Международный рынок технологий

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2011 в 22:33, реферат

Описание

Рынок высокотехнологичной продукции прочно удерживают три страны, являющиеся ведущими агентами мировой технологической торговли. Это США, Германия и Япония. Ежегодный объем экспорта данной продукции приходящейся на эти страны составляет 700, 530 и 400 млрд. долл. соответственно

Работа состоит из  1 файл

рынок технологий5.docx

— 27.42 Кб (Скачать документ)

Реферат на тему”Международный рынок технологий”  тема 5

Рынок высокотехнологичной  продукции прочно удерживают три  страны, являющиеся ведущими агентами мировой технологической торговли. Это США, Германия и Япония. Ежегодный  объем экспорта данной продукции  приходящейся на эти страны составляет 700, 530 и 400 млрд. долл. соответственно9.      

К концу века наука окончательно стала рассматриваться  в качестве фактора производства. В США ежегодные расходы на НИОКР к 1998 г. достигли 150 млрд. долларов. Из них половина - частные инвестиции в рамках ТНК. К примеру, у "General Motors" вложено 7 млрд. долл., у "Ford Motors" - 5,2, у "IBM" - 3,4 млрд. долл. Если учесть, что расходы на НИОКР в высокотехнологичных  компаниях составляют до 4%, а в  фармакологии до 7% от ежегодного оборота, то появляются колоссальные показатели по деятельности ТНК. Так ежегодный  оборот "IBM" доходит до 90 млрд. долларов. Такие средства совместно с перспективной  государственной инновационной  политикой позволяют подавать в  год до 3000 заявок от корпорации. Отдача от одной только лицензионной торговли в 2000 году для "IBM" составила 1,5 млрд. долларов.10      

В СССР также  существовала система сбора и  обработки научно-технической информации. Государственный комитет по науке  и технике ежегодно приобретал полтора  миллиона иностранных научно-технических  журналов. Ежегодно около трех с  половиной тысяч специалистов отправлялось за рубеж для изучения научных  достижений.11      

В 80-е годы Советский  Союз получил на Западе более 30 тысяч  видов новейшего оборудования и  около 400 тысяч единиц технологической  документации. По оценке французских  служб, благодаря полученным материалам советский оборонно-промышленный комплекс сэкономил 6,5 млрд. франков, что эквивалентно годовой отдаче от работы 100 тысяч  научных сотрудников.12      

В 90-х годах  в России наблюдалась уже противоположная  тенденция: "…Приватизация предприятий  военно-промышленного комплекса  привела к массовой утечке новейших технологий, уникальных научно-технических  достижений практически даром на Запад. В целом Запад приобрел в России столь большой объем  новых технологий, что НАТО учредила для их обработки специальную  программу…" Таково совместное заявление  российских спецслужб сделанное  в августе 1994 года.2      

В отношении  инновационного цикла, в мире существует требование по его минимизации. В  России он продолжает удлиняться. Вследствие одного этого страна утрачивает позиции  на рынке высоких технологий. Сейчас, как указывалось ранее, около 30% этого  рынка принадлежит США, 20% - странам  ЕС и Японии и лишь 0,3% - России. Более  того, в России наблюдается спад НТР: 60 из 264 технологий, признанных у нас современными, признанны современными и в ПРС. Только 17 российских технологий находятся на уровне передовых коммерциализированных технологий мирового рынка.13      

В докладе Мирового экономического форума утверждается, что среди 49 стран, производящих 94% валового продукта мировой экономики, Россия по "индексу технологий" - показателю доли конкурентоспособной продукции  на мировом рынке - занимает сейчас последнее место. Одной из главных  причин такого положения международные  эксперты считают сокращение интеллектуального  потенциала общества.14      

Хотя экономический  рост в настоящее время в большой  степени зависит от совершенствования  информационных технологий (оценочно - на 70-80%), в России объем направляемых на их развитие инвестиций крайне мал: всего около 50 долл. на душу населения (в США свыше 800 долл., в Швейцарии - более 1000). В целом, за последние 10 лет  российский уровень изобретательной  активности снизился на 90%.2        

3. Современные  формы международного производственно-технического  сотрудничества      

Анализ современного состояния и результативности действующих  международных связей РФ показывает, что они не всегда достаточно эффективны. Повышение эффективности МНТС достаточно сложная и многоплановая задача. С одной стороны, это поддержка  проводимых в стране исследований и  разработок, сохранение и обновление отечественного научно-технического потенциала, обеспечение интересов страны, прежде всего ее технологической безопасности. С другой стороны, это создание условий  для повышения роли российской науки  в рамках международного разделения труда, охраны интеллектуальной собственности, защиты прав и интересов российских ученых за рубежом, пресечение какой-либо дискриминации со стороны иностранных  партнеров. Необходимо более эффективно противостоять стремлению зарубежных партнеров, особенно из развитых стран, использовать наши экономические трудности  и бреши в российском законодательстве для своего доступа к новейшим достижениям российских ученых и  специалистов на неадекватных их ценности условиях.     

В этой связи  предстоит устранить или уменьшить  воздействие ряда факторов, отрицательно влияющих на повышение эффективности  МНТС. К ним относятся: отсутствие должной координации мероприятий  по международному научно-техническому сотрудничеству применительно к  странам и международным организациям между российскими министерствами и ведомствами, соответствующими научно-исследовательскими институтами и высшими учебными заведениями; недостаточная увязка тематики двустороннего и многостороннего научно-технического сотрудничества с задачами государственных научно-технических программ и основных направлений работ государственных научных центров; медленные темпы развития совместной с иностранными партнерами инновационной деятельности и перевода определенной части международных научно-технических отношений на коммерческую основу; несовершенство нормативной базы осуществления сотрудничества с зарубежными странами, ограниченность налоговых и таможенных льгот, а также размеров государственной финансовой поддержки, предоставляемой российским соисполнителям международных программ и проектов. Последнее возможно, видимо, только по мере улучшения экономического положения в стране.     

Сохраняется определенная инерция в подходах российских научных  организаций, ученых и специалистов к решению проблем, связанных  с осуществлением международных  связей. В этом деле преобладает  стремление получать необходимые средства из государственного бюджета, не ведется  поиск внебюджетных источников финансирования и потенциальных заказчиков научно-исследовательских  работ, а также возможности более  широкого применения результатов исследований в стране и за рубежом.     

Перспективы МНТС России зависят от внутренней социально-экономической  ситуации и позиций страны в мире в экономической и политической сферах. Прогнозирование развития МНТС должно основываться на возможных вариантах  развития страны. Из множества возможных  путей развития нашей страны следует  остановиться на двух15.     

1. Окончательное  превращение России в сырьевую  и энергетическую базу развитых  стран в результате длительной  ориентации на приоритетное развитие  добывающе-сырьевого и топливно-энергетического  комплексов, быстро нарастающего  в последние годы технологического  отставания от развитых стран  и в ситуации постоянной утечки  капиталов за рубеж, сокращения  и фактического уничтожения собственных  наукоемких производств, свертывания  НТП, утраты финансовой и научно-технологической,  а, следовательно, военной и  политической независимости страны.      

На этом пути Россия, даже в случае достижения относительно высокого уровня потребления (при первоначальном сокращении населения в несколько  раз и благоприятных внешних  условиях), может рассчитывать в XXI в. только на воспроизводство социально-экономического развития Запада второй половины     

XX в. При этом, опираясь на идеологию и теорию  догоняющей Запад модернизации, Россия в итоге утратит свой  прежний статус в мире и  превратится в страну второго  порядка значимости по влиянию  на мировые процессы.     

2. Устойчивое  развитие на основе собственного  научно-технического и экономического  потенциалов при участии в  решении глобальных проблем и  поиске наиболее эффективного  самостоятельного пути к постиндустриальной  цивилизации. Для этого необходимо  разработать и принять новую  стратегию развития, опирающуюся  на традиционные особенности  российского общества и его  образа мышления и жизни и  предполагающую первоочередное  развитие наукоемких, информационных, энерго- и ресурсосберегающих технологий.      

В январе 2000 г. Правительство  РФ утвердило Концепцию государственной  политики в области международного научно-технического сотрудничества, реализация которой позволит в большей  мере подчинить международное научно-техническое  сотрудничество задачам развития отечественной  науки в полном соответствии с  государственными интересами России и  реальной геополитической ситуацией  в мире.     

Преодоление имеющихся  негативных явлений, превращение МНТС в реальный инструмент не только вывода из кризиса, но и наращивания НТП  России невозможны без целенаправленного  и действенного государственного регулирования  в этой сфере отношений с другими  странами. Это подтверждается и оправдавшей  себя практикой развитых и новых  индустриальных государств. При этом государственное регулирование  международного научно-технического сотрудничества предполагает также учет интересов  научной общественности, обеспечение  свободы выбора направлений, партнеров  и форм взаимодействия в рамках международных  научных обменов.     

Для улучшения  координации МНТС необходимо создать  единую государственную систему  управления этой сферой, так как  в настоящее время, по различным  оценкам, только 20-30% НТС России с  зарубежными странами поддается  хоть какому-то учету, а регулируется на государственном уровне еще меньший  объем НТС.     

Неизменным приоритетом  должно остаться сотрудничество со странами-членами  СНГ. С этой целью подготовлен  пакет базовых договорно-правовых документов по обеспечению создания общего научно-технологического пространства Содружества, вступление в силу которых  откроет качественно новый этап в отношениях с традиционными  партнерами российских научных организаций, характеризующийся переходом к  формированию и реализации представляющих взаимный интерес межгосударственных научно-технических программ, созданию конкретных международных научно-исследовательских  центров и научных организаций, развитию обменов, способствующих выполнению задач национальных научно-технических  программ стран Содружества. Дальнейшее развитие получат процессы создания единого научно-технологического пространства в рамках Союза Беларуси и России, расширятся масштабы научно-технологической  кооперации обеих стран.

Одновременно  будут осуществлены мероприятия  по дальнейшему развитию сотрудничества с развитыми государствами и  ускорению кооперации с новыми индустриальными странами. В ходе этого будет расширен круг государств-партнеров, установлены новые кооперационные связи с ведущими зарубежными научными центрами на приоритетных направлениях современной науки, предполагается добиться увеличения вклада иностранных соисполнителей в совместные проекты, намечено расширить взаимодействие в области инновационной деятельности и коммерциализации технологий, создать необходимые предпосылки для продвижения отечественных разработок на мировой рынок наукоемкой продукции.     

Важная задача МНТС - обеспечение в ближайшие  годы перехода от программ международной  помощи российской науке, когда средства предоставляются по усмотрению зарубежной стороны, к проектам, приносящим обоюдную выгоду. Многие из них станут носить глобальный характер, потребуют активного  сотрудничества ученых разных стран, в  том числе на базе использования  уникальных отечественных научных  установок16.     

Важный вклад  в решение глобальных проблем  могут внести наука и научное  сообщество России, особенно в связи  с участием в международных научно-технических  проектах, называемых «меганаука», и  передачей технологий развивающимся  странам. Традиционно сложилось  так, что российская наука ориентирована  на решение глобальных проблем и  в этой области добилась значительных результатов. Научно-исследовательские  институты РАН имеют более 100 установок  для проведения экспериментов, не имеющих  мировых аналогов. Подобные установки  и многое другое уникальное оборудование для проведения фундаментальных  исследований могут быть использованы для решения проблем международного значения. Их можно использовать совместно  со странами, развивающими фундаментальные  науки. При этом вклад российской стороны будет осуществлен в  форме предоставления экспериментального оборудования при минимальном финансовом вкладе, в то время как другие участники экспериментов будут  финансировать совместные программы. В результате кооперации - нашей  фундаментальной и их прикладной науки - может быть получен наукоемкий и высокотехнологический продукт.      

Необходимо отметить, что российская наука в большей  степени ориентирована на решение  глобальных проблем, чем наука развитых стран, так как традиционно оказывала  помощь развивающимся странам в  становлении национальной науки  и образования. Несмотря на все трудности, переживаемые российской наукой, она  до сих пор не утратила способности  к воспроизводству и занимает достойное место в мировом  научном сообществе. В России под  большинство глобальных проблем  имеются значительный научный задел  и готовые технологии. В частности, отечественные ученые имеют высокие  результаты и готовы внести существенный вклад в решение следующих  проблем:     

разработка способов лечения непобежденных инфекционных заболеваний - гриппа, СПИДа, туберкулеза - и других заболеваний, природа которых  неизвестна;     

разработка системы  международного контроля за использованием генно-инженерных организмов и продуктов (пищевая, экологическая и этическая  безопасность; создание международного агентства по типу Международного агентства  по атомной энергии - МАГАТЭ);     

Информация о работе Международный рынок технологий