Международное разделение труда и этапы его развития

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2011 в 17:24, реферат

Описание

В современном мире развитие экономических и научно-технических связей, участие в международном разделении труда (МРТ) – важное средство, как решения внутренних народнохозяйственных задач, так и укрепления мирных, добрососедских отношений между государствами.

Содержание

Введение 3
1. Международное разделение труда: определение, общие характеристики. 6
2.Этапы становления мирового хозяйства. 12
3. Виды международного разделения труда 14
4.Современные тенденции международных экономических отношений. 15
5. Место и роль России в МРТ 23
Заключение 25
Список литературы 26

Работа состоит из  1 файл

Мировая экономика!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!.doc

— 123.00 Кб (Скачать документ)

      Первыми шагами этой организации были: отмена квот и таможенных тарифов внутри сообщества, установление единого таможенного  тарифа против других стран («тарифная  стена»), а также разработка и  реализация совместной аграрной политики. Идея  экономического союза дополнилась и идеей о создании в перспективе политического содружества с наднациональными политическими институтами.

      Создание  Европейского сообщества было неоднозначно воспринято другими западно-европейскими государствами. Многие из них считали в то время слишком тесный экономический и политический союз невыгодным для себя. В 1959 году была создана  во многом альтернативная организация – Европейская ассоциация свободной торговли, первоначально включавшая семь стран, не вошедших в ЕС: Великобританию, Австрию, Швейцарию, Португалию, Норвегию, Швецию и Данию. Какое-то время «шестерка» ЕС и «семерка» ЕАСТ представляли собой два достаточно изолированных торговых блока.

      Ситуация  в корне изменилась в начале 70-х годов, когда Великобритания, Дания и Ирландия вступили в «Общий рынок». В 80-е годы число членов ЕС увеличилось: членами сообщества стали Греция, Испания и Португалия. И, наконец, в 1990 году экономический потенциал сообщества еще более увеличился в результате объединения Германии.

      В настоящий момент ЕС включает 12 государств и представляет собой ядро европейской  экономики.

      Суть  экономической программы  Европейского сообщества хорошо видна из его неофициального названия – «Общий рынок». Создание единого свободного рынка товаров, капитала и труда на территории всех стран, входящих в ЕС, всегда рассматривалось как основная задача общества.

      Общий рынок товаров предполагал ликвидацию всех видов таможенных ограничений  на вывоз и продажу товаров  одной страны на территории других стран-участниц. Одновременно предполагается и установление единых таможенных тарифов, проведение согласованной таможенной политики по отношению к третьим странам.

      К концу 60-х годов были отменены таможенные пошлины и количественные ограничения во взаимной торговле стран ЕС , введен единый таможенный тариф по отношению к странам, не участвующим в содружест-ве, создан общий аграрный рынок, предпринимаются шаги к унификации налоговых систем.

      Общий рынок капитала предусматривает  равные условия инвестиций в любой стране ЕС, а также отмену ограничений на движение внутри сообщества капитала в денежной форме.

      Внутри  ЕС не существует тарифных либо прямых законодательных ограничений  на движение товаров и капитала, правда сохраняются некоторые косвенные ограничения. К ним относятся различия в налоговой политике, санитарных, экологических или технических нормах и стандартах.

      Общий рынок рабочей силы   предусматривает  не только свободное перемещение  людей и право выбора места  жительства, но и отмену каких-либо ограничений при трудоустройстве граждан одной страны на территории других стран ЕС. Также как и в других странах, свободное перемещение людей внутри ЕС дополняется согласованной иммиграционной политикой по отношению к третьим странам. Иными словами, Германия, например, может регулировать миграцию рабочей силы из Турции или Восточной Европы, но все эти меры не распространяются на граждан Италии или Испании, которые имеют те же права при устройству на работу, что и сами немцы.

      Существует практика предоставления гражданам стран ЕС равных с местным населением политических прав независимо от их гражданства и срока проживания в данной стране.

      Сегодня планы западно-европейской интеграции идут значительно дольше, чем это  было зафиксировано в 1957 году. В 1992 году главы правительств 12 стран – членов ЕС подписали в Мастрихте (Нидерланды) договор о создании Европейского союза, который существенно расширяет текст Римского договора.

      СЕВЕРНАЯ  АМЕРИКА.

      Традиционно в США экономическим связям на международном уровне уделялось значительно меньшее внимание, чем в Западной Европе. Это объясняется и географическим положением, и размерами экономики США, которая в меньшей степени зависит от внешнеэкономических связей.

      Движение  капитала и рабочей силы между  США и другими странами регулировалось обычно на основе двухсторонних соглашений по частным вопросам. В рамках международных экономических организаций США обычно выступали против «экономического регионализма», т.е. стремления создать замкнутые региональные экономические блоки.

      В последнее время развитие экономической  интеграции в Северной Америке связывается  с созданием североамериканской зоны свободной торговли, которая  на первичном этапе будет включать в себя США, Канаду и Мексику. Американо-канадское  соглашение о свободе торговли, подписанное в 1989 году, содержит ряд положений, являющихся реальными шагами к созданию североамериканского общего экономического пространства. Аналогично ЕС, эти государства предполагают обеспечить внутри зоны принцип свободного передвижения капиталов, товаров и рабочей силы. Если североамериканская зона свободной торговли будет создана, то этот экономический блок объединит более 360 млн. человек, а суммарный валовой продукт стран-участниц составит более 6 триллионов долларов.

      ВОСТОЧНАЯ ЕВРОПА

      Еще недавно Восточная Европа представляла собой достаточно замкнутое экономическое  пространство. Можно было с полным основанием говорить о существовании  восточноевропейского экономического региона. В 1940 году был создан Совет  экономической взаимопомощи, в состав которого вошли большинство восточно-европейских государств (за исключением Югославии). В 1960-1970 годы состав СЭВ еще более расширился за счет ряда стран, никак не относящихся территориально к Европе, но связанных с восточноевропейскими государствами и Россией единой политической системой (Монголия, Куба, Вьетнам).

      В рамках СЭВ был достигнут достаточно высокий уровень экономической  интеграции. Экономические связи  охватывали не только внешнюю торговлю, но и включали в себя, например, совместную реализацию ряда экономических программ, создание международных банков и т.п. Предпринималась и попытка создания своего рода единой валюты стран – членов СЭВ – переводного рубля.

      Главной бедой СЭВ было то, что в основе его деятельности всегда лежали не столько экономические, сколько политические связи. Цены на товары и величина взаимных поставок часто устанавливались достаточно произвольно, исходя из политических причин, а не из уровня мировых цен.

      Кроме того, поставки дешевых энергоносителей  и сырья в страны Восточной Европы использовались для консервации в этих странах неэффективной экономической системы. В результате, несмотря на наличие дешевых сырьевых ресурсов, восточноевропейские страны развивались медленнее, чем их соседи. Торговля по низким ценам оказывалась невыгодной как для СССР, так и для его партнеров.

      В результате этих и ряда других причин к концу 1980 годов практически  каждое восточноевропейское государство  расценивало экономические связи  со своими ближайшими соседями как  невыгодные для себя.

      После политического распада «социалистического лагеря» СЭВ был обречен и  в 1991 году было объявлено о его  роспуске. Многие экономические связи, складывавшиеся десятилетиями, оказались  разорванными. Скорее всего часть  этих связей удастся восстановить, однако создание Восточной Европы как единого интеграционного блока вряд ли возможно. Большинство восточноевропейских стран сегодня более заинтересовано в интеграции с западноевропейскими партнерами, чем в создании собственного интеграционного пространства.

      ТРАНСНАЦИОНАЛИЗАЦИЯ – это межгосударственная интеграция, реализуемая на уровне частных фирм. Организационное воплощение международные  связи частных капиталов получили в деятельности транснациональных  корпораций (ТНК).

      Транснациональные структуры объединяют национальные экономики не по географическому признаку (общность границ), а на основе глубоких воспроизводственных связей. Различают транснациональные корпорации, которые являются национальными трестами и концернами, имеющими значительные зарубежные активы (вложения), и собственно межфирменные союзы, возникшие на основе объединения, слияния частных капиталов. Если первый вид ТНК национален по капиталу и контролю, но международен по сфере своей деятельности, то второму присуща международная рассредоточенность акционерного капитала и многонациональный состав ядра треста или концерна, ставшего его организационным воплощением.

      Следует отметить, что развитие торговли между  странами, формирование мирового рынка  на основе углубления международного разделения труда, интенсификация мирохозяйственных связей, обусловленная интеграцией экономик и образованием ТНК, способствовали укреплению мирового хозяйства, повышению зависимости роста национального производства от стабильности мировой экономики.

      В настоящее время международные экономические отношения утвердились и реализуются в следующих основных формах:

      - международная торговля товарами  и услугами;

      - межстрановая кооперация производства;

      - обмен в области науки и  техники;

      - движение капиталов и зарубежных  инвестиций;

      - миграция рабочей силы;

      - валютно-кредитные отношения.

      Устойчивая  тенденция быстрого роста вывоза капитала и миграция рабочей силы отражают объективное требование развития производительных сил в условиях научно-технической революции. Производство технологически сложной наукоемкой продукции передовых отраслей требуют усилий и объединения капиталов и производств различных стран. Рамки внутренних рынков становятся узкими. Потребность эффективного ведения производства требует международной производственной кооперации и научно-технического обмена.

      Прогресс  в сфере производства передовых  технических и информационных средств (например, компьютеров) приводит к  быстрому их старению, а значит, необходимости  постоянного обновления. Массовое производство может стать эффективным при ориентации на отрасли, обладающие высокой технологией. Все это требует обеспечения благоприятных условий для научно-технического развития через концентрацию усилий в области фундаментальных и прикладных научных исследований, финансовых средств.

        Следовательно, современное производство  ориентируется не на национальные  или региональные масштабы, а  на мировое  экономическое  пространство.

      Под воздействием научно-технической революции  изменяется значимость структурных  элементов производительных издержек. Новыми, требующими значительных вложений, являются затраты на приобрите-ние знаний, информации, компетенции. Все это приводит к расширению обмена производственными, научно-техническими, финансовыми услугами. Экспорт-импорт данных видов услуг стимулирует международную торговлю товарами производственного назначения. Подавляющее число внешних закупок комплектного оборудования сопровождается оказанием инженерно-консультационных услуг.

      Таким образом, новые формы международных  экономических отношений, связанные с распространением передового опыта, отражают эволюцию в способах использования иностранных капиталов на территории тех или иных государств: от частичного и полного владения – к контрактным соглашениям, связанным с передачей технологий, сбытовых и информационных услуг. Цели, преследуемые партнерами. Безусловно, различны. Для одних – это достижение мирового лидерства, для других – преодоление отставания.

        Углубление международного разделения труда идет на основе конкурентной борьбы. Основным аргументом соперничества участвующих сторон является сравнение научных потенциалов и технологических возможностей, которыми обладают страны. Характерной чертой современного мирового хозяйства является раздел технологической власти. Следствием этого является специализация развитых стран на экспорте наукоемких и техноемких изделий (радиоэлектроника, приборостроение). На долю же развивающихся стран приходится экспорт ресурсоемких и трудоемких изделий, производство которых зачастую ведет к нарушению экологического равновесия. Некоторые страны продолжают оставаться в русле монокультурной сырьевой специализации.

5. Место и роль России в МРТ

Информация о работе Международное разделение труда и этапы его развития