Международная экономика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2012 в 18:41, контрольная работа

Описание

Процесс экономической интеграции представляет собой создание экономических объединений стран, в рамках которых возникают единые экономические пространства, включающие в себя целый ряд стран-соседей. При этом на современном этапе экономики стран, входящих в данное объединение, остаются обособленными, и открываются и объединяются лишь на каком-то уровне или в какой-то своей части.

Работа состоит из  1 файл

международная экономика.docx

— 30.74 Кб (Скачать документ)
 

Вопрос 1. Интеграция в Азиатско-Тихоокеанском  регионе (АТЭС).

       Процесс экономической интеграции представляет собой создание экономических объединений  стран, в рамках которых возникают  единые экономические пространства, включающие в себя целый ряд стран-соседей. При этом на современном этапе  экономики стран, входящих в данное объединение, остаются обособленными, и открываются и объединяются лишь на каком-то уровне или в какой-то своей части.

       На  примере организации Азиатско-Тихоокеанского Экономического Сотрудничества (АТЭС) мы рассмотрим историю возникновения, состав и значение, а также  развитие и структуру АТЭС.

       История возникновения АТЭС.

       Региональный  рынок Азиатско-тихоокеанского региона  в современных условиях – наиболее динамичный и гибкий в мире, во многом благодаря бурному экономическому росту азиатских новых индустриальных стран. Развитие в уровне развития и международной специализации обуславливает взаимодополняемость экономик бассейна Тихого океана, что способствует высокой торговой и инвестиционной активности. На протяжении всего ХХ века Тихий океан был ареной политической и экономической борьбы крупнейших мировых держав. Здесь во второй половине столетия проходил экономический взлёт Японии, новых индустриальных стран, Китая.

       Переплетение  противоречий и интересов стран  Азиатско-Тихоокеанского региона обусловило возникновение замысла организации, которая могла бы регулировать ситуацию в бассейне Тихого океана. Идея эта  вынашивалась долго и трудно: предлагались различные варианты её осуществления, разнящиеся как по составу участников, так и по целям. США ставили  во главу угла военно-политические интересы и предлагали создать азиатско-тихоокеанский  вариант НАТО; Япония разрабатывала идею организации на экономических основах. Тихоокеанское объедение, Тихоокеанская зона свободной торговли, Сообщество Тихоокеанского Кольца – вот некоторые названия организации, которые предлагались. В 1967 году был образован Экономический совет стран Тихоокеанского бассейна, в 1968 проведена первая Тихоокеанская конференция по торговле и развитию, в 1980 году учреждён Тихоокеанский совет экономического сотрудничества.

       Ни одна из этих организаций не выполняла функции координирующей региональной экономической структуры. В 1989 году по инициативе Австралии и при поддержке ведущих экономических держав региона была создана качественно новая организация, сумевшая путём синтеза разнообразных концепций сформулировать конкретные задачи и направления работ объединения - форум Азиатско-Тихоокеанского сотрудничества.

       Состав  и значение.

       Организация была основана как форум обмена мнениями, но быстро превратилась в координатора экономической жизни региона. Среди направлений были – проведение консультаций и семинаров по наиболее острым проблемам региона, управление процессами либерализации, выработка правил ведения бизнеса в тихоокеанском бассейне.

       При создании в АТЭС вошли 12 государств (США, Канада, Япония, Австралия, Новая  Зеландия, Республика Корея и 6 стран  Восточной Азии–Бруней, Индонезия, Малайзия, Сингапур, Таиланд, Филиппины), на сегодняшний день участниками  форума являются уже 21 страна и территория: в 1991 году присоединился Гонконг, Китай и Тайвань, в 1993 году Мексика и Папуа -Новая Гвинея, в 1994 году - Чили, в 1998 году –Вьетнам, Россия и Перу.

       Такое количество государств, среди которых  как главные промышленно развитые страны, так и новые индустриальные страны, само по себе обуславливает  экономическую мощь организации, а  учитывая высокие темпы развития большинства участников форума и их огромный ресурсный потенциал, выводит АТЭС в число самых влиятельных группировок на международной экономической арене. АТЭС составляет почти половину мировой экономики. К началу XXI века на страны форума приходилось 42% населения Земли и около 50% мирового товарооборота, а их совокупный валовый продукт превышал 24 трлн. долларов, т. е. 56% общемирового. К тому же создание организации усилило экономические связи между странами. За 1990– 2000 года доля экспорта стран –членов АТЭС внутри этой организации возросла с 67, 5 до 72, 6 от общего объёма экспорта этих стран, доля импорта– 65, 4% до 68, 1%.[2]

       Развитие  АТЭС.

       Первая  встреча министров иностранных  дел, экономики и торговли стран  АТЭС состоялась в ноябре 1989 года в  Канберре (Австралия). Были выработаны ключевые принципы организации, консультативный статус форума и равноправие всех участников; определены задачи: создание свободной и открытой торговой системы в регионе, содействие дальнейшему экономическому росту.

       В 1993 году в США на острове Блэйк  рядом с Сиэтлом состоялась первая неформальная встреча глав государств и правительств стран АТЭС. На втором саммите, состоявшемся в городе Богоре (Индонезия) в ноябре 1994 года была принята “Декларация об общей экономической решимости лидеров АТЭС ”, в которой официально зафиксировали главную долгосрочную цель организации, а также сроки её осуществления: для развитых стран установление свободного и открытого торгово-инвестиционного режима должно быть достигнуто к 2010 г., для развивающихся– к 2020г.

       Если  Богорская декларация определила стратегию  форума, то Осакская программа действий, принятая на третьей встрече руководителей стран АТЭС (Япония,1995г.), определила тактику организации. В ней были названы 15 областей, в которых странам–членам АТЭС необходимо произвести преобразования для достижения “богорских целей”: тарифы и нетарифные ограничения, услуги, инвестиции, стандарты и соответствия, таможенные процедуры, политика в области конкуренции, правительственные заказы, выполнение обязательств Всемирной торговой организации, посредничество в спорах, мобильность деловых людей, сбор и анализ информации. Участникам форума также было поручено разработать индивидуальные планы по либерализации торговли и инвестиций.

       Структура АТЭС.

       На  ежегодных саммитах глав государств и правительств стран АТЭС принимаются ключевые документы, определяющие дополнительную стратегию развития организации, утверждается объем работ и финансирование.

       Встречи министров иностранных дел, торговли и экономики и заседания на уровне министров по конкретным областям сотрудничества служат форумами для  обсуждения актуальных проблем.

       Главный девиз организации “АТЭС значит дело” – подтверждается круглогодичной работой её многочисленных подразделений. Образованный в 1993 году Секретариат (расположенный  в Сингапуре) является, как это  определено в его рабочих документах, “основным механизмом поддержки  идущих в АТЭС процессах”. В его  ведении находится консультативное  и материально-техническое обеспечение  работы организации: он формулирует  проекты и отвечает за их оценку и финансирование, осуществляет координацию  действий, а также выполняет информационные и общественные функции от имени  АТЭС. Непосредственная работа по исполнению Осакской программы ведётся в узкоспециализированных рабочих органах: комитетах, подкомитетах, и рабочих группах. Одна из отличительных черт организации–постоянный диалог между властными и предпринимательскими кругами стран-членов, так как форум АТЭС изначально был учреждён для создания приятной бизнес-атмосферы в регионе. Этот диалог поддерживается через образованный в 1995 году Деловой консультативный совет, в который входит не более трех представителей бизнеса от каждой страны-члена АТЭС. На ежегодных саммитах глав государств и правительств стран АТЭС участники совета представляют доклад, содержащий итоги обсуждений по конкретным вопросам регионального делового сотрудничества.[1]

       Заключение.

       Эффективность деятельности АТЭС –одна из любимых  тем дискуссий у политологов  и экономистов всего мира. Многие считают, что вследствие разброса “весовых категорий” стран в Азиатско-Тихоокеанском  регионе просто невозможно создать  устойчивый интеграционный блок. Однако, форум АТЭС никогда и не ставил целью своей деятельности вторых “Соединенных Штатов Европы”. Работа АТЭС направлена на создание благоприятной атмосферы для бизнеса как основного фактора экономического роста в регионе.

       Мишенью для критики служат и цели Богорской  декларации. Снятие таможенных барьеров – действительно сложная задача, особенно учитывая, что участники организации не только постиндустриальные страны. Несколько лет назад ряд стран-участников во главе с США постарались свести весь смысл деятельности АТЭС к скорейшему созданию гигантской зоны свободной торговли. Хорошо, что попытка эта не имела успеха, иначе форум бы быстро распался, ведь ясно, что открытие неподготовленных рынков окажется губительным. Образование свободного рынка все-таки является задачей организации, однако важно, что на первый план выдвигается не конкуренция, а сотрудничество. Сотрудничество – ключевое слово во всех официальных документах организации. Но пока это сотрудничество довольно пассивно и выражается в основном в проведении встреч на различных уровнях, в подготовке проектов и организации семинаров. Однако задачи АТЭС таковы, что для их выполнения требуется огромная подготовительная работа.

     
 

Задание 2. Назовите операции по оттоку валюты.

       Для того, чтобы раскрыть этот вопрос, рассмотрим сначала что такое валюта, типы валют, определение уровня валютного  курса, а затем и причины вывоза капитала.

       Валюта (от лат. valeo – стоимость) – это деньги, используемые в международных расчетах. В ходе осуществления международных расчетов, кредитных и валютных операций между частными лицами, фирмами, банками, правительствами, международными организациями возникают валютные отношения – совокупность экономических отношений, связанных с функционированием денег на мировом рынке.

       Каждое  государство само определяет форму  организации валютных отношений, т.е. имеет свою национальную валютную систему, основными элементами которой являются:

  • национальная валютная единица;
  • объем и состав официальных золотовалютных резервов (иностранная валюта, золото и другие активы, находящиеся в распоряжении центрального банка);
  • паритет национальной валюты (соотношение между национальной и иностранной валютами, устанавливаемое в законодательном порядке) или режим (механизм формирования) валютного (обменного) курса;
  • условия обратимости (конвертируемости) валюты;
  • наличие или отсутствие валютных ограничений;
  • порядок осуществления международных расчетов;
  • статус национальных органов и учреждений, регулирующих валютные отношения.

       Существуют  различные типы валют: свободно конвертируемая (СКВ), частично конвертируемая, неконвертируемая.

       Полная  конвертируемость означает отсутствие каких-либо валютных ограничений для физических и юридических лиц – отечественных и иностранных – и беспрепятственное использование валюты во всех видах международных операций.

       В условиях частичной конвертируемости национальная валюта обменивается лишь на некоторые иностранные валюты и не по всем видам международного платежного оборота. Ограничительная политика проводится государством и включает в себя законодательную и административную регламентацию операций с валютами.

       Неконвертируемая  валюта – это валюта, которая используется в качестве денежной единицы только внутри страны. Советский рубль до 1992 г. являлся классическим примером неконвертируемой валюты.

       Рыночный  обмен с участием денег всегда предполагает денежное выражение обмениваемых ценностей, т.е. их цену.

       Валютный  курс – цена денежной единицы национальной валюты, выраженная в денежных знаках другой страны.

       Чем же определяется уровень валютного  курса и его динамика?

       В мировой практике валютный курс определяется на основе паритета покупательной способности. Этот паритет устанавливается путем  сопоставления стоимости потребительской  корзины на национальных рынках стран, чьи валюты сравниваются. На самом  деле валютный курс дает лишь приблизительную  величину, своего рода ориентир. В действительности на валютный курс оказывает влияние множество факторов, которые приводят к его отклонению от паритета покупательной способности.

       Рынок иностранных валют – это рынок, где различные валюты обмениваются друг на друга. Это конкурентные рынки, характеризующиеся большим числом покупателей и продавцов, торгующих  долларами, рублями и т.д. Это обычные  рынки с чистой конкуренцией, отсутствием  монополий. С другой стороны, цена, или  курс, национальной валюты – это  не обычная цена, поскольку она  связывает все внутренние цены со всеми иностранными (предположим, американскими  или немецкими). Изменение курса  валют может повлечь за собой  очень важные последствия для  уровней производства, внутренних и  экспортных цен, занятости.

       При падении курса национальной валюты по отношению к валютам других стран в выигрыше оказываются  экспортеры отечественной продукции, в проигрыше импортеры. Например, российские фирмы-экспортеры нефти  при падении курса рубля за то же количество иностранной валюты, вырученной от продажи нефти на мировом  рынке, получают большее количество рублей (при переводе валюты в рубли). Для импортеров последствия падения  курса национальной валюты будут  следующими: рублевые цены на ввозимые в страну импортные товары возрастут, спрос на них упадет, доходы импортеров снизятся, оборот их средств замедлится.

Информация о работе Международная экономика