Международная торговля

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 18:25, курсовая работа

Описание

Цель работы:
выяснить, какое место занимает Российская Федерация на мировом рынке, насколько эффективна внешняя торговля нашего государства.
Для достижения цели работы необходимо решить ряд задач, а именно: изучить функционирование международной торговли, сущность и принципы торговых оборотов страны и мира в целом, вывести систему показателей и выявить картину нынешнего положения внешней торговли РФ; спрогнозировать на основе тренда дальнейшее развитие внешней торговли.

Содержание

Введение……………………………………………….………….……..……3
1. Сущность и принципы организации международной торгов-ли……...…5
1.1 Сущность международной торговли………………………………..........5
1.2 Научные школы о развитии международной торговли…………….…..8
2. Особенности функционирования международной торговли на современном этапе разви-тия………………………………….………………………..…12
2.1 Динамика развития международной торгов-ли………………………….17
2.2 Проблемы и перспективы развития международной торгов-ли…......…21
3. Россия в международной торгов-ли……………………………....…….....25
Заключение……………………………………………………………….…...30
Список литературы:………………………………………………….…….…32

Работа состоит из  1 файл

Курсовая работа.doc

— 302.00 Кб (Скачать документ)

Недостаточное знание и понимание правил, обычаев  и законов страны импортера или экспортера приводит к неопределенности или недоверию между покупателем и продавцом, что может быть преодолено только после длительных и успешных деловых взаимоотношений. Один из путей преодоления затруднений, связанных с различиями в обычаях и характерах, состоит в стандартизации процедур международной торговли. Суверенный риск возникает, когда суверенное правительство страны: получает ссуду от иностранного кредитора; становится должником иностранного поставщика; выдает гарантию на ссуду от имени третьей стороны в своей стране, но затем либо правительство, либо третья сторона отказывается погасить ссуду и заявляет об иммунитете от судебного преследования. Кредитор или экспортер будет бессилен взыскать долг, поскольку ему будет запрещено проводить свое требование через суд.

Страновой риск возникает, когда покупатель делает все, что в его силах, чтобы погасить свой долг экспортеру, но когда ему требуется получить эту иностранную валюту, власти его станы либо отказываются предоставить ему эту валюту, либо не могут сделать этого.

Правительственные постановления, касающиеся импорта  и экспорта, могут быть серьезным препятствием в международной торговле. Существуют такие постановления и ограничения [13, с 89]:

  • постановления по валютному регулированию;
  • лицензирование импорта;
  • торговое эмбарго;
  • импортные квоты;

правительственные постановления, касающиеся законодательных  стандартов безопасности, и качества или спецификаций на все товары, продаваемые внутри этой страны, законодательных стандартов по здравоохранению и гигиене, особенно на пищевые продукты; патентов и торговых марок; упаковки товаров и объема информации, приведенной на упаковках; документация, необходимая для таможенного клиринга импортируемых товаров, может быть очень объемной. Задержки при таможенном клиринге могут быть существенным фактором в общей проблеме задержек в международной торговле; пошлины на импорт или другие налоги для оплаты импортных товаров.

Постановления по валютному регулированию (т.е. по системе контроля за притоком и оттоком  иностранной валюты в стану и  из страны), относятся обычно к экстраординарным мерам, принятым правительством страны для защиты своей валюты, хотя детали этих постановлений могут изменятся. Таким образом, на данный момент мировая торговля до сих пор встречает на своём пути множество препятствий. Хотя при этом, ввиду всеобщей тенденции к мировой интеграции, создаются всевозможные торговые и экономические объединения государств для облегчения осуществления.

Несмотря на усиливающуюся интеграцию мировых  рынков, политические, психологические и технические преграды на пути передвижения товаров и услуг между странами все еще остаются существенными. Устранение этих преград привело бы к весьма значительной трансформации мирового хозяйства, а также национальных хозяйств всех стран мира. В большинстве промышленно развитых стран мира начали осознавать, что такие новые индустриальные державы, как Южная Корея, Гонконг и Бразилия, вполне способны производить многие виды промышленной продукции (например, одежду, электронное оборудование, суда и автомобили) с меньшими издержками, чем в развитых странах. Вероятно, в будущем базовые отрасли обрабатывающей промышленности развитых стран мира будут испытывать большие трудности в конкурентной борьбе с продукцией новых соперников. Ради сохранения нынешних позиций в мировой торговле промышленно развитым государствам придется сосредоточиться на выпуске продукции высокой технологии или на оказании услуг, требующих огромного опыта (например, в финансовом менеджменте), а также (в случае с США) – на производстве продовольственных товаров. Адаптация к новым тенденциям потребует огромных и весьма болезненных перемен. Без этих перемен страны, ныне входящие в группу промышленно развитых, утратят свои преимущества в будущем мире, где способность производить базовую промышленную продукцию, вероятно, станет гораздо более обычной, чем когда-либо в прошлом.

 

3. Россия  в международной торговли.

Заинтересованность  российского  бизнеса в   развитии своей деятельности на европейском   рынке постоянно растет. Россия и  государства - члены ЕС (в т.ч. Греция)  традиционно   являются торговыми  партнерами. Правовой основой таких  связей является  Соглашение  о партнерстве и сотрудничестве (СПС) между Европейскими Сообществами и их государствами - членами, с одной стороны и Российской Федерацией, с другой,   подписанное 24 июня 1994 г. Участником   данного Соглашения является и Греция. Федеральное Собрание Российской Федерации    ратифицировало   договор в  ноябре 1996 г.Соглашение вступило в силу с 1 декабря 1997 г. после прохождения  им ратификации в     Европарламенте и во всех   национальных    парламентах    государств-членов   Союза  и  Сообществ. Оно было заключено сроком на 10 лет с последующей ежегодной  автоматической пролонгации     Соглашения,    если  ни одна из сторон не будет заявлять о его денонсации.  
 Соглашение о партнерстве и сотрудничестве (СПС) охватывает, в основном, всю торговлю товарами между Россией и ЕС, трансграничную торговлю услугами, движение капиталов, учреждение и деятельность компаний. Согласно ст.1,Соглашение создает партнерство между Европейскими сообществами (в настоящее время – Европейским Союзом) и РФ. Наиболее важные положения СПС закреплены в Разделе III «Торговля товарами»:

1. Для товаров ЕС и России устанавливается национальный режим. Это означает, что российские товары на рынке ЕС и товары ЕС на рынке России не могут облагаться налогами и сборами более высокими, чем отечественные товары.

2. Согласно ст.15, отменяются количественные ограничения (квоты) на ввоз в европейские страны российских товаров, за исключением текстиля, стали, ядерных материалов, торговля которыми регулируется отдельными соглашениями. И, наоборот, отменяются квоты на товары, ввозимые в Россию из ЕС.

3.  Стороны предоставляют друг другу в торговых отношениях режим наиболее благоприятствуемой нации (РНБ). Данный принцип означает, что товары и услуги одной страны при их ввозе на территорию другой страны должны пользоваться теми же льготами, привилегиями, преимуществами и другими выгодами, что и товары и услуги, происходящие из любой другой страны. Иными словами, РНБ представляет собой принцип недискриминации. Согласно СПС, импортируемые товары не должны подвергаться ни прямому, ни косвенному дискриминационному налогообложению, более того, им предоставляется режим не менее благоприятный, чем режим, предоставляемый аналогичным товарам отечественного происхождения.

Возможность запрета или ограничений импорта, экспорта, транзита товаров предусмотрена только по основаниям, перечисленным в ст. 19 - общественная мораль, правопорядок и общественная безопасность, защита здоровья и жизни людей, животных или растений, и т.д.  В отношении передвижения лиц и услуг, ЕС (и государства-члены) и Россия договорились о предоставлении возможности гражданам другой Стороны быть принятыми на работу на их территории на основе принципа недискриминации по признаку гражданства в том, что касается условий труда, вознаграждения и увольнения (Раздел IV).

Стороны также предоставляют  друг другу режим наибольшего  благоприятствования в том, что касается учреждения компаний, деятельности дочерних компаний и филиалов компаний другой стороны. Понятие «учреждение» означает право компаний приступать к экономической деятельности путём создания дочерних компаний и филиалов. Таким образом, Соглашение предоставило право компаниям из Росси открывать свои филиалы и дочерние предприятия в государствах-членах ЕС. Эти положения распространяются  также на компании, оказывающие банковские и страховые услуги.

В отношении предоставления трансграничных услуг Россия и ЕС также предоставили друг другу режим  наибольшего благоприятствования. Перечень таких услуг включает  строительные услуги и связанные с ними инженерные услуги, услуги в области телекоммуникации, вычислительной техники и связанное с ними обслуживание, некоторые консалтинговые услуги и др. Некоторые виды трансграничных услуг специально оговариваются в СПС. Так, в отношении морского транспорта Стороны договорились сотрудничать на основе принципа беспрепятственного доступа к международному рынку и транспортным перевозкам на коммерческой основе. 

Соглашение между РФ и ЕС закрепляет важные положения, касающиеся движения капиталов и платежей (ст. 52). Так, разрешается проведение в свободно конвертируемой валюте любых текущих платежей между гражданами-резидентами. Соглашением гарантируется также свободное движение капиталов в форме прямых инвестиций, а также упрощение движения капитала, имеющего отношение к портфельным инвестициям, коммерческим кредитам, финансовым займам и кредитам. 

Таким образом, Соглашение о партнёрстве и сотрудничестве затрагивает практически все аспекты торгово-экономических связей ЕС и государств-членов (в т.ч.Греции) с Россией, и соответствует действующим в ЕС принципам общего рынка – свободы движения товаров, лиц, услуг и капиталов. Положения Соглашения применяются к торговле любыми видами товаров, кроме текстильной продукции, угля и изделий из стали и ядерных материалов. Структура изменения внешнеторгового баланса Российский Федерации за 2006-2010 г. г(взят интервал больше трех лет, что позволяет проследить тенденцию явлений)

 Таблица  3.

Динамика экспорта и импорта России.

 

 

 

2006,млрд. $

2007,млрд. $

2008,млрд. $

2009,млрд. $

2010,млрд. $

Экспорт

303,5

354,4

471,6

303,3

400,1

Импорт

164,2

223,4

291,8

191,8

248,7

Внешторг. оборот

467,7

577,8

763,4

495,1

648,8

Внешторг. баланс

139,3

131

179,8

111,5

151,4


 

 

По данным Таблицы 32, в динамике и экспорта, и импорта наблюдается рост, однако в 2009 году снижение, что связано с мировым кризисом, а последующий год-увеличение показателей, однако, меньше докризисного периода. Внешнеторговый оборот - экономический показатель, характеризующий объем внешней торговли страны за определенный период времени. По показателям ВТО за 2009 год Россия опережает некоторые страны НИС (Сингапур, Тайвань), Европейские государства (Шейцария) и др, однако уступает развитым государствам (США, Великобритания, Франция и др.)3 Во внешнеторговом обороте наблюдается та же самая тенденция увеличения в исследуемый период, но снижения показателя в 2009 году. Внешнеторговый баланс-соотношение стоимости товаров, экспортированных и импортированных за один и тот же период времени. Положительный торговый баланс говорит о спросе товаров страны на международном рынке, а также о том, что страна не потребляет всё то, что производит. Однако нельзя только на основе показателя ВТБ судить о внешнеэкономической деятельности страны, необходимо так же рассмотреть товарную структура экспорта и импорта страны, особенно остро эта проблема касается России.

Внешнеторговый  баланс во все исследуемые года положительный, что свидетельствует о профиците  бюджета РФ, минимальное значение достиг в 2009 году (111,5 млрд.$), а максимальное - в 2008 (179,8 млрд.$ ). Однако среднегодовой коэффициент роста экспорта составил 1,01 (темп прироста-1,17%), а коэффициент роста импорта-1,33 (где темп прироста-33,6%), что свидетельствует о том, что рост импорта значительно опережает рост экспорта. Из Рисунка 1 видно, что все первичные показатели имели общую тенденцию развития в исследуемый период, кроме показателя внешнеторгового баланса, который имеет иную тенденцию и снижался не только в 2009, но и в 2007 году.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Переход России к рыночной экономике сопровождается помимо глубоких внутренних структурных преобразований, изменением торгово-экономических отношений. Резко возросла доля промышленно развитых стран, на долю которых приходится около 70 % внешнеторгового оборота России, в то время как доля внешнеторгового оборота России с бывшими партнерами по СЭВ уменьшилась до 10 %.

Процесс интеграции России в мировую экономику сопровождается многими трудностями. “Вхождение стран СНГ в мировой рынок, - писал в 1993 году немецкий исследователь Х. Шредер, - невозможно без торговых льгот, протекционистских мер и широкой технической поддержки”. Однако в настоящее время готовность развитых стран с рыночной экономикой идти на такие меры невелика. Уже на сегодняшнем, начальном этапе освоения западных рынков видно активное нежелание обосновавшихся на них продуцентов мириться с дестабилизирующим воздействием новых поставщиков дешевой продукции. Надо полагать, что с ростом притока товаров из России  страны Запада не остановятся перед введением жестких протекционистских мер, используя для этого антидемпинговые процедуры.

В свою очередь  Россия также использует меры по защите отечественных товаропроизводителей по повышению конкурентоспособности их продукции, которые проявляются в растущих ставках импортных пошлин. Однако эти меры лишь временные, направленные на укрепление нарождающихся экономических связей, поэтому уже сейчас идет работа над программой по снижению импортного таможенного тарифа, которая рассчитана на 10 лет.

На объемы, структуру, и динамику экспорта в значительной мере влияют продолжающийся спад промышленного производства, ухудшение конъюнктуры мирового рынка, отсутствие последовательной государственной экспортной политики, динамика валютного курса рубля. При сокращении объемов внешней торговли продолжается ухудшение ее структуры: растет доля топливно-сырьевой продукции в экспорте при дальнейшем сокращении в нем  доли изделий машиностроения ( в торговле с западными странами она вообще приближается к нулю ) ,  в импорте резко возросла доля сырья и потребительских товаров при резком сокращении удельного веса оборудования и технологий. Именно последнее является основным фактором образования существенного активного сальдо во внешней торговле России за последнее время, стагнации инвестиционного процесса в стране.

Информация о работе Международная торговля