Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Октября 2011 в 13:11, лекция
Многосторонние отношения – протекают на международной арене в форме постоянной действующих институтов, межправительственного и неправительственного характера, причем последние должны быть признаны такими либо формально, либо в силу традиции.
МЭОРГ – частный случай МНО. Действуют на постоянной основе, а также правовая база, регулирующая порядок функционирования расширения членства и принятия решений.
Международные экономические организации.
Многосторонние отношения – протекают на международной арене в форме постоянной действующих институтов, межправительственного и неправительственного характера, причем последние должны быть признаны такими либо формально, либо в силу традиции.
МЭОРГ – частный случай МНО. Действуют на постоянной основе, а также правовая база, регулирующая порядок функционирования расширения членства и принятия решений.
Интеграционные объединения – постоянно, правовая основа, но помимо этого – феномен делегированного суверенитета – или наднациональность. Это значит, что нормативные документы действуют в странах, если приняты на уровне объединения, без дополнительных актов + решения принимаются большинством (обязательны даже для тех, кто был против или воздержался), а не консенсусом или единогласно, как в большинстве международных организаций.
Клубы – неформальные организации, которые постоянные и имеют традиции. Клубы общего характера – G8. Двухсторонняя комиссия, трехсторонняя.
Форумы – неформальные (Давосский форум).
Членство. В МОРГ должны входить не менее трех субъектов.
Эволюция МОРГ.
Первая попытка создать систему была предпринята после Второй мировой войны. В 1945 году в Бреттон-Вудсе велись переговоры по созданию экономической структуры. Целостность, единство миру придала организация ХХХ (вероятно, Бреттон-Вудс). Предполагалось, что будет создана Международная организация торговли. Кроме этого, структуры, которые будут заниматься выравниванием обменных курсов. Реконструкция хозяйств, ресурсы на восстановление. Как составная часть ООН. А на деле: после окончания Второй мировой стало ясно, что размежевание по линии капитализм-социализм не оставляет шансов на создание нормальной системы. Поэтому эти три структуры не могли стать частью ООН. Возникли ГАТТ, ВТО и Группа всемирного банка. Эти институты – часть «капиталистической солидарности в рамках ООН».
Далее: идея нового мирового
экономического порядка.
Поддержка на уровне ООН и группировок тоже. Нет высоких тарифов на экспорт в ЕС для развивающихся стран. Поддержка на социальном уровне – упрощение иммиграции.
СССР – относился сдержанно. С одной стороны, СССР позиционировало себя как развитое государство, лидер стран социалистического блока. Поэтому смысла нет присоединяться к этим преференциям. Никогда не причиняли вреда развивающимся странам, поэтому и не перечислял им помощь
1970е – реформа Бреттон-Вудской системы. МВФ – координация макроэкономических политик и курсов валют. Всемирный банк – финансировал программы реконструкции. Какие реформы: развивающиеся страны входят в институты. Главная цель – помощь развитию теперь. С этим связано изменение функций – МВФ следил, чтобы баланс был в объектах, Вашингтонский консенсус: те, у кого баланс – тем дают деньги на развитие. Таким образом, Б-В это инструмент помощи развивающимся странам, лояльным капиталистическим странам, то есть еще один инструмент идеологического воздействия. Это связано с ослаблением интереса к этим институтам.
Система золотодевизного стандарта – с 1945 года доллар обеспечивался золотом по фиксированному курсу – 35 долларов за одну тройскую унцию. Позже – отказались от золотого обеспечения доллара. Это вроде как и есть конец БВС. Однако же нет – остались ведь институты!
G7 – появилась в 1974 году в ответ на кризис в мировой экономике, спровоцированный энергетическим кризисом.
Подходы к реформированию сегодня.
Всемирный банк – группа структур: МБРР и прочие. Начало функционирования: координации МБРР и МВФ. Комитеты заседали часто совместно. Четыре блока принципов:
СДР – специальные
права заимствования –
В новых странах – после распада СССР – вступают в организации и получают помощь. К концу 90х экономическое развитие не подтвердило прогнозы МВФ. Кроме этого, они не смогли предсказать некоторые кризисы в АТР.
1999 – G20 – первый совет министров. Отслеживание реформ и поддержка их реализации.
Мировой экономический кризис 2008-2010. Дальнейшая маргинализация роли МВФ: причины кризиса – усиление роли либеральной экономики, за которую выступает МВФ. Запрос на реформирование этих институтов, чтобы интересы развивающихся стран учитывались, расширилась их квота.
С 2008 года – саммиты G20 снова. G7 + БРИКС + Ю. Корея + ЕС + Австралия + Индонезия + Мексика + Саудовская Аравия + Турция + Аргентина.
Три агенства.