Метод рынка капитала

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Апреля 2012 в 15:49, доклад

Описание

Метод рынка капитала представляет собой один из методов оценки бизнеса сравнительным подходом. Сравнительный подход к оценке бизнеса базируется на рыночной информации и учитывает текущие действия продавцов и покупателей акций предприятий или действующих бизнесов. Другими словами, величиной стоимости оцениваемого бизнеса считается реальная цена продажи аналогичного бизнеса, зафиксированная рынком.

Работа состоит из  1 файл

Метод рынка капитала.docx

— 42.66 Кб (Скачать документ)

Метод рынка капитала представляет собой один из методов оценки бизнеса  сравнительным подходом. Сравнительный  подход к оценке бизнеса базируется на рыночной информации и учитывает  текущие действия продавцов и  покупателей акций предприятий  или действующих бизнесов. Другими  словами, величиной стоимости оцениваемого бизнеса считается реальная цена продажи аналогичного бизнеса, зафиксированная  рынком.

 

Метод компании-аналога, или  метод рынка капитала, основан на использовании цен, сформированных открытым фондовым рынком. Таким образом, базой для сравнения служит цена на единичную акцию акционерных обществ открытого типа. Следовательно, в чистом виде данный метод используется для оценки миноритарного пакета акций.

 

Суть сравнительного подхода при  определении стоимости предприятия заключается в следующем. Выбирается предприятие, аналогичное оцениваемому, которое было недавно продано. Затем рассчитывается соотношение между ценой продажи и каким-либо финансовым показателем по предприятию-аналогу. Это соотношение называется мультипликатором. Умножив величину мультипликатора на тот же базовый финансовый показатель оцениваемой компании, получим ее стоимость.

 

Пример. Необходимо оценить предприятие, получившее в последнем финансовом году чистую прибыль в размере 950 тыс. руб. Аналитик знает, что недавно была продана сходная компания за 8000 тыс. руб., чистая прибыль которой за аналогичный период составила 800 тыс. руб.

 

1. Рассчитаем по компании-аналогу  мультипликатор цена/чистая прибыль:

8000 ; 800 = 10.

2. Определим стоимость оцениваемой  компании:

950 • 10 = 9500 млн руб.

 

Процесс оценки бизнеса с применением  метода рынка капитала включает следующие  основные этапы:

  1. Сбор необходимой информации.
  2. Выбор компаний-аналогов.
  3. Финансовый анализ.
  4. Расчет оценочных мультипликаторов.
  5. Выбор величины мультипликатора.
  6. Определение итоговой величины стоимости.

VII этап. Внесение итоговых корректировок.

 

 

Процесс отбора сопоставимых компаний осуществляется в 3 этапа.

На первом этапе определяется максимально возможное число предприятий, сходных с оцениваемым. Критерии сопоставимости достаточно условны и обычно ограничиваются сходством отрасли, производимой продукции, ее ассортимента и объемов производства.

На втором этапе составляется список "кандидатов". Собирается дополнительная информация непосредственно на предприятиях.

На третьем этапе составляется окончательный список аналогов, позволяющий аналитику определить стоимость оцениваемой фирмы. На этом этапе оценивает такие факторы как уровень диверсификации производства, положение на рынке, характер конкуренции и т. д.

 

 

Отбор предприятий для сравнения  производят по следующим критериям:

  1. принадлежность к той или иной отрасли, региону;
  2. вид выпускаемой продукции или услуг;
  3. диверсификация продукции или услуг;
  4. стадия жизненного цикла, на которой находится предприятие;
  5. размеры предприятий, стратегия их деятельности, финансовые характеристики.

 

 

Финансовый анализ является важнейшим  приемом определения сопоставимости выбранных компаний-аналогов с компанией, чей бизнес оценивается. Во–первых, с помощью финансового анализа  можно определить рейтинг оцениваемой  компании в списке аналогов; во–вторых, он позволяет обосновать степень  доверия оценщика к конкретному  виду мультипликатора в общем их числе, что в конечном счете определяет вес каждого варианта стоимости при выведении итоговой величины; в–третьих, финансовый анализ является основой для внесения необходимых корректировок, обеспечивающих увеличение сопоставимости и обоснованности окончательной стоимости.

 

Существует много оценочных  мультипликаторов, применяемых при  оценке стоимости бизнеса. Их можно  разделить на два типа:

  1. интервальные
    1. цена/прибыль;
    2. цена/денежный поток,
    3. цена / дивидендные выплаты;
    4. цена / выручка от реализации
  2. моментные
    1. цена/балансовая стоимость активов;
    2. цена / чистая стоимость активов

 

Выбор наиболее уместного из них  определяется в каждой конкретной ситуации, например:

·  Р/R — цена/валовые доходы (применяется, когда оцениваемое и сопоставимые предприятия имеют сходные операционные расходы, — сфера услуг);

·  Р/ЕВТ — цена/прибыль до налогообложения (более предпочтителен для сопоставления предприятий, имеющих различные налоговые условия);

·  Р/Е — цена/чистая прибыль (особенно уместен, когда прибыль относительно высока и отражает реальное экономическое состояние предприятия);

·  Р/СF — цена/денежный поток (уместен, когда предприятие имеет относительно низкий доход по сравнению с начисляемой амортизацией);

·  Р/ВV — цена/балансовая стоимость собственного капитала (наиболее применим к предприятиям, имеющим на балансе значительные величины активов, и когда имеется устойчивая связь между показателем балансовой стоимости и генерируемым компанией доходом).

 

 

Мультипликаторы цена/прибыль и цена/денежный поток распространены для определения цены, так как информация о прибыли оцениваемой предприятия и предприятий-аналогов является наиболее доступной.

При оценке стоимости бизнеса для  получения более объективных  данных рекомендуется применять  несколько мультипликаторов одновременно.

 

 

Для компании ОАО «Вега» имеются  данные финансовых отчетов по сопоставимым предприятиям и мультипликаторам.

  1. Мультипликатор Цена/Чистая прибыль

P/E = (C – A –O)/Е = (1600 – 100 – (50 + 150))/500 = 1300/500 = 2,6

где

C— балансовая стоимость всех  активов предприятия, включая  основные средства и товарно — материальные запасы;

A— амортизационные начисления  на основные фонды;

O — сумма краткосрочных и долгосрочных обязательств предприятия;

Е — чистая прибыль.

 

2. Мультипликатор Цена/Прибыль до налогообложения

Р/ЕВТ = 1300/550 = 2,36

3. Мультипликатор Цена/Чистый денежный поток

Р/CF = P/(E + A) = 1300/600 = 1,63

(Чистый денежный поток: Чистая прибыль + Амортизация: 500 + 100 = 600).

 

4. Мультипликатор Цена/Денежный поток до налогообложения

(Р/PTCF)  = 1300/650 = 2

(денежный поток до налогообложения: Прибыль до налогообложения + Амортизация: 550 + 100 = 650)

5. Мультипликатор Инвестиционный капитал/Прибыль

IC/EBIT = (СК + ДО)/(Д+РВ) = (2000 + 150)/(550) = 3,91

где

СК — собственный капитал;

ДО — долгосрочные обязательства;

РВ — расходы на выплату процентов;

Д — прибыль до налогообложения

 

6. Мультипликатор Инвестиционный капитал/Прибыль до выплаты налогов и процентов по кредитам 550 + 25 = 575.

IC/EBDIT = 2150/575 = 3,74

7. Мультипликатор Цена/Балансовая стоимость)

Р/BV = 1300/1600 = 0,81

 

 

В итоге после расчета получены показатели деятельности предприятия, на основании которых возможно при  сравнении их с отраслевыми показателями вывести отклонения этих показателей  в большую или меньшую стороны. Далее эти отклонения приводятся к среднеарифметическому значению, которое в дальнейшем используется для корректировки цены акции  при ее продаже.

 

Расчет коэффициента для корректировки:

K =(2,6 + 2,36 + 1,63 + 2 + 3,91 + 3,74 + 0,81)/7 = 2,44 — коэффициент для пересчета цены.

Корректировка цены акции:

1. Для мультипликатора Цена/Чистая  прибыль (Р/Е)

Р = 2,6  х 500 х 2,44  = 3172

(Мультипликатор х Чистую прибыль х K)

2.Для мультипликатор Цена/Прибыль  до налогообложения (Р/ЕВТ)

Р = 2,36 х 550 х 2,44  = 3167,12

(Мультипликатор х Прибыль до налогообложения х K)

3. Для мультипликатора Цена/Чистый  денежный поток (Р/CF)

Р = 1,63 х 600 х 2,44  = 2386,32

(Мультипликатор х Чистый денежный поток х K)

 

4. Для мультипликатора Цена/Денежный  поток до налогообложения (Р/PTCF)

Р = 2 х 650 х 2,44 = 3172

(Мультипликатор х Денежный поток до налогообложения х K)

5. Для мультипликатора Цена/Балансовая  стоимость (Р/BV)

Р = 0,81 х 1600  х 2,44 = 3162,24

(Мультипликатор х Цена/Балансовая стоимость х K)

 

Стоимость определяется как среднее  значение от суммы цен полученных при пересчете с использованием коэффициента.

(3172 3167,12 + 2386,32 + 3172 + 3162,24)/5 = 3011,94

 

В результате оценки предприятия методом  рынка капитала получают стоимость  неконтрольного пакета его акций  с высокой степенью ликвидности.

Другим достоинством сравнительного подхода является отражение реального  спроса и предложения на данный объект инвестирования, поскольку цена фактически совершенной сделки максимально  учитывает ситуацию на рынке.


Информация о работе Метод рынка капитала