Место и деятельность Украины в СНГ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Мая 2011 в 06:01, реферат

Описание

Создание Содружества независимых государств и участие в ней Украины вызывает пристальное внимание многих политиков и в Украине, и за ее пределами. Каждая новая встреча глав государств и правительств СНГ, решения, какие они принимают (со времени основания Содружества было заключено около 1 тыс. документов), усиливают дискуссии, столкновения взглядов, относительно их целесообразности и, вообще, оправдывает ли себя пребывание Украинского государства в Содружестве, какие перспективы ее последующего развития.

Работа состоит из  1 файл

3 глава.docx

— 31.31 Кб (Скачать документ)

Место и деятельность Украины  в СНГ

Создание  Содружества независимых государств и участие в ней Украины вызывает пристальное внимание многих политиков и в Украине, и за ее пределами. Каждая новая встреча глав государств и правительств СНГ, решения, какие они принимают (со времени основания Содружества было заключено около 1 тыс. документов), усиливают дискуссии, столкновения взглядов, относительно их целесообразности и, вообще, оправдывает ли себя пребывание Украинского государства в Содружестве, какие перспективы ее последующего развития. 

8 декабря  в 1991 г. Украина подписала   соглашение о создании Содружества  независимых государств.1

Отношение Украины к СНГ от самого начала было взвешенным и последовательным. Верховная Рада Украины Соглашение о Содружестве ратифицировала 12 декабря в 1991 г. с соответствующими предостережениями, которые делали невозможным превращение Украины  на часть нового союзного государства. С целью прекратить разное толкование Минского соглашения 20 декабря в 1991 г. было принятое заявление Верховной  Рады Украины "по поводу заключения Украиной Соглашения о Содружестве  независимых держав", где отмечалось, что Украина отрицает превращение  Содружества независимых государств.

Заявление Верховной Рады Украины обязывало  руководствоваться ею в деятельности все структурные звенья исполнительной власти во главе с Президентом Украины. Ее значение для последующей позиции Украины у Содружества было чрезвычайно важным. Украина четко определила условия участия в СНГ, которые воспрепятствовали России превратить Содружество в новое государственное образование, способствовали активизации деятельности Украины как субъекта международных отношений.

Последующее обоснование позиции Украины  к СНГ содержалось в Постановлении  Верховной Рады Украины от 2 июля в 1993 г. "Про основные направления внешней политики Украины", что рассматривала СНГ как международный механизм многосторонних консультаций и переговоров, который дополнял полномасштабные двусторонние отношения. Содружеству в Москве было принято решение о совершенствовании структуры органов СНГ. В первую очередь, шла речь об объединении Исполнительного секретариата СНГ, который находился в Минске и аппарату секретариата в Москве. Был создан Исполнительный комитет Содружества с численностью 200 лиц. общая численность работников.  с целью выработки основ согласованной стратегии, преодоления кризисных явлений и реформирования экономики, 24 сентября в 1993 г. был подписанный Договор о создании Экономического Союза. В нем закреплен очень важный принцип, предложенный Украиной, - уважение суверенитета каждого государства и невмешательства в дела друг друга, неприменения любых видов экономического натиска. Украина, как ассоциируемый член СНГ и Экономического Союза, 24 октября в 1994 г. начала деятельность в заседаниях ново створенного Межгосударственного экономического комитета (МЕК), представленного вице-премьерами государств-участниц СНГ.

В Ашгабаде 23 декабря в 1993 г. члены Содружества  заключили Соглашение об общих условиях и механизме поддержки развития производственной кооперации предприятий  и отраслей государств-участниц СНГ. Украина ратифицировала ее 14 марта  в 1995 г. На товары, выработанные производственной кооперацией между предприятиями  СНГ, распространялся льготный таможенный режим. Украина заключила такие  международные договоры с Азербайджаном, Грузией, Туркменией, Казахстаном, Узбекистаном и Киргизией. В пределах производственной кооперации заключены соглашения с  министерствами и ведомствами России, Молдовы, Туркменистана, Казахстана, Армении, Киргизстана. Между предприятиями  Минмашпрома Украины и СНГ подписаны 693 соглашения, из них 642 - с Россией. Объем взаимопоставок составлял 9387 тыс. долларов, из них на Россию приходилось 8900 тыс.

К сожалению, не были выполнены Соглашение о свободной  торговле от 24 июня в 1993 г., Соглашение о создании зоны свободной торговли от 15 апреля в 1994 г. и Соглашение о  режиме свободной торговли от 8 февраля  в 1995 г. их реализация через создание зон свободной торговли давала бы возможность украинскому товару один раз пересекать границу и  он находился бы в режиме свободной торговли к Тихому океану или Кушки и реализовывался на таких же принципах, как и местные товары. Однако Россия откладывала их внедрение на неопределенный срок.

В сущности, на протяжении всего первого этапа  функционирования Содружества четко  прослеживались две концепции отношения  в СНГ: политическая (русская) и экономическая (украинская).

Согласно  Уставу СНГ, Украина на правах ассоциируемого членства пыталась эффективно действовать  в разных структурах Содружества. Высшим органом СНГ является Совет глав государств, за ней идет Совет председателей  правительств, а дальше - координирующие институты. В конце 1996 г. их действовало 80, в 57 из них Украина принимала  участие. В настоящий момент в  СНГ 64 органа; 99 % всех предложений Украины  учитывается в проектах текста деклараций.2

 За годы существования Таможенного союза (в 1995 г. к нему вошли Россия, Беларусь, Казахстан, с марта в 1996 г. - Киргизстан) никаких весомых шагов на пути его реализации не было. Однако как механизм давления, в частности на Украину, он действовал. Да, из всех стран СНГ налог стягивался при экспорте, а из Украины - еще и при импорте, из других стран лишь при импорте. Были установленные квоты на спирт зерновой, этиловый и водку, белый сахар, а с 15 мая в 1997 г. была повышена пошлина на сахар (это 8,6 % всего украинского экспорта).

В апреле в 1999 г. на саммите стран-участниц СНГ было принято решение о внедрении зоны свободной торговли при условии, если все государства ликвидируют таможенные, валютные и другие преграды. Определенные сдвиги в этом вопросе проследились на саммите стран СНГ в Минске в ноябре в 2000 г. В. Ющенко подписал Протокол о правилах лицензирования импорта государствами-участниками Соглашения о зоне свободной торговли, а также правила определение страны происхождения товара. На юбилейном саммите стран СНГ в ноябре в 2001 г. в Москве В. Путин отметил, что страна готова уже в ближайшее время урегулировать несогласованные вопросы по созданию зоны свободной торговли с Украиной, Беларусью и Таджикистаном. Лишь после этого на территории России будет введен режим свободной торговли. Следовательно, хотя и медленно, но вопросы, связанные с внедрением такого режима, начинают развязываться.

В октябре в 1995 г. Верховная Рада Украины ратифицировала Соглашение о присоединении к Евразийскому объединению угля и металла. Однако выполнение статей этого соглашения фактически приводит к возобновлению консервирования старой имперской схемы. Украина преимущественно производит сырье, полуфабрикаты, а Россия - конечную продукцию - прокат титана, титанового письма, от реализации которых Украина не получает ни одной копейки. Согласование "квот на производство и экспорт" опять ограничивает права Украины относительно выбора рынков сбыта. Следовательно, в то же время за мировыми ценами на нефть и газ Украина получила также Евразийское объединение угля и металла.

Проблем и трудностей в становлении Экономического Союза СНГ предостаточно. Во многих случаях ряд государств или отдельные  государства при решении общих  вопросов имеют разные, по большей  части, прямо противоположные цели. Поэтому не случайно, что из 28 документов, принятых Советом глав государств и  Советом глав правительств, которые  подлежали ратификации, Украина  подписала 14, а ратифицировала восемь. Практически каждый третий документ недействителен.

Между государствами-членами СНГ 27 марта  в 1992 г. было заключенное Соглашение о Межпарламентской ассамблее (дальше - МПА). Украина в ней принимала  участие как наблюдатель до 13 заседания, которое открылось в  Санкт-Петербурге - штаб-квартире МПА  в апреле в 1999 г. Это случилось  после того, как Верховная Рада Украины 3 марта в 1999 г. 230 голосами - за, против - 42 приняла Постановление "Про присоединение к Мпа". Украина стала полноправным членом Межпарламентской ассамблеи.

В феврале 1995 г. было подписано Алма-атинское соглашение. Ее подписал тогдашний министр обороны Украины В. Шмаров. Подписание соглашения вызывало резкое осуждение ряда политических сил и общественных организаций. Премьер-министр Украины Марчук вынужден был по окончании встречи глав правительств СНГ 12 апреля в 1996 г. внести разъяснение, что Украина будет выполнять их лишь в отрасли военно-технического сотрудничества. В октябре в 1997 г. во время кишиневского саммита председателей правительств стран СНГ было отброшено предложение России о создании комитета СНГ из конфликтных ситуаций, который предусматривал объединение военных сил, их финансирования, техническое обеспечение, для осуществления операций в "горячих точках" Содружеству (Карабах, Таджикистан, Абхазия). 

На данное время Украина имеет действующие  двусторонние соглашения о свободной  торговле со странами СНГ, в частности  с Российской Федерацией, Беларусью  и Казахстаном. В соответствии с  положениями этих соглашений стороны  не применяют по отношению друг к  другу пошлины, налоги и собрания, которые имеют эквивалентное  действие на экспорт и/или импорт товаров. Также соглашение предусматривает  возможность исключений из торгового  режима по согласованию номенклатуры товаров, которые оформляются соответствующими протоколами и являются неотъемлемой частью соглашений.

В соответствии с двусторонними договоренностями исключение предусматривается лишь соглашения. В соглашениях из Российской Федерацией (сахар белый - до 1 января 2013 г) и Казахстаном (алкогольные напитки, а также табак и промышленные заменители табака). Таким образом, Украина на сегодня имеет доступ к рынкам Российской Федерацией, Беларусью и Казахстаном.

В 2004 г. было подписано Соглашение о присоединении Украины к Единому экономическому пространству.

На сегодняшний  день в рамках СНГ ведутся переговоры относительно заключения нового Договора о зоне свободной торговли государств - участницах СНГ. Украина активно  участвует в этом переговорном процессе. Переговоры эти ведутся с 2008 года. За это время состоялось 12 раундов  переговоров.

Проект нового договора разработан в соответствии с нормами и правилами СОТ. Подписание договора будет способствовать формированию единственной современной договорной базы, которая позволит полномасштабный либерализовать торговые отношения на экономическом пространстве СНГ, ликвидировать барьеры во взаимной торговле, которые возникли за годы существования Содружества и не всегда оправданы в современной экономической ситуации.

При вступлении в любой таможенный союз Украина, как член Мировой организации  торговли, должна придерживаться положений  соглашений этой организации, в частности  Генерального соглашения из тарифов  и торговли 1994 года, что регулируют образование таких союзов.

Сегодня вхождение Украины в Таможенный союз возможно лишь на условиях ВТО, что  означает принятие странами - членами  Таможенного союза условий Украины. В ином случае нашему государству  придется нести значительные потери через отклонение от определенных условий  членства Украины в ВТО, в частности  через нарушение своих обязательств в части, касающейся уровня связанных  тарифов. После вступления в Таможенный союз Украина будет вынуждена  провести фактически новый процесс  присоединения к ВТО, однако уже вместе с Российской Федерацией, Беларусью и Казахстаном. При этом через коррекцию Украиной своих обязательств появится проблема компенсации странам - членам ВТО, которая оценивается около 5 миллиардов долларов. Кроме того, в Таможенном союзе существуют количественные ограничения в сфере торговли услугами, которые делают непривлекательной эту сферу для прилива иностранных инвестиций, а отмеченное не отвечает стратегическим приоритетам развития экономики Украины.

Следует отметить, что до этого времени  из ВТО выходили только Сирия и  Ливан, протестуя против вступления Израиля в эту организацию. Однако на настоящее время они пытаются опять вступить к ВТО. Выход из ВТО имел для этих стран негативные политические последствия. Процесс  возвращения в ВТО для них  является очень важным.

Поэтому на данное время оптимальный уровень  интеграции, который может предложить Украина при таких условиях, - это создание зоны свободной торговли со странами СНГ, в частности с  Таможенным союзом.

Учитывая  изложенное, можно считать, что конкретные шаги Украины относительно расширения торгово-экономического взаимодействия в рамках зоны свободной торговли СНГ не препятствуют европейским  стремлением Украины.

Таким образом на данном этапе наибольшие дивиденды Украине принесет сочетание: проведение последовательных переговоров из ЕС относительно заключения соглашения об ассоциации между Украиной и ЕС, включая создание зоны свободной торговли на максимально выгодных для Украины условиях с одновременным участием в реализации проектов относительно создания зоны свободной торговли из СНГ.

Информация о работе Место и деятельность Украины в СНГ