Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2011 в 20:12, курсовая работа
Рыночная система - это, прежде всего гибкость и динамизм в принятии решений, как со стороны потребителей, так и со стороны производителей. Государственная политика просто не имеет права отставать от изменений в рыночной системе, иначе она превратится из эффективного стабилизатора и регулятора в бюрократическую надстройку, тормозящую развитие экономики.
Введение……………………………………………………………………..…...3
Глава 1. Роль государства в рыночной экономике………………………..…...5
1.1. Причины государственного вмешательства в экономику…………..…5
1.2. Задачи государственного регулирования…………………………….…7
Глава 2. Функции государственного регулирования……………………….....9
2.1. Стимулирование сбалансированного экономического роста………..10
2.2. Обеспечение занятости……………………………………….......…….10
2.3. Регулирование цен………………………………………….……….......11
2.4.Создание правовой основы………………………………….…….…….12
2.5. Распределение ресурсов…………………………………….……..…....12
2.6. Регулирование рынка труда…………………………….……….…..…13
2.7 Обеспечение социальной защиты…………………………….…….......13
2.8. Сохранение и улучшение окружающей среды………….………...…..15
2.9. Региональная политика…………………………………………….…...15
2.10. Реализация национальных интересов…………….……………...…...15
2.11. Основные направления экономической деятельности государства..18
Глава 3. Методы государственного регулирования рыночной экономики...19
3.1. Требования к методам регулирования экономики…………………....19
3.2. Воздействие на рыночный механизм……………………….…………20
Заключение………………………………………………………………..…….23
Список литературы…………………………………………………………..…25
3. Разработка, принятие и организация выполнения хозяйственного законодательства, т.е. правовой основы предпринимательства, налогообложения, банковской системы и др.
Глава
3. Методы государственного
регулирования рыночной
экономики.
3.1 Требования к методам регулирования экономики.
Государство выполняет свои функции, применяя различные методы, к которым рыночная система предъявляет следующие требования:
Во-первых, исключаются любые действия государства, разрывающие рыночные связи. Недопустимы, например, тотальное директивное планирование, натуральное распределение производственных ресурсов и предметов потребления (фонды, талоны, купоны и т.д.), всеобщий административный контроль над ценами и т.п. Отсюда не следует, что в условиях рыночной экономики государство снимает с себя всякую ответственность, допустим за уровни и динамику цен. Напротив, государство внимательно следит за ценами и, опираясь главным образом на экономические методы управления, старается не допустить их бесконтрольного инфляционного роста, причем имеет для этого гораздо больше возможностей, чем при административном ценообразовании.
Во-вторых, влиять на рынок в основном экономическими методами. Если государство полагается исключительно на административные методы, то оно способно разрушить рыночный механизм. Вместе с тем это не означает, что в рыночном хозяйстве административные методы не имеют право на существование, в ряде случаев их применение не только допустимо, но и необходимо.
В-третьих, экономические регуляторы не должны ослаблять или заменять рыночные стимулы, их следует применять по правилу «не мешай рынку». Если государство игнорирует это требование, не обращает внимание на то, как действие регуляторов отражается на механизме рынка, последний начинает давать сбои.
Государство оказывает воздействие на рыночный механизм через:
1) свои расходы, 2) налогообложение,
3) регулирование, 4) государственное предпринимательство.
Государственные расходы считаются одним из важных инструментов макроэкономической политики. Они влияют на распределение как дохода, так и ресурсов. Крупными статьями являются расходы на оборону, образование, социальное обеспечение.
Существенный элемент расходов – трансфертные платежи. Сюда относятся различные виды пособий (по безработице, по нетрудоспособности, на ребенка, на поддержание дохода), пенсии по старости, ветеранам войн. Но возможности использования трансфертных платежей как канала перераспределения доходов не беспредельны. Значительное увеличение размеров и продолжительности выплат пособий по безработице или пособий малоимущим слоям населения ослабляет стимулы к труду, что отрицательно влияет не только на экономику, но и на социальную атмосферу в обществе. Политика перераспределения доходов призвана сократить разрыв в уровнях жизни высоко- и низко доходных групп населения, но лишь в той мере, которая не угрожает подавлением деловой активности.
Другим важным инструментом государственной политики является налогообложение. В США, например, налоги составляют около 1/3 всей стоимости производимых товаров и услуг в течение года. Налоги играют значительную роль в перераспределении доходов. Однако возможности увеличения налоговой прогрессии весьма ограничены. Значительное повышение прогрессивности налогообложения подрывает стимулы к получению высоких доходов, а тем самым к высокопроизводительному труду и инвестициям, поощряет утечку капитала за рубеж, что отрицательно сказывается на развитии национальной экономики.
Государственное регулирование способствует формированию хозяйственных связей и пропорций, координированию экономических процессов и увязке частных и общественных интересов. (В США существует более 100 федеральных агенств, занимающихся проблемами и практикой регулирования экономики). Государственное регулирование осущестляется в различных формах – законодательной, налоговой кредитной, субвенционной. Законодательная форма означает, что принимаются специальные законодательные акты, обеспечивающие относительно равные возможности для соперничества, расширяющие границы конкуренции, препятствующие развитию монополизированного производства, установлению непомерно высоких цен.
Примером
законодательной формы
Налоговая
и кредитная формы
Субвенционная
форма регулирования
Некоторые западные экономисты считают, что субвенции нарушают действие рыночного механизма, препятствуют адекватному распределению экономических ресурсов, тормозят реагирование рынка на изменение издержек и количества произведенной продукции на стороне предложения.
Государственное предпринимательство, как правило, осуществляется в областях, в которых хозяйствование противоречит природе частных фирм или же в которых требуются огромные инвестиции и риск. Государственные предприятия занимают существенные позиции в таких отраслях, как энергетика, черная металлургия, транспорт, связь. Доля государственного предпринимательства варьируется в различных странах, но в названных отраслях она довольна весома.
Изучение данной темы дает обильную пищу для размышлений. Очень часто государство является первопричиной изменений экономического поведения предпринимателей. Для сглаживания социальных противоречий связанных с производством и распределением экономических благ используется активная экономическая политика, проводящаяся соответствующими государственными органами. От решений, принимаемых правительством, зависят решения, принимаемые (или не принимаемые) на микро уровне. Правительственная политика достигает цели только тогда, когда она поощряет, а не указывает в директивном порядке. При создании благоприятных условий предпринимателям их частный интерес совпадет с интересом государства, то есть общества. Следовательно, государство должно просто сделать более доступной для предпринимателей ту сферу экономики, которая является для него наиболее приоритетной.
Конечно, вмешательство государства в экономические отношения не должно быть безграничным – экономика не должна быть излишне административно «зарегулирована», так как это ущемляет экономическую свободу, приводит к коррупции государственного аппарата и возникновению теневой экономики. Государство не должно вмешиваться в те сферы экономики, где его вмешательство не является необходимым. Это не только ненужно, но и вредно для экономики.
В
целом трудно переоценить роль государства
в экономике. Оно создает условия
для экономической
В
начале XXI столетия человечество стоит
перед задачей, как органически соединить
рыночную экономику, социальную политику
государства и экологию. В цивилизованном
обществе экономика должна быть социальной.
Это возможно лишь при позитивном воздействии
на нее государства, в условиях, когда
высшей ценностью в обществе являются
достоинство и права человека и функционирует
правовое государство. Как мне кажется,
основная задача государства состоит
в том, чтобы удерживать "золотую середину"
в сфере влияния на рыночную экономику.
7. Управление государственной
собственностью под ред. д.э.н. В.И.Комкина, к.э.н. В.М.Шупыро. М.: Инфра-м, 1997.
Информация о работе Методы государственного регулирования рыночной экономики