Международное движение капитала: сущность, формы, виды, последствия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Октября 2011 в 11:17, курсовая работа

Описание

Вывозя средства за рубеж в виде кредитов иностранным партнерам или через организацию своего дела за границей, оставляя там свои деньги на банковских и других счетах или же покупая иностранные ценные бумаги и недвижимость - во всех этих случаях отечественный предприниматель осуществляет вывоз капитала из России. Капитал вывозит и российское государство, например, через предоставление другим странам займов. По этим же направлениям капитал ввозится в Россию.

Содержание

Введение
Основная часть:
Глава 1. Международное движение капитала
1.1. Сущность, формы движения капитала
1.2. Причины и факторы вывоза капитала
Глава 2. Современные особенности движения капитала стр. 9
Глава 3. Влияние международного движения капитала на мировую
экономику и его последствия
Глава 4. Участие России в международном движении капитала
Заключение

Работа состоит из  1 файл

курсовик экономика.doc

— 87.00 Кб (Скачать документ)

    Международный рынок капитала - система нескольких тесно взаимосвязанных мировых  финансовых рынков, на которые происходит торговля финансовыми активами: деньгами, облигациями, банковскими депозитами и другими долговыми обязательствами. В общем виде международное движение капитала можно охарактеризовать как движение финансовых потоков между кредиторами и заемщиками в разных странах, между собственниками и их зарубежными фирмами.

    На  международном рынке капитала действуют как частные корпорации, коммерческие банки, небанковские финансовые организации (пенсионные фонды и страховые компании), так и центральные банки, государственные органы, а также некоторые частные лица.

    Ресурсы международного рынка капитала представляют собой денежные средства, инвестируемые или передаваемые промышленниками, торговцами, государственными учреждениями, общественными организациями, индивидуальными сберегателями и институционными инвесторами в распоряжение кредитной системы.

    В экономической теории движение капитала рассматривается как субинститут  международной торговли. Более того, страна, в достаточной степени  обеспеченная этим фактором производства (капиталом), может экспортировать либо капиталоемкие товары, либо сам капитал, например, осуществив инвестиционные вложения капитала, наладить производство за рубежом и при этом получать больший экономический эффект, чем в результате внешней торговли. Объясняется это тем, что, например, движение капитала подчиняется общему закону, согласно которому товары и факторы производства перемещаются в направлении тех стран, где на них сложились более высокие цены. 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 3. Влияние международного движения капитала на мировую экономику и его последствия

    Активизировавшийся  в начале 70-х годов и набирающий силу процесс интернационализации рынков капитала проявляется в постоянно увеличивающихся объемах перелива капитала между государствами рыночной экономики. Об этом свидетельствует общий рост прямых и портфельных инвестиций, увеличение объема долгосрочных и краткосрочных кредитов, рост масштабов операций на рынке евровалют и др.

    Международное движение капитала, занимая ведущее  место в международных экономических  отношениях, оказывает огромное влияние  на мировую экономику:

    1) Способствует росту мировой экономики. Капитал пересекает границы в поисках благоприятных сфер своего приложения и прироста в мировых масштабах. Приток зарубежных инвестиций для большинства стран-реципиентов помогает решить проблему нехватки производительного капитала, увеличивает инвестиционную способность, ускоряет темпы экономического роста.

    2) Углубляет международное разделение труда и международное сотрудничество. Вывоз капитала является одним из важнейших условий формирования и развития международного разделения труда. Взаимное проникновение капитала между странами укрепляет экономические связи и сотрудничество между ними, способствует углублению международных специализации и кооперации производства

    3) Увеличивает объемы взаимного товарообмена между странами, в том числе промежуточными продуктами, между филиалами международных корпораций, стимулируя развитие мировой торговли.

    Играя стимулирующую роль в развитии мировой  экономики, международное движение капитала вызывает различные последствия для стран-экспортеров.

    К числу последствий для стран, экспортирующих капитал, можно отнести  следующие:

    - вывоз  капитала за рубеж без адекватного  привлечения иностранных инвестиций  ведет к замедлению экономического  развития вывозящих стран;

    - вывоз  капитала отрицательна сказывается  на уровне занятости в стране-экспортере;

    - перемещение  капитала за границу неблагоприятно  сказывается на балансе страны.

    Для стран, ввозящих капитал, положительные  последствия могут быть следующими:

    - регулируемый импорт капитала способствует экономическому росту страны-реципиента-капитала;

    - привлекаемый  капитал создает новые рабочие  места;

    - иностранный  капитал приносит новые технологии, эффективный менеджмент, способствует  ускорению в стране научно-технического прогресса;

    - приток  капитала способствует улучшению  платежного баланса страны-реципиента.

    В свою очередь имеются и отрицательные  последствия привлечения иностранного капитала:

    - приток  иностранного капитала, "подминая" местный капитал, либо пользуясь  его бездействием, вытесняет его из прибыльных отраслей. В результате при определенных условиях это может привести к однобокости развития страны и угрозе ее экономической безопасности;

    - бесконтрольный  импорт капитала может сопровождаться  загрязнением окружающей среды;

    - импорт  капитала часто связывается с  проталкиванием на рынок страны-реципиента  товаров, уже прошедших свой  жизненный цикл, а также снятых  с производства в результате  выявленных недоброкачественных  свойств;

    - импорт  ссудного капитала ведет к  увеличению внешней задолженности страны;

    - использование  международными корпорациями трансфертных  цен ведет к потерям страны-реципиента  в налоговых поступлениях и  таможенных сборах.

    Последствия международного движения капитала сказываются  на социально-экономических и политических целях конкретной страны. Естественно, они различны для развитых и слаборазвитых стран, а также стран с переходной экономикой. Однако в любом случае нельзя уповать на возможность использования только положительных факторов, отсекая отрицательные последствия. Государственная политика должна искать компромиссы, выделяя приоритетные факторы в таком сложном и противоречивом процессе как международная миграция капитала. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

               Глава 4. Участие России в международном движении капитала

    Участие России в международном движении капиталов весьма специфично. Россия мало заметна на мировом рынке  капиталов как импортер предпринимательского капитала и одновременно является важным объектом приложения ссудного капитала.

    Доля  России в общемировой величине иностранных инвестиций не превышает 1%. А это свидетельствует о следующих тенденциях в привлечении иностранных инвестиций в России:

    1) Годовые объемы привлеченных иностранных инвестиций незначительны и неадекватны огромным потребностям страны и возможностям их продуктивного использования.

    2) Мизерно значение иностранных инвестиций на душу населения.

    3) В структуре иностранных инвестиций, начиная с 1994 года и в ближайшей перспективе, опережающими темпами растут прочие инвестиции по сравнению с прямыми и портфельными, что само по себе фактор неблагоприятный, так как преобладающие ресурсы являются возвратными и платными.

    4) В страновой структуре накопленных в РФ иностранных инвестиций лидируют США, Германия, Франция, Великобритания, Кипр, Италия. Традиционно крупнейшими прямыми инвесторами в российскую экономику являются США, Кипр, Нидерланды, Германия и Великобритания. Наибольшие "прочие" инвестиции поступают в РФ из Германии, Гибралтара, Швейцарии, Франции, Нидерландов.

    5) Наиболее привлекательными для иностранного капитала сферами российской экономики являются финансы, черная и цветная металлургия, топливно-энергетический комплекс, добывающая промышленность, машиностроение и металлообработка, пищевая промышленность, торговля и общественное питание.

    Объем и структура иностранных вложений в российской экономике отражает инвестиционный климат, который, по мнению иностранных инвесторов неудовлетворителен. Речь идет, прежде всего, о правовой нестабильности и постоянно изменяющейся системе регулирования, что делает непредсказуемыми результаты хозяйственной деятельности и рентабельности инвестиционных проектов; о слаборазвитой рыночной инфраструктуре; о недостаточной разработанности законодательства относительно страхования, залога и гарантий, о низком уровне личной безопасности инвесторов и т.п. Жесткая налоговая система также дестабилизирует инвестиционную деятельность.

    Тем не менее, в последние годы проведена  определенная работа по принятию основополагающих законодательных актов в сфере  международного инвестиционного сотрудничества, причем в двух направлениях. Это, во-первых, совершенствование собственно российского законодательства в области международного инвестиционного сотрудничества, во-вторых, заключение международных договоров о поощрении и взаимной защите капиталовложений.

    Что касается первого направления, то следует, прежде всего, констатировать: в настоящее  время в основном создана система  правовых актов, регулирующих инвестиционную сферу. Вступили в действие такие  основополагающие законодательные акты, как федеральные законы "Об иностранных инвестициях в Российской Федерации", "Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений", "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений"", "О Бюджете развития Российской Федерации", "О лизинге", "Об ипотеке (залоге недвижимости)" и т. п. Таким образом, можно констатировать некоторое продвижение законотворческой работы по регулированию иностранных инвестиций.

    Продвигается  переговорный процесс по заключению международных соглашений о поощрении  и взаимной защите капиталовложений. К настоящему времени Россия заключила 53 таких соглашения.

    Помимо  движения предпринимательского капитала, миграция денежного капитала в значительной степени осуществляется через перераспределительный механизм мирового рынка ссудных капиталов.

    Кредиты и займы - нормальные явления в  экономической деятельности любого правительства, и практически все страны мира имеют тот или иной государственный долг. Долг же РФ складывается из так называемых "старых" долгов бывшего СССР и "новых" - кредиты, полученные Россией после 1 января 1992 года.

    В 1992 году Россия присоединилась к ведущим  международным финансовым организациям - МВФ, Мировому банку, заняла место СССР в Европейском банке реконструкции и развития, учрежденном в 1991 году специально для содействия реформам, проводимыми странами Центральной и Восточной Европы.

    После распада СССР в начале 90-х гг. и взятия на себя обязательств от имени стран СНГ по долгам бывшего СССР переоформленная задолженность России составляла 95,1 млрд. долл., в том числе правительствам иностранных государств 57,2 млрд., коммерческим банкам и фирмам -37,9 млрд. долл. Непосредственный долг России за период с 1991 г. по 2001 г. составил 70 млрд. долл. С учетом долгов СССР общий долг России на начало 2002 г. составлял 130,9 млрд. долл., а в структуре внешнего долга преобладали задолженность странам-членам Парижского клуба - 42,3 млрд. долл., другим странам - 14,8 млрд. долл., задолженность МВФ - 7,7 млрд. долл., Мировому банку - 7,2 млрд. долл., еврооблигационные займы - 35,3 млрд. долл.

    К сожалению, вся полученная помощь с  Запада в основном уходила на текущее  потребление и оплату критического импорта, что лишь увеличивает долговое бремя.

    Не  способствовало решению проблемы и  то, что Россия унаследовала не только долги бывшего СССР, но и кредиты  предоставленные им. СССР был довольно-таки щедрым кредитором. Должниками выступают развивающиеся страны, которым кредиты предоставлялись исходя из политических и военно-политических соображений. Кредиты выделялись в форме товарных поставок на льготных условиях.

    Ряд должников России относится к  наименее развитым государствам мира, до 80% долга которых, согласно договоренности "большой семерки", подлежит списанию. К этому добавились новые долги бывших союзных республик России, которые оказались не в состоянии оплатить поставки нефти, газа, электроэнергии. К концу 2006 года Правительство заговорило о профиците государственного бюджета, однако в данной ситуации не должен оставаться государственный долг. Образование профицита федерального бюджета позволило Правительству не прибегать, как это практиковалось ранее, к помощи Банка России для осуществления платежей по внешнему долгу. В настоящее время Правительство РФ прилагает немалые усилия для предотвращения нового долгового кризиса, хотя можно отметить повышенную инвестиционную активность, начиная с 2004 года. Например, за прошедший 2006 год иностранные инвестиционные вклады составили 40 млрд. долл. Для России очевидной является необходимость сокращения масштабов бегства капиталов и, в первую очередь, уменьшение объема средств, направляемых в портфельные инвестиции, на счета и депозиты за рубежом, на приобретение недвижимости и иностранной валюты. При этом следует стимулировать вывоз капитала в таких формах, как экспортные кредиты и легальные прямые инвестиции.

Информация о работе Международное движение капитала: сущность, формы, виды, последствия