Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2012 в 09:54, контрольная работа
Человеческие ресурсы – это важнейший вид ресурсов в мировом хозяйстве. Изучением трудовых ресурсов и движением народонаселения занимается наука демография.
Демография (от греческих слов demos – народ и grapho – пишу) – наука о закономерностях процессов, происходящих в структуре, динамике и размещении народонаселения.
Под народонаселением принято понимать совокупность людей, находящихся в пределах определенной территории (область, страна, континент или весь земной шар). Народонаселение как таковое изучается рядом наук, но главным образом – демографией.
Различные аспекты народонаселения изучают также такие науки, как социология, география населения, антропология (наука о происхождении и эволюции человека), этнография (наука, изучающая бытовые и культурные особенности народов мира) и другие.
Целью демографических исследований мировой экономики является прогноз изменений народонаселения стран, регионов в мировом хозяйстве в целом.
Вопросы:
1. Человеческие ресурсы в мировом хозяйстве. Понятие демографии. Типы и особенности воспроизводства населения.
2. Миграционная политика. Государственная миграционная политика: сущность, виды и инструменты. Международное регулирование миграционных процессов.
На
международном уровне деятельность
национальных иммиграционных служб
координируется службой СОПЕМИ (Система
постоянного наблюдения за миграцией),
созданной странами-членами
Первым
этапом регулирования миграционных
процессов можно считать
Мировая практика свидетельствует, что обычно ограничения принимающих стран не распространяются на:
Работников, претендующих на малооплачиваемую работу, работу с тяжелыми и вредными условиями труда, не престижную и малоквалифицированную работу. Специалистов быстроразвивающихся и приоритетных сфер экономической деятельности, как, например, инженеры по электронике. Представителей редких профессий (огранщиков алмазов, реставраторов картин и старинных рукописей, врачей, практикующих нетрадиционные методы лечения). Специалистов высшей квалификации и представителей свободных профессий. Руководящий персонал фирм и их подразделений, а также предпринимателей, которые переносят свою деятельность в принимающую страну и создают новые рабочие места.
В последние годы многие страны, например, Австрия, Швеция, Финляндия пытаются ужесточить контроль за въездом иностранных работников из-за растущей нелегальной иммиграции. Так, Швеция намерена требовать от иммигранта не только предъявления уже подписанного контракта на работу, но и документов, подтверждающих знание шведского или английского языка, а также подтверждение о найме жилья.
В
ряде западноевропейских стран приняты
программы, направленные на стимулирование
репатриации (возвращение эмигрантов
на родину). Например, во Франции и
в Германии вводились материальные
выплаты в случае добровольного
увольнения иностранных рабочих, а
также их возвращения на родину.
В ФРГ вводились выплаты
Кроме программ, стимулирующих репатриацию путем выплаты денежных сумм, страны-импортеры рабочей силы разрабатывали различные меры, направленные на облегчение возвращающихся рабочих в родные страны. Франция в числе первых среди стран Западной Европы в 1975 г. ввела систему профподготовки для иммигрантов из Алжира, Туниса, Марокко, Португалии, Мали, Югославии, Турции, Испании. ФРГ в начале 70-х годов объявила аналогичную программу профессиональной подготовки иностранцев из Турции, Югославии, Греции. Однако число иностранцев, прошедших обучение в рамках этой программы было весьма незначительно и не дало ощутимых результатов в плане стимулирования репатриации.
Одним
из средств, направленных на ограничение
численности иностранных
Наряду
с государственным
Государственное регулирование экспорта рабочей силы преследует следующие цели:
Защита
прав и интересов трудящихся-
Достижение целей эмиграционной политики основывается на следующих принципах:
Гарантия
возможности возвращения
Таким
образом, большинство государств проводит,
в соответствии целями и задачами их социально-экономического
развития, довольно жесткую и строго регламентированную
внешнюю миграционную политику. Она охватывает
систему специальных мер, законодательных
актов и международных соглашений (двусторонних
и многосторонних) по регулированию миграционных
потоков, ограничению притока или оттока
беженцев, нелегальных мигрантов и стимулированию
притока экономически эффективного человеческого
капитала, в первую очередь, научных кадров
и высококвалифицированных специалистов.
Список
использованных источников
1. Алексей Киреев. Международная экономика. Ч. 1. – М.: «Международные отношения», 1999. - 416 с.
2.
И. Цапенко, к.э.н. «Ренессанс»
3. М.М. Вышегородцев, А.В. Сиденко. Утечка умов или приток капиталов в Россию, а стоит ли бить тревогу? // Финансы. - №10 2000. – с. 60-61
4. Л. Костин, д.э.н., проф. Миграция и мигранты. // Человек и труд. - №8 2001. – с. 61-64
5. Г. Бояркин, проф. Трудовая миграция и экономический потенциал района. // Человек и труд. - №2 2003. – с. 25-27
6. Г. Биффель. Миграция и ее роль в интеграции Западной Европы // Проблемы теории и практики управления. - №4 2002. – с.63-67
7. Экономика труда: (социально-трудовые отношения) / Под ред. Н.А. Волгина, Ю.Г. Одегова. – М.: «Экзамен», 2002. – 736 с.
8. Б.И. Башкатов, Г.Ю. Карпухина. Международная статистика труда. – М.: Издательство «Дело и Сервис», 2001. – 208 с.
9. Л.А. Долгучиц. Планета иммигрантов. – М.: «Молодая гвардия», 1990. – 206 с.
10. Е.Ф. Авдокушин. Международные экономические отношения. – М.: «Юристъ», 1999. – 366 с.