Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2011 в 20:08, курсовая работа
Группа развивающихся стран сегодня объединяет примерно 141 страну Азии, Африки, Латинской Америки и Океании, где проживает 3,2 млрд чел.
Введение 3
Классификация развивающихся стран 4
Роль развивающихся стран в мировом хозяйстве 8
Особенности экономики развивающихся стран 11 Проблемы развивающихся стран в мировом хозяйстве 20
Заключение 22
Список литературы 23
Глобальный уровень интеграции отражается в членстве в ВТО, МВФ, АТЭС и других организациях. Правда, активное сотрудничество стран ЮВА с международными экономическими организациями неоднозначно сказывается на их экономике. Помощь, предоставляемая на развитие инфраструктуры, борьбу с бедностью, образование, медицину позволила им отчасти снять остроту проблем в этих сферах. В то же время быстрая либерализация внутренних рынков стран нанесла определенный ущерб национальным производителям, усилила зависимость региона от импорта товаров из развитых стран.
Надрегиональный уровень интеграции проявляется во взаимоотношениях стран ЮВА с государствами, прилегающими к региону на многосторонней: АСЕАН+3 (АСЕАН, Китай, Ю. Корея, Япония), зона свободной торговли между Мьянмой, Бангладеш, Индией, Шри-Ланкой и Таиландом и на двухсторонней основе, например в зоне свободной торговли между Таиландом и Австралией. Интеграционные процессы на данном уровне, в отличие от уровня глобального, имеют больше положительных результатов для стран ЮВА.
Региональный уровень интеграции представлен отношениями в рамках АСЕАН, заключенное в 1992 году соглашение о создании зоны свободной торговли предусматривает устранение торговых тарифов между странами-членами с перспективой интеграции стран АСЕАН на основе создания единой производственной базы и регионального рынка. Зона свободной торговли начала действовать с 1 января 2003 года. Страны, подписавшие соглашение, снизили торговые тарифы на большинство товаров до 5%. Тарифы были полностью отменены к 2010г. для АСЕАН-6 и к 2015г. для новых членов, с введением особого режима для некоторых «особо чувствительных» товаров до 2018г. правда, пока основные интересы стран-участников блока обращены скорее вовне. Но путем понижения ставок тарифов АСЕАН надеется поддержать трансграничную торговлю и взаимные потоки инвестиций.
Субрегиональный уровень интеграции стран ЮВА представлен так называемыми зонами экономического роста - трех- и четырехсторонними соглашениями, в рамках которых решаются отдельные вопросы и трансграничной торговли. По отношению к деятельности АСЕАН данный уровень интеграции позволяет на основе соглашений узкой направленности решать проблему устранения различий в уровнях экономического развития стран ЮВА.
В рамках АСЕАН особенно большое значение имеют рекомендации внутри - региональным промышленным группировкам, призванные обеспечить более успешное управление ресурсами и минимизировать масштабы неконтролируемой производственной деятельности, а также меры по либерализации финансовой системы региона. В октябре 1998 года было подписано рамочное соглашение о создании Инвестиционной зоны АСЕАН. Согласно этому соглашению, страны-участники должны открыть свои промышленные сектора для региональных инвесторов в той же степени, что и для национальных, в том числе для реализации таких крупных проектов, как проект сооружения трансАСЕАНского газопровода, создания азиатской газовой сети ОПЕК с выходом на крупные рынки сопредельных ЮВА стран.
В целом
успех дальнейшего развития и подъема
экономики региона ЮВА во многом зависит
от углубления их экономической интеграции,
промышленной кооперации, предполагающих
и учет особенностей отдельных стран при
формировании их общей экономической
политики.
Проблемы
развивающихся стран
в мировом хозяйстве
Одной из самых
серьезных проблем
Рассмотрим наиболее важные факторы, сдерживающие сельскохозяйственное производство в развивающихся странах. Во-первых, поскольку многие виды сельскохозяйственной продукции предназначены для экспорта, их производство зависит от цен на мировом рынке и от политики импортеров этой продукции. Во-вторых, с целью обеспечения доступа населения с низкими доходами к продовольствию государствами проводится политика низких цен на сельскохозяйственную продукцию. В-третьих, из-за бедности большей части сельского населения его роль в накоплении весьма ограничена. В аграрном секторе капитал существует в основном в физической форме в виде земли, скота, построек и характеризуется низкой активностью и малой мобильностью.
Следующей проблемой развивающихся стран является проблема внешней задолженности.
Далеко не все
деструктивные последствия долгового
кризиса для социально-экономического
развития развивающихся стран были преодолены
в ходе осуществления программ многостороннего
урегулирования задолженности: замедлились
темпы экономического роста, упала норма
накопления, выросла безработица, сократился
жизненный уровень населения, возросла
социальная напряженность.
Внешняя задолженность стала тяжелым бременем для североафриканских стран (223 млрд долл.). Ее удельный вес в объеме ВВП достигает 70%, а стоимость примерно в 2,5 раза превышает экспортные поступления. На обслуживание внешних долговых заимствований идет 1/5 доходов от экспорта. Такая ситуация еще более усугубляет положение стран в рамках мирового хозяйства.
Значительную остроту на рубеже тысячелетий в развивающихся странах приобрели неконтролируемые процессы разрушения природной среды, которые могут стать не только причиной политической нестабильности во многих регионах мира, но и источником экологической и эпидемиологической опасности для всего населения Земли. Демографический взрыв в развивающихся странах, обусловленный преодолением массового голода и улучшением питания в результате приобретения национальной независимости, привели к резкому росту населения в этих странах.
Одним из главных путей преодоления разрыва уровня развития и повышения благосостояния является либерализация национальной экономики развивающихся стран и особенно либерализация внешнеэкономической деятельности.
Чем выше темпы
роста внешнеторгового оборота и степень
открытости национальной экономики, тем
выше темпы валового продукта и потребления
на душу населения. На динамику роста среднедушевых
доходов существенно воздействуют темпы
прироста населения. Перед развивающимися
странами стоят, прежде всего, проблемы
укрепления и роста экономики, преодоления
отсталости, повышения жизненного уровня
населения и изменения позиций в мировом
хозяйстве.
Заключение
Можно сделать вывод о том, что различия в темпах роста, скорости модернизации экономики и воздействии мирового хозяйства способствуют дифференциации развивающихся стран. Социально-экономические стратегии развивающихся стран ставят целью преодоление отсталости, преобразование традиционных хозяйственных структур, изменение позиции в международном разделении труда, интеграцию в мировое хозяйство.
Социально-экономические процессы в развивающихся странах в возрастающей степени формируются под воздействием мирового хозяйства. Это в первую очередь связано с импульсами научно-технического прогресса, распространяющимися от центра к периферии, растущим значением мировой торговли, а также активностью ТНК.
Один из важнейших
критериев выделения развивающихся стран
в отдельную мировую подсистему - их слаборазвитость
и отсталость.
Список
литературы
1. Гончаров И.В.
Социально-экономическое
2. Жуков С.В. Развивающиеся страны: сфера услуг и экономический рост. - М., 2004.
3. Ли Синь. Социально-экономическое развитие в государствах Евразии // Проблемы современной экономики. - 2006. - № 3 (19).
4. Ломакин В.К. Мировая экономика. - М., 2005.
5. Мировая экономика. Экономика зарубежных стран. Учебник / Под ред. В.П. Колесова, М.Н. Осьмовой. - М., 2005.
6. Мировая экономика:
страны, регионы, континенты: Учебное пособие
/ Под ред. Я. С. Друзика. - М., 2002.
Информация о работе Место и роль развивающихся стран в мировой экономике