Международные товарные биржи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2012 в 22:26, доклад

Описание

Международные товарные биржи (Exchanqe) – это постоянно действующий крупный оптовый рынок, на котором по определенным правилам совершаются сделки купли-продажи на массовые, качественно однородные и взаимозаменяемые товары (они включают в основном сырье и продовольствие).

Работа состоит из  1 файл

Международные товарные рынки и рынки услуг.docx

— 23.67 Кб (Скачать документ)

Международные товарные биржи (Exchanqe) – это постоянно действующий крупный оптовый рынок, на котором по определенным правилам совершаются сделки купли-продажи на массовые, качественно однородные и взаимозаменяемые товары (они включают в основном сырье и продовольствие).

Все обращающиеся на бирже товары можно условно  разделить на две группы: первую составляют сельскохозяйственные продукты, где большая часть приходится на семена масленичных культур. В  эту же группу входят зерновые, продукция животноводства, сахар, кофе, какао-бобы, пиломатериалы. Вторая группа – промышленное сырье и продукция его переработки. Сюда входят энергоносители, драгоценные и цветные металлы.

Особенности организации торговли сырьевыми товарами и современные тенденции ее развития

В современных условиях можно выделить следующие особенности и основные тенденции в торговле этой группой  товаров на мировом рынке:

1. Затянувшийся сырьевой кризис  для развивающихся стран с  узкой товарной структурой экспорта  как результат длительного превышения  предложения над спросом на  мировом рынке. Хотя  по-прежнему  около 80% мировой торговли сырьем  приходится на страны с рыночной  экономикой.

2. Ухудшение положения экспортеров  по многим видам товаров. Это  происходит вследствие ускорения  научно-технического прогресса,  в результате которого появляются  новые синтетические материалы,  конкурирующие с продукцией растительного  и животного происхождения, внедрения  материалосберегающих технологий, использования вторичного сырья и т.д.

3. Монополизация крупнейшими компаниями  развитых стран и, прежде всего,  ТНК, международной торговли многими  видами сырьевых товаров. Это  дает им возможность диктовать  цены на рынках.

4. Спрос и предложение на минеральное  и сельскохозяйственное сырье  гораздо в большей степени  зависят от погодных условий  и состояния политического климата,  особенно в главных сырьевых  районах.

5. Страны с рыночной экономикой  через создание и распродажу  стратегических запасов имеют  возможность регулировать спрос  и предложение на мировом рынке  по многим видам сырьевых товаров.

6. Стремление партнеров установить  долгосрочные отношения, которые  обеспечивают, с одной стороны,  стабильный сбыт, с другой –  гарантированное снабжение производства  исходной продукцией. Торговля обычно  ведется по текущим ценам рынка,  но стороны стремятся к их  стабилизации, вводя пределы отклонений  цен в течение согласованных  периодов. Правительства многих  развивающихся стран в связи  с осложнением проблемы сбыта  сырьевых товаров вынуждены были  принять законодательные акты, обязывающие  импортеров предусматривать расчеты  встречными поставками традиционного  экспорта.

7. Особое место занимает внутрикорпорационная  торговля между материнскими  компаниями и дочерними фирмами  добывающих ТНК, которая ведется  по пониженным ценам с целью  безналогового перевода прибыли,  полученной при разработке зарубежных  источников сырья с использованием  местной дешевой рабочей силы. Внутрикорпорационная торговля  к концу 90-х годов прошлого  века составляла ~ 35% мирового товарооборота  сырьевыми товарами.

Особенности и перспективы развития международной  торговли сельскохозяйственным сырьем и продовольствием

В международной торговле в соответствии с СМТК к продовольственным товарам  относятся: продукция земледелия, животноводства, лесного хозяйства, рыболовства  и морского промысла, а также полученные на их основе полуфабрикаты и определенные готовые товары.

Основные позиции на мировом  рынке продовольствия занимают зерновые и продукты их переработки, маслосемена, растительные масла, жиры, шроты, овощи и фрукты, мясо и мясопродукты, молочные продукты, кофе, какао, чай, сахар, рыба и морепродукты.

Последние годы наблюдается ярко выраженная тенденция к росту торговли продовольствием, готовым к употреблению. Основные экспортеры продовольствия страны с  рыночной экономикой – более 70%.

Торговля многими продовольственными товарами осуществляется на биржах. А  цены во внебиржевой торговле складываются на основе биржевых котировок (пшеница, кукуруза, кофе, сахар, некоторые виды семян и др.).

Некоторые товары продаются на аукционах, которые определяют мировые цены на них (чай, рыба, овощи, фрукты) и т.д.). Для отдельных продовольственных товаров в качестве мировых цен служат импортные или экспортные цены основных импортеров или экспортеров. Например, цены на орехи, сухофрукты, мед определяются на лондонском рынке; на отдельные виды кормовых, овощей и фруктов – на парижском оптовом рынке или по импортным ценам Германии.

Раздробленность производителей и  потребителей продовольственных товаров  способствовала развитию электронной  формы заключения сделок, при которой  обмен сообщениями равносилен письменному  подписанию договоров. При закупках и реализации крупных партий товаров  используется и такая форма организации  торговли как торги.

Цены на продовольственные товары характеризуются значительной неустойчивостью  из-за влияния различных факторов (погода, сезонность спроса и предложения, спекулятивные биржевые операции и  т.д.). Колебания цен могут быть до 100% в год, 10-13% в месяц.

Товарная  структура внешней торговли Республики Беларусь: итоги и тенденции развития

Как и  в предыдущие годы товарная структура экспорта в 2003 году состояла из следующих основных групп:

машины, оборудование и транспортные средства (24,4%); минеральные продукты(22,6%); продукция химической промышленности, каучук (16,9%); черные и цветные металлы и изделия из них (8,6%); продовольственные товары и сельскохозяйственное сырье, кроме текстильного (8,6%); продукция легкой промышленности и сырье для ее производства (7,7%); древесина и целлюлозно-бумажные изделия (4,4%); прочие (6,8%).

Специфика внешней торговли Республики Беларусь состоит в том, что товарные структуры экспорта и импорта  включают одинаковые товарные группы, но отличаются удельным весом определенных товарных позиций. Так, в товарной структуре импорта преобладают минеральные продукты (27,0%); машины, оборудование и транспортные средства (24,0%); далее следует продукция химической промышленности, каучук (13,7%); черные и цветные металлы и изделия из них (11,9%); продовольственные товары и сельскохозяйственное сырье (11,8%); доля продукции легкой промышленности и сырья для ее производства – 4,5%; древесины и целлюлозно-бумажных изделий – 3,2%; прочие – 3,9%. На страны СНГ приходилось 52,8% белорусского экспорта, в том числе на Российскую Федерацию – 47% его общего объема.

Классификация международной торговли услугами по секторам

Услуга представляет собой специфический продукт труда, который не приобретает вещественной формы, и потребительная стоимость которого в отличие от вещного продукта труда заключается в полезном эффекте живого труда. Таковы, например, услуги транспортных компаний, строительных фирм, предприятий связи, информационных агентств и т.д. Их труд производит определенный продукт в невещественной форме, который может быть объектом купли-продажи, предметом потребления и т.д. Таким образом, услуга как специфический продукт труда выступает не в форме материального товара, а самого труда, выполняющего определенные функции в современном обществе.

Услуга –  деятельность, направленная на удовлетворение потребностей других лиц на основе договорных отношений между производителем и потребителем услуг, за исключением  деятельности, осуществляемой на основе трудовых правоотношений. Под экспортом понимается предоставление нерезиденту, под импортом – получение от нерезидента различных видов услуг.

12 основных  видов услуг Деловые услуги. Услуги связи. Строительные и сопутствующие им услуги. Дистрибьюторские услуги. Общеобразовательные услуги. Услуги по защите окружающей среды. Финансовые услуги, включая страхование. Услуги по охране здоровья. Туризм и путешествия. Услуги в области организации досуга, культуры и спорта. Транспортные услуги. Прочие услуги.

  1. Различия товаров и услуг

Товары

Услуги

Осязаемы

Неосязаемы

Видимы

Невидимы

Поддаются хранению

Не поддаются хранению

Торговля товаром не всегда связана  с производством

Торговля услугами, как правило, связана  с производством

Экспорт товара означает вывоз товара с таможенной территории за границу  без обязательства об обратном ввозе

Экспорт услуги означает оказание услуги нерезиденту, даже если он находится  на таможенной территории страны


Международная торговля услугами по сравнению с  торговлей товарами имеет следующие  особенности:

• регулируется не на границе, а внутри страны соответствующими положениями внутреннего законодательства. Отсутствие или наличие факта пересечения услугой границы не может выступать критерием экспорта услуги (равно как и валюта, в которой эта услуга оплачивается);

• услуги не подлежат хранению. Они производятся и одновременно потребляются. Поэтому большинство видов услуг базируется на прямых контрактах между их производителями и потребителями;

• производство и реализация услуг имеют большую государственную защиту, чем сфера материального производства и торговля. Транспорт, связь, финансовые и страховые услуги, наука, образование, здравоохранение во многих странах находятся в полной или частичной собственности государства или же под строгим его контролем;

• международная торговля услугами находится в тесной взаимосвязи с торговлей товарами и оказывает на нее сильное воздействие. Например, велико воздействие сферы услуг на торговлю наукоемкими товарами, требующую больших объемов технического обслуживания, информационных и различных консультационных услуг;

• не все виды услуг в отличие от товаров могут являться предметом торговли. Услуги, поступающие преимущественно в личное потребление, не могут быть вовлечены в международный хозяйственный оборот.

Ключевым, в  торговле услугами является то, что  в большинстве случаев в какой-то момент должно произойти физическое соприкосновение покупателя и продавца услуги. Только в этом случае сделка международной купли-продажи услуги состоится. Существует несколько механизмов совершения сделок по международной торговле услугами:

• Мобильность покупателя. Покупатели услуг, являющиеся резидентами одной страны, приезжают к продавцу услуг, являющемуся резидентом другой страны. Мобильность покупателя обычно основана на том, что за рубежом он сможет получить услугу, которая либо отсутствует в его стране (туризм), либо качество которой выше (образование, медицинская помощь), либо стоимость ее ниже (складирование товаров, ремонт судов).

•Мобильность продавца. Продавец услуг, являющийся резидентом одной страны, приезжает к покупателю услуг, являющемуся резидентом другой страны. Мобильность продавца обычно основана либо на том, что его получатель находится за рубежом и не может переместиться к продавцу (аудиторские и бухгалтерские услуги для предприятий), либо на специфическом Тракторе самой услуги (строительство).

•Одновременная мобильность продавца и покупателя или мобильный характер самой услуги. И продавец, и покупатель либо одновременно совместно используют услугу (международный телефонный разговор), либо собираются в третьей стране (международная конференция), либо продавец оказывает покупателю услугу через представительство в третьей стране (командирование иностранных специалистов из московского представительства Всемирного банка в страны СНГ для оказания технической помощи).

Международная статистика свидетельствует о том, что торговля услугами является одним  из наиболее быстро растущих секторов мирового хозяйства.

На мировом  рынке услуг в настоящее время  доминируют восемь ведущих стран, на которые приходится более 50% экспорта и импорта услуг. Доля первой пятерки  составляет около 40% экспорта. При этом на четыре страны: США, Великобританию, ФРГ, Францию приходится более 35% всего  мирового экспорта услуг.

Для развивающихся  стран характерно наличие отрицательного сальдо во внешней торговле услугами, в то время как некоторые из них являются крупными экспортерами услуг. Так, например, Республика Корея  специализируется на инженерно - консультационных и строительных услугах, Мексика  на туристических, Сингапур является крупным  финансовым центром. Многие мелкие островные  государства основную часть экспортных доходов получают за счет туризма.

Что касается России, других государств СНГ и  стран Балтии, то хотя они и обладают потенциальными резервами для развития туризма, транспортных услуг (организуют морские перевозки), их широкому экспорту мешает слабая материальная база также, как и недостатки хозяйственного механизма. Со своей стороны западноевропейские страны высокое качество своих услуг дополняют применением широкого спектра ограничений на использование иностранных услуг, в том числе и из стран СНГ.

Если  говорить о распределении стоимости  услуг по отдельным видам, то наибольшее значение в мировой торговле услугами имеют туризм и транспорт.


Информация о работе Международные товарные биржи