Международная экономика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2012 в 09:54, контрольная работа

Описание

Человеческие ресурсы – это важнейший вид ресурсов в мировом хозяйстве. Изучением трудовых ресурсов и движением народонаселения занимается наука демография.
Демография (от греческих слов demos – народ и grapho – пишу) – наука о закономерностях процессов, происходящих в структуре, динамике и размещении народонаселения.
Под народонаселением принято понимать совокупность людей, находящихся в пределах определенной территории (область, страна, континент или весь земной шар). Народонаселение как таковое изучается рядом наук, но главным образом – демографией.
Различные аспекты народонаселения изучают также такие науки, как социология, география населения, антропология (наука о происхождении и эволюции человека), этнография (наука, изучающая бытовые и культурные особенности народов мира) и другие.
Целью демографических исследований мировой экономики является прогноз изменений народонаселения стран, регионов в мировом хозяйстве в целом.

Содержание

Вопросы:
1. Человеческие ресурсы в мировом хозяйстве. Понятие демографии. Типы и особенности воспроизводства населения.
2. Миграционная политика. Государственная миграционная политика: сущность, виды и инструменты. Международное регулирование миграционных процессов.

Работа состоит из  1 файл

Международная экономика.docx

— 28.72 Кб (Скачать документ)

     На  международном уровне деятельность национальных иммиграционных служб  координируется службой СОПЕМИ (Система  постоянного наблюдения за миграцией), созданной странами-членами ОЭСР (Организации экономического и социального  развития). В межправительственных соглашениях о найме иностранной  рабочей силы оговариваются условия  пребывания мигрантов в принимающей  стране, соблюдение которых призвано защитить интересы мигрантов. Так, в  межправительственных соглашениях  о найме иностранной рабочей  силы, заключаемых между ФРГ и  странами-экспортерами, есть положение  о том, что наем и оплата иностранных  рабочих осуществляются работодателями на основании тех же пунктов тарифных договоров, что и для немецких рабочих. Иммиграционные службы стран  контролируют, прежде всего, въезд  иностранных работников в страну. Они выдают разрешения на въезд на определенный срок в соответствии с заявками предпринимателей.

     Первым  этапом регулирования миграционных процессов можно считать организацию  вербовки иностранных рабочих, которая  осуществляется на основе межправительственных соглашений, которые могут быть двусторонними  и многосторонними. В этих документах устанавливаются определенные количественные лимиты (квоты) на въезд граждан в  страну. Многосторонние соглашения заключены, к примеру, между странами Европейского Союза. Особое значение здесь приобретает  регулирование иммиграции из третьих  стран (т.е. из стран, не входящих в Европейский Союз).

     Мировая практика свидетельствует, что обычно ограничения принимающих стран  не распространяются на:

     Работников, претендующих на малооплачиваемую работу, работу с тяжелыми и вредными условиями  труда, не престижную и малоквалифицированную  работу. Специалистов быстроразвивающихся  и приоритетных сфер экономической  деятельности, как, например, инженеры по электронике. Представителей редких профессий (огранщиков алмазов, реставраторов  картин и старинных рукописей, врачей, практикующих нетрадиционные методы лечения). Специалистов высшей квалификации и  представителей свободных профессий. Руководящий персонал фирм и их подразделений, а также предпринимателей, которые  переносят свою деятельность в принимающую  страну и создают новые рабочие места.

     В последние годы многие страны, например, Австрия, Швеция, Финляндия пытаются ужесточить контроль за въездом иностранных работников из-за растущей нелегальной иммиграции. Так, Швеция намерена требовать от иммигранта не только предъявления уже подписанного контракта на работу, но и документов, подтверждающих знание шведского или английского языка, а также подтверждение о найме жилья.

     В ряде западноевропейских стран приняты  программы, направленные на стимулирование репатриации (возвращение эмигрантов на родину). Например, во Франции и  в Германии вводились материальные выплаты в случае добровольного  увольнения иностранных рабочих, а  также их возвращения на родину. В ФРГ вводились выплаты турецким и португальским рабочим, которые  выплачивались лишь через полгода  после их возвращения на родину.

     Кроме программ, стимулирующих репатриацию  путем выплаты денежных сумм, страны-импортеры  рабочей силы разрабатывали различные  меры, направленные на облегчение возвращающихся рабочих в родные страны. Франция  в числе первых среди стран  Западной Европы в 1975 г. ввела систему  профподготовки для иммигрантов из Алжира, Туниса, Марокко, Португалии, Мали, Югославии, Турции, Испании. ФРГ в начале 70-х годов объявила аналогичную программу профессиональной подготовки иностранцев из Турции, Югославии, Греции. Однако число иностранцев, прошедших обучение в рамках этой программы было весьма незначительно и не дало ощутимых результатов в плане стимулирования репатриации.

     Одним из средств, направленных на ограничение  численности иностранных рабочих, является установленная в некоторых  европейских странах «плата»  государству за наем иностранных  рабочих, которая постепенно повышается. Однако, несмотря на этот «налог», предпринимателям во многих случаях выгодно использовать иностранную рабочую силу, особенно нелегальную, как менее защищенную и более управляемую.

     Наряду  с государственным регулированием иммиграции, существует государственное  регулирование и эмиграции. Оно  особенно развито в тех странах, где экспорт рабочей силы является важным элементом экономического развития.

     Государственное регулирование экспорта рабочей  силы преследует следующие цели:

     Защита  прав и интересов трудящихся-эмигрантов в принимающих странах, противодействие  их дискриминации в стране временного пребывания. Возмещение потерь от выезда национальной рабочей силы за пределы страны.

     Достижение  целей эмиграционной политики основывается на следующих принципах:

     Гарантия  возможности возвращения мигрантов  на родину. Обеспечение поступления  в страну и эффективного использования  валютных переводов трудящихся-мигрантов. Содействие смягчению “внутренней” безработицы благодаря выезду тех  контингентов трудящихся, которые не пользуются спросом на этом рынке. Ограничение  выезда занятых в тех секторах экономики, потребности которых  в рабочей силе не удовлетворены. Оздоровление внутреннего рынка  труда благодаря приему репатриантов, которые за время пребывания за рубежом  повысили свой квалификационный уровень.

     Таким образом, большинство государств проводит, в соответствии целями и задачами их социально-экономического развития, довольно жесткую и строго регламентированную внешнюю миграционную политику. Она охватывает систему специальных мер, законодательных актов и международных соглашений (двусторонних и многосторонних) по регулированию миграционных потоков, ограничению притока или оттока беженцев, нелегальных мигрантов и стимулированию притока экономически эффективного человеческого капитала, в первую очередь, научных кадров и высококвалифицированных специалистов. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список  использованных источников 

1. Алексей  Киреев. Международная экономика.  Ч. 1. – М.:          «Международные отношения», 1999. -  416 с.

2.   И. Цапенко, к.э.н. «Ренессанс»  экономической миграции на Западе. // Вопросы экономики. - №11 2002. -  с. 108-121

3.   М.М. Вышегородцев, А.В. Сиденко. Утечка умов или приток капиталов в Россию, а стоит ли бить тревогу? // Финансы. - №10 2000. – с. 60-61

4.   Л. Костин, д.э.н., проф. Миграция и  мигранты. // Человек и труд. - №8 2001. – с. 61-64

5.   Г. Бояркин, проф. Трудовая миграция и экономический потенциал района. // Человек и труд. - №2 2003. – с. 25-27

6.   Г. Биффель. Миграция и ее роль в интеграции Западной Европы // Проблемы теории и практики управления. - №4 2002. – с.63-67

7.   Экономика труда: (социально-трудовые отношения) / Под ред. Н.А.                       Волгина, Ю.Г. Одегова. – М.: «Экзамен», 2002. – 736 с.

8.   Б.И. Башкатов, Г.Ю. Карпухина. Международная статистика труда. – М.: Издательство «Дело и Сервис», 2001. – 208 с.

9.  Л.А. Долгучиц. Планета иммигрантов. – М.: «Молодая гвардия», 1990. – 206 с.

10. Е.Ф. Авдокушин. Международные экономические отношения. – М.: «Юристъ», 1999. – 366 с.

Информация о работе Международная экономика