Международная торговля и теория специализации производства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2013 в 14:35, курсовая работа

Описание

Международная торговля - старейшая форма международных экономических отношений. Она существовала еще задолго до формирования мирового хозяйства и являлась его непосредственной предшественницей. Именно развитие международной торговли создало экономические условия для развития машинного производства, которое зачастую могло расти лишь на базе импортного сырья и массового заморского спроса. Рост прибыли, обусловленный применением машин, предопределил появление относительно избыточного капитала и вывоз его за границу, что положило начало формированию мирового хозяйства, ускорило процесс интернационализации производительных сил.

Содержание

Введение
1. Теоретические аспекты международной торговли
1.1 Международная торговля: сущность и понятие
1.2 Международное разделение труда (МРТ)
1.3 Мировое хозяйство и его структура
1.4 Роль и место России в мировой торговле
1.5Международные торговые операции:
сущность, объекты и субъекты
2. Теоретические аспекты специализации
2.1 Теория специализации производства
2.2 Специализация производства: сущность
2.3 Цели и характер специализации производства
2.4 Показатели уровня специализации производства
Заключение.

Работа состоит из  1 файл

Международная торговля и теория специализации производства.doc

— 147.00 Кб (Скачать документ)

• внутренний экономический потенциал;

• внешнеэкономические связи;

• государственное регулирование;

• кредитно-финансовая система;

• инфраструктура;

• система управления;

• научно-технический потенциал;

• трудовые ресурсы.

 

1.4 Место и роль России в мировой торговле.

 Если рассматривать  мировую торговлю в плане тенденций  ее развития, то налицо с одной  стороны - явное усиление международной  интеграции, постепенное стирание  границ и создание различных межгосударственных торговых блоков, с другой стороны - углубление международного разделения труда, градация стран на промышленно развитые и отсталые. Нельзя не заметить все возрастающую роль современных средств связи в процессе обмена информации и заключении самих сделок. Тенденции к обезличиванию и стандартизации товаров позволяют ускорять процесс заключения сделок и оборот капиталов.

«Российская Федерация располагает природными ресурсами мирового значения. Экосистемы России вносят существенный вклад в стабилизацию состояния окружающей среды Евразии и всей планеты. Природно-ресурсный потенциал России является важнейшим фактором устойчивого развития на национальном уровне и существенным резервом глобальной стабильности мировой экономики и общества. Минерально-сырьевые ресурсы, особенно в части энергетического сырья занимают ведущее место в мире и тем самым оказывают принципиальное влияние на весь ход глобального ресурсопотребления. Регуляторная способность российских экосистем является одним из важнейших природных ресурсов страны, способным стать действенным фактором международных отношений.» 1

Имея почти 150-миллионное население, обладая значительными  энергетическими ресурсами, достаточно высококвалифицированными трудовыми  ресурсами при пониженной стоимости рабочей силы, Россия представляет собой огромный рынок товаров, услуг и капиталов. Но если роль России в мировой торговле невелика, то для самой России значение внешнеэкономической сферы весьма существенно. Внешняя торговля остается важным источником поступления инвестиционных товаров, а также играет большую роль в снабжении населения России продовольствием и различными товарами.

Российский экспорт  является единственной отраслью отечественного хозяйства, которая в количественном выражении пострадала меньше всех. За последние 10 лет он уменьшился в стоимостном выражении всего лишь на 20%, в то время как ВВП снизился в 1,8 раза. В товарной структуре российского экспорта сохраняется сырьевая направленность с преобладанием в ней сырьевых носителей. Ухудшение товарной структуры экспорта обусловлено в первую очередь неконкурентоспособностью большинства видов готовых изделий. Низкий удельный вес экспорта машин и оборудования объясняется рядом причин, в частности, обрабатывающая промышленность России никогда не занимала ведущих позиций в мировом экспорте.

Создание экспортной базы в условиях острой конкурентной борьбы на мировом рынке, несет с  собой не только явные, но и скрытые  проблемы. Так, например, ряд стран, в том числе США, предусматривают применение санкций против стран, применяющих так называемый "таргетинг", т. е. целевое наращивание экспортного потенциала. Сейчас перед лицом таких санкций оказались "новые индустриальные страны", используются они и в отношении Японии. При выработке внешнеэкономической политики Россия должна учитывать имеющиеся обстоятельства и строить свой курс в соответствии с ними и собственными реалиями.

 

1.5Международные торговые операции: сущность, объекты и субъекты.

     Международные  торговые операции - комплекс основных и вспомогательных видов коммерческой деятельности, т.е. выбор технических приемов, последовательное применение которых обеспечивает реализацию договора купли – продажи. Смысл международных торговых операций заключается в том, чтобы организовывать, направлять, регулировать различные виды деятельности людей, осуществляющих процесс международного обмена материальными ценностями и услугами.

     Международные  торговые операции, связанные с  обменом продукцией, работами или  услугами, состоят из следующих  элементов:

• маркетинговое исследование внешнего рынка;

• поиск и выбор контрагента;

• установление контакта с иностранным партнером;

• анализ и проработка конкурентных материалов, подготовка конкурентного листа и расчет экспортно-импортных цен;

• проработка условий платежа и поставки;

• подготовка проекта контракта;

• проведение переговоров и согласование проекта контракта;

• подписание контракта;

• исполнение контрактных обязательств;

• контроль над выполнением контрактных обязательств.

     Правовой  формой, опосредующей международные торговые операции, является внешнеторговая сделка, обязательным условием которой является заключение ее с иностранным контрагентом.

     Внешнеторговая  сделка – действие, направленное  на установление, изменение или  прекращение гражданско-правовых отношений сторонами, которые находятся в разных странах.

     Договор  не будет считаться международным,  если он заключен между сторонами  разной государственной принадлежности, коммерческие предприятия которых  находятся на территории одного и того же государства. В то же время договор признается международным, если он заключен между сторонами одной государственной принадлежности, если их коммерческие предприятия находятся на территории разных государств.

• В международной торговой практике взаимное волеизъявление может облекаться в форму договора купли – продажи, лицензированного, арендного договора, договора страхования, перевозки, хранения.

     Особенности  международных торговых операций  в современных условиях характеризуются  следующими важнейшими чертами:

• значительное увеличение номенклатуры и изменения характера продукции, поступающей в международный товарооборот, обновление и частая смена изделий, расширение ассортимента и поставок промежуточной продукции;

• рост масштабов сделок;

• расширение практики поставок «под ключ», когда продавец берет на себя обязательство на весь комплекс работ по строительству предприятия – от разработки проектной документации до ввода в эксплуатацию предприятия и достижения им всех намеченных показателей;

• осуществление крупномасштабных сделок совместно компаниями разных стран путем создания консорциумов;

• целенаправленный характер торговых сделок, ориентация на конкретного потребителя.

     Международные  торговые операции предполагают  наличие субъектов, осуществляющих данный вид деятельности, и объектов, на которые данная деятельность направлена. Объектами международных торговых операций выступают материальные процессы, проявляющие себя в осуществлении обмена товарами, услугами и результатами производственного и научно-технического сотрудничества. В качестве субъектов международных торговых операций выступают фирмы, а также организации, получившие от государства право выхода на внешние рынки (контрагенты).

     Контрагенты  – стороны, находящиеся в договорных  отношениях по купле-продаже товаров  или оказанию различного рода  услуг. Контрагентов, выступающих  на мировом рынке, в зависимости  от целей и характера деятельности  можно разделить на четыре  категории:

• фирма - предприятие, осуществляющее хозяйственную деятельность в области промышленности, торговли, строительства, транспорта, сельского хозяйства с целью извлечения прибыли. Выступающие на мировом рынке фирмы отличаются по виду хозяйственной деятельности, совершаемым операциям, правовому положению, характеру собственности, принадлежности капитала, по сфере деятельности;

• союзы предпринимателей – объединения отдельных групп бизнесменов, целью деятельности которых является не получение прибыли, а представление интересов входящих в них групп бизнесменов в правительственных органах и оказание содействия частным предпринимателям в расширении их экспорта. Различают отраслевые союзы, объединяющие предпринимателей одной отрасли промышленности или производящих один вид продукции; и союзы предпринимателей по роду деятельности, объединяющие промышленные, торговые, туристические фирмы;

• государственные органы и организации, получившие право выхода на внешние рынки. Обычно не преследуют коммерческих целей. В коммерческих торговых операциях принимают участие лишь те министерства и ведомства, которым выдано это специальное разрешение правительства страны.

     Виды международных  торговых операций:

1. Основные, осуществляемые  на возмездной основе между  непосредственными участниками этих операций:

- обмен товарами в  материальной форме;

         - обмен научно-техническими знаниями  в форме торговли патентами,  лицензиями, ноу-хау.         

- обмен техническими  услугами (консультативный и строительный  инжиниринг);

- арендные операции;

- операции по международному  туризму;

- предоставление консультативных  услуг.

2.   Вспомогательные  (обеспечивающие), связанные с продвижение  товара:

- международные перевозки  грузов;

-транспортно-экспедиторские  операции;

-операции по страхованию  грузов;

-операции по хранению  грузов;

-операции по ведению  международных расчетов.

     Внешнеторговые  операции, имеющие комплексный характер, выступают формой связи производителей  и покупателей.

     Экспортно-импортные  операции – коммерческая деятельность, связанная с международной куплей- продажей товаров и услуг.

     Реэкспорт  – коммерческая деятельность, предусматривающая  вывоз за границу ранее ввезенного  товара, не подвергавшегося в  реэкспортирующей стране переработке.

     Реимпорт  – коммерческая деятельность, предусматривающая ввоз из-за границы ранее вывезенного товара, не подвергавшегося там переработке.

     В понятие  «международная торговля» включается  не только осуществление коммерческих  операций с материальными ценностями, но и другие виды торгово-экономической деятельности, реализуемой через каналы международной торговли. Изучение организационного аспекта их виды не только с точки зрения экономических форм, методов и средств их реализации.

     В международной  торговле практике используются  два основных метода реализации торговых операций:

     а) прямой  метод – предполагает установление  прямых связей между производителем (поставщиком) и конечным потребителем: поставка товаров непосредственно  конечному потребителю и закупка  их непосредственно у самостоятельного производителя на основе договора купли-продажи. Особенности прямых связей:

     - предусматривают  поставку заранее определенных  видов продукции, ориентированной  на специфические требования  и запросы конкретного потребителя;

     - носят  целенаправленный характер, поскольку осуществляются на основе предварительно получаемых поставщиком заказов;

     - характеризуются  длительностью и устойчивостью.

     Преимущества  прямого метода – возможность  установления более тесных контактов  с иностранными потребителями, лучшее изучение условий рынка, более быстрое приспособление своих производственных программ к спросу.

     В расширении  прямых связей важное значение  сыграло создание ТНК своих  сбытовых и производственных  заграничных дочерних компаний, которые выступают на рынках других стран в качестве контрагентов. Это отражает изменения в характере отношений между производителем и конечным потребителем. Суть изменений сводится к тому, что заграничные  сбытовые и производственные дочерние компании ТНК, составляющие элементы общей собственности международной фирмы, вступают в непосредственные контакты с конечным потребителем на рынках других стран. Это означает, что не только возрастает роль прямых связей, но и меняется их характер, поскольку они ориентированы на укрепление непосредственных отношений между производителем и конкретным потребителем. При этом изменяется соотношение традиционных методов осуществления международных торговых операций, а также характер таких методов;

     б)косвенный  метод – предполагает покупку и продажу товаров через торгово-посредническое звено на основе заключения специального соглашения с торговым посредником, предусматривающего выполнение последним определенных обязательств в связи с реализацией товара продавца. Крупные промышленные компании к услугам торговых посредников прибегают при реализации продукции на отдаленных, труднодоступных и малоизученных рынках, рынках малой емкости, при продвижении новых товаров, при отсутствии в странах-импортерах. 

 

 

 

2. Теоретические  аспекты специализации

2.1 Теория специализации производства

В начале 80-х годов XXв. американские экономисты П. Кругман  и К. Ланкастер предложили альтернативное классическому объяснение причин международной  торговли. В соответствии с их подходом, страны с одинаковой обеспеченностью факторами производства смогут извлечь максимальную выгоду из торговли друг с другом, если будут специализироваться в разных производствах, характеризующихся эффектом масштаба. Суть этого хорошо известного из микроэкономической теории эффекта заключается в том, что при определенной технологии и организации производства долговременные средние издержки сокращаются по мере увеличения объема выпускаемой продукции, т.е. возникает экономия, обусловленная массовым производством.

Информация о работе Международная торговля и теория специализации производства