Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Октября 2011 в 11:58, контрольная работа
Торговля – важная составляющая экономики любого государства. С незапамятных времен торговые пути соединяли города и страны, сближали культуру, науку и прогрессивные идеи разных народов. И сегодня от профессионализма каждого, кто занимается организацией торгового процесса, напрямую зависит успех развития торговых отношений России в целом и отдельных республик в частности. Именно предприятия торговой сферы создают развитую инфраструктуру услуг, вносят весомый вклад в создание благоприятных условий для ее дальнейшего развития. Благодаря эффективному труду сфера торговли из года в год поднимается на новый качественный уровень.
1. Торговля как отрасль экономики……………………………………………………………..3
2. Роль торговли в воспроизводственном процессе.
Проблемы и перспективы развития…………………………………………………………9
3. Список использованной литературы………………………………………………………..11
Несмотря на общестатистические показатели недостаток собственных финансовых средств и высокий процент по кредитам остаются одними из основных факторов, ограничивающими деловую активность розничной торговли ( Рисунок 4).
Рисунок 4. Факторы, ограничивающие деловую активность организаций розничной торговли
Оценка индекса
предпринимательской
Важность вопроса в поиске компромиссного решения актуальных проблем, сдерживающих развитие торговых организаций, подтверждается их ролью в системе общественного воспроизводства.
Основной функцией
торговли является реализация товаров.
Однако для обеспечения конкурентоспособности
с развитием рынка торговые организации
должны оказывать ряд дополнительных
сопутствующих реализации товаров услуг,
связанные с доведением товаров до конечного
потребителя. К этим функциям относятся
следующие: маркетинговые исследования,
изучение покупательского спроса на товары,
консультационные услуги покупателям
в выборе товаров, оказание дополнительных
сервисных услуг по доставке купленных
товаров «на дом» покупателю, прием заказов
на товары, отсутствующие в продаже и другие.
Объем и характер выполняемых торговой
организацией функций зависит от ее обособленности,
типа, размера, технической оснащенности,
места расположения и других факторов.
Роль торговли в воспроизводственном процессе.
Проблемы и перспективы развития
Будучи формой товарного обращения, в воспроизводственном процессе торговля выполняет свойственные обращению две основные функции. Первая состоит в том, чтобы удовлетворить платежеспособные потребности в продукции, производимой в целях
обмена и потому
принимающей форму товара, а именно:
потребности предприятий в
Однако товары не могут сами отправляться на рынок и обмениваться. Обмен товаров осуществляют люди посредством совершаемых ими актов купли - продажи. Поэтому в обмене участвуют как вещи (товары и деньги), так и люди (продавцы и покупатели). Таким образом, на рынке прежде всего представлены экономические отношения между производителями и потребителями в процессе движения результатов труда, полученных не для собственного потребления, а для удовлетворения общественных потребностей. Именно благодаря купле - продаже обособленные товаропроизводители и потребители вступают в контакты между собой. Таким образом, отношения обмена в виде совокупности актов обмена между двумя субъектами представляют собой рыночные отношения. Рынок соединяет людей, заставляя их вступать в определенные отношения между собой.
По мере развития общественного разделения труда, товарного производства и обращения происходит обособление торговли в самостоятельную отрасль, купля и продажа товаров осуществляется при посредстве третьих лиц. Одним из признаков, на основании которого торговля выделяется в самостоятельную отрасль, является обособление товарного обращения в самостоятельную сферу деятельности. Как отрасль торговля имеет свою специфику, которая выражается в присущих только ей торгово - технологических процессах (при выполнении работ по закупке, транспортировке, хранению, подготовке товара к продаже, торговому обслуживанию, оказанию услуг); в материально - технической базе (складской и торговой сети, специальном оборудовании, транспортных средствах и т.д.); в организации торгового обслуживания.
Обособление торговли ведет также к образованию особой группы работников сферы обращения, специализирующихся на выполнении операций купли и продажи товаров. Таким образом, появляются новые субъекты рыночных отношений помимо производителей и потребителей товаров.
Важнейшее воспроизводственное значение торговли состоит также в том, чтобы полнее удовлетворить платежеспособный спрос населения на товары. При купле - продаже товары распределяются между покупателями в соответствии с их доходами и индивидуальными потребностями.
Изучение состояния и перспектив спроса покупателей, а также активное воздействие на этот спрос путем рекламы, выпускаемых и новых товаров, расширения объема и повышения качества услуг для покупателей, в частности, послепродажного обслуживания, предоставления краткосрочных скидок и т.д. занимает значительное место в деятельности торговых предприятий.
Таким образом, анализ сущности торговли, как формы товарного обращения, позволяет определить ее место в системе
рыночной экономики.
Так как в условиях товарного
производства непосредственный контакт
между производством и личным
потреблением осуществляется через
товарно - денежный обмен и рынок,
то торговля является посредствующим
звеном в процессе воспроизводства.
Среди характерных особенностей торговли необходимо отметить следующие:
1. Завершение цикла товарного производства, реализация товаров конечному потребителю (розничная торговля).
2. Результаты торговой деятельности обуславливают состояние денежного обращения в государстве.
3. Аккумулирование
наличных денежных средств,
4. Оказание дополнительных сопутствующих реализации товаров услуг в доведение товара до потребителя.
5. Высокая адаптивная способность хозяйствования.
6 Высокий уровень
оборачиваемости капитала, зависимость
результатов торговой
7. Отсутствие как
такового производственного
8. Цена и ассортимент реализуемых товаров находятся в значительной зависимости от характера спроса, особенностей социально-экономического состава обслуживаемого населения.
9 Доходы от торговли
подвержены сезонным
10. Личная ответственность работников торговых организаций за сохранность материальных и финансовых ресурсов.
Таким образом, большое значение должно придаваться активизации сотрудничества производителя и торговли, оптимизации экономических отношений между структурами торговли и покупателями в современных условиях некоторой стабилизации и экономического роста. В системе товарного обращения торговля занимает ключевое положение, выполняя транзитную роль от производителя к потребителю, в обеспечении всего населения необходимыми ресурсами, что подтверждает неоспоримую значимость совершенствования управления в торговой отрасли в условиях становления российской экономики.
Список
использованной литературы
1. Авилочкина О.В. Иванова О.А. и др. Российская торговая энциклопедия М. - 1999г.
2. Кэмпбелл Р.Маконнелл, Стенли Л.Брю. Экономикс М.:Туран. 1996.Т. 1
3. Мескон М. Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. - М.: 1992.
4. Нуреев Р. М., Курс микроэкрнрмики. - М. 2001.
5. Рузавин. Г.И. Основы рыночной экономики. М.: ЮНИТИ. 1999.
6. Стэплейк Дж.Ф. Экономикс для начинающих. - М.: 1994.
7. Финансы предприятия: под ред. Н.В. Колчиной.- М. 1998 .
8. Потребительский рынок России // Торговая газета № 80 от 18 ок. 2000г.
9. Торговля России: состояние и проблемы // Современная торговля № 5 2006 г.
Информация о работе Место и роль торговли в системе общественного воспроизводства