Место и роль ЕС в мировой экономике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2011 в 14:29, курсовая работа

Описание

Цель работы – рассмотреть особенности экономики стран Европейского союза.
Задачи работы – определить место и роль ЕС в мировой экономике, рассмотреть тенденции развития экономики стран ЕС на современном этапе, изучить возникшие проблемы и перспективы развития интеграции в рамках ЕС, дать понятие определению Еврозона, рассмотреть ее сущность, определить перспективы расширения ЕС, изучить развитие экономического сотрудничества между ЕС и Россией: проблемы и перспективы углубления.

Содержание

Введение
1 Взаимодействие Европейского союза и России
1.1 Политический контекст, правовые основы и экономические предпосылки развития связей России с Евросоюзом
2 Место и роль ЕС в мировой экономике
2.1 Тенденции развития экономики стран ЕС на современном этапе
2.2 Проблемы и перспективы развития интеграции в рамках ЕС. Еврозона
3 Перспективы расширения ЕС. Россия и ЕС. Развитие экономического сотрудничества между ними: проблемы и перспективы углубления
Заключение
Список литературы

Работа состоит из  1 файл

КУРСАЧ!!!!лещ.doc

— 141.00 Кб (Скачать документ)

     Разновидностью  шведской модели может служить японская модель. Она представляет собой модель регулируемого корпоративного капитализма, в которой возможности частного накопления капитала сочетаются с активной ролью государства в области программирования экономического развития, структурной, инвестиционной, внешнеэкономической и социальной политики при невысокой доле государства в предпринимательском секторе. Особое внимание уделяет государство повышению квалификации рабочей силы путем ее непрерывной профессиональной подготовки.

     Для японской модели характерно также сочетание  самых передовых форм организации  производства и труда с национальными  традициями. Поэтому японскую модель экономического развития называют еще иерархическим корпоративизмом.

     Развитая  рыночная экономика на протяжении последних  столетий продемонстрировала свои преимущества перед другими экономическими системами: гибкость и приспособляемость к изменению производительных сил, способность осваивать достижения НТП, быстро реагировать на изменения потребительского спроса и полностью удовлетворять его3.

     2.2 Проблемы и перспективы развития интеграции в рамках ЕС. Еврозона

 

     Международная экономическая интеграция - это процесс хозяйственного и политического объединения стран на основе развития глубоких устойчивых взаимосвязей и разделения труда между национальными хозяйствами, взаимодействия их экономик на различных уровнях и в различных формах.

     На  микроуровне этот процесс идет через  взаимодействие отдельных фирм близлежащих  стран на основе формирования разнообразных  экономических отношений между  ними, в том числе создания филиалов за границей.

     На  межгосударственном уровне интеграция происходит на основе формирования экономических объединений государств и согласования национальных политик.

     Успешное  развитие интеграции в рамках ЕС объясняется главным образом тем, что в организации удалось найти удачное сочетание экономического и политического компонентов, соединить в едином механизме стихийно рыночные регулирующие начала.

     Механизм  Европейского союза весьма специфичен.

     Главная особенность состоит в том, что  его органы наделены полномочиями на принятие по ряду вопросов сотрудничества решений, имеющих прямую обязательную силу для стран-членов.

     Это предполагает передачу организаций  на основе конституционных актов  ряда важных прерогатив национальных властей.

     Безусловно, ключевым направлением новой стратегии  европейской интеграции является строительство Экономического и валютного союза. Оно рассчитано на три этапа.

     Первый  этап начался еще до подписания Маастрихского  Договора и закончился 31 декабря 1993 года. В этот период была осуществлена либерализация движения капиталов  внутри ЕС, завершено формирование единого внутреннего рынка.

     Второй  этап - с 1 января 1994 года по 31 декабря 1998 года - предполагал учреждение Европейского валютного института, разработку юридической  базы и процедур будущей Европейской  системы центральных банков во главе  с Европейским центральным банком, подготовку к введению единой валюты - евро.

     Третий  этап начался с 1 января 1999 года и  продлится до 30 июня 2002 года.

     Это время начала функционирования Европейского центрального банка, осуществление  участниками валютного союза единой валютной политики, введение европейской валюты сначала в безналичной (что уже осуществлено), а затем в наличной форме.

     В настоящее время на вышеотмеченных направлениях удалось достичь следующих  результатов:

     полной  отмены пошлин во взаимной торговле

  • установление единого внешнего таможенного тарифа
  • отмена количественных ограничений в торговле друг с другом и с подавляющим большинством развитых стран (кроме торговли некоторыми видами сельскохозяйственной продукции)
  • свободное передвижение людей товаров и капиталов через границы
  • осуществление единой торговой политики, единой политики субсидируемого и протекционируемого сельского хозяйства
  • создание единой координируемой валютно-финансовой системы и общей расчетной единицы (ЕВРО)
  • унификация социальных прав и гарантий для населения
  • создание единой патентной системы

     Таким образом, создан общий рынок без  внутренних границ со свободным движением  товаров, лиц, услуг и капиталов.

     Развитие интеграции в рамках ЕС прошло ряд этапов, характеризующихся как ее углублением, переходом от низших форм (зона свободной торговли, таможенный союз, общий рынок) к высшим (экономический и валютный союз), так и увеличением числа участников.

     С 1 января 1995 г. в ЕС, как полноправные члены, входят 15 стран: Австрия, Бельгия, Великобритания, Германия, Греция, Дания, Ирландия, Испания, Италия, Люксембург, Нидерланды, Португалия, Франция, Финляндия, Швеция.

     В настоящее время в ЕС завершилось  создание единого рынка, системы  межгосударственного управления, и  страны оформили экономический, валютный и политический союз.

     Существование экономического союза предусматривает, что Совет министров ЕС разрабатывает  основные направления экономической  политики ЕС и контролирует соответствие им экономического развития каждой страны-члена.

     Политический  союз направлен на проведение единой внешней политики, в частности  в области безопасности, и выработку  общих подходов в рамках внутреннего  законодательства: гражданского и уголовного.

     Валютный  союз означает проведение единой денежно-кредитной политики в рамках ЕС и функционирование общей для всех стран валюты. С этой целью согласно Маастрихтским соглашениям были определены и реализуются сроки введения единой валюты-евро:

  • 1997 г. Страны - члены ЕС стараются соблюсти нормы, необходимые для введения на их территории евро: дефицит бюджета - менее 3% ВВП, инфляция - не более чем на 1,5 процентного пункта превышает показатели трех стран с наименьшей инфляцией из числа кандидатов на введение евро;
  • начало 1998 г. Определяются страны, которые выполнили требования и могут войти в валютный союз;
  • 1 января 1999 г. Страны окончательно привязывают курсы своих валют к евро. Начинает работать Центральный банк ЕС;
  • 1999-2002 гг. Банки и другие финансовые институты переходят на пользование безналичным евро;
  • 1 января 2002 г. Появляются банкноты евро, национальные валюты продолжают хождение;
  • 1 июля 2002 г. Старые валюты прекращают свое существование.
  • С 1 января 1999 г. евро функционирует как расчетная единица. Однако в валютный союз с 1 января 1999 г. вошли не все члены ЕС. Вне зоны евро остались Великобритания, Греция, Дания и Швеция. По итогам 1998 г. Греция не соответствовала «маастрихтским критериям» по величине государственного долга (107,7% к ВВП) и темпам инфляции (4,5%). Великобритания отложила свое вступление как минимум до 2002 г., не желая расставаться с собственной валютой до очередных парламентских выборов. Швеция и Дания - против сокращения социальных расходов государства, что предусматривается в рамках ЕС.

     Еврозона - сообщество 12 из 15 стран ЕС, единой денежной единицей которых является новая европейская валюта евро. В настоящий момент в еврозону входят следующие страны: Австрия, Бельгия, Германия, Греция, Ирландия, Испания, Италия, Люксембург, Нидерланды, Португалия, Финляндия, Франция. На данный момент не вошли в зону евро 3 страны ЕС: Великобритания, Дания и Швеция.

     Экономика стран еврозоны не справляется не только с амбициозным планом догнать  и перегнать США. Отчёты об экономическом  росте флагманов Евросоюза –  Франции и Германии – свидетельствуют  об общеевропейском спаде. Аналитики  спешно понижают прогнозы развития стран–участниц ЕС на следующий год.

     Европейская комиссия представила прогноз, согласно которому рост ВВП еврозоны в четвёртом  квартале составит 0,2–0,6% по сравнению  с заявленными ранее 0,3–0,7%. Всего  месяц назад экономисты ожидали, что рост экономики стран ЕС в нынешнем году составит чуть ниже 2%, а в следующем году – 2–2,4%4.

     Однако  теперь эксперты начали пересматривать свои прогнозы на следующий год.

     Замедление  темпов роста связывают с рекордно высокими ценами на нефть и дорогим евро, которые негативно сказываются на мировом спросе и уровне безработицы.

     Пересмотр темпов роста экономики ЕС на понижение  был во многом связан с подведением  итогов экономического развития в третьем  квартале Франции и Германии.

     Так, экономика Германии, крупнейшая в Европе, выросла всего на 0,1% по сравнению с 0,4% в предыдущем квартале5.

     ВВП Франции в третьем квартале вырос  по отношению ко второму кварталу на те же 0,1%, а предполагаемый рост составлял 0,5%.

     Это самые низкие показатели экономического роста стран с начала года.

     В годовом исчислении рост ВВП Германии составил 1,3% – это самый низкий показатель с позапрошлого года6. Эксперты опасаются, что прогноз Международного валютного фонда о росте немецкой экономики на полтора процента в этом году не оправдается.

     Экономика Евросоюза не выдержала укрепления евро и роста цен на нефть.

     На  экспорт приходится около одной  пятой экономики ЕС, это примерно вдвое больше, чем в США.

     Такая зависимость делает еврозону крайне уязвимой для повышения курса  евро по отношению к доллару, поскольку приводит к подорожанию европейских товаров за рубежом.

     Рост  цен на нефть тормозит в странах  ЕС развитие экспорта и сокращает  коэффициенты прибыльности за счёт удорожания сырья и расходов на производство.

     Прогнозируемое  дальнейшее сокращение прибыли заставляет компании повременить с наймом нового персонала.

     Всё это в полной мере сказалось на экономическом росте Германии.

     Незначительному росту ВВП Германия так же обязана  сокращению внутреннего спроса. Потребительские  расходы в стране падают в связи с высоким уровнем безработицы в 10%.

     Схожие  проблемы обнаружились и во Франции, которая в течение всего года показывала стабильные результаты благодаря  высоким потребительским расходам и поднявшемуся автомобилестроению. Тем не менее рост ВВП Франции в третьем квартале составил лишь 0,1% по сравнению со вторым кварталом.

     Этим  Франция обязана высокому уровню безработицы – 9,9%, связанному с ней  сокращению потребительских расходов и отчаянными попытками правительства  уложиться в трёхпроцентную норму бюджетного дефицита, установленную для стран Евросоюза.

     К концу года аналитики прогнозируют рост ВВП Франции в 2% вместо намеченных ранее 2,5%7.

     На  общеевропейском фоне исключением  пока стала только Испания. Снижение спроса на экспорт в этой стране компенсировалось ростом активности испанских покупателей.

     По  данным национального статистического  агентства, ВВП Испании вырос  в годовом исчислении на 2,6%, как  и во втором квартале. Это полностью  соответствует расчетам МВФ на нынешний год.

     Такое в целом неутешительное положение дел еврочиновники связывают со всей экономической политикой Евросоюза, которую всё чаще называют непрагматичной. Уже сейчас фактически не выполняется Пакт стабильности, устанавливающий в странах Евросоюза жёсткие рамки уровня государственной задолженности, инфляции и дефицита госбюджета не выше 3% от ВВП. Причем с этими нормами не справляются не только Греция, Португалия и Италия, но и сильные экономики Франции и Германии.

     Практически невозможным кажется теперь выполнение принятой в 2000 году Лиссабонской программы, согласно которой европейская экономика к 2010 году должна стать не менее конкурентоспособной, чем американская.

     При нынешних темпах развития в ближайшие  пять лет шансов догнать американскую экономику у европейцев нет.

Информация о работе Место и роль ЕС в мировой экономике