Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2013 в 15:18, реферат
Обмен идеями: Координатор предлагает участникам поделиться идеями, которые они породили. Он записывает каждую идею. На данном этапе не проводится дебатов, а участникам предлагается записать любые новые идеи, которые могут возникнуть от прослушивания чужих предложений. Этот процесс гарантирует, что все участники получают возможность сделать равный вклад и предоставляет письменные записи всех идей, порожденных группой. Этот этап может занять 15-30 минут.
МЕТОД ДЕЛЬФИ, при котором
делается попытка устранить
• Анонимность экспертов, так как существует полный отказ от личных контактов экспертов и коллективных обсуждений;
• Многотуровая процедура опроса экспертов;
• Обеспечение экспертов информацией, включая обмен информацией после каждого тура опроса при сохранении анонимности оценок, аргументации и критики;
• эксперты должны обосновать свои оценки и суждения, отличающиеся от мнения большинства;
• Обоснование ответов экспертов по запросу организаторов исследования.
Данный метод был разработан американской корпорацией «РЭНД корп.» в 1964 г. при ис-следовании перспектив НТП. На первом этапе 82 ученых попросили в письменной форме определить изобретения, которые представляются наиболее необходимыми в ближайшие 50 лет. В результате был составлен перечень из 49 наименований.
В настоящее время данный метод применяется по широкому спектру проблем: сбор теку-щей и прошлой информации, которой вообще нет или она крайне недостоверна; проверка суще-ственности событий прошлого; оценка возможных вариантов распределения бюджетных средств; принятие решений в сфере городского и регионального планирования; формирование структуры моделей и т.д.
SWOT-анализ — метод
История
Акроним SWOT был впервые введён в 1963 году в Гарварде на конференции по проблемам бизнес-политики профессором Кеннетом Эндрюсом (англ. Kenneth Andrews).
В 1965 году четыре профессора Гарвардского университета — Леранед (англ. Leraned), Кристенсен (англ. Christensen), Эндрюс (англ. Andrews) и Гут (англ. Guth) — предложили технологию использования SWOT-модели для разработки стратегии поведения фирмы. Была предложена схема LCAG (по начальным буквам фамилий авторов), которая основана на последовательности шагов, приводящих к выбору стратегии.
Задача SWOT-анализа — дать структурированное описание ситуации, относительно которой нужно принять какое-либо решение. Выводы, сделанные на его основе, носят описательный характер без рекомендаций и расстановки приоритетов[1].
Поскольку SWOT-анализ в общем виде не содержит экономических категорий, его можно применять к любым организациям, отдельным людям и странам для построения стратегий в самых различных областях деятельности.
Метод номинальных групп (англ. Nominal group technique) — вариант мозгового штурма, основанный на анонимном генерировании идей направленный на более полное участие членов команды в генерации идей.
Методика
Обычно, включает в себя пять этапов:
Введение и объяснение: Ведущий приветствует участников и объясняет им цель и порядок проведения собрания.
Анонимная генерации идей: Координатор предоставляет каждому участнику лист бумаги с вопросами которые должны быть рассмотрены и попросит записать все идеи, которые приходят на ум при рассмотрении вопроса. В течение этого периода, ведущий просит участников не обсуждать свои идеи с другими. Этот этап длится около 10 минут.
Обмен идеями: Координатор
предлагает участникам поделиться идеями,
которые они породили. Он записывает
каждую идею. На данном этапе не проводится
дебатов, а участникам предлагается
записать любые новые идеи, которые
могут возникнуть от прослушивания
чужих предложений. Этот процесс
гарантирует, что все участники
получают возможность сделать равный
вклад и предоставляет
Групповая дискуссия: Участникам
предлагается дать словесные объяснения
или дополнительную информацию о
любой из идей коллег. Задача посредника
заключается в обеспечении
Голосование и рейтинг: определение
приоритета записанных идей по отношению
к первоначальному вопросу. Вслед
за процессом голосования и
Количество номинальных совещаний групп, которое состоится, будет зависеть от характера вопроса и доступность для ключевых заинтересованных сторон.
Метод мозгового штурма (мозговой штурм, мозговая атака, англ. brainstorming) — оперативный метод решения проблемы на основе стимулирования творческой активности, при котором участникам обсуждения предлагают высказывать как можно большее количество вариантов решения, в том числе самых фантастичных. Затем из общего числа высказанных идей отбирают наиболее удачные, которые могут быть использованы на практике. Является методом экспертного оценивания.
Этапы и правила мозгового штурма
Правильно организованный мозговой штурм включает три обязательных этапа. Этапы отличаются организацией и правилами их проведения:
Постановка проблемы. Предварительный этап. В начале этого этапа проблема должна быть четко сформулирована. Происходит отбор участников штурма, определение ведущего и распределение прочих ролей участников в зависимости от поставленной проблемы и выбранного способа проведения штурма.
Генерация идей. Основной этап, от которого во многом зависит успех (см. ниже) всего мозгового штурма. Поэтому очень важно соблюдать правила для этого этапа:
Главное — количество идей. Не делайте никаких ограничений.
Полный запрет на критику и любую (в том числе положительную) оценку высказываемых идей, так как оценка отвлекает от основной задачи и сбивает творческий настрой.
Необычные и даже абсурдные идеи приветствуются.
Комбинируйте и улучшайте любые идеи.
Группировка, отбор и оценка идей. Этот этап часто забывают, но именно он позволяет выделить наиболее ценные идеи и дать окончательный результат мозгового штурма. На этом этапе, в отличие от второго, оценка не ограничивается, а наоборот, приветствуется. Методы анализа и оценки идей могут быть очень разными. Успешность этого этапа напрямую зависит от того, насколько "одинаково" участники понимают критерии отбора и оценки идей.
еМозговые атаки
Для проведения мозговой атаки обычно создают две группы:
участники, предлагающие новые варианты решения задачи;
члены комиссии, обрабатывающие предложенные решения.
Различают индивидуальные и коллективные мозговые атаки.
В мозговом штурме участвует коллектив из нескольких специалистов и ведущий. Перед самим сеансом мозгового штурма ведущий производит четкую постановку задачи, подлежащей решению. В ходе мозгового штурма участники высказывают свои идеи, направленные на решение поставленной задачи, причём как логичные, так и абсурдные. Если в мозговом штурме принимают участие люди различных чинов или рангов, то рекомендуется заслушивать идеи в порядке возрастания ранжира, что позволяет исключить психологический фактор «соглашения с начальством».
В процессе мозгового штурма, как правило, вначале решения не отличаются высокой оригинальностью, но по прошествии некоторого времени типовые, шаблонные решения исчерпываются, и у участников начинают возникать необычные идеи. Ведущий записывает или как-то иначе регистрирует все идеи, возникшие в ходе мозгового штурма.
Затем, когда все идеи
высказаны, производится их анализ, развитие
и отбор. В итоге находится
максимально эффективное и
Метод 635
МЕТОД «635» - это одна из разновидностей
метода мозговой атаки. Цифры 6,3,5 означают,
что принимает участие 6 экспертов,
каждый из которых должен выдвинуть
3 идеи в течение 5 минут. Лист, на котором
каждый эксперт записывает идеи, движется
по кругу. В результате этого каждый
эксперт запишет 18 идей на шести
листах в течение тридцати минут.
В общей сложности получается
108 идей (18*6), которые затем обобщаются
и рассматриваются с целью
выбора прак-тически реализуемых предложений.
Количество участников может изменяться от 4 до 8. Время, предоставляемое на одну ротационную фазу, также должно регулироваться гибко, т. е. необходимо предусмотреть продолжительные промежутки времени в более поздних ротационных фазах.
МЕТОД КОМИССИИ - обсуждение проблемы за «круглым столом». При использовании данного метода следует придерживаться следующих правил: а) формулировать проблему в основ-ных терминах, выделив единственный центральный пункт; б) расчленять сложную проблему на четко выраженные узкие задачи; в) не объявлять ложной и не прекращать исследовать ни одну идею; г) предоставлять слово прежде всего тем, у кого идея возникла по ассоциации с предыду-щим высказыванием; д) не оценивать заранее значение идей, подхватывать идею любого рода, даже если ее существование кажется в данное время сомнительной; е) оказывать поддержку и поощрение всем, чтобы освободить участников от скованности.
Метод «суда» — метод группового экспертного прогноза, предполагающий организацию работы группы экспертов в соответствии с правилами ведения судебного процесса. «Подсудимым» является анализируемая проблема. Лица, заинтересованные в ее правильном решении, выполняют роли судьи и заседателей, а лидеры групп экспертов, высказывающих альтернативные точки зрения, — прокурора и защиты. Суд ведет обсуждение и выносит окончательное решение.