Методология экономического анализа

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Декабря 2011 в 14:27, контрольная работа

Описание

Экономическая теория, как и любая другая наука, обладает не только специфическим предметом, но и особым методом исследования.

Слово "метод" происходит от греческого methodos, что буквально означает "путь к чему-либо". Поэтому метод можно определить в самом широком смысле как деятельность, направленную на достижение какой-либо цели. Метод науки, с одной стороны, отражает уже познанные законы исследуемой сферы окружающего мира, а с другой — выступает как средство последующего познания. Таким образом, метод одновременно является и результатом процесса исследования, и его предпосылкой. Сохраняя в себе свойства и законы изучаемого объекта, он в то же время несет на себе отпечаток целесообразной деятельности познающего его субъекта.

Работа состоит из  1 файл

Методология экономиечского анализа.doc

— 89.00 Кб (Скачать документ)

Содержание

 

 

Введение

 

      Экономика – сложная система, имеющая несколько уровней. Хотя все уровни взаимосвязаны и взаимозависимы, принципы функционирования семейных хозяйств, предприятий и отраслей отличаются от законов развития экономики в целом. В этой связи экономическая теория исследует проблемы эффективного использования ограниченных ресурсов на разных уровнях.

      Микроэкономика  исследует интересы субъектов хозяйствования, предпринимателей, бизнесменов, работников, их потребности и мотивы, рыночный спрос и поведение потребителей и т.д. Иначе говоря, микроэкономика имеет дело с законами функционирования отдельных субъектов в рыночной экономике, изучает цены и объемы производства продукции на отдельных рынках, факторы спроса и предложения отдельных товаров, особенности поведения фирм в условиях разных типов рыночных структур.

      Первая  задача современной экономической  науки состоит в том, чтобы  описать, проанализировать и объяснить  динамику экономических процессов, происходящих в производстве, при  распределении произведенного продукта и его потреблении. Выводы экономической науки необходимы для установления экономического поведения общества. Сложность поведения людей и изменений в социальной жизни не позволяет надеяться на достижение той степени точности, какая присуща исследованиям в области естественных наук.

      Всякая  наука вырабатывает и применяет  свой инструментарий, конкретные способы  и приемы познания действительности. Явления и процессы должны изучаться  в их всеобщей связи и взаимозависимости, в состоянии непрерывного развития и изменения. Метод познания - это не продукт субъективного взгляда, а правильное отражение в сознании людей объективного процесса развития данной реальности.

 

1. Понятие методологии  экономического анализа

 

     Экономическая теория, как и любая другая наука, обладает не только специфическим предметом, но и особым методом исследования.

     Слово "метод" происходит от греческого methodos, что буквально означает "путь к чему-либо". Поэтому метод можно определить в самом широком смысле как деятельность, направленную на достижение какой-либо цели. Метод науки, с одной стороны, отражает уже познанные законы исследуемой сферы окружающего мира, а с другой — выступает как средство последующего познания. Таким образом, метод одновременно является и результатом процесса исследования, и его предпосылкой. Сохраняя в себе свойства и законы изучаемого объекта, он в то же время несет на себе отпечаток целесообразной деятельности познающего его субъекта.

     Объективное переходит в субъективное, и наоборот. Обычно метод исследования формируется на базе определенной методологии, включающей в себя мировоззренческий подход, исследование предмета, структуры и места данной науки в общей системе знаний и собственно метод.

     В ходе процесса познания происходит постоянное взаимодействие предмета и метода. Предмет предполагает определенный метод исследования, а метод формирует предмет.

     На  разных этапах развития в экономической  теории использовались различные методы исследования (формально-логический, диалектический и др.), многие из которых сохраняют свое значение и в современной науке.

     Метод любой науки, в том числе и  экономической, представляет собой  единство объективного и субъективного: с  одной стороны,  он определяется независящими от исследователя свойствами и закономерностями развития изучаемого объекта, с другой – накопленным опытом, взглядами и ценностными установками самого исследователя.  С развитием науки изменяются и совершенствуются ее методы. Система принципов и способов организации и построения научных знаний получила название методологии научного исследования (под методологией также понимается учение о методах исследования).

     Термин  «анализ» ведет свое происхождение  из греческого языка, где слово «analysis»  означает расчленение, раздробление какого-либо предмета или явления на отдельные  элементы с целью детального изучения этого предмета или явления. Противоположным является понятие «синтез» (оно произошло от греческого слова «synthesis»). Синтез представляет собой объединение отдельных составных частей какого-либо предмета или явления в единое целое. Анализ и синтез представляют собой две взаимосвязанные стороны процесса изучения любых предметов и явлений.

     Экономические науки, и в том числе экономический  анализ, относятся к совокупности гуманитарных наук, и объектом их исследований служат экономические процессы и явления.

 

2. Методы экономического  анализа

 

      Методы  научного исследования делятся на общие  методы, то есть применимые к всем наукам, и специфические методы, используемые в отдельной отрасли научного познания, в частности, в экономике.

      К общим методам относятся:

      Анализ  – процедура мысленного разделения предмета, экономического явления или  процесса на части, признаки, свойства, отношения.

      Синтез  – соединение различных элементов  и сторон предмета, явления или  процесса в единое целое.

     Анализ  это метод познания, состоящий в расчленении целого на составные части, синтез — метод, состоящий в соединении отдельных частей в единое целое. Будучи наипростейшим, метод анализа оказывается и наименее удовлетворительным. Это метод эмпиризма. Неправильно проведенный анализ может превратить конкретное в абстрактное, умертвить живое. Недостатки анализа в образовании понятий в какой-то мере снимаются синтезом. Однако ни анализ, ни синтез не раскрывают внутренние противоречия предмета и, следовательно, не отражают самодвижения, развития анализируемого объекта. Поэтому этот метафизический метод не в состоянии указать путь к нахождению начала исследования.

      Индукция  – переход от изучения единичных  факторов к общим положениям и  выводам. Этот метод позволяет сделать  вероятностные выводы.

      Дедукция  – переход от общих положений  и к выводам в отношении  единичных. Данные выводы рассматриваются  как достоверные. К дедуктивному методу относится предсказание будущих  событий, сопоставление выдвинутых гипотез с фактами.

     Индукция  — это метод познания, основанный на умозаключениях от частного (особенного) к общему; дедукция — метод, основанный на умозаключениях от общего к частному (особенному).

     Слабость  индукции в том, что она не может  строго обосновать общее, так как исходит лишь из рассмотрения части совокупности.

     Недостаток  дедукции в том, что она не может  строго обосновать общую предпосылку.

     Важную  роль в формальной логике играет сравнение — метод, определяющий сходство или различие явлений и процессов. Он широко используется при систематизации и классификации понятий, так как позволяет соотнести неизвестное с известным, выразить новое через имеющиеся понятия и категории. Однако роль сравнения в познании нельзя переоценивать Оно, как правило, носит поверхностный характер, отражая лишь первые шаги исследования.

     В то же время сравнение готовит  предпосылки для проведения аналогии.

     Аналогия  — это метод познания, основанный на переносе одного или ряда свойств с известного явления на неизвестное. В общей форме умозаключение по аналогии записывается следующим образом Если А и В имеют общие свойства и А имеет свойство с, то и В имеет свойство с. Аналогия — это частный случай индукции. Она играет важную роль в выдвижении предположений, получении нового знания. Многие открытия в политической экономии были сделаны по аналогии. Ф. Кенэ, например, предложил плодотворную аналогию между кровообращением в человеческом организме и движением товарных и денежных потоков в организме социальном Это позволило ему построить первую макроэкономическую модель воспроизводства. Изучение механического равновесия привело А. Курно к идее экономического равновесия. Аналогия, таким образом, играет важную роль в рождении новых идей и формулировке

гипотез. Она существенно облегчает понимание  сложных процессов, являясь основой  научного моделирования. Нередко аналогия позволяет правильно поставить проблему, определив направление дальнейшего исследованияисследования, такие проблемы называют явными, если нет — то неявными. Методы решения проблемы могут быть известны заранее, а могут быть найдены в процессе работы. В зависимости от того, что известно (формулировка проблемы, метод ее решения или ответ), можно дать простейшую типологию проблемных ситуаций.

     Проблема  — это четко сформулированный вопрос или комплекс вопросов, возникших в процессе познания. Постановка проблемы возможна до начала исследования, в ходе исследования и в ходе его завершения. Если проблемы сформулированы до начала.

     Научная абстракция – это метод изучения хозяйственных явлений, при котором  исследователь отвлекается от второстепенного, чтобы выявить существенное и постоянно повторяющееся. С методом научной абстракции связано использование принципа «при прочих равных условиях», когда несущественные факторы принимаются в исследовании как неизменные, что упрощает решение проблемы. Исследователь отвлекается от второстепенных сторон явлений, чтобы выявить то, что в них существенно и постоянно повторяется. Так возникают общие понятия: производство вообще, потребности, распределение, обмен и др. В этом процессе познания абстрактное представляется как момент целого, как простое, одностороннее, неразвитое, а конкретное — как целое, сложное, всестороннее, развитое. Причем конкретное выступает дважды: в начале и в конце движения. В представлении конкретное выступает как хаотическая совокупность определений предмета и, следовательно, также многообразно, но оно не есть единство. Конкретное в мышлении означает, что многообразие объекта объединено познанной сущностью, синтезировано развитием исходного противоречия, благодаря чему объект выступает как диалектически развитая система, отражается в единстве определений.

     Движение  от конкретного к абстрактному характерно для первых ступеней познания любого объекта, характерно оно и для экономической теории. Экономисты, начав изучение рыночного хозяйства с целого (населения, государства), пришли к простейшим, абстрактным определениям производственных отношений (труд, разделение труда, потребность, меновая стоимость и т. п.).

     Однако  уже для классической политической экономии характерны и первые попытки восхождения от этих абстрактных определений системы вновь к конкретному целому. Мало того, общее движение от конкретного к абстрактному заключалось здесь также в том, что каждый новый исследователь, пытаясь раскрыть противоречия, в которых запутался предшественник, уточняя начало, "нисходил" ко все более абстрактному определению исходного отношения системы. Таким образом, "абстрактное" предшественника становилось уже "относительно конкретным" в новой системе. Несомненно, что конкретное, понимаемое как реальное целое, всегда является исходным пунктом отражения его в теоретических системах. Очевидно и то, что это конкретное должно быть достаточно развито, чтобы из него можно было выделить наиболее точные, наиболее общие абстракции.

      Историзм  – принцип подхода к действительности как изменяющейся во времени, развивающейся.

      Важное  место в исследовании экономических  явлений и процессов занимают исторический и логический методы. Они не противостоят друг другу, а  применяются в единстве, поскольку  исходный пункт исторического исследования совпадает в общем и целом с исходным пунктом логического исследования. Однако логическое (теоретическое) исследование экономических явлений и процессов не является зеркальным отражением исторического процесса. В конкретных условиях той или иной страны могут возникнуть экономические явления, которые не обязательны для господствующей системы хозяйствования. Если фактически (исторически) они имеют место, то в теоретическом анализе их можно игнорировать. Мы можем от них отвлечься. Историк же не может игнорировать такого рода явления. Он должен их описать.

      Используя исторический метод, экономика исследует  хозяйственные процессы и явления  в той последовательности, в которой  они в самой жизни возникали, развивались и сменялись одни другими. Такой подход позволяет конкретно и наглядно представить особенности различных экономических систем.

      Исторический  метод показывает, что в природе  и обществе развитие идет от простого к сложному. Применительно к предмету экономики это означает, что во всей совокупности экономических явлений и процессов необходимо выделить в первую очередь наиболее простые, возникающие раньше других и составляющие основу возникновения более сложных. Например, в анализе рынка такое экономическое явление — обмен товаров.

     Широкое применение в экономических науках имеет графический метод отображения хозяйственных процессов и явлений. Он основан на использовании различных чертежей, таблиц, графиков, диаграмм и т. д. Благодаря этим инструментам обеспечиваются  наглядность и компактность в изложении теоретического материала.

     Позитивный  и нормативный анализ. Задача экономистов – изучение процесса принятия решений людьми: сколько они работают, сколько покупают, как они делают сбережения.

     Экономисты  исследуют и взаимодействия людей: как множество покупателей и продавцов определяют цену продукта и количество продаваемого товара.

     Экономисты  анализируют факторы и тенденции, влияющие на экономику в целом: рост среднего дохода, долю населения, которое  не может найти работу и темпы  роста цен.

Информация о работе Методология экономического анализа