Международный Валютный Фонд

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Октября 2011 в 01:00, курсовая работа

Описание

Международный Валютный Фонд — межправительственная организация, предназначенная для регулирования валютно-кредитных отношений между государствами–членами и оказания им финансовой помощи при валютных затруднениях, вызываемых дефицитом платежного баланса, путем предоставления кратко– и среднесрочных кредитов в иностранной валюте. Фонд - специализированное учреждение ООН - практически служит институциональной основой мировой валютной системы.

Содержание

Введение. 1
Создание МВФ. Основные задачи и направления деятельности. 3
Структура управления МВФ. 4
Особенности кредитной политики МВФ. 6
Роль МВФ в стабилизации макроэкономических колебаний Российской экономики. 14
Заключение. 22
Библиографический список 24

Работа состоит из  1 файл

реферат мвф.doc

— 202.00 Кб (Скачать документ)

  По  истечении установленного срока  страна-член обязана произвести обратную операцию – "выкупить" национальную валюту у Фонда (т. е. погасить задолженность), вернув ему средства в СДР или иностранных валютах. Возмещение полученных средств по договоренностям о кредитах "стэнд-бай" производится в течение периода времени от 3 1/4 до 5 лет со дня приобретения каждого транша валюты и о расширенном кредитовании -от 4 1/2 до 10 лет. Помимо того, страна-засмщица обязана досрочно производить выкуп своей излишней для Фонда валюты по мере улучшения ее платежного баланса и увеличения валютных резервов. Если находящаяся в МВФ национальная валюта страны-должника покупается другим государством-членом, то тем самым погашается ее задолженность Фонду. ,

  Специальные механизмы. В целях расширения масштабов  и совершенствования структуры  своих кредитных операций МВФ  практикует создание специальных механизмов. Они различаются по целям, условиям и стоимости кредита. Получение  странами - членами Фонда средств по линии специальных механизмов - это дополнение к их кредитным долям. Использование страной ресурсов специальных механизмов может увеличивать находящийся в распоряжении МВФ запас ее' национальной валюты сверх кумулятивных пределов, установленных для получения кредитных долей.

  Специальные механизмы, в рамках которых кредитование осуществляется, как правило, за счет собственных средств МВФ, включают:

  1. Механизм компенсационного и  чрезвычайного финансирования, МКЧФ (Compesatory and Contingency Financing Facility, CCFF); предназначен для кредитования стран - членов МВФ, у которых дефицит платежного баланса вызван временными и внешними, не зависящими от них причинами. В их числе: стихийные бедствия; непредвиденное падение мировых цен; промышленный спад; введение протекционистских ограничений в странах-импортерах; появление товаров-заменителей и т. п. Этот механизм имеет три компонента:

  1) с 1963 г. кредитование (в настоящее  время до 30% квоты) стран, особенно  экспортеров сырья, валютные поступления которых сокращаются в результате падения мировых цен на сырье;

  2) с 1981 г. кредитование (до 15% квоты)  стран -импортеров зерна, испытывающих  трудности в связи с ростом  мировых цен на зерно; с декабря 1990 г. по июнь 1992 г. - кредитование стран - импортеров нефти, нефтепродуктов и природного газа;

  3) с 1988 г. компенсационное финансирование  непредвиденных потерь, понесенных  странами, испытывающими влияние  непредсказуемых внешних факторов, например, неблагоприятного изменения  международных процентных ставок (до 30% квоты)

  Кроме того, страна имеет возможность обратиться к МВФ с просьбой о выделении  средств в счет особой, "факультативной", кредитной доли (до 20% квоты), которая  может быть использована по выбору в дополнение к любому из перечисленных  трех видов кредитования. Если трудности платежного баланса вызваны лишь снижением экспортной выручки либо увеличением расходов на импорт зерновых, лимит компенсационных кредитов ограничивается 65% квоты страны. При использовании странами кредитов Фонда для возмещения убытков, связанных одновременно с падением экспортной выручки и увеличением расходов на импорт зерна, а также в случае одновременного применения двух из трех компонентов механизма компенсационного финансирования, устанавливается комбинированный лимит в размере 80% квоты. Общий лимит доступа к кредитам в рамках механизма компенсационного и чрезвычайного финансирования с учетом всех его компонентов составляет 95% квоты страны.

  2. Механизм финансирования буферных (резервных) запасов, МФБЗ (Buffer Stock Financing Facility, BSFF); создан в 1969 г., имеет целью оказание помощи странам, участвующим в образовании запасов сырьевых товаров в соответствии с международными товарными соглашениями, если это ухудшает их Платежные балансы. Лимит - 35% квоты. Данный механизм не использовался с 1984 года.

  3. Механизм финансирования системных  (структурных) преобразований, 
МФСП (Systemic Transformation Facility, STF); был учрежден в апреле 1993 г. как временный специальный механизм. Назначение МФСП состояло в оказании финансовой поддержки странам, осуществлявшим переход от централизованно планируемой экономики к рыночной посредством радикальных экономических и политических реформ. Помощь предоставлялась тем странам, которые сталкивались с резким ухудшением состояния платежных балансов вследствие перехода от торговых связей, в значительной мере ориентированных на нерыночные цены, к многосторонней торговле, основанной на принципах рынка. Практически этот механизм был образован главным образом для стран бывшего СССР, переживавших огромные трудности в условиях становления рыночной экономики и не способных в то время выполнять обычные жесткие требования МВФ.

  Основанием  для использования МФСП могло  быть, во-первых, резкое падение поступлений  от экспорта вследствие перехода к  основанной на рыночных ценах торговле, во-вторых, значительное и устойчивое увеличение стоимости импорта из-за переориентации на мировые цены, в особенности на энергоносители, и, в-третьих, сочетание обоих этих явлений. Предоставление кредитов обусловливалось выполнением страной-заемщицей набора более "мягких" макроэкономических обязательств, чем те, с которыми связано получение стандартных полномасштабных резервных кредитов.

  Страны-члены  могли получать средства в рамках МФСП до 50% величины их квот. Кредиты  предоставлялись двумя равными долями с интервалом в полгода. Всего за время существования этого механизма кредиты получили 20 стран на общую сумму почти>в 4,0 млрд. СДР (около 6 млрд. дол.). В конце декабря 1995 г. функционирование механизма финансирования системных преобразований завершилось.

  4. Механизм финансирования дополнительных резервов, МФДР (Supplemental Reserve Facility, SRF); учрежден в декабре 1997 г. Образование этого механизма явилось непосредственной реакцией на финансовый кризис в Юго-Восточной Азии и ряде других стран. В рамках МФДР предоставляются средства государствам-членам, которые испытывают "исключительные трудности" в области платежного баланса и остро нуждаются в широкомасштабном краткосрочном финансировании вследствие внезапной потери доверия к валюте со стороны рынка, что находит выражение в стремительной утечке капиталов и давлении на международные резервы страны. ''Предполагается, что МФДР должен применяться в тех случаях, когда отток капиталов из страны происходит в таких масштабах, что может создать потенциальную угрозу для всей международной валютной системы. Финансирование в рамках данного механизма производится путем выделения дополнительных сумм к тем средствам, которые предоставляются странам-членам в рамках договоренностей о кредитах "стэнд-бай" или о расширенном кредитовании.

  Предоставление  кредитных средств через посредство МФДР, в отличие от кредитов по линии  других механизмов, не ограничено какими-либо лимитами и может производиться  в любых размерах. Однако в то же время получение этих средств страной-членом требует от нее выплаты надбавки (от 300 до 500 базисных пунктов по мере увеличения срока кредита) к действующей процентной ставке по кредитам Фонда. Кроме того, погашение кредита должно осуществляться ^в течение более короткого, чем во всех других случаях, срока - от одного года до полутора лет; правда, Исполнительный совет может продлить этот срок еще вплоть до одного года.

  5. Чрезвычайные кредитные линии,  ЧКЛ (Contingent Credit Lines, CCL). По предложению президента США У. Клинтона, с которым он выступил на открытии ежегодной сессии Советов управляющих МВФ и МБРР 6 октября 1998 г., "семерка" 30 октября 1998 г. официально предложила Фонду образовать еще один широкомасштабный кредитный механизм. Он был учрежден в апреле 1999 г., первоначально на срок в два года. В рамках этого механизма МВФ открывает в чрезвычайном порядке краткосрочные кредитные линии странам - членам, сталкивающимся с угрозой острого кризиса платежного баланса, "бегства" капиталов из страны вследствие возможного негативного воздействия изменения ситуации на международных рынках капиталов, т. е. факторов, находящихся преимущественно вне сферы контроля со стороны стран-заемщиц. Спецификой нового механизма является его упреждающий характер: валютные средства страна сможет получить не после, а до того, как наступит кризис, - при появлении первых его признаков. Условие получения кредита - проведение страной-заемщицей эффективной антикризисной экономической политики и соблюдение ею "международно-признанных стандартов". Механизм ЧКЛ введен в качестве продолжения и развития созданного ранее механизма финансирования дополнительных резервов, с которым он имеет одинаковые финансовые характеристики: отсутствие жесткого ограничительного лимита (предполагается, что сумма кредита будет составлять от 300% до 500% квоты страны-члена); установление надбавки к действующей процентной ставке МВФ; погашение кредита в течение 1 -1,5 года.

  Другие  специальные подходы и процедуры. Под влиянием валютных кризисов в  Мексике и Аргентине в 1994 - 1995 гг. и в связи с нарастанием  глобальных кризисных потрясений финансовых и валютных рынков МВФ, наряду с образованием механизма финансирования дополнительных резервов и вводом в действие чрезвычайных кредитных линий, о которых уже говорилось, осуществил в 1995 - 1997 гг. ряд других нововведений. Они имеют целью расширение масштабов финансовой поддержки стран-членов, адаптацию деятельности Фонда к возникшим в современных условиях потребностям. В их числе: механизм экстренного финансирования, МЭФ (Emergency Financing Mechanism, EFM); был образован в сентябре 1995 г., представляет собой комплекс процедур, обеспечивающих ускоренное предоставление Фондом кредитов государствам-членам при возникновении у них чрезвычайной кризисной ситуации в области международных расчетов, которая требует незамедлительной помощи со стороны МВФ. Предполагалось, что подобные экстренные процедуры будут применяться редко, однако их пришлось неоднократно использовать в 1997 - 1998 гг. при предоставлении широкомасштабных кредитов ряду оказавшихся в состоянии финансового и валютного кризиса стран Юго-Восточной Азии, а также России; поддержка фондов валютной стабилизации (Support for Currency Stabilisation Funds); согласно принципам, сформулированным в сентябре 1995 г., такая поддержка со стороны МВФ может осуществляться в рамках договоренностей с государствами членами о кредитах "стэнд-бай" или расширенном кредитовании с целью повышения доверия к их мерам по стабилизации валютных курсов, предусматривающим образование фондов валютной стабилизации. Считается, что она более всего применима для упрочения системы привязки валютного курса с относительно узким диапазоном колебаний или системы заранее объявленной "скользящей привязки". Использование этого механизма должно сочетаться с проведением жесткой макроэкономической политики, обеспечивающей низкие темпы инфляции, которые были бы совместимы с намеченными ориентирами изменения валютного курса. До сего времени у МВФ не было повода для оказания финансовой поддержки фонду валютной стабилизации какой-либо страны; экстренная помощь (Emergency Assistance); призвана содействовать государствам-членам в преодолении нарушений равновесия платежных балансов, возникающих в результате неожиданных и непредсказуемых стихийных бедствий. Кредиты такого рода предоставляются единовременно, как правило, в пределах 25% квоты и не предполагают процедуры проверки с помощью использования критериев реализации. Однако в большинстве случаев они сопровождаются договоренностями с МВФ в рамках его обычных механизмов; помощь пережившим конфликт странам; в сентябре 1995 г. Исполнительный совет распространил положения, относящиеся к оказанию экстренной финансовой помощи, на кризисные ситуации, являющиеся результатом пережитых странами военно-политических конфликтов. В 1997 - 1998 гг. на этом основании была оказана финансовая помощь Албании, Руанде и Таджикистану.

  Образование дополнительных специальных фондов в рамках МВФ путем заимствования ресурсов у других стран-членов - это одно из проявлений процесса адаптации системы межгосударственного кредитования и валютного регулирования к меняющимся условиям мировой экономики. МВФ выполняет роль посредника при перераспределении ссудного капитала от более благополучных стран-кредиторов к странам, испытывающим потребность в кредитах. Одновременно, оказывая силовое воздействие на экономическую политику стран- заемщиц. он выступает в качестве гаранта возвращения этих средств.

  С момента организации МВФ как  кредитор играл скромную роль. С  конца 70-х гг. МВФ переориентировал свою деятельность на выравнивание платежных  балансов развивающихся стран, а  с начала 80-х гг. – на урегулирование их внешней задолженности.

  Таблица. Распределение задолженностей перед МВФ. 
|Регион |Количество должников |Сумма долга | 
| | |(в млн. дол.) | 
|Африка |41 |10 505 | 
|Азия |11 |8054 | 
|Европа |22 |14 523 | 
|Ближний Восток |3 |622 | 
|Западное полушарие |20 |25 136 | 
|Весь мир |97 |58 840 |

Роль МВФ в стабилизации макроэкономических колебаний Российской экономики.

  Россия  и страны бывшего СССР.

  Обязанности России как члена МВФ. Членство в  МВФ налагает на Россию и другие страны СНГ обязательство выполнять требования, зафиксированные в Статьях соглашения МВФ. Интегрирование национальных экономик этих стран в мировое хозяйство требует от них соблюдения правил, регулирующих международные валютно-финансовые отношения.

  Во-первых, в соответствии со статьей VIII устава обязанностью стран – членов МВФ  является устранение валютных ограничений, поддержание конвертируемости национальных валют в сфере международных текущих валютных операций, неучастие в дискриминационных валютных соглашениях. Однако введение конвертируемости валют не рассматривается в качестве предварительного условия вступления страны в Фонд. Статья XIV позволяет вновь принятым странам в течение «переходного периода» (продолжительность его не зафиксирована) сохранять или устанавливать вновь те или иные валютные ограничения.

  Во-вторых, статья VIII требует от стран-членов не прибегать к практике множественности валютных курсов. Согласно этому требованию, Россия установила с июля 1992 г. единый рыночный курс рубля по отношению к доллару и другим иностранным валютам. Валютный курс рубля не привязан к какой-либо западной валюте или валютной «корзине» и является плавающим, т. е. складывается под воздействием соотношения спроса и предложения на валютных биржах, прежде всего на Московской межбанковской валютной бирже (ММВБ), а также на внебиржевом межбанковском рынке. Официальный курс рубля к доллару определялся в то время Центральным банком по результатам межбанковского фиксинга на торгах ММВБ. Этот курс использовался для определения размера таможенных платежей в бюджет, бухгалтерского учета валютных средств в балансах банков, предприятий и организаций, а также для статистической отчетности.

Информация о работе Международный Валютный Фонд