Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 14:28, доклад
Прекращение конфронтации между наиболее влиятельными элементами мирового хозяйства, казалось бы, должно привести к установлению консенсуса между этими державами в вопросах поддержания стабильности мировой системы. Однако, встает вопрос о том, кого можно сейчас считать "великими державами". Если исходить из такого критерия "величия" или "мощи" государства как наличие у него достаточного количества определенных ресурсов, то вырисовывается картина многополярного мира; если исходить из другого критерия - способности оказывать воздействие на принятие решений по наиболее важным вопросам глобального экономического развития - то налицо монополярный мир, в котором доминируют США, хотя по многим экономическим показателям США явно не первые.
Экономическая интеграция не может не сопровождаться политической, юридической и другими видами интеграции в сфере надстроечных отношений. Сегодня ЕС — это преимущественно конфедеративное устройство со значительными элементами федерации. В соответствии с решениями Маастрихтского договора в ЕС введено единое гражданство. Такие руководящие органы, как Совет Министров и Европейская комиссия, наделены правом принятия юридически обязательных для государств-членов этой организации решений по широкому кругу вопросов. Кроме проблем свободного перемещения товаров, услуг, рабочей силы и капиталов, руководящим органам сообщества предоставлено право решающего голоса (наднациональное право) в сфере сельскохозяйственной, антитрестовской, транспортной политики, в сфере внешней и внутренней торговли. С введением единой валюты органы ЕС получили право регулировать валютные отношения. В то же время страны ЕС не проводят единой промышленной политики. Если интеграция расширится на сферу безопасности, то это сообщество может стать федеративным государством.
Учитывая, что наднациональные органы принимают законы только в рамках тех функций, которые добровольно передают им национальные государства, законы отдельных стран не могут противоречить законам всего сообщества и не должна возникать сама проблема их приоритета.
Показатели открытости национальной экономики
Открытая экономика - это экономическая система, ориентированная на максимальное участие в мирохозяйственных связях и в международном разделении труда.
Для характеристики
степени открытости (закрытости) национальной
хозяйственной системы страны
в практике принято
К прямым (основным) показателям открытости национальной экономики относятся:
• удельный вес внешней торговли (экспорт+импорт) в валовом внутреннем продукте (ВВП), или внешнеторговая квота;
• доля экспорта в национальном производстве, или экспортная квота;
• доля импорта в национальном потреблении товаров и услуг, или импортная квота;
• удельный вес
иностранных инвестиций по
Кроме того, это группа
индикаторов открытости
Вторую (косвенную) группу показателей-индикаторов открытости (закрытости) национальной хозяйственной системы составляют, как правило, количественные значения экспертных оценок различных процессов и явлений, происходящих в экономике страны. Например, объем ввоза/вывоза иностранной валюты в/из России; число свободных экономических зон различных типов, функционирующих в экономике страны; участие страны в межгосударственных экономических союзах, договорах, соглашениях и др.
Мировой опыт свидетельствует о том, что в настоящее время наметилась тенденция к резкому сокращению числа стран с закрытым типом экономики при быстром росте числа государств, ориентирующихся на открытый тип хозяйствования. Эта тенденция обусловлена действием не только сугубо экономических причин, но и факторами политического, исторического, этнического характера. Наибольшее воздействие на развитие этой тенденции, а следовательно, на набор показателей, характеризующих ее как на общемировом, так и на национальном уровне, оказывают масштаб социально-экономического развития страны, ее размеры, обеспеченность природными ресурсами, местоположение, степень включения в международное разделение труда и др.
Информация о работе Международные экономические отношения: структура, факторы развития