Методы планирования прибыли

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2011 в 19:17, доклад

Описание

Планирование прибыли — сложный и многогранный процесс, который включает глубокий экономический анализ производственных и финансовых показателей за период, предшествующий планируемому, с целью достижения максимальной согласованности планов производства и реализации продукции, себестоимости и рентабельности.

Работа состоит из  1 файл

МЕТОДЫ ПЛАНИРОВАНИЯ ПРИБЫЛИ ПРЕДПРИЯТИЯ.docx

— 18.89 Кб (Скачать документ)

Планирование  прибыли — сложный и многогранный процесс, который включает глубокий экономический анализ производственных и финансовых показателей за период, предшествующий планируемому, с целью достижения максимальной согласованности планов производства и реализации продукции, себестоимости и рентабельности.

 Качественно  разработанный план по прибыли  позволяет правильно оценить  денежные поступления, определить  платежи в бюджет, а также накопления, которые остаются в распоряжении  предприятия.

 Балансовая  прибыль планируется на год,  квартал, месяц по всем её  составляющим отдельно. Внереализационные  доходы планируются лишь по  тем элементам, которые подлежат  прогнозу.

 Существует  несколько методов планирования  прибыли от реализации товарной  продукции. На небольших и средних  предприятиях используется метод  ассортиментного расчёта, когда  по каждой позиции товара определяется  объём реализации, затраты, а затем  и прибыль с учётом имеющихся  остатков.

 Несмотря  на простоту и достоверность,  этот метод ограничивает возможность  выявления внутренних резервов  увеличения прибыли в процессе  её планирования, ибо даёт лишь  конечный результат и не учитывает  влияние отдельных факторов (объёма  реализации, цен, издержек) на размер  плановой прибыли.

 На крупных  предприятиях, а также в связи  с отмеченными недостатками прямого  расчёта, для планирования прибыли  применяется аналитический метод.  Он базируется на анализе факторов, которые регламентировали прибыль  в базовом периоде, и их учёте  в последующем планировании.

 Сущность  этого метода состоит в том,  что полученные результаты по  прибыли в базовом периоде  подвергаются корректировке с  учётом намеченных мер по изменению  реализации, ценового и затратного  механизмов. Учитывается также возможное  изменение рентабельности продукции  предприятия.

МЕТОДЫ ПЛАНИРОВАНИЯ ПРИБЫЛИ ПРЕДПРИЯТИЯ

Прибыль является основным фактором экономического и социального развития не только для предприятия, но и для экономики страны в целом. Поэтому экономически обоснованное планирование прибыли на предприятиях имеет очень большое значение.

Прибыль планируется  раздельно по видам, а именно:

·        прибыль от продажи продукции  и товаров;

·        прибыль от реализации прочей продукции  и услуг нетоварного характера;

·        прибыль от реализации основных средств;

·        прибыль от реализации другого имущества  и имущественных прав;

·        прибыль от оплаты выполненных работ  и оказанных услуг и т.д.;

·        прибыль (убыток) от внереализационных  операций.

Основными методами планирования прибыли являются:

·         метод прямого счета;

·         аналитический метод;

·         метод совмещенного расчета.

Метод прямого счета

Данный метод наиболее распространен на предприятиях в  современных условиях хозяйствования. Он применяется, как правило, при  небольшом ассортименте выпускаемой  продукции. Сущность его в том, что  прибыль исчисляется как разница  между выручкой от реализации продукции  в соответствующих ценах за вычетом  НДС и акцизов и полной ее себестоимостью. Расчет плановой прибыли (П) ведется  по формуле:

П = (О × Ц) - (О × С),

где О — объем выпуска продукции в планируемом периоде в натуральном выражении;

Ц — цена на единицу продукции (за вычетом НДС и акцизов);

С — полная себестоимость единицы продукции.

Прибыль по товарному  выпуску (Птп) планируется на основе сметы затрат на производство и реализацию продукции, в которой определяется себестоимость товарного выпуска планируемого периода:

Птп = Цтп - Стп,

где Цтп — стоимость товарного выпуска планируемого периода в действующих ценах реализации (без НДС, акцизов, торговых и сбытовых скидок);

Стп — полная себестоимость товарной продукции планируемого периода.

Следует отличать плановый размер прибыли в расчете на товарный выпуск от прибыли, планируемой на объем  реализуемой продукции. Прибыль  на реализуемую продукцию (Прп) в общем виде рассчитывается по формуле:

Прп = Врп - Срп,

где Врп — планируемая выручка от реализации продукции в действующих ценах (без НДС, акцизов, торговых и сбытовых скидок);

Срп — полная себестоимость реализуемой в предстоящем периоде продукции.

Более детально прибыль  от объема реализуемой продукции  в плановом периоде определяется по формуле:

Прп = Пон + Птп - Пок,

где Пон — сумма прибыли остатков нереализованной продукции на начало планового периода;

Птп — прибыль от объема выпуска товарной продукции в плановом периоде;

Пок — прибыль от остатков нереализованной продукции в конце планового периода.

Данная методика расчета применима для укрупненного прямого метода планирования прибыли, когда легко определить объем  реализуемой продукции в ценах  и по себестоимости.

 Разновидностью  метода прямого счета является  метод поассортиментного  планирования прибыли. При этом методе прибыль суммируется по всем ассортиментным позициям. К полученному результату прибавляется прибыль в остатках готовой продукции, не реализованных на начало планируемого периода.

Аналитический метод

Этот метод применяется  при большом ассортименте выпускаемой  продукции, а также как дополнение к прямому методу, так как он позволяет выявить влияние отдельных  факторов на плановую прибыль. При аналитическом  методе прибыль рассчитывается не по каждому виду выпускаемой в планируемом  году продукции, а по всей сравнимой  продукции в целом. Прибыль по несравнимой продукции определяется отдельно. Исчисление прибыли аналитическим  методом включает три последовательных этапа:

1)     определение  базовой рентабельности как частного  от деления ожидаемой прибыли  за отчетный год на полную  себестоимость сравнимой товарной  продукции за тот же период;

2)     исчисление  объема товарной продукции в  планируемом периоде по себестоимости  отчетного года и определение  прибыли на товарную продукцию исходя из базовой рентабельности;

3)     учет  влияния на плановую прибыль  различных факторов: снижение себестоимости  сравнимой продукции, повышение  ее качества и сортности, изменение  ассортимента, цен и т.д.

После выполнения расчетов по всем трем этапам определяется прибыль  от реализации товарной продукции.

Кроме прибыли от реализации товарной продукции в  составе прибыли, как отмечено ранее, учитывается прибыль от реализации прочей продукции и услуг нетоварного  характера, прибыль от реализации основных фондов и другого имущества, а  также планируемые внереализационные  доходы и расходы.

Прибыль от прочей реализации (продукции и услуг подсобного сельского хозяйства, автохозяйств, услуг непромышленного характера  для капитального строительства, для  капитального ремонта и т.д.) планируется  методом прямого счета. Результат  от прочей реализации может быть как  положительным, так и отрицательным.

Прибыль (убытки) от традиционных статей внереализационных  доходов и расходов (штрафы, пени, неустойки и пр.) определяется, как  правило, на основе опыта прошлых  лет.

После расчета прибыли (убытков) по остальным видам деятельности, а также внереализационных доходов  и расходов и с учетом прибыли  от реализации товарной продукции определяется валовая (общая) прибыль предприятия.

Метод совмещенного расчета

В этом случае применяются  элементы первого и второго способов. Так, стоимость товарной продукции  в ценах планируемого года и по себестоимости отчетного года определяется методом прямого счета, а воздействие  на плановую прибыль таких факторов, как изменение себестоимости, повышение  качества, изменение ассортимента, цен и др., выявляется с помощью  аналитического метода.

 Получение определенной  массы прибыли определяет эффективность  производства, однако сама масса  прибыли не характеризует, насколько  эффективно работает предприятие.  Для этого необходимо массу  прибыли «взвесить» на затраты  предприятия. Этим целям отвечает  показатель рентабельности.

Рентабельность —  это относительный показатель эффективности  производства, характеризующий уровень  отдачи затрат и степень использования  ресурсов, выраженный в процентах. В  основе построения коэффициентов рентабельности лежит отношение прибыли (чаще всего  в расчет показателей рентабельности включают чистую прибыль) или к затраченным  средствам, или к выручке от реализации, или к активам предприятия. Таким  образом, коэффициенты рентабельности показывают степень эффективности  деятельности компании.

Основные группы, на которые можно подразделить показатели рентабельности, приведены в таблице.

Основные  группы показателей  рентабельности 

Наиболее часто  используются показатели рентабельности активов (капитала), рентабельности чистых активов, рентабельности собственного капитала и рентабельности реализации. Взаимосвязь этих показателей отражена на рис. 1–3. 

В аналитической  работе также часто полную сумму  активов заменяют на стоимость текущих активов и анализируют рентабельность использования последних.

В качестве показателя прибыли, в зависимости от конкретных условий деятельности, используют показатели прибыли до налогообложения, прибыли  от обычной деятельности или чистой прибыли.

В зарубежной практике в качестве числителя чаще всего  используют показатели прибыли до налогообложения, а некоторые организации в  расчет принимают показатели чистой прибыли.

В качестве активов (знаменателя формулы) используют следующие  показатели:

·       стоимость активов по балансу;

·        стоимость активов по балансу  плюс суммы амортизации по амортизируемым активам;

·        действующие активы;

·        оборотный капитал плюс внеоборотные активы.

Информация о работе Методы планирования прибыли