Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2013 в 14:35, курсовая работа
Международная торговля - старейшая форма международных экономических отношений. Она существовала еще задолго до формирования мирового хозяйства и являлась его непосредственной предшественницей. Именно развитие международной торговли создало экономические условия для развития машинного производства, которое зачастую могло расти лишь на базе импортного сырья и массового заморского спроса. Рост прибыли, обусловленный применением машин, предопределил появление относительно избыточного капитала и вывоз его за границу, что положило начало формированию мирового хозяйства, ускорило процесс интернационализации производительных сил.
Введение
1. Теоретические аспекты международной торговли
1.1 Международная торговля: сущность и понятие
1.2 Международное разделение труда (МРТ)
1.3 Мировое хозяйство и его структура
1.4 Роль и место России в мировой торговле
1.5Международные торговые операции:
сущность, объекты и субъекты
2. Теоретические аспекты специализации
2.1 Теория специализации производства
2.2 Специализация производства: сущность
2.3 Цели и характер специализации производства
2.4 Показатели уровня специализации производства
Заключение.
• внутренний экономический потенциал;
• внешнеэкономические связи;
• государственное регулирование;
• кредитно-финансовая система;
• инфраструктура;
• система управления;
• научно-технический потенциал;
• трудовые ресурсы.
1.4 Место и роль России в мировой торговле.
Если рассматривать
мировую торговлю в плане
«Российская Федерация располагает природными ресурсами мирового значения. Экосистемы России вносят существенный вклад в стабилизацию состояния окружающей среды Евразии и всей планеты. Природно-ресурсный потенциал России является важнейшим фактором устойчивого развития на национальном уровне и существенным резервом глобальной стабильности мировой экономики и общества. Минерально-сырьевые ресурсы, особенно в части энергетического сырья занимают ведущее место в мире и тем самым оказывают принципиальное влияние на весь ход глобального ресурсопотребления. Регуляторная способность российских экосистем является одним из важнейших природных ресурсов страны, способным стать действенным фактором международных отношений.» 1
Имея почти 150-миллионное население, обладая значительными энергетическими ресурсами, достаточно высококвалифицированными трудовыми ресурсами при пониженной стоимости рабочей силы, Россия представляет собой огромный рынок товаров, услуг и капиталов. Но если роль России в мировой торговле невелика, то для самой России значение внешнеэкономической сферы весьма существенно. Внешняя торговля остается важным источником поступления инвестиционных товаров, а также играет большую роль в снабжении населения России продовольствием и различными товарами.
Российский экспорт является единственной отраслью отечественного хозяйства, которая в количественном выражении пострадала меньше всех. За последние 10 лет он уменьшился в стоимостном выражении всего лишь на 20%, в то время как ВВП снизился в 1,8 раза. В товарной структуре российского экспорта сохраняется сырьевая направленность с преобладанием в ней сырьевых носителей. Ухудшение товарной структуры экспорта обусловлено в первую очередь неконкурентоспособностью большинства видов готовых изделий. Низкий удельный вес экспорта машин и оборудования объясняется рядом причин, в частности, обрабатывающая промышленность России никогда не занимала ведущих позиций в мировом экспорте.
Создание экспортной базы в условиях острой конкурентной борьбы на мировом рынке, несет с собой не только явные, но и скрытые проблемы. Так, например, ряд стран, в том числе США, предусматривают применение санкций против стран, применяющих так называемый "таргетинг", т. е. целевое наращивание экспортного потенциала. Сейчас перед лицом таких санкций оказались "новые индустриальные страны", используются они и в отношении Японии. При выработке внешнеэкономической политики Россия должна учитывать имеющиеся обстоятельства и строить свой курс в соответствии с ними и собственными реалиями.
1.5Международные торговые операции: сущность, объекты и субъекты.
Международные торговые операции - комплекс основных и вспомогательных видов коммерческой деятельности, т.е. выбор технических приемов, последовательное применение которых обеспечивает реализацию договора купли – продажи. Смысл международных торговых операций заключается в том, чтобы организовывать, направлять, регулировать различные виды деятельности людей, осуществляющих процесс международного обмена материальными ценностями и услугами.
Международные торговые операции, связанные с обменом продукцией, работами или услугами, состоят из следующих элементов:
• маркетинговое исследование внешнего рынка;
• поиск и выбор контрагента;
• установление контакта с иностранным партнером;
• анализ и проработка конкурентных материалов, подготовка конкурентного листа и расчет экспортно-импортных цен;
• проработка условий платежа и поставки;
• подготовка проекта контракта;
• проведение переговоров и согласование проекта контракта;
• подписание контракта;
• исполнение контрактных обязательств;
• контроль над выполнением контрактных обязательств.
Правовой формой, опосредующей международные торговые операции, является внешнеторговая сделка, обязательным условием которой является заключение ее с иностранным контрагентом.
Внешнеторговая сделка – действие, направленное на установление, изменение или прекращение гражданско-правовых отношений сторонами, которые находятся в разных странах.
Договор
не будет считаться
• В международной торговой практике взаимное волеизъявление может облекаться в форму договора купли – продажи, лицензированного, арендного договора, договора страхования, перевозки, хранения.
Особенности
международных торговых
• значительное увеличение номенклатуры и изменения характера продукции, поступающей в международный товарооборот, обновление и частая смена изделий, расширение ассортимента и поставок промежуточной продукции;
• рост масштабов сделок;
• расширение практики поставок «под ключ», когда продавец берет на себя обязательство на весь комплекс работ по строительству предприятия – от разработки проектной документации до ввода в эксплуатацию предприятия и достижения им всех намеченных показателей;
• осуществление крупномасштабных сделок совместно компаниями разных стран путем создания консорциумов;
• целенаправленный характер торговых сделок, ориентация на конкретного потребителя.
Международные
торговые операции
Контрагенты
– стороны, находящиеся в
• фирма - предприятие, осуществляющее хозяйственную деятельность в области промышленности, торговли, строительства, транспорта, сельского хозяйства с целью извлечения прибыли. Выступающие на мировом рынке фирмы отличаются по виду хозяйственной деятельности, совершаемым операциям, правовому положению, характеру собственности, принадлежности капитала, по сфере деятельности;
• союзы предпринимателей – объединения отдельных групп бизнесменов, целью деятельности которых является не получение прибыли, а представление интересов входящих в них групп бизнесменов в правительственных органах и оказание содействия частным предпринимателям в расширении их экспорта. Различают отраслевые союзы, объединяющие предпринимателей одной отрасли промышленности или производящих один вид продукции; и союзы предпринимателей по роду деятельности, объединяющие промышленные, торговые, туристические фирмы;
• государственные органы и организации, получившие право выхода на внешние рынки. Обычно не преследуют коммерческих целей. В коммерческих торговых операциях принимают участие лишь те министерства и ведомства, которым выдано это специальное разрешение правительства страны.
Виды международных торговых операций:
1. Основные, осуществляемые на возмездной основе между непосредственными участниками этих операций:
- обмен товарами в материальной форме;
- обмен научно-техническими
- обмен техническими
услугами (консультативный и
- арендные операции;
- операции по международному туризму;
- предоставление
2. Вспомогательные (обеспечивающие), связанные с продвижение товара:
- международные перевозки грузов;
-транспортно-экспедиторские операции;
-операции по страхованию грузов;
-операции по хранению грузов;
-операции по ведению международных расчетов.
Внешнеторговые
операции, имеющие комплексный характер,
выступают формой связи
Экспортно-импортные
операции – коммерческая
Реэкспорт
– коммерческая деятельность, предусматривающая
вывоз за границу ранее
Реимпорт – коммерческая деятельность, предусматривающая ввоз из-за границы ранее вывезенного товара, не подвергавшегося там переработке.
В понятие
«международная торговля»
В международной
торговле практике
а) прямой
метод – предполагает
- предусматривают
поставку заранее определенных
видов продукции,
- носят целенаправленный характер, поскольку осуществляются на основе предварительно получаемых поставщиком заказов;
- характеризуются длительностью и устойчивостью.
Преимущества
прямого метода – возможность
установления более тесных
В расширении прямых связей важное значение сыграло создание ТНК своих сбытовых и производственных заграничных дочерних компаний, которые выступают на рынках других стран в качестве контрагентов. Это отражает изменения в характере отношений между производителем и конечным потребителем. Суть изменений сводится к тому, что заграничные сбытовые и производственные дочерние компании ТНК, составляющие элементы общей собственности международной фирмы, вступают в непосредственные контакты с конечным потребителем на рынках других стран. Это означает, что не только возрастает роль прямых связей, но и меняется их характер, поскольку они ориентированы на укрепление непосредственных отношений между производителем и конкретным потребителем. При этом изменяется соотношение традиционных методов осуществления международных торговых операций, а также характер таких методов;
б)косвенный метод – предполагает покупку и продажу товаров через торгово-посредническое звено на основе заключения специального соглашения с торговым посредником, предусматривающего выполнение последним определенных обязательств в связи с реализацией товара продавца. Крупные промышленные компании к услугам торговых посредников прибегают при реализации продукции на отдаленных, труднодоступных и малоизученных рынках, рынках малой емкости, при продвижении новых товаров, при отсутствии в странах-импортерах.
2. Теоретические аспекты специализации
2.1 Теория специализации производства
В начале 80-х годов XXв. американские экономисты П. Кругман и К. Ланкастер предложили альтернативное классическому объяснение причин международной торговли. В соответствии с их подходом, страны с одинаковой обеспеченностью факторами производства смогут извлечь максимальную выгоду из торговли друг с другом, если будут специализироваться в разных производствах, характеризующихся эффектом масштаба. Суть этого хорошо известного из микроэкономической теории эффекта заключается в том, что при определенной технологии и организации производства долговременные средние издержки сокращаются по мере увеличения объема выпускаемой продукции, т.е. возникает экономия, обусловленная массовым производством.
Информация о работе Международная торговля и теория специализации производства