Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2012 в 18:29, лекция
Огромное влияние на развитие всех видов транспорта оказала "контейнерная революция", в результате которой транспортировка грузов осуществляется в специальных металлических емкостях — контейнерах. Появились также новые транспортные средства — контейнеровозы и специальные перегрузочные станции — терминалы. Это позволило повысить производительность труда на транспорте в 7-10 раз.
Мировая транспортная система неоднородна, и в ней можно выделить транспортные системы экономически развитых и развивающихся стран. На первую из них приходится 78% общей длины мировой транспортной сети и 75% мирового грузооборота. Густота транспортной сети, в наибольшей мере характеризующая обеспеченность ею, в большинстве развитых стран составляет 50-60 км на 100 кв. км. территории, а в развивающихся — 5-10 км.
1. Современный этап развития мировой транспортной системы.
2. Экспорт и импорт транспортных услуг.
3. Транспортное обеспечение внешнеэкономической деятельности.
4. Транспортные особенности базисных условий поставки товаров.
Тема 6. Международный рынок транспортных услуг
1. Современный этап развития мировой транспортной системы.
2. Экспорт и импорт транспортных услуг.
3. Транспортное обеспечение внешнеэкономической деятельности.
4. Транспортные особенности базисных условий поставки товаров.
___________________________
1. Современный этап развития мировой транспортной системы
Все пути сообщения, транспортные предприятия и транспортные средства в совокупности образуют мировую транспортную систему.
Она сформировалась в XX веке и испытывает на себе сильное воздействие НТР, что выражается в:
Огромное влияние на развитие всех видов транспорта оказала "контейнерная революция", в результате которой транспортировка грузов осуществляется в специальных металлических емкостях — контейнерах. Появились также новые транспортные средства — контейнеровозы и специальные перегрузочные станции — терминалы. Это позволило повысить производительность труда на транспорте в 7-10 раз.
Мировая транспортная система неоднородна, и в ней можно выделить транспортные системы экономически развитых и развивающихся стран. На первую из них приходится 78% общей длины мировой транспортной сети и 75% мирового грузооборота. Густота транспортной сети, в наибольшей мере характеризующая обеспеченность ею, в большинстве развитых стран составляет 50-60 км на 100 кв. км. территории, а в развивающихся — 5-10 км.
Наряду с этим в мировой транспортной системе выделяют также несколько региональных транспортных сucmем: Северной Америки (на нее приходится около 30% общей длины всех мировых путей сообщения), стран СНГ, Европы, Азии (подразделяется на несколько подсистем), Латинской Америки, Австралии, Северной Африки.
В самом общем виде роль отдельных видов транспорта в системе международного товародвижения оценивается на основе следующих основных характеристик:
2. Экспорт и импорт транспортных услуг
Экспорт транспортных услуг – это оказание международных транспортных услуг национальным перевозчиком при перевозке грузов отечественных и иностранных грузовладельцев. Как разновидность – экспорт инфраструктурных услуг.
Импорт транспортных услуг – это оказание международных транспортных услуг иностранным перевозчиком при перевозке грузов отечественных грузовладельцев.
Рис. Формирование системы экспорта/импорта транспортных услуг
Международные транспортные услуги
3. Транспортное
обеспечение
Транспортное
обеспечение
Направления развития системы транспортного обеспечения внешнеэкономической деятельности:
Основные транспортные документы
Транспортная составляющая в цене внешнеторгового контракта
Это доля расходов на организацию
поставки товара в его цене у покупателя
или в месте продажи и
Дешевый товар – высокая транспортная составляющая. Дорогой товар – низкая (иногда ей пренебрегают).
На величину транспортной составляющей в цене товара влияют следующие факторы:
4. Транспортные особенности базисных условий поставки товаров
В практике международной торговли при заключении контрактов широко применяются стандартные схемы поставки товаров «Инкотермс-2000» (INCOTERMS - International Commercial Terms). Каждая схема однозначно определяет момент перехода ответственности за товар с продавца на покупателя и распределяет ответственность по оплате различных транспортных операций. Данные схемы носят рекомендательный характер. Инкотермс-2000 содержит 13 схем.
Инкотермс 2000 (INCOTERMS 2000)
Группа |
Название группы |
Схема поставки |
Название схемы |
E |
Отправление |
EXW |
Ex work |
F |
Основная перевозка не оплачена |
FCA FAS FOB |
Free at carrier Free alongside ship Free on board |
C |
Основная перевозка оплачена |
CPT CIP CFR CIF |
Carriage paid to… Carriage and insurance paid to … Cost and freight (named port) Cost, insurance and freight (named port) |
D |
Прибытие |
DAF DES DEQ DDU DDP |
Delivered at frontier Delivered ex ship Delivered ex quay Delivered duty unpaid Delivered duty paid |
Переход ответственности за товар с продавца на покупателя
EXW - определяет переход ответственности за товар на покупателя на складе продавца.
FCA - переход ответственности в момент приема товара перевозчиком.
FAS - переход ответственности на причале порта отправления.
FOB - переход ответственности в момент фактического пересечения грузом поручней судна при погрузке.
CPT – ответственность переходит в пункте, указанным в контракте при передаче товара от перевозчика покупателю.
CIP – аналогично CPT.
CFR и CIF – переход ответственности в порту доставки.
DAF – переход ответственности в момент поступления товара на таможенную территорию страны покупателя.
DES – переход ответственности в порту страны покупателя при закреплении судна у причала.
DEQ – ответственность переходит в момент фактического пересечения грузом поручней судна при выгрузке.
DDU и DDP – ответственность переходит при доставке товара на склад покупателя.
Распределение ответственности по оплате транспортных операций
Схема поставки |
Упаковка |
Доставка к перевозчику |
Экспортные пошлины |
Погрузка |
Основная перевозка (фрахт) |
Страховка |
Выгрузка |
Импортные пошлины |
Доставка от перевозчика |
EXW |
+ |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
FCA |
+ |
+ |
+ |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
FAS |
+ |
+ |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
FOB |
+ |
+ |
+ |
+ |
- |
- |
- |
- |
- |
CPT |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
- |
- |
- |
- |
CIP |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
- |
- |
- |
CFR |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
- |
- |
- |
- |
CIF |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
- |
- | |
DAF |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
- |
- |
- | |
DES |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
- |
- |
- |
DEQ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
- |
DDU |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
- |
+ |
DDP |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
Пояснение: “+” – операция оплачивается продавцом; “-” – операция оплачивается покупателем; “ ” – операция оплачивается либо продавцом, либо покупателем по договоренности.