Место и роль торговли в системе общественного воспроизводства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Октября 2011 в 11:58, контрольная работа

Описание

Торговля – важная составляющая экономики любого государства. С незапамятных времен торговые пути соединяли города и страны, сближали культуру, науку и прогрессивные идеи разных народов. И сегодня от профессионализма каждого, кто занимается организацией торгового процесса, напрямую зависит успех развития торговых отношений России в целом и отдельных республик в частности. Именно предприятия торговой сферы создают развитую инфраструктуру услуг, вносят весомый вклад в создание благоприятных условий для ее дальнейшего развития. Благодаря эффективному труду сфера торговли из года в год поднимается на новый качественный уровень.

Содержание

1. Торговля как отрасль экономики……………………………………………………………..3
2. Роль торговли в воспроизводственном процессе.
Проблемы и перспективы развития…………………………………………………………9
3. Список использованной литературы………………………………………………………..11

Работа состоит из  1 файл

реферат - копия.doc

— 254.00 Кб (Скачать документ)

Несмотря на общестатистические показатели недостаток собственных  финансовых средств и высокий  процент по кредитам остаются одними из основных факторов, ограничивающими  деловую активность  розничной торговли ( Рисунок 4).   

 

Рисунок 4. Факторы, ограничивающие деловую активность организаций  розничной торговли

Оценка индекса  предпринимательской уверенности  организаций розничной торговли позволяет отметить тенденцию к стабилизации и разрешению проблем, связанных с внешними факторами. Однако в этой ситуации более острым стает вопрос, связанный с недвижимостью, большинство организаций розничной торговли  размещаются в помещениях на правах аренды, и с целью экономии финансовых средств в арендных платежах ограничивают себя в торговых и складских помещениях. По результатам проведенного обследования в 2005 году 54% организаций розничной торговли основными факторами, ограничивающим деловую активность, обозначили недостаточный платежеспособной спрос, 52 % - высокий уровень налогов.

Важность вопроса  в поиске компромиссного решения  актуальных проблем, сдерживающих развитие торговых организаций, подтверждается их ролью в системе общественного  воспроизводства.

Основной функцией торговли является реализация товаров. Однако для обеспечения конкурентоспособности с развитием рынка торговые организации должны оказывать ряд дополнительных сопутствующих реализации товаров услуг, связанные с доведением товаров до конечного потребителя. К этим функциям относятся следующие: маркетинговые исследования, изучение покупательского спроса на товары, консультационные услуги покупателям в выборе товаров, оказание дополнительных сервисных услуг по доставке купленных товаров «на дом» покупателю, прием заказов на товары, отсутствующие в продаже и другие. Объем и характер выполняемых торговой организацией функций зависит от ее обособленности, типа, размера, технической оснащенности, места расположения и других факторов. 
 

Роль  торговли  в воспроизводственном процессе.

Проблемы  и перспективы  развития

Будучи формой товарного  обращения, в воспроизводственном  процессе торговля выполняет свойственные обращению две основные функции. Первая состоит в том, чтобы удовлетворить  платежеспособные потребности в  продукции, производимой в целях

обмена и потому принимающей форму товара, а именно: потребности предприятий в продукции  производственно технического назначения, если речь идет об обращении средств  производства и личных потребностей всех членов общества, когда речь идет о торговле предметами личного потребления. Путем обращения средств производства происходит формирование материально - технической основы производства (приобретается сырье, полуфабрикаты, комплектующие изделия, закупается оборудование) необходимой для возмещения потребленных средств и расширения масштабов производственной деятельности. Особенность сферы обращения товаров личного потребления в воспроизводственном процессе выражается в том, что на стадии купли - продажи она не зависит от производства. Товары переходят в сферу потребления для удовлетворения личных материальных потребностей людей, воспроизводства рабочей силы. Другой функцией торговли является возмещение в деньгах стоимости товаров, вовлеченных в сферу товарного обращения (покрываются издержки предприятий и обеспечивается возможность возобновления производства). При этом важно отметить, что обе функции торговли проявляются одновременно: в каждом акте обмена товаров осуществляется как удовлетворение платежеспособной потребности, так и возмещение стоимости потребленных средств. Выступая как единое целое, вышеуказанные функции не лишены противоречия. Данное противоречие выражается в том, что первая функция отражает интересы потребителей, а вторая - производителей товаров, выступающих соответственно носителями спроса и предложения.

Однако товары не могут сами отправляться на рынок  и обмениваться. Обмен товаров  осуществляют люди посредством совершаемых  ими актов купли - продажи. Поэтому  в обмене участвуют как вещи (товары и деньги), так и люди (продавцы и покупатели). Таким образом, на рынке прежде всего представлены экономические отношения между производителями и потребителями в процессе движения результатов труда, полученных не для собственного потребления, а для удовлетворения общественных потребностей. Именно благодаря купле - продаже обособленные товаропроизводители и потребители вступают в контакты между собой. Таким образом, отношения обмена в виде совокупности актов обмена между двумя субъектами представляют собой рыночные отношения. Рынок соединяет людей, заставляя их вступать в определенные отношения между собой.

По мере развития общественного разделения труда, товарного  производства и обращения происходит обособление торговли в самостоятельную  отрасль, купля и продажа товаров  осуществляется при посредстве третьих лиц. Одним из признаков, на основании которого торговля выделяется в самостоятельную отрасль, является обособление товарного обращения в самостоятельную сферу деятельности. Как отрасль торговля имеет свою специфику, которая выражается в присущих только ей торгово - технологических процессах (при выполнении работ по закупке, транспортировке, хранению, подготовке товара к продаже, торговому обслуживанию, оказанию услуг); в материально - технической базе (складской и торговой сети, специальном оборудовании, транспортных средствах и т.д.); в организации торгового обслуживания.

Обособление торговли ведет также к образованию  особой группы работников сферы обращения, специализирующихся на выполнении операций купли и продажи товаров. Таким образом, появляются новые субъекты рыночных отношений помимо производителей и потребителей товаров.

Важнейшее воспроизводственное  значение торговли состоит также  в том, чтобы полнее удовлетворить  платежеспособный спрос населения  на товары. При купле - продаже товары распределяются между покупателями в соответствии с их доходами и индивидуальными потребностями.

Изучение состояния  и перспектив спроса покупателей, а  также активное воздействие на этот спрос путем рекламы, выпускаемых  и новых товаров, расширения объема и повышения качества услуг для покупателей, в частности, послепродажного обслуживания, предоставления краткосрочных скидок и т.д. занимает значительное место в деятельности торговых предприятий.

Таким образом, анализ сущности торговли, как формы товарного обращения, позволяет определить ее место в системе

рыночной экономики. Так как в условиях товарного  производства непосредственный контакт  между производством и личным потреблением осуществляется через  товарно - денежный обмен и рынок, то торговля является посредствующим звеном в процессе воспроизводства.  

Среди характерных  особенностей торговли необходимо отметить следующие:

1. Завершение цикла  товарного производства, реализация  товаров конечному потребителю  (розничная торговля).

2. Результаты торговой деятельности обуславливают состояние денежного обращения в государстве.

3. Аккумулирование  наличных денежных средств, необходимость  организации строго контроля  соблюдения действующих норм  и правил организации налично-денежного  оборота

4. Оказание дополнительных сопутствующих реализации товаров услуг в доведение товара до потребителя.

5. Высокая адаптивная  способность хозяйствования.

6 Высокий уровень  оборачиваемости капитала, зависимость  результатов торговой деятельности  от скорости оборота средств.

7. Отсутствие как  такового производственного процесса  обуславливает отсутствие в учете   незавершенного производства.

8. Цена и ассортимент  реализуемых товаров находятся  в значительной зависимости от  характера спроса, особенностей  социально-экономического состава обслуживаемого населения.

9 Доходы от торговли  подвержены сезонным колебаниям  в зависимости от времени года, дней недели, часов суток, например, активизация спроса и на фоне  роста цен в новогодние праздники.

10. Личная ответственность  работников торговых организаций за сохранность материальных и финансовых ресурсов.

Таким образом, большое  значение должно придаваться активизации  сотрудничества производителя и  торговли, оптимизации экономических  отношений между структурами  торговли и покупателями в современных условиях некоторой стабилизации и экономического роста. В системе товарного обращения торговля занимает ключевое положение, выполняя транзитную роль от производителя к потребителю, в обеспечении всего населения необходимыми ресурсами, что подтверждает неоспоримую значимость совершенствования управления в торговой отрасли в условиях становления российской экономики.

  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список  использованной литературы 

1. Авилочкина О.В. Иванова О.А. и др. Российская торговая энциклопедия М. - 1999г.

2. Кэмпбелл Р.Маконнелл, Стенли Л.Брю. Экономикс М.:Туран. 1996.Т. 1

3. Мескон М. Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. - М.: 1992.

4. Нуреев Р. М., Курс микроэкрнрмики. - М. 2001.

5. Рузавин. Г.И. Основы рыночной экономики. М.: ЮНИТИ. 1999.

6. Стэплейк Дж.Ф. Экономикс для начинающих. - М.: 1994.

7. Финансы предприятия: под ред. Н.В. Колчиной.- М. 1998 .

8. Потребительский рынок России // Торговая газета № 80 от 18 ок. 2000г.

9. Торговля России: состояние и проблемы // Современная торговля № 5 2006 г.

Информация о работе Место и роль торговли в системе общественного воспроизводства