Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Сентября 2012 в 21:08, курсовая работа
Институциональная структура международных валютно-кредитных и финансовых отношений включает многочисленные валютно-кредитные и финансовые организации, которые в той или иной мере выполняют функции регулирования международных валютных, кредитных и финансовых отношений, проведения исследований по проблемам валютно-кредитной и финансовой сфер мирового хозяйства, выработки рекомендаций и предложений.
Введение……………………………………………………………….………….3
1. Мировая валютная система…………………………..……………………..4
1.1. Понятие мировой валютной системы……………………...…………4
1.2. Элементы валютной системы………………………...……………….6
2. Цели Международного валютного фонда и роль его кредитов в обеспечении сбалансированности платежных балансов стран-участниц……………………………………………..…………………………..12
2.1. Цели МВФ как специализированного учреждения ООН………….12
2.2. Кредитный механизм предоставления займов в иностранной валюте. Понятие резервной и кредитной доли, соглашение о резервных кредитах, системы расширенного и дополнительного финансирования……………………………………………...……………15
3. Всемирный Банк, его цели, принципы деятельности и основы кредитной политики и ее экономические последствия для стран-заемщиц…………………………………………………………...……………..20
3.1. Цели и принципы деятельности Всемирного банка как межправительственной организации…………………………………….20
3.2. Кредитная политика Всемирного Банка и экономические последствия для стран-заемщиц…………………..……………………..22
Заключение………………………………………………..…………………….25
Список использованной литературы………………….…………………….26
Элементом валютной системы является валютный паритет – соотношение между двумя валютами, устанавливаемое в законодательном порядке.
Важным элементом валютной системы является валютный курс – цена денежной единицы одной страны, выраженная в денежных единицах других стран или в международных валютных единицах (СДР, ЭКЮ). Различаются фиксированные валютные курсы, колеблющиеся в зависимости от рыночного спроса и предложения валюты, а также их разновидности.
Валютный курс необходим для взаимного обмена валютами при торговле товарами, услугами, при движении капиталов и кредитов; сравнения цен мировых и национальных рынков, а также стоимостных показателей разных стран, выраженных в национальных или иностранных валютах; периодической переоценки счетов в иностранной валюте фирм и банков.
Элементом валютной системы является наличие или отсутствие валютных ограничений. Ограничения операций с валютными ценностями служат также объектом межгосударственного регулирования через международный валютный фонд.
Регламентация правил использования следующего элемента – международных кредитных средств обращения, осуществляется в соответствии с унифицированными международными нормами. Регламентация международных расчетов осуществляется на уровне национальной и мировой валютной систем в соответствии с Унифицированными правилами и обычаями для документарных аккредитивов и инкассо.
Регулирование международной валютной ликвидности как элемент валютной системы сводится к обеспеченности международных расчетов необходимыми платежными средствами. Международная валютная ликвидность (МВЛ) – способность страны (или группы стран) обеспечивать своевременное погашение своих международных обязательств приемлемыми для кредитора платежными средствами. С точки зрения всемирного хозяйства международная валютная ликвидность означает совокупность источников финансирования и кредитования мирового платежного оборота и зависит от обеспеченности мировой валютной системы международными резервными активами.
МВЛ включает четыре основных компонента: официальные золотые и валютные резервы страны, счета в СДР и ЭКЮ, резервная позиция в МВФ (право страны-члена на автоматическое получение безусловного кредита в инвалюте в пределах 25% ее квоты).
Режим валютного рынка и рынка золота является объектом национального и международного регулирования. Наконец, важный элемент валютной системы – институциональный. Речь идет о регламентации деятельности национальных органов управления и регулирования валютных отношений страны (центральный банк, министерство экономики и финансов, в некоторых странах – органы внутреннего контроля). Национальное валютное законодательство регулирует операции в национальной и иностранной валюте (право владения, ввоза и вывоза, куплю-продажу). Межгосударственное валютное регулирование осуществляет МВФ (1944), а в Европейской валютной системе Европейский валютный институт (1994).
Всемирное хозяйство предъявляет определенные требования к мировой валютной системе, которая должна: обеспечивать международный обмен достаточным количеством пользующихся доверием платежно-расчетных средств; поддерживать относительную стабильность и эластичность приспособления валютного механизма к изменению условий мировой экономики; служить интересам всех стран-участниц. Выполнению этих требований препятствуют противоречию воспроизводства, изменения в структуре мирового хозяйства и в соотношении сил на мировой арене.
2. Цели Международного валютного фонда и роль его кредитов в обеспечении сбалансированности платежных балансов стран-участниц
МВФ (International Monetary Fund. IMF) — межправительственная организация, предназначенная для регулирования валютно-кредитных отношений между государствами-членами и оказания им финансовой помощи при валютных затруднениях, вызываемых дефицитом платежного баланса, путем предоставления кратко- и среднесрочных кредитов в иностранной валюте. Фонд — специализированное учреждение ООН — практически служит институциональной основой мировой валютной системы. МВФ был учрежден на международной валютно-финансовой конференции ООН (1- 22 июля 1944 г.) в Бреттон-Вудсе (США, штат Нью-Гэмпшир). Конференция приняла Статьи Соглашения (Articles of Agreement) о МВФ, которое исполняет роль его Устава и вступило в силу 27 декабря 1945 г.; практическую деятельность Фонд начал с 1 марта 1947 г.
Целями создания МВФ были следующие:
Содействовать сбалансированному росту международной торговли
Поддерживать устойчивость валютных курсов
Способствовать созданию многосторонней системы расчетов по текущим операциям между членами Фонда и устранению валютных ограничений, тормозящих рост международной торговли
Предоставлять странам-членам кредитные ресурсы, позволяющие регулировать несбалансированность внешних платежей без использования ограничительных мер в области внешней торговли и расчетов
Служить форумом для консультаций и сотрудничества в области международных валютных вопросов.
МВФ занимается экономическими проблемами и концентрирует усилия согласно Уставу на расширении и укреплении экономики стран, являющихся его членами. Идея создания МВФ понятна: стабильная мировая экономика невозможна без стабильности национальных валют (в Бреттон-Вудсе было решено впервые сделать мировую экономику открытой, рыночной и стабильной). А потому МВФ задумывался как своеобразное общество взаимного кредита, помогающее своим участникам преодолеть временные финансовые трудности.
Универсальность МВФ по сравнению с другими организациями определяется тем, что он сочетает регулирующие, консультативные и финансовые функции, которые были поручены ему участниками Бреттон-Вудской конференции. Вот они:
1. МВФ должен следить за соблюдением кодекса поведения, касающегося политики валютных курсов и ограничений в отношении платежей по текущим операциям.
2. Он должен предоставлять членам Фонда финансовые ресурсы, с тем чтобы они могли соблюдать кодекс поведения в то время, когда они исправляют нарушения равновесия платежного баланса или стремятся избежать таких нарушений.
3. Он должен обеспечить форум, на котором члены Фонда могут консультироваться друг с другом и сотрудничать по международным валютным вопросам.
В соответствии с Уставом в центре внимания МВФ находятся вопросы наблюдения за политикой стран-членов в отношении валютных курсов. С углублением тенденций к становлению глобальной экономики указанная роль возросла. Это связано также и с тем, что после вступления в МВФ бывших социалистических стран эта организация стала подлинно всемирной.
За время своего существования МВФ превратился в подлинно универсальную организацию, добился широкого признания в качестве главного наднационального органа регулирования международных валютно-кредитных отношений, авторитетного центра международного кредитования, координатора межгосударственных кредитных потоков и гаранта платежеспособности стран-заемщиц. Одновременно он начинает играть важную роль в реализации решений «семерки» ведущих государств Запада, становится ключевым звеном формирующейся системы регулирования мировой экономики, международной координации, согласования национальных макроэкономических политик. Фонд зарекомендовал себя активно функционирующим мировым валютным институтом, накопил большой и полезный опыт.
Однако в настоящее время в связи со «сменой власти» в МВФ ведутся дискуссии относительно целей, задач и функций МВФ. Критики МВФ, включая членов комиссии Мельтцера, считают, что этот институт чересчур велик, чрезмерно влиятелен и слишком широк по охвату. МВФ пытается управлять экономической деятельностью более чем 50 стран. Во многих случаях он навязывает программы, реализация которых длится годами или даже десятилетиями после того, как кризисная ситуация в экономике миновала.
Изменение правил предоставления экономической помощи является одной из инициатив нового директора-распорядителя МВФ Хорста Келера, который назначил специальную комиссию для изучения этого вопроса.
Главной целью МВФ во время финансовых кризисов, по словам представителя Фонда, будет отныне восстановление доверия инвесторов путем предоставления помощи пострадавшим странам в управлении финансами и местными валютами. МВФ также готовится отказаться от практики навязывания радикальных экономических реформ, как платы за предоставление кредитов от Фонда, поскольку это противоречит новым целям. Кроме этого, планируется также разделение функций с другим финансовым институтом - Всемирным банком.
В Уставе Фонда для идентификации его кредитной деятельности используются два понятия: 1) сделка — предоставление валютных средств странам из его ресурсов; 2) операция — оказание посреднических финансовых и технических услуг за счет заемных средств. МВФ осуществляет кредитные операции только с официальными органами — казначействами, центральными банками, стабилизационными фондами. Различаются кредиты на покрытие дефицита платежного баланса и на поддержку структурной перестройки экономической политики стран-членов.
Страна, нуждающаяся в иностранной валюте, производит покупку или иначе заимствование иностранной валюты либо СДР в обмен на эквивалентное количество своей национальной валюты, которое зачисляется на счет МВФ в центральном банке данной страны. При разработке механизма МВФ предполагалось, что страны-члены будут предъявлять равномерный спрос на валюты, а поэтому их национальные валюты, поступающие в Фонд, станут переходить от одной страны к другой. Таким образом, эти операции не должны были являться кредитными в строгом смысле слова. На практике в Фонд обращаются с просьбами о предоставлении кредита главным образом страны с неконвертируемыми валютами. Вследствие этого МВФ, как правило, предоставляет валютные кредиты государствам-членам как бы «под залог» соответствующих сумм неконвертируемых национальных валют. Поскольку на них нет спроса, они остаются в Фонде до выкупа их странами-эмитентами этих валют.
Доступ стран-членов к кредитным ресурсам МВФ ограничен определенными условиями. Согласно первоначальному Уставу они состояли в следующем: во-первых, сумма валюты, полученной страной-членом за двенадцать месяцев, предшествовавших его новому обращению в Фонд, включая испрашиваемую сумму, не должна была превышать 25% величины квоты страны; во-вторых, общая сумма валюты данной страны в активах МВФ не могла превышать 200% величины ее квоты (включая 75% квоты, внесенных в Фонд по подписке). В пересмотренном в 1978 г. Уставе первое ограничение было устранено. Это позволяет странам-членам использовать их возможности получения валюты в МВФ в течение более короткого срока, чем пять лет, которые нужны были для этого прежде. Что касается второго условия, то в исключительных обстоятельствах и его действие может приостанавливаться.
По истечении установленного периода времени страна-член обязана произвести обратную операцию — выкупить национальную валюту у Фонда, вернув ему средства в СДР или иностранных валютах. Как правило, эта операция, означающая возмещение полученного ранее кредита, осуществляется в течение срока от 3-4 до 5 лет со дня покупки валюты. Помимо того, страна-заемщик обязана досрочно производить выкуп своей излишней для Фонда валюты по мере улучшения ее платежного баланса и увеличения валютных резервов. Если находящаяся в МВФ национальная валюта страны-должника покупается другим государством- членом, то тем самым погашается ее задолженность Фонду.
Приобретаемая страной-членом в МВФ первая порция иностранной валюты в размере до 25% квоты (до Ямайского соглашения бывшая золотая доля) с 1978 г. называется резервной долей. Она определяется как превышение величины квоты страны-члена над суммой находящегося в распоряжении Фонда запаса национальной валюты данной страны. При этом если Фонд использует часть внесенной национальной валюты страны-члена для предоставления средств другим странам, то резервная доля такой страны соответственно увеличивается. Сумма займов, предоставленных страной-членом Фонду в рамках дополнительных кредитных соглашений, образует ее «кредитную позицию». Резервная доля и кредитная позиция вместе составляют резервную позицию страны-члена в Фонде (Reserve Position in the Fund). В пределах резервной позиции страны-члены могут получать средства в МВФ автоматически, по первому требованию. Использование этой позиции не требует от страны процентных и комиссионных платежей и не налагает на нее обязательства вернуть полученные валютные средства.
Механизм «кредитных долей». Средства в иностранной валюте, которые могут быть приобретены страной-членом сверх резервной доли (100% величины квоты), делятся на четыре кредитные доли (транши) по 25% квоты. Предельная сумма кредита, которую страна может приобрести у МВФ в результате полного использования резервной и кредитных долей, составляет 125% размера ее квоты. МВФ предъявляет стране, прибегающей к кредиту, определенные требования, причем степень их жесткости по мере перехода от одной кредитной доли к другой постоянно нарастает. Обязательства страны-заемщицы, предусматривающие проведение ею соответствующих финансово-экономических мероприятий, фиксируются в «письме о намерениях», направляемом в МВФ. Если Фонд сочтет, что страна использует кредит «в противоречии с целями Фонда» или не выполняет его предписаний, он может ограничить или полностью прекратить кредитование страны. Использование первой кредитной доли может быть осуществлено как в форме прямой покупки иностранной валюты, при которой страна получает всю испрашиваемую сумму немедленно после одобрения Фондом ее запроса, так и путем заключения с МВФ соглашения о резервном кредите. Такие соглашения стали практиковаться с 1952 г. Что же касается выделения Фондом средств в счет верхних кредитных долей, то оно почти во всех случаях производится посредством договоренностей со странами-членами о резервных кредитах.
Информация о работе Международные валютно-кредитные отношения