств, коэффициент маневренности  собственных средств и др.).

 

Анализ от греч. – разделяю, расчленяю. Следовательно, анализ в узком смысле – разделение явления или предмета на составные части. То есть, используется либо метод индукции – изучении от частного к общему, либо дедукции – от общего к частному. Однако анализ не может дать полного представления об изучаемом предмете или явлении без синтеза, т. е. без установления связей и зависимостей между составными частями. Таким образом, в широком смысле анализ – это способ познания предметов и явлений окружающей среды, основанный на разделении целого на составные части и изучении их во всем многообразии связей и зависимостей. Экономический анализ относится к абстрактно-логическому методу исследования экономических явлений, так как в экономическом анализе нет конкретных физических способов измерения показателей, поэтому в данном случае используется абстракция.

ЭА – способ исследования экономических процессов и явлений, складывающихся под воздействием объективных экономических законов и субъективных факторов.

ЭА как наука представляет собой систему специальных знаний, базирующихся на законах развития и функционирования систем и направленных на познание методологии оценки, диагностики и прогнозирования финансово-хозяйственной деятельности предприятия.

Объектом исследования экономического анализа выступают результаты хозяйственной деятельности предприятия.

Предмет ЭА – причинно-следственные связи, возникающие в процессе деятельности конкретных хозяйствующих субъектов любой формы собственности и воздействующие на процессы и результаты этой деятельности.

Основные задачи ЭА:

  • комплексная оценка результатов коммерческой деятельности по важнейшим показателям: выручка от продаж, финансовые результаты, показатели эффективности хозяйственной деятельности, издержки производства и обращения;
  • оценка результатов коммерческой деятельности структурных подразделений предприятия: цехов, участков, филиалов, специализированных отделов и служб. Определение влияния их деятельности на конечные результаты предприятия, его эффективность;
  • качественное и количественное исследование причин, повлиявших на результаты деятельности предприятия, то есть качественный и количественный факторный анализ;
  • выявление резервов улучшения деятельности предприятия, повышения эффективности его производства, маркетинга, снабжения и т.п.;
  • разработка вариантов мероприятий по использованию выявленных резервов и оценка их эффективности.
  • подготовка рекомендаций для принятия оптимальных управленческих решений по внедрению наиболее эффективных вариантов мероприятий, улучшающих деятельность предприятия, его специализированных функций;
  • прогнозирование ожидаемых результатов деятельности предприятия.

Становлению ЭА как науки  послужили следующие причины:

-  Практическая потребность. Профессиональная маркетинговая деятельность, рыночные отношения при их полной коммерциализации, изучение внешних и внутренних факторов, определяющих конечные финансовые результаты, все это требования, обуславливающие необходимость последующих, текущих и перспективных аналитических разработок.

-  Развитие науки в целом и отдельных ее отраслей. Экономический анализ сформировался в результате дифференциации общественных наук. Прежде отдельные формы экономического анализа были  присущи преимущественно учетным наукам: балансоведению, бухгалтерскому учету, статистике. Но по мере углубления экономической работы на предприятиях возникла необходимость в выделении анализа как обособленной системы знаний.

Сформировавшись в самостоятельную  науку экономический анализ, использует данные, способы и приемы исследования, присущие статистике, планированию,бухгалтерскому учету, математике и другим непосредственно связанным с ним наукам.

Связь анализа и математики определяется тем, что та и другая область знаний изучает количественные отношения. Математические методы широко применяются в экономическом анализе.

Связь экономического анализа и аудита проявляется в использовании для анализа финансового состояния, финансовой устойчивости ряда коэффициентов экономического анализа (коэффициент соотношения собственных и заемных средств, коэффициент маневренности собственных средств и др.).

Теснота  связи   экономического   анализа   и  статистики выражается, во-первых, в том, что статистический  учет   и  отчетность служат для анализа  информационной базой, во-вторых, в том, что статистическая наука, разрабатывающая методы группировок, индексов, корреляции, регрессии и другие, существенно пополняет способы и приемы  экономического  анализа.

Связь с маркетингом: Разработка маркетинговых программ и контроль за их выполнением невозможны без анализа влияния на экономику предприятия внешней и внутренней среды; анализа состояния рынка; анализа потребителей и покупателей; анализа конкурентной обстановки; анализа рыночных цен и формирования собственной ценовой политики; анализа конечных финансовых результатов.

Наиболее тесные связи существуют между бухгалтерским учетом и экономическим анализом.

Бухгалтерский учет  – основной «поставщик» информации для  экономического анализа.

Принятие управленческих решений  требует разработки возможных курсов действий и их обоснования путем  проведения экономического анализа  различных управленческих вариантов.

Поэтому экономический анализ –  одно из слагаемых научно обоснованного планирования, регулирования и управления. 

 

 


Информация о работе Место анализа в экономмике