Место стран атр в системе мирового хозяйства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Ноября 2012 в 16:37, курсовая работа

Описание

Целью данной работы является изучить место стран АТР в системе мирового хозяйства, дать общую характеристику АТР.
Для реализации цели курсовой работы были определены следующие задачи:
- Рассмотреть географию и политику АТР.
- Изучить новые индустриальные страны АТР.

Содержание

Введение………………………………………………………………………3
1 Общая характеристика стран АТР………………………………………...4
1.1 Современные тенденции развития стран АТР…………… ………….4
1.2 Новые индустриальные страны АТР………………………………….5
2. Место Японии, США, Китая в системе мирового хозяйства…………..12
2.1 Япония……………………………………………………………….....12
2.2 США…………………………………………………………...……….13
2.3 Китай……………………………………………………….…………...14
3. Место России в системе мирового хозяйства………………….………..17
3.1 Общая характеристика экономики России…………...……………...17
3.2 Внешняя торговля России…………………………………………….24
4. Заключение………………………………………………………………..28
5.Список литературы…………………

Работа состоит из  1 файл

ГОтовая курсовая.doc

— 206.00 Кб (Скачать документ)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                 Оглавление

 

Введение………………………………………………………………………3

1 Общая характеристика  стран АТР………………………………………...4

   1.1 Современные тенденции развития стран АТР…………… ………….4

   1.2 Новые индустриальные страны АТР………………………………….5

2. Место Японии, США,  Китая в системе мирового хозяйства…………..12

   2.1 Япония……………………………………………………………….....12

   2.2 США…………………………………………………………...……….13

   2.3 Китай……………………………………………………….…………...14

3. Место России в системе мирового хозяйства………………….………..17

   3.1 Общая характеристика экономики России…………...……………...17

   3.2 Внешняя торговля России…………………………………………….24

4. Заключение………………………………………………………………..28

5.Список литературы……………………………………………...………...30

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                

 Введение

 

В данной работе рассмотрены  страны АТР в системе мирового хозяйства и их особенности.

Опираясь на информацию учебной литературы, в курсовой работе были рассмотрены основные страны этого региона. Тема АТР является интересной по своему содержанию. Высокий уровень развития ведущих тихоокеанских стран служит главной причиной возрастания роли этого экономического союза в мировом  хозяйстве. АТР  занимает лидирующее положение  в международных торговых отношениях. На  его  долю приходится 40% от объема мировой торговли и внешне-экономических операций. Столь существенная доля участия в международных торговых операциях поддерживает интенсивность промышленное производство в странах АТР  насчитывает 60% от мировой индустрии.

В 1950-е годы в странах  АТР было в наличии только отсталое сельское хозяйство. К настоящему же времени страны АТР превратились в одни из самых быстроразвивающихся  стран мира.

Целью данной работы является изучить место стран АТР в  системе мирового хозяйства, дать общую характеристику АТР.

Для реализации цели курсовой работы были определены следующие задачи:

-    Рассмотреть географию и политику АТР.

-  Изучить новые индустриальные страны АТР.

-  Выявить место Японии, США, Китая во всемирном хозяйстве.

-   Исследовать место России в мировом хозяйстве.

Объектом исследования в данной работе является страны Азиатско-Тихоокеанского региона. Предметом исследования выступают особенности  стран АТР.  Основной информационной базой для анализа послужили периодические издания и электронные ресурсы.

 

 1 Общая характеристика Азиатско-тихоокеанского региона.

 

           1.1Современные тенденции развития стран АТР.

 

 АТР- экономическо-политический регион, включающий в себя около 50-ти государств: объединенными  и торговыми отношениями. Эти страны имеют  выход к Тихому океану и используют его водное пространство для транспортного сообщения. Важными   прмышленно-торговыми центрами  в  составе АТР является  развитые, Канада, и США. Общая численность населения АТР достигает 3,5 млрд.  человек.             

Особого внимания заслуживает  инвестиционная политика в регионе. По подсчетам ученых на регион приходится 57% общего притока ежегодных прямых зарубежных инвестиций (ПЗИ) в развивающихся, и 50% накопленных инвестиций. 
          Рост ПЗИ в регион происходит преимущественно за счет увеличения их притока в Китай: за 1997-1998 гг. с 40,2 до 45,5 млрд. долл., что составляет примерно треть ПЗИ, поступающих в развивающиеся страны. Вследствие этого Китай превратился во второго реципиента в мире и на первого среди развивающихся стран. Выросли ПЗИ в экономику Сингапура, Тайваня, Южной Кореи. В экономику стран, наиболее пораженных кризисом (Индонезию, Малайзию, Филиппины, Вьетнам), ПЗИ сократились. Исключением стал Таиланд, объем ПЗИ в который, несмотря на кризисное состояние экономики, вырос за 2 года на 4,6 млрд. долл. и достиг 7,0 млрд.  
         Процесс усиления внутрирегионального сотрудничества проявляется и в развитии внутрирегиональной торговли. Бурный рост экспортно экономик стран Восточной Азии было возможным благодаря захвату ими значительных сегментов рынка развитых стран, прежде всего США. Например, внутри 80-х годов объем взаимной торговли стран АСЕАН составил всего 13% общего объема их товарооборота (ныне - 20-22%), и одновременно 50% их экспорта поступало в США, Японии и стран ЕС. При этом в торговле США с государствами Юго-Восточной Азии (в том числе с Японией) рос дефицит: в 1987 г. 3 / 4 общего объема дефицита товарооборота США, который равнялся 112,6 млрд. долл., приходилось именно на этот регион. С конца 80-х годов ситуация начала меняться. Снижение курса доллара привело к уменьшению дефицита в торговле США с НИС Азии.  
           Иная картина складывается в торговле Японии с азиатскими странами, но развиваются. Ориентация Японии на создание в этих странах экспортных баз предопределяла большие объемы экспорта в них промежуточной продукции.  
           Характерной тенденцией конца 80-х- начале 90-х годов было расширение взаимной торговли на нижних этажах хозяйственной структуры Азиатского региона. Так, по 1986-1989 гг. доля США в экспорте НИС Восточной Азии сократилась с 32 до 28%, а доля внутрирегиональной торговли вознеслась до 38%.  
           В целом доля внутренней азиатской торговли в общем товарообороте стран АТР стала равна 65%, и это свидетельствует о тесной взаимозависимости экономик стран Азиатского региона. Для сравнения: в ЕС этот показатель не превышает 61%, а в Западной Европе в целом составляет 70%.  
          В регионе сформировалось несколько зон с интенсивным товарообменом. Так, Австралия и Новая Зеландия подписали соглашение о свободной торговле, что повлекло рост взаимного товарообмена более чем наполовину за 10 лет.

Развития внутрирегиональной торговли в регионе способствует взаимодополняемость экономик таких азиатских стран, как Малайзия и Сингапур, Китай и Гонконг, Сингапур и Таиланд.

 

1.2 Новые индустриальные страны АТР.

 

Наиболее яркими и  интересными представителями НИС, являются страны Азиатско-Тихоокеанского региона, именно на них обращено внимание мира последние 10 лет. Район Азиатского континента и бассейна Тихого океана

на сегодня является самой динамичной частью мирового хозяйства, ведь именно в этом регионе миру явилось чудо “азиатских драконов” (Южная Корея, Тайвань, Сингапур, Гонконг). Ещё 15-20 лет назад эти страны относились к беднейшим государствам мира. Однако в последние годы их социально-экономический прогресс был настолько стремительным, что справочники не успевали фиксировать происходящие там перемены. За последнее десятилетие ХХ столетия доля обрабатывающей промышленности в ВВП этих государств увеличилась с 15 до 27%, а доля экспорта готовой продукции во всём их экспорте – с 14 в 1975 году, до 66% в 1997. Данные представители НИС развиваются по принципу “лестницы”, а значит, можно  предположить, что следующей ступенью с этих странах станет освоение капитала и частично наукоёмких товаров на экспорт.

Они занимают видное место  не только благодаря высокому стабильному  росту валового национального продукта (в среднем 8% в год за последние 20 лет), но и возросшей конкурентоспособностью своей продукции на мировом рынке. 

Тем не менее, стоит отметить, что в целом для роста НИС, как и для роста других стран третьего мира, характерны экстенсивность, высокая материалоёмкость и трудоёмкость производства. Эти особенности воспроизводства объясняются тем, что переход к индустриальному типу производительных сил осуществляется не по стадиям, как это происходило в своё время в Западной Европе, США и в Японии, а скачкообразно, носит “догоняющий” характер, что обусловливает серьёзный экономические издержки. За последнее десятилетие развивающиеся страны действительно добились больших успехов в своём экономическом развитии, преодолении социально-экономической, научно-технической и культурной отсталости, унаследованной от колониальных времён.                      

 

 

Ускоренное развитие экономики развивающихся государств (особенно НИС) способствовало интенсивному процессу повышения доли сферы обслуживания (до 51% в структуре ВВП) и промышленности (до 28,4%) и уменьшению доли сельского хозяйства (до 14,5%) в общей структуре народного хозяйства. Но, несмотря на то, что такая структура характерна для всех развитых стран, всё это является чисто внешним сходством, которое при глубоком анализе показывает огромные деформации: наличие традиционных отраслей сфер производства, слабая научно-техническая база, отсутствие современной индустриальной и социальной инфраструктуры и т.д.

 В АТР различают НИС «первой волны» (Гонконг, Сингапур, Тайвань, Южная Корея) и НИС «второй волны» (Малайзия, Таиланд, Филиппины и Индонезия).

НИС «первой волны».

Гонконг и Сингапур являются городами-государствами с высоким  уровнем развития экономики и  ВВП на душу населения свыше 20 тыс. $. Обе эти страны играют важную роль как мировые финансовые центры и как транспортные узлы АТР.

Структура ВВП Гонконга такова, что почти 81% ВВП создаётся  в сфере услуг, около 19% - в промышленности и только 2% - в сельском хозяйстве. Большая часть экономики данной страны связана с финансами. Здесь  развита банковская деятельность, страхование, операции с ценными бумагами. В сфере производства Гонконг специализируется на продукции лёгкой промышленности. И если ещё в 1980-е годы гонконгские товары были прямыми подделками западных аналогов и отличалась невысоким качеством, то теперь современные технологии и контроль качества продукции позволяют Гонконгу выпускать вполне конкурентоспособную продукцию.1

В Сингапуре применяется  жёсткая модель управления экономикой, называемая “управляемой демократией”. Курс экономической политики правительства здесь по-прежнему представляет из себя импортозамещение с опорой на переработку продукции базовых отраслей региона. Структура экономики Сингапура следующая: 0,2%ВВП создаётся в сфере сельского хозяйства, около 35% - в промышленности, чуть более 27% - в сфере финансов и бизнес услуг, а на доля транспорта и коммуникация приходится почти 13% ВВП. Сейчас широкое развитие в этой стране получили электроника, информатика и биотехнологии.

Модель развития Южной  Кореи может успешно функционировать только при определённых экономических условиях, которыми являются сочетание государственного планирования с рыночным механизмом, а также развития сельского хозяйства и обеспечение населения продовольствием и политика справедливого распределения доходов. Дальнейшие успехи экономического развития Южной Кореи связана с переходом к  наукоёмкой, высокотехнологичной продукции, производство которой будет опираться на долгосрочную государственную политику в области науки, техники и подготовки квалифицированных работников. С 1979 года Корея проводит политику открытости  экономики для зарубежных инвесторов, что привело к широкомасштабным американским, японским и европейским инвестициям в страну по линии ТНК. Страна, начав как Япония с заимствования иностранных технологий не первой свежести, постепенно превратилась в довольно сильную в научно-техническом плане державу.  

Для экономики Тайваня характерен крупный государственный сектор, под контролем которого находится  шестая часть промышленного производства и половина товарооборота. Индустриализация в Тайване в своё время была проведена при непосредственном участии США. В результате американской помощи и политики государственного регулирования экономического развития   уже в 1980-е годы в экспорте этого государства преобладала промышленная продукция (около 90%). Структура ВВП Тайваня имеет выраженный промышленный характер: 3,5% - доля сельского хозяйства, почти 40% - промышленности и около 57% приходится на сферу услуг.

НИС «второй волны».

Динамизм такого “азиатского дракона” как Малайзия также базируется на долгосрочной государственной политике: поддержка стабильного развития аграрной сферы, рост ориентированной на экспорт промышленности. Правительство активно привлекает иностранные капиталовложения: доля иностранных прямых инвестиций в основной капитал достигает 26% (наивысший показатель среди стран ЮВА).

          Аграрный сектор экономики Малайзии получает поддержку посредством субсидирования закупок сельскохозяйственной продукции, централизованного регулирования цен, предоставлением субсидий на приобретение машин и удобрений.  

Современная промышленная политика Малайзии во многом определяется также регулирующей ролью государства, хотя масштабы государственного регулирования имеют тенденцию  к снижению. Так, отношения бюджетных расходов к ВВП сократилось с 58% в 1981 году до 15% в 1998. Однако правительство по-прежнему поддерживает приоритетные секторы экономики (прежде всего электронику) путём предоставления льготных кредитов и прямого бюджетного финансирования.

Отличие Малайзии от многих развивающихся стран состоит  в том, что развитие государственного сектора выполняет целевую задачу – перераспределение экономического потенциала между различными этническими  группами в пользу коренного населения.  

В экономике Индонезии до начала 60-х годов приоритет отдавался усилению нерыночных отношений.  Однако с приходом к власти в 1965 году генерала Сухарто началась существенная корректировка экономической модели, подразумевающая государственную поддержку укрепления рыночных институтов. При непосредственном участии государства началась активная модернизация сельского хозяйства. Так, объём субсидий достиг 8-9% стоимости урожая, что выше, чем в других странах ЮВА. Обеспечивалось стимулирование частного бизнеса, возвращение собственникам (в том числе иностранным) национализированных ранее предприятий, привлечение внешних займов и прямых инвестиций. Одновременно шло становление крупных государственных компаний, действовавших в промышленности, сельском хозяйстве, транспорте и финансовой сфере.

Рассмотрим теперь вкратце  отличительные черты экономики  Таиланда. Примечательной особенностью этой страны является то, что достаточно частая смена правительств, в том  числе в результате военных переворотов, не отразилась на динамике развития экономики страны: среднегодовые темпы прироста ВВП в 50-90-е года составили 7%, то есть были одними из самых высоких среди рассматриваемых стран. Дело в том, что колебание политического курса не влияли отрицательно на предсказуемость экономической политики. Отличительными чертами экономического курса на протяжении 60-90-х годов были консерватизм бюджетно-финансовой политики, выражавшийся в поддержании сбалансированного бюджета; ограниченное вмешательство государства в экономический процессы; гибкое сочетание импортозамещения и развития экспортных отраслей как средства интеграции страны в мировое хозяйство.

Информация о работе Место стран атр в системе мирового хозяйства