Международная конкурентоспособность Китая

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Февраля 2013 в 16:10, курсовая работа

Описание

Актуальность темы заключается в том, что КНР продолжает развиваться, причем довольно быстрыми темпами, и угрожает сместить на второе место такого мирового лидера как США. Поэтому изучение факторов, которые позволили Китаю достичь таких успехов, является очень важным. Цель этой работы - определить за счет чего Китай способен конкурировать с другими странами и какие факторы влияют на это.
Объектом исследования является экономика Китая. Предмет исследования – конкурентоспособность Китая и пути ее повышения.

Содержание

Введение 3
Теоретические основы конкурентоспособности стран 6
и их отражение в международных рейтингах
1.1Основные подходы к определению конкурентоспособности 6
1.2Параметра конкурентных отраслей 9
1.3Анализ рейтингов конкурентоспособности стран 13
Конкурентные позиции Китая и их динамика 18
2.1 Место Китая в мировой экономике 18
2.2 Конкурентные отрасли китайской экономики 20
2.3 Анализ динамики и товарной структуры китайского экспорта 22
3. Исследование факторов повышения конкурентоспособности Китая 29
3.1 Реформы как начало экономического роста 29
3.2 Оценка влияния вступления Китая в ВТО на 30
повышение его конкурентоспособности
3.3 Оценка позиций Китая в торговле технологиями 34
Заключение 37
Список использованной литературы 39
Приложения 41, 43

Работа состоит из  1 файл

Курсовая 2 курс, МЭ, про Китай.doc

— 1.43 Мб (Скачать документ)

Значение каждой из этих сил меняется от отрасли к отрасли и предопределяет, в конечном счете, прибыльность отраслей. В тех отраслях, где действия этих сил складываются благоприятно (например, в производстве безалкогольных напитков, промышленных компьютеров, в торговле программным обеспечением, в производстве лекарственных препаратов или косметики), многочисленные конкуренты могут получать высокие прибыли от вложенного капитала. В тех же отраслях, где одна или несколько сил действуют неблагоприятно (например, в производстве резины, алюминия, многих металлоизделий, полупроводниковых приборов и персональных компьютеров), очень немногим фирмам удается долгое время сохранять высокие прибыли.

Пять сил  конкуренции определяют прибыльность отрасли, потому что они влияют на цены, которые могут диктовать фирмы, на расходы, которые им приходится нести, и на размеры капиталовложений, необходимые для того, чтобы конкурировать в этой отрасли. Угроза появления новых конкурентов снижает общий потенциал прибыльности в отрасли, потому что они привносят в отрасль новые производственные мощности и стремятся заполучить долю рынка сбыта, тем самым снижая позиционную прибыль. Мощные покупатели или поставщики, торгуясь, извлекают выгоду и снижают прибыль фирмы. Ожесточенная конкуренция в отрасли снижает прибыльность, потому что за то, чтобы сохранить конкурентоспособность, приходится платить (расходы на рекламу, организацию сбыта и научно- исследовательские разработки) или же прибыль уменьшается за счет снижения цен. Наличие товаров- заменителей ограничивает цену, которую могут запросить фирмы, конкурирующие в этой отрасли; более высокие цены побудят покупателей обратиться к заменителю и снизят объем производства в отрасли.

Значение каждой силы конкуренции определяется структурой отрасли, то есть ее основными экономическими и техническими характеристиками. Например, воздействие покупателя- это отражение таких вопросов: сколько у фирмы покупателей; какая часть товара приходится на одного покупателя; является ли цена товара значительной частью общих расходов покупателя? Угроза появления новых конкурентов зависит от того, насколько трудно новому конкуренту “внедриться” в отрасль.

Каждая отрасль  экономики уникальна и имеет  присущую только ей структуру. Она важна для международной конкуренции по ряду причин. Во-первых, учитывая разную структуру в различных отраслях, для успешной конкуренции надо выполнить разные требования. Для конкуренции в такой раздробленной отрасли, как выпуск одежды, требуются совсем иные ресурсы и навыки, чем в самолетостроении. Условия в стране для конкуренции более благоприятны в одних отраслях, чем в других.

Во-вторых, зачастую отрасли, важные для высокого уровня жизни,- это как раз те, которые  имеют привлекательную структуру. Отрасли с привлекательной структурой и с посильными условиями для  новых конкурентов часто связаны с высокой производительностью труда и дают большую прибыль от вложенного капитала. Уровень жизни в немалой степени зависит от способности фирм страны успешно внедряться в отрасли с выгодной структурой. Нацелившись на структурно невыигрышные отрасли, развивающиеся страны часто неправильно используют ресурсы, которых у них не так- то много.

Наконец, еще  одна причина важности структуры  отрасли в международной конкуренции  заключается в том, что изменение  структуры создает реальные возможности для страны внедриться в новые отрасли. Так, японские фирмы, выпускающие копировальную технику, стали успешно конкурировать с американскими лидерами в этой области за счет того, что обратились к сектору рынка, оставленному почти без внимания (малогабаритные копировальные аппараты), применили новый подход к покупателю (продажа через дилеров вместо прямой продажи), изменили производство (массовое производство вместо мелкосерийного) и подход к ценообразованию (продажа вместо сдачи напрокат, которая дорого обходится заказчику). Эта новая стратегия облегчила внедрение в отрасль и свела на нет преимущество прежнего лидера. То, как условия в стране указывают фирмам путь или вынуждают их распознавать изменения структуры и реагировать на них, крайне важно для понимания “моделей успеха” в международной конкуренции.

В США наиболее конкурентоспособными отраслями являются авиационная и аэрокосмическая, уникальное машиностроение, автомобилестроение, производство суперкомпьютеров и разработка программного обеспечения.

Среди основных отраслей промышленности Японии наиболее конкурентоспособны на мировом рынке - электронная и  электротехническая, автомобильная, судостроение, станкостроение (включая роботостроение) и др.

Новые индустриальные страны Азии (Республика Корея, Тайвань, Гонконг, Сингапур, Малайзия, Таиланд) создали конкурентоспособные отрасли по производству товаров массового потребления (одежда, обувь, бытовая электроника и др.), а также наукоемких изделий (электронные компоненты, персональные компьютеры, микроЭВМ, периферийное оборудование и др.) и все успешнее конкурируют с аналогичной продукцией Японии и стран Западной Европы.

В свою очередь новым  индустриальным странам Азии все  большую конкуренцию на мировых  рынках оказывает продукция аналогичных  отраслей Китая, которая имеет сильные ценовые конкурентные преимущества.

Таким образом, международное  разделение труда привело к определению  для каждой страны своей специализации, которая зависит от степени конкурентоспособности  страны в этой отрасли. Суть конкуренции в отрасли выражается пятью силами, перечисленными ранее в работе. Эти силы и определяют прибыльность отрасли, то есть являются параметром для определения конкурентоспособности отрасли.

1.3 –Анализ рейтингов конкурентоспособности стран

В самом общем виде страновую конкурентоспособность можно определить как способность страны в условиях свободной конкуренции производить товары и услуги, удовлетворяющие требованиям мирового рынка, реализация которых увеличивает благосостояние страны и отдельных ее граждан.

Так почему же в постоянном соперничестве стран одни побеждают, а другие терпят поражение, то есть, почему одни страны оказываются более конкурентоспособными, чем другие? Этот вопрос уже несколько столетий волнует ведущих экономистов и политиков. Классическое объяснение данного явления принадлежит Дэвиду Рикардо. Он развил идею Адама Смита об абсолютном преимуществе (согласно которой страна экспортирует товар, если издержки производства для данного товара в ней ниже, чем в других странах) и создал концепцию сравнительного преимущества. Суть этой концепции состоит в том, что успех страны в конкретных областях промышленности объясняется максимально эффективным использованием факторов производства (рабочая сила, земля, капитал и природные ресурсы), причем рыночные силы сами направляют ресурсы страны туда, где они могут быть применены с максимальной эффективностью. Соответственно, страна получает сравнительное преимущество в тех отраслях, где интенсивно используются факторы, имеющиеся в изобилии. Продукция этих отраслей экспортируется, а импортируются те товары и услуги, в производстве которых страна испытывает сравнительный недостаток факторов.

Крупные компании из развивающихся стран стремятся приобрести перспективные западные активы, что в ближайшее время приведет к столкновениям на мировой арене под маской защиты окружающей среды, интеллектуальной собственности или социальных прав и.т.д.

Швейцарская бизнес-школа IMD ежегодно проводит исследование, которое дает наиболее полную и сложную оценку стран с позиции их конкурентоспособности на мировой арене. В 2006 году мировая конкуренция стран была наиболее ощутимой (приложение 1). Согласно исследованию, большинство стран сократило экономический разрыв с США - лидером последнего десятилетия. В рейтинге участвовала 61 страна, и оценка проводилась по 312 критериям. Каждая страна анализировалась с четырех ракурсов: экономика, государство, инфраструктура и эффективность бизнеса.

Экономическое положение страны на мировой арене оценивалось, прежде всего, в соответствии с внутренним состоянием экономики (ВВП, уровень сбережений и инвестиций, экономический рост и т.д.). Также анализировалась привлекательность страны для иностранных инвесторов, показатели мировой торговли, занятости и уровень цен. Большое внимание исследователи уделили эффективности работы государства и функционированию бизнеса.

В 2006 году, как и в прошлом, наиболее конкурентоспособной страной в  мире были признаны Соединенные Штаты  Америки. Экономики таких стран, как Гонконг и Сингапур, сократили разрыв и вплотную приблизились к США за счет быстрого развития высоких технологий. Высокие показатели продемонстрировал Китай. За 2005 год рост ВВП составил 9,9%, обеспечив ему второе место по показателю роста. Сочетание высокой концентрации населения, быстрого роста и достаточно низкого уровня энергозатрат спровоцировало увеличение спроса на сырье и потребительские товары во всем мире.

Традиционно рост экономики обеспечивается ростом покупательной способности  населения и ростом производства, за счет развития технологий.

Ключевое влияние на становление  конкурентоспособности страны оказывает  государство. Так, например, правительство  Латинской Америки и Италии тормозило развитие экономики этих стран. Проблемы были сосредоточены в наличии бюджетного дефицита, долга, высокого уровня налогов, бюрократии и т.д. Италия среди всех рассмотренных стран в рейтинге была единственная, кто не показала никакого экономического роста в 2006 году.

Россия в рейтинге конкурентоспособности заняла 54 место, но продемонстрировала высокие темпы роста ВВП.

По данным 2009 года World Competitiveness Yearbook 2008, этой же бизнис-школы (приложение 2), США рискуют уступить мировое конкурентное лидерство Сингапуру.

Всего эксперты швейцарской школы  оценили  конкурентоспособность 55 экономических систем в сумме по 331 показателю.

Соединенные Штаты  остаются самой конкурентоспособной страной на мировом рынке и являются абсолютным чемпионом. Вторую и третью строчку заняли Сингапур и Китай. Также в первую десятку конкурентоспособных стран вошли Швеция и Люксембург – на четвертом и пятом месте. За ними следуют Дания, Австралия, Канада, Швеция и замыкает топ лидеров Нидерланды. За последние годы свои позиции на мировой арене усилили Тайвань (+5), Финляндия (+2), Малазия (+4), Япония (+2), Франция (+3) и Таиланд (+6).

Противоположная ситуация произошла в Австрии (-3), Индии (-2),         Литве (-5), Испании (-3), Греции (-6), Италии (-4). По мнению экспертов, несмотря на ряд реальных конкурентных преимуществ, эти страны рано или поздно потеряют свой авторитет на мировой арене, если не повысят общую эффективность своей работы.

Россия в  рейтинге конкурентоспособности по версии IDM заняла 47 место, опустившись за 2008 год на 4 позиции вниз. Российские промышленные компании активно используют различные финансовые инструменты с целью получения заветного куска зарубежного актива. Многие компании из развивающихся стран заинтересованы в покупке и слияниях с компаниями из развитых стран.

По мнению экспертов, в ближайшем будущем экономическая  и деловая власть переместится в новые страны: Россию, Индию и Китай. По всей вероятности, промышленно развитым странам будет трудно смириться с подобной сменой власти. В итоге мы столкнемся с ростом протекционистских мер и увеличение числа жалоб в ВТО.

Анализ рейтингов  конкурентоспособности стран привел к выводу, что на протяжении последних 20 лет первую строчку занимают США. Однако за последующие места идет активная борьба между странами-лидерами, такими как Австралия, Сингапур, Швейцария и другие. Но по прогнозам в скором времени к числу этих лидеров прибавятся Индия и Китай. Они имеют большой потенциал развития и готовы возглавить рейтинг самых конкурентоспособных стран.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Конкурентные позиции Китая и их динамика

2.1 Место  Китая в мировой экономике

Заметный и постоянно растущий интерес в мире вызывают экономические преобразования в Китае, которые продолжаются уже двадцать лет. Интерес к этой стране не случаен. Китай, являясь одним из древнейших государств в мире, впервые за всю свою многовековую историю достиг впечатляющих успехов в реальном секторе экономики.

Этот экономический рост привел к изменению положения Китая в мировом хозяйстве. Его доля в ВМП за 80-90-е годы возросла в 2 раза, доля в мировой обрабатывающей промышленности — в 4 раза. По абсолютным размерам 26 видов продукции, в основном низкой и средней технологии, страна входит в десятку наиболее крупных производителей мира. КНР производит 25% мирового объема игрушек, обуви и одежды, 17% ковровых покрытий. Она занимает первое место в мире по производству продовольствия, хлопка, угля, стали, цемента, стекла, хлопчатобумажных тканей, фарфора и фаянса. Интенсивно развивается станкостроение, судостроение, производство конторского оборудования, атомная и аэрокосмическая промышленность.

У Китая есть необходимые внутренние предпосылки для развития по восходящей линии. На его территории — 7,2% мировой суши — проживает свыше 21% населения мира, также он занимает важное геостратегическое положение, особенно в Азиатско-Тихоокеанском регионе (АТР). Но по показателю ВВП на душу населения КНР уступает всем развивающимся странам в 1,6 раза и в 33 раза развитым странам.

Информация о работе Международная конкурентоспособность Китая