Место России в мировом хозяйстве

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2013 в 07:57, курсовая работа

Описание

В современной публицистике и научной литературе прочное место заняли работы, посвященные проблемам, связанным с экономическими и социальными последствиями крупнейшего технологического переворота, основные черты которого отчетливо просматриваются уже сегодня. Для оценки этих последствий, видимо, недостаточно ограничиваться простым суммированием тех результатов, которые можно ожидать в обозримой перспективе от реализации тех или иных открытий, внедрения принципиально новых технологических решений, возникновения новых сфер хозяйственной деятельности.

Содержание

Введение.
Современные тенденции в развитии международного разделения труда.
Усиление экономической и технологической ориентации взаимного сотрудничества.
Укрепление материально-технической базы качественного преобразования важнейших отраслей экономики стран Совета Экономической Взаимопомощи. (СЭВ).
Развитие международной кооперации производства.
Заключение.
Литература.

Работа состоит из  1 файл

Аксенова. место России в мировом хоз-ве.doc

— 152.00 Кб (Скачать документ)

В то же время при укреплении материально-технической  базы, необходимой для качественного  преобразования важнейших отраслей экономики стран СЭВ, возникает ряд сложных задач. Первая из них — активизация многостороннего сотрудничества по авангардным направлениям технического прогресса путем разработки и реализации крупных совместных программ, проектов, приоритетов. Это, безусловно, наиболее эффективный путь международной концентрации ресурсов. В то же время возможности его использования отнюдь не беспредельны. Число крупных международных программ (даже при тщательно отлаженном механизме их осуществления) должно определяться с учетом не только ресурсных, но и управленческих возможностей обеспечения их реализации.

Возможности многостороннего сотрудничества расширяются, когда в качестве организатора реализации международной программы выступает предприятие или объединение той или иной страны, далее всего продвинувшееся в разработке или освоении новой техники и технологии. Суть этой разновидности многостороннего сотрудничества можно охарактеризовать как выполнение национальной хозяйственной организацией функции технологического интегратора — головной организации, налаживающей международную научно-производственную деятельность хозяйственных организаций заинтересованных стран.

Тут возникает  вторая проблема: по ряду экономических  и организационных причин эта разновидность многостороннего сотрудничества реализовывалась на практике преимущественно лишь путем ее преобразования в первую разновидность (например, посредством заключения межправительственных соглашений, генеральных соглашений по специализации и кооперации и т. п.). Она практически не стала его самостоятельной формой. Эту задачу еще предстоит решить в полном объеме.

Третья проблема связана с широким распространением (тиражированием) инноваций, имеющихся  в отдельных странах. Тут может  быть использован самый широкий арсенал форм сотрудничества — прямые связи, использование кредитных ресурсов для наращивания производства на соответствующих национальных предприятиях. Но и здесь в качестве обязательного условия должна выступать многосторонность сотрудничества (по крайней мере в таких областях, как унификация, стандартизация, нормализация и т. п.).

Рассмотрим в  качестве иллюстрации ряд конкретных примеров решения новейших научно-технических  проблем в странах СЭВ с  использованием различных конкретных форм сотрудничества. Следует подчеркнуть прежде всего, что их крупнейший научно-производственный потенциал вовсе более широких масштабах используется для качественного преобразования важнейших отраслей и производств на коллективной основе. Так, в числе крупнейших многосторонний соглашений, находящихся в процессе реализации, можно назвать Соглашение о международной специализации и кооперировании производства и взаимных поставках оборудования для атомных электростанций.

Оно предусматривает  строительство атомных электростанций в европейских странах — членах СЭВ. При решении этой задачи осуществляется широкое сотрудничество в области научно-исследовательских и проектно-конструкторских работ, создания специальных материалов, самых современных видов оборудования, строительства необходимых производственных мощностей.

Страны — участницы  соглашения осуществляют, в частности, переход к освоению производства оборудования для атомных электростанций нового поколения с реакторными установками мощностью 1 млн. кВт. Все это обеспечивает выполнение программы расширения производства электроэнергии на атомных электростанциях в странах — членах СЭВ. На перспективу намечена имеющая важное народнохозяйственное значение разработка реакторных установок большой мощности на быстрых нейтронах, а также использование атомной энергии на атомных теплоэлектроцентралях и в атомных котельных.

На основе сложившейся  кооперации и с учетом возможностей стран было подписано Соглашение о сотрудничестве при проведении научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по проблеме “Разработка реакторных установок большой мощности на быстрых нейтронах (с натриевым теплоносителем и использованием в качестве теплоносителя диссоциирующих газов) ”.

Программа работ  по реализации соглашения включает в себя такие темы, как разработка методов и программ для физических расчетов новых реакторов; экспериментальные и теоретические исследования теплофизики и гидродинамики активной зоны; оптимизация отдельных систем и технических решений по реакторной установке; разработка отдельных видов оборудования (парогенератор, арматура); разработка контрольно-измерительных приборов, системы автоматического регулирования, управления и защиты. Ведутся также поисковые работы по созданию опытной реакторной установки на быстрых нейтронах с диссоциирующим теплоносителем.

Соглашение о многосторонней специализации и кооперировании в разработке новых средств вычислительной техники, в соответствии с которым объем взаимных поставок этих средств возрастет примерно вдвое и достигнет 15 млрд. руб.

Россия  и другие страны СЭВ намерены реализовать  крупные программы, связанные с  освоением новейших достижений современной  науки и техники. В этих целях, в частности, Комитетом СЭВ по сотрудничеству в области плановой деятельности принят перечень координируемых на многосторонней основе проблем экономического сотрудничества  и более длительный период в увязке с научно-техническим сотрудничеством. В первом (межотраслевом по своей сути) разделе перечня содержится 29 крупных согласованных проблем.

Помимо  решения таких важных народнохозяйственных задач, как ресурсосбережение, совершенствование  топливно-энергетического баланса, решение продовольственной проблемы, механизация погрузочно-разгрузочных работ и т. п., страны СЭВ уделяют растущее внимание переходу от ручного, дистанционного, механического управления машинами, механизмами и технологическими процессами к системам автоматического управления с помощью электроники. Они решают задачи, связанные с использованием микроэлектроники, робототехники, налаживают широкое взаимное сотрудничество в данной сфере.

Одним из главных преимуществ новых  технических средств выступает  то, что они создают возможности для внедрения гибких систем автоматизации производства, для преодоления ограничений, связанных с доминирующей до настоящего времени так называемой одномерной или одно-целевой автоматизацией производства, основанной на использовании негибких фиксированных систем изготовления продукции, приспособленной к условиям массового производства с низким коэффициентом обновления выпускаемых изделий.

В области  микроэлектроники и робототехники, на наш взгляд, особенно отчетливо  проявляются как преимущества, так и масштабы “неосвоенных резервов” взаимного сотрудничества. Например, согласованности действий стран СЭВ в этой области наряду с многосторонними соглашениями содействуют такие организационные формы, как Совет главных конструкторов по робототехнике при Комитете СЭВ по научно-техническому сотрудничеству, Межправительственная комиссия по сотрудничеству в области вычислительной техники и др.

В то же время в отдельных странах  СЭВ реализуются национальные программы, которые, способствуя решению общей  задачи, пока что все же в ряде случаев недостаточно синхронизированы друг с другом.

Весьма  динамичная национальная программа  роботизации принята, в частности, в НРБ. Эта программа базируется в основном на строительстве новых объектов представляющий собой усовершенствованный вариант аналогичного комплекса фирмы “Фанук”.

В России свыше 200 модификаций роботов разработали 50 НИИ и ПКБ различных министерств и ведомств. Многие из них были быстро освоены производством.

Наряду  с этим создаются специализированные центры по. производству различных типов роботов (технологических, сварочных, разливочно-литейных и т. д.), созданные при крупнейших и добившихся лучших технических решений комбинатах. Эти центры будут распространять прогрессивный опыт, вести работу по типизации и стандартизации их конструкций.

Ожидается, что в скором времени парк роботов  в странах СЭВ достигнет 200 тыс. шт. Этот парк станет результатом реализации совместной программы, обеспечивающей странам-участницам крупный экономический эффект. Ее практическое осуществление предполагает не только выработку единой технической политики в данной области, но и наиболее рациональное разделение производственных программ между отдельными странами — членами СЭВ.

На  основе научно-технического задела по промышленным роботам, созданного в странах СЭВ, был разработан и подписан договор о многосторонней международной специализации и кооперировании производства роботов-манипуляторов различного назначения. В нем предусмотрена специализация стран по производству 59 типов промышленных роботов-манипуляторов. Тем самым было положено начало многостороннему сотрудничеству в данной области.

Подписано Генеральное соглашение о многостороннем сотрудничестве и организации специализированного и кооперированного производства промышленных роботов, неотъемлемой частью которого является программа организации сотрудничества в области разработки и организации сотрудничества по робототехнике на базе унифицированных узлов и деталей, специализированного и кооперированного производства автоматических манипуляторов с программным управлением (промышленных роботов) для различных отраслей народного хозяйства.

Но  в этой области отчетливо вырисовываются две сложные проблемы. Первая — уже в текущей пятилетке в машиностроении европейских стран СЭВ работало около 130 различных моделей манипуляторов с программным управлением. Такой “разброс” можно преодолеть лишь на базе создания специализированных роботостроительных производств в сочетании с выпуском унифицированных (на коллективной основе) модулей.

Вторая  проблема — тесная зависимость качества роботов - от микропроцессорной техники, потребности робототехники в  которой должны удовлетворяться  в полной мере. Это тем более  сложный вопрос, если учесть быструю  динамику развития и широкий диапазон применения микроэлектроники. Микроэлектроника стала своеобразным показателем технического и экономического уровня развития промышленных стран. Ее применение, в особенности использование микропроцессорной техники, затрагивает практически все области: машиностроение, автоматизацию в самом широком смысле этого слова, сельское хозяйство, химию, строительство и т. д.

Микропроцессоры и созданные на их основе системы  развиваются быстрыми темпами. Практически  каждые два года появляется новое  поколение микропроцессоров, и эта техника морально устаревает за 3—4 года. Прогресс, который осуществляется в рассматриваемой области, открывает широкие возможности для их использования в самых различных областях. Согласно некоторым оценкам, микропроцессоры найдут применение более чем в 200 тыс. самых различных видах оборудования промышленного и другого назначения.

Перспективность и высокая эффективность микропроцессорной техники предопределяет ее быстрое развитие. Предполагается, что к 2000 г. их количество увеличится до 5—10 млрд.

В странах  СЭВ развитию и использованию  микропроцессорной техники уделяется большое внимание. В ряде стран были приняты и успешно реализуются программы комплексной электронизации народного хозяйства. Вместе с тем для ускорения научно-технического прогресса в данной области необходимо все более тесное и эффективное объединение усилий многих стран. Микроэлектроника как по народнохозяйственному значению, так и по специфике производства стала одной из приоритетных областей сотрудничества стран СЭВ.

Первое  место в развитии микроэлектроники в содружестве стран СЭВ занимает Россия, выпускающий не только широкий ассортимент этой продукции, но и технологическое оборудование, необходимое для ее массового изготовления. Россия стала поставщиком многих видов такого оборудования как в страны СЭВ, так и во многие другие страны мира.

Микропроцессорная техника и накопленный опыт по ее применению открывают возможности  для перехода от автоматизации отдельных операций, участков к автоматизации технологических комплексов, целых предприятий с непрерывным и дискретным характером производства. Решается задача всеобъемлющего охвата автоматизацией всех технологических переделов промышленности. Предполагается, что системы массового производства с рабочими-сборщиками перестанут или почти перестанут существовать.

Как известно, в одно из пионерных предприятий  в данной области намечено превратить Московский завод малолитражных автомобилей, реконструируемый на принципиально новой технологической основе. В отрасли приборостроения и средств автоматизации первыми автоматизированными предприятиями станут:  Первый и Второй московские часовые заводы. Здесь будут действовать многоуровневые распределительные системы управления с охватом всех технологических и производственных процессов. Эти предприятия станут своеобразным опытным полигоном для создания широкой сети производств, которые должны быть полностью или частично автоматизированы в следующей пятилетке. Опыт такой глобальной автоматизации позволит в дальнейшем перейти к созданию безлюдных производств.

Вместе  с развитием микроэлектроники и  производства необходимого технологического оборудования возникает необходимость в международной кооперации в более широком смысле этого слова. Если Соединенные Штаты и Япония постепенно вытесняют ФРГ, Великобританию и Францию с занимаемых ими позиций в производстве микроэлектроники, то в рамках СЭВ осуществляется планомерное разделение труда в этой области между отдельными странами. Тем самым для всех стран содружества создаются возможности активного участия в процессе развития микроэлектроники.

Информация о работе Место России в мировом хозяйстве