Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Ноября 2011 в 01:10, доклад
Международный Валютный Фонд, МВФ (International Monetary Fund, IMF) – это международная организация, предназначенная для регулирования валютно-кредитных отношений между государствами-членами и оказания им финансовой помощи при валютных затруднениях, вызываемых дефицитом платежного баланса, путем предоставления кратко- и среднесрочных кредитов в иностранной валюте. Фонд имеет статус специализированного учреждения ООН. Практически он служит институциональной основой мировой валютной системы.
Страна,
нуждающаяся в иностранной
На
практике в Фонд обращаются с просьбами
о предоставлении кредитов главным
образом страны с неконвертируемыми
или неиспользуемыми в
Ниже представлены основные (обычные) механизмы кредитования Фондом стран-членов, финансирование которых осуществляется с помощью собственных ресурсов МВФ, находящихся на Счете общих ресурсов: резервная доля, механизм кредитных долей, резервные кредиты (кредиты «стэнд-бай»), механизм расширенного кредитования.
С середины 70-х годов МВФ в целях разрешения возникших острых проблем международных валютных отношений, связанных с резким усилением неуравновешенности платежных балансов, стал периодически учреждать временные кредитные механизмы. Для их формирования привлекались заемные средства из различных внешних официальных источников по преимуществу на основе соглашений с промышленно развитыми государствами и странами-членами ОПЕК. Этими механизмами последовательно являлись:
Нефтяной фонд (кредиты странам импортерам нефти во время нефтяного кризиса);
Механизм дополнительного финансирования или «фонд Виттевеена» (предоставление за счет заемных средств дополнительных кредитов странам, испытывающим особенно резкие и затяжные кризисы платежных балансов и исчерпавшим лимиты обычных кредитов МВФ);
Политика расширенного доступа к ресурсам МВФ (цель – предоставлять дополнительные кредиты странам-членам, у которых масштабы не равновесия платежных балансов были непомерно велики по сравнению с размерами их квот).
В
целях расширения масштабов и
совершенствования структуры
Специальные механизмы, в рамках которых кредитование осуществляется, как правило, за счет собственных средств МВФ, включают:
Механизм компенсационного и чрезвычайного финансирования (предназначен для кредитования стран-членов МВФ, у которых дефицит платежного баланса вызван временными и внешними, не зависящими от них причинами, в число коих входят: стихийные бедствия, непредвиденное падение мировых цен, промышленный спад, введение протекционистских ограничений в странах-импортерах, появление товаров-заменителей и пр.);
Механизм финансирования буферных (резервных) запасов (цель – оказание помощи странам, участвующим в образовании запасов сырьевых товаров в соответствии с международными товарными соглашениями, если это ухудшает их платежные балансы; этот механизм не применялся с 1984г.);
Механизм финансирования системных (структурных) преобразований (цель – оказание финансовой поддержки странам, осуществлявшим переход от централизованно планируемой экономики к рыночной посредством радикальных экономических и политических реформ);
Механизм
финансирования дополнительных резервов
(в рамках этого механизма
Чрезвычайные кредитные линии (МВФ открывает в чрезвычайном порядке краткосрочные кредитные линии странам-членам, сталкивающимся с угрозой острого кризиса платежного баланса, «бегства» капиталов из страны вследствие возможного негативного воздействия изменения ситуации на международных рынках капиталов, т.е. факторов, находящихся преимущественно вне сферы контроля со стороны кредитуемых стран; спецификой нового механизма является его упреждающий характер: валютные средства страна сможет получить не после, а до того, как наступит кризис, - при появлении первых его признаков; условие получение кредита – проведение страной-заемщицей эффективной антикризисной экономической политики и соблюдение ею «международно-признанных стандартов»).
МВФ
оказывает самым бедным развивающимся
странам долгосрочную помощь для
уравновешивания платежных
Трастовый (доверительный) фонд (был создан за счет доходов от продажи на аукционах 1/6 части золотого запаса МВФ, получателями кредитов из этого фонда являлись наименее развитые страны, которые определенным установленным критериям).
Механизм финансирования структурной перестройки (источником ресурсов являются средства, получаемые в счет погашений странами-членами кредитов, полученных ими ранее из трастового фонда. Эти средства аккумулируются на Счете специальных выплат. Льготные кредиты предоставлялись развивающимся странам с низким уровнем дохода, испытывающим хронические трудности в области платежного баланса, в целях поддержки среднесрочных программ макроэкономической стабилизации и структурных реформ).
Механизм расширенного финансирования структурной перестройки (ресурсы формируются из специальных займов и пожертвований на двусторонней основе, а также из средств остававшихся неиспользованными в рамках МФСП (к концу 1995г. они были полностью исчерпаны), страна-член имеет возможность получить по линии МРФСП кредит сроком на три года – для этого необходимо разработать при содействии экспертов МВФ и Всемирного Банка «Документ об основах экономической политики» на весь трехлетний период действия программы структурной перестройки).
МВФ
претендует на исполнение «центральной
роли» в урегулировании кризиса
внешней задолженности
В январе 1994г. Исполнительный совет пересмотрел «руководство» по использованию ресурсов МВФ для поддержки операций по сокращению внешней задолженности коммерческим банкам. В результате этого количественные параметры выделяемых Фондом на эти цели средств и их сегментация по отдельным видам операций были отменены. Тем не менее, МВФ продолжает оказывать содействие операциям по уменьшению основного долга коммерческим банкам и расходов по его обслуживанию на индивидуальной основе.
Что касается официальной задолженности стран-членов МВФ, образовавшейся по займам на двусторонней основе, то проблемы, связанные с ее переоформлением и сокращением, решаются в рамках Парижского клуба. Роль МВФ состоит в данном случае в том, что Парижский клуб увязывает меры по облегчению долгового бремени стран-должников с выполнением ими одобренных Фондом экономических стабилизационных программ. При выработке соглашений о пересмотре задолженностей страны-кредиторы, принадлежащие к Парижскому клубу, руководствуются аналитическими исследованиями МВФ и его оценками ситуации с задолженностью в государствах-членах.
На первых порах МВФ как кредитор играл скромную роль. Однако, начиная с 1970-х годов, произошло значительное расширение его кредитной деятельности.
Всего за период 1947-1998гг. МВФ предоставил странам-членам кредиты на общую сумму 175,5 млрд. СДР (»247 млрд. долларов по курсу доллара к СДР на конец 1998г.), а вместе с льготными займами наименее развитым странам за счет специальных фондов – 187,1 млрд. СДР, что соответствует 263 млрд. долларов.
МВФ не только непосредственно кредитует страны-члены, но и помогает им получать кредиты у правительств промышленно развитых стран, центральных банков, группы Всемирного банка, Банка международных расчетов, а также у частных коммерческих банков. Даже небольшой кредит МВФ облегчает стране доступ на частный мировой рынок ссудных капиталов. Предоставляя кредит, МВФ как бы удостоверяет платежеспособность данной страны, выступает в качестве ее гаранта. И наоборот, отказ МВФ оказать стране кредитную поддержку закрывает ей доступ к рынку капиталов.
Предоставление
Фондом кредитов странам-членам связано
с выполнением ими определенных
политико-экономических
Принцип обусловленности кредитов находит свое выражение в согласовании со страной-заемщицей определенной программы экономической политики, реализация которой и кредитуется Фондом. Первоначально такую программу называли программой приспособления, т.е. перестройки хозяйственного механизма. С конца 1980-х годов используется также термин «программа экономической реформы». При этом МВФ требует принятия так называемых предварительных мер, т.е. внесения страной-заемщицей определенных изменений в экономическую политику, которое должно быть осуществлено еще до утверждения кредитной договоренности.
В официальных публикациях МВФ утверждается, что при разработке стабилизационных программ, выполнением которых странами-заемщицами обусловливается предоставление им кредитов, Фонд занимает «прагматические позиции», «признавая, что было бы неверно применять какую-либо универсальную модель ко всем странам». Однако на деле, формулируя свои рекомендации, МВФ традиционно руководствуется монетаристским подходом к анализу инфляции и платежного баланса. Такой подход сводит этот анализ к установлению зависимости между величиной денежной массы в стране, объемом совокупного платежеспособного спроса, с одной стороны, и динамикой цен, а также состоянием платежного баланса – с другой. Собственно основную (если не единственную) причину разбалансированности экономики, неуравновешенности международных расчетов стран-заемщиц Фонд видит в наличии избыточного совокупного платежеспособного спроса в стране, вызываемого в первую очередь дефицитом государственного бюджета и чрезмерным расширением денежной массы.
Исходя
их доминирующих в МВФ теоретических
воззрений, его практические стабилизационные
программы носят
Информация о работе Международный валютный фонд. история и роль в современном мире