Методы прогнозирования и планирования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2013 в 15:18, реферат

Описание

Обмен идеями: Координатор предлагает участникам поделиться идеями, которые они породили. Он записывает каждую идею. На данном этапе не проводится дебатов, а участникам предлагается записать любые новые идеи, которые могут возникнуть от прослушивания чужих предложений. Этот процесс гарантирует, что все участники получают возможность сделать равный вклад и предоставляет письменные записи всех идей, порожденных группой. Этот этап может занять 15-30 минут.

Работа состоит из  1 файл

методы.docx

— 21.55 Кб (Скачать документ)

МЕТОД ДЕЛЬФИ, при котором  делается попытка устранить вмешательство  психологических факторов, способных  снизить ценность обсуждения. Особенностями  данного метода являются:

• Анонимность экспертов, так как существует полный отказ от личных контактов экспертов и коллективных обсуждений;

• Многотуровая процедура опроса экспертов;

• Обеспечение экспертов информацией, включая обмен информацией после каждого тура опроса при сохранении анонимности оценок, аргументации и критики;

• эксперты должны обосновать свои оценки и суждения, отличающиеся от мнения большинства;

• Обоснование ответов экспертов по запросу организаторов исследования.

Данный метод был разработан американской корпорацией «РЭНД  корп.» в 1964 г. при ис-следовании перспектив НТП. На первом этапе 82 ученых попросили в письменной форме определить изобретения, которые представляются наиболее необходимыми в ближайшие 50 лет. В результате был составлен перечень из 49 наименований.

В настоящее время данный метод применяется по широкому спектру  проблем: сбор теку-щей и прошлой информации, которой вообще нет или она крайне недостоверна; проверка суще-ственности событий прошлого; оценка возможных вариантов распределения бюджетных средств; принятие решений в сфере городского и регионального планирования; формирование структуры моделей и т.д.

SWOT-анализ — метод стратегического  планирования, используемый для  оценки факторов и явлений,  влияющих на проект или предприятие.  Все факторы делятся на четыре  категории: strengths (сильные стороны), weaknesses (слабые стороны), opportunities (возможности) и threats (угрозы). Метод включает определение цели проекта и выявление внутренних и внешних факторов, способствующих её достижению или осложняющих его.

История

Акроним SWOT был впервые  введён в 1963 году в Гарварде на конференции  по проблемам бизнес-политики профессором Кеннетом Эндрюсом (англ. Kenneth Andrews).

В 1965 году четыре профессора Гарвардского университета — Леранед (англ. Leraned), Кристенсен (англ. Christensen), Эндрюс (англ. Andrews) и Гут (англ. Guth) — предложили технологию использования SWOT-модели для разработки стратегии поведения фирмы. Была предложена схема LCAG (по начальным буквам фамилий авторов), которая основана на последовательности шагов, приводящих к выбору стратегии.

Задача SWOT-анализа — дать структурированное описание ситуации, относительно которой нужно принять  какое-либо решение. Выводы, сделанные  на его основе, носят описательный характер без рекомендаций и расстановки  приоритетов[1].

Поскольку SWOT-анализ в общем  виде не содержит экономических категорий, его можно применять к любым  организациям, отдельным людям и  странам для построения стратегий  в самых различных областях деятельности.

Метод номинальных групп (англ. Nominal group technique) — вариант мозгового штурма, основанный на анонимном генерировании идей направленный на более полное участие членов команды в генерации идей.

Методика

 

Обычно, включает в себя пять этапов:

Введение и объяснение: Ведущий приветствует участников и  объясняет им цель и порядок проведения собрания.

Анонимная генерации идей: Координатор предоставляет каждому участнику лист бумаги с вопросами которые должны быть рассмотрены и попросит записать все идеи, которые приходят на ум при рассмотрении вопроса. В течение этого периода, ведущий просит участников не обсуждать свои идеи с другими. Этот этап длится около 10 минут.

Обмен идеями: Координатор  предлагает участникам поделиться идеями, которые они породили. Он записывает каждую идею. На данном этапе не проводится дебатов, а участникам предлагается записать любые новые идеи, которые  могут возникнуть от прослушивания  чужих предложений. Этот процесс  гарантирует, что все участники  получают возможность сделать равный вклад и предоставляет письменные записи всех идей, порожденных группой. Этот этап может занять 15-30 минут.

Групповая дискуссия: Участникам предлагается дать словесные объяснения или дополнительную информацию о  любой из идей коллег. Задача посредника заключается в обеспечении право  участников внести свой вклад и контроль сроков дискусии. Важно, чтобы этот процесс как можно более нейтральным, избегая суждений и критики. Группа может предложить новые темы для обсуждения и комбинировать предметы по категориям, но идеи не должны быть потеряны. Этот этап длится 30-45 минут.

Голосование и рейтинг: определение  приоритета записанных идей по отношению  к первоначальному вопросу. Вслед  за процессом голосования и рейтинга, результаты должны быть доступны участникам для признания их заслуг.

Количество номинальных  совещаний групп, которое состоится, будет зависеть от характера вопроса  и доступность для ключевых заинтересованных сторон.

Метод мозгового  штурма (мозговой штурм, мозговая атака, англ. brainstorming) — оперативный метод решения проблемы на основе стимулирования творческой активности, при котором участникам обсуждения предлагают высказывать как можно большее количество вариантов решения, в том числе самых фантастичных. Затем из общего числа высказанных идей отбирают наиболее удачные, которые могут быть использованы на практике. Является методом экспертного оценивания.

Этапы и правила мозгового  штурма

 

Правильно организованный мозговой штурм включает три обязательных этапа. Этапы отличаются организацией и правилами их проведения:

Постановка проблемы. Предварительный  этап. В начале этого этапа проблема должна быть четко сформулирована. Происходит отбор участников штурма, определение ведущего и распределение  прочих ролей участников в зависимости  от поставленной проблемы и выбранного способа проведения штурма.

Генерация идей. Основной этап, от которого во многом зависит успех (см. ниже) всего мозгового штурма. Поэтому очень важно соблюдать  правила для этого этапа:

Главное — количество идей. Не делайте никаких ограничений.

Полный запрет на критику  и любую (в том числе положительную) оценку высказываемых идей, так как  оценка отвлекает от основной задачи и сбивает творческий настрой.

Необычные и даже абсурдные  идеи приветствуются.

Комбинируйте и улучшайте  любые идеи.

Группировка, отбор и оценка идей. Этот этап часто забывают, но именно он позволяет выделить наиболее ценные идеи и дать окончательный результат  мозгового штурма. На этом этапе, в  отличие от второго, оценка не ограничивается, а наоборот, приветствуется. Методы анализа и оценки идей могут быть очень разными. Успешность этого  этапа напрямую зависит от того, насколько "одинаково" участники  понимают критерии отбора и оценки идей.

еМозговые атаки

 

Для проведения мозговой атаки  обычно создают две группы:

участники, предлагающие новые  варианты решения задачи;

члены комиссии, обрабатывающие предложенные решения.

Различают индивидуальные и  коллективные мозговые атаки.

В мозговом штурме участвует  коллектив из нескольких специалистов и ведущий. Перед самим сеансом  мозгового штурма ведущий производит четкую постановку задачи, подлежащей решению. В ходе мозгового штурма участники высказывают свои идеи, направленные на решение поставленной задачи, причём как логичные, так  и абсурдные. Если в мозговом штурме принимают участие люди различных  чинов или рангов, то рекомендуется  заслушивать идеи в порядке возрастания  ранжира, что позволяет исключить  психологический фактор «соглашения  с начальством».

В процессе мозгового штурма, как правило, вначале решения  не отличаются высокой оригинальностью, но по прошествии некоторого времени типовые, шаблонные решения исчерпываются, и у участников начинают возникать необычные идеи. Ведущий записывает или как-то иначе регистрирует все идеи, возникшие в ходе мозгового штурма.

Затем, когда все идеи высказаны, производится их анализ, развитие и отбор. В итоге находится  максимально эффективное и часто  нетривиальное решение задачи.

Метод 635

 
МЕТОД «635» - это одна из разновидностей метода мозговой атаки. Цифры 6,3,5 означают, что  принимает участие 6 экспертов, каждый из которых должен выдвинуть 3 идеи в течение 5 минут. Лист, на котором  каждый эксперт записывает идеи, движется по кругу. В результате этого каждый эксперт запишет 18 идей на шести  листах в течение тридцати минут. В общей сложности получается 108 идей (18*6), которые затем обобщаются и рассматриваются с целью  выбора прак-тически реализуемых предложений.

Количество участников может  изменяться от 4 до 8. Время, предоставляемое  на одну ротационную фазу, также  должно регулироваться гибко, т. е. необходимо предусмотреть продолжительные  промежутки времени в более поздних  ротационных фазах.

МЕТОД КОМИССИИ - обсуждение проблемы за «круглым столом». При использовании  данного метода следует придерживаться следующих правил: а) формулировать  проблему в основ-ных терминах, выделив единственный центральный пункт; б) расчленять сложную проблему на четко выраженные узкие задачи;  в) не объявлять ложной и не прекращать исследовать ни одну идею; г) предоставлять слово прежде всего тем, у кого идея возникла по ассоциации с предыду-щим высказыванием; д) не оценивать заранее значение идей, подхватывать идею любого рода, даже если ее существование кажется в данное время сомнительной; е) оказывать поддержку и поощрение всем, чтобы освободить участников от скованности.

Метод «суда»  — метод  группового экспертного прогноза, предполагающий организацию работы группы экспертов  в соответствии с правилами ведения  судебного процесса. «Подсудимым» является анализируемая проблема. Лица, заинтересованные в ее правильном решении, выполняют  роли судьи и заседателей, а лидеры групп экспертов, высказывающих  альтернативные точки зрения, —  прокурора и защиты. Суд ведет  обсуждение и выносит окончательное  решение.


Информация о работе Методы прогнозирования и планирования