Международные экономические отношения: структура, факторы развития

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 14:28, доклад

Описание

Прекращение конфронтации между наиболее влиятельными элементами мирового хозяйства, казалось бы, должно привести к установлению консенсуса между этими державами в вопросах поддержания стабильности мировой системы. Однако, встает вопрос о том, кого можно сейчас считать "великими державами". Если исходить из такого критерия "величия" или "мощи" государства как наличие у него достаточного количества определенных ресурсов, то вырисовывается картина многополярного мира; если исходить из другого критерия - способности оказывать воздействие на принятие решений по наиболее важным вопросам глобального экономического развития - то налицо монополярный мир, в котором доминируют США, хотя по многим экономическим показателям США явно не первые.

Работа состоит из  1 файл

Международные экономические отношения.doc

— 62.50 Кб (Скачать документ)

 Экономическая интеграция не может не сопровождаться политической, юридической и другими видами интеграции в сфере надстроечных отношений. Сегодня ЕС — это преимущественно конфедеративное устройство со значительными элементами федерации. В соответствии с решениями Маастрихтского договора в ЕС введено единое гражданство. Такие руководящие органы, как Совет Министров и Европейская комиссия, наделены правом принятия юридически обязательных для государств-членов этой организации решений по широкому кругу вопросов. Кроме проблем свободного перемещения товаров, услуг, рабочей силы и капиталов, руководящим органам сообщества предоставлено право решающего голоса (наднациональное право) в сфере сельскохозяйственной, антитрестовской, транспортной политики, в сфере внешней и внутренней торговли. С введением единой валюты органы ЕС получили право регулировать валютные отношения. В то же время страны ЕС не проводят единой промышленной политики. Если интеграция расширится на сферу безопасности, то это сообщество может стать федеративным государством.

Учитывая, что наднациональные  органы принимают законы только в  рамках тех функций, которые добровольно передают им национальные государства, законы отдельных стран не могут противоречить законам всего сообщества и не должна возникать сама проблема их приоритета.

Показатели  открытости национальной экономики

Открытая экономика - это  экономическая система, ориентированная  на максимальное участие в мирохозяйственных связях и в международном разделении труда.

 Для характеристики  степени открытости (закрытости) национальной  хозяйственной системы страны  в практике принято использовать  две группы показателей-индикаторов:  прямые и косвенные. 

 К прямым (основным) показателям открытости национальной экономики относятся:

 • удельный вес  внешней торговли (экспорт+импорт) в  валовом внутреннем продукте (ВВП), или внешнеторговая квота; 

 • доля экспорта  в национальном производстве, или  экспортная квота; 

 • доля импорта в национальном потреблении товаров и услуг, или импортная квота;

 • удельный вес  иностранных инвестиций по отношению  к внутренним.

 Кроме того, это группа  индикаторов открытости распадается  на более частные показатели, характеризующие различные стороны открытости (закрытости) национальной хозяйственной системы. Например, пороговые (предельно допустимые) значения этих показателей определяют степень экономической (продовольственной, технологической и др.) безопасности.

 Вторую (косвенную) группу  показателей-индикаторов открытости (закрытости) национальной хозяйственной системы составляют, как правило, количественные значения экспертных оценок различных процессов и явлений, происходящих в экономике страны. Например, объем ввоза/вывоза иностранной валюты в/из России; число свободных экономических зон различных типов, функционирующих в экономике страны; участие страны в межгосударственных экономических союзах, договорах, соглашениях и др.

 Мировой опыт свидетельствует  о том, что в настоящее время  наметилась тенденция к резкому сокращению числа стран с закрытым типом экономики при быстром росте числа государств, ориентирующихся на открытый тип хозяйствования. Эта тенденция обусловлена действием не только сугубо экономических причин, но и факторами политического, исторического, этнического характера. Наибольшее воздействие на развитие этой тенденции, а следовательно, на набор показателей, характеризующих ее как на общемировом, так и на национальном уровне, оказывают масштаб социально-экономического развития страны, ее размеры, обеспеченность природными ресурсами, местоположение, степень включения в международное разделение труда и др.

 


Информация о работе Международные экономические отношения: структура, факторы развития