Межстрановый технологический трансферт: особенности современного этапе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2011 в 10:24, курсовая работа

Описание

Таким образом, целью данной работы является анализ влияния научно-технического прогресса как части инновационного на развитие мировой экономики.
В соответствии с поставленной целью, задачами данной работы будут:
1) Анализ характерных черт инновационного процесса на современном этапе развития мировой экономики
2) Анализ экономических рычагов механизма внедрения новой техники и технологии в развитой капиталистической экономике
3) Анализ роли технологических инноваций в развитии мировой экономики

Содержание

Введение
Глава I . Теоретические основы НТП
1.1 Понятие инновационного процесса.
1.2 Теория применения НТП
Глава II. Периодизация волн инновационного развития
Глава III . Особенности современного этапа развития НТП
Глава IV. Практическое применение и роль НТП в экономической деятельности
4.1 Внедрение НТП
4.2 Регулирование НТП
Глава V. География инноваций
Глава VI. Межстрановый технологический трансферт: особенности современного этапе
Заключение
Список использованной литературы

Работа состоит из  1 файл

влияние научно-технического прогресса на мировые рынки.doc

— 201.00 Кб (Скачать документ)

     Работа  состаит из введения 6 глав заключения, списка использованной литературы и приложения. 
 
 
 
 
 
 

Глава II Периодизация волн инновационного развития 

     Определение основных факторов, лежащих в основе периодизации, уточнялось и развивалось другими исследователями. В 80-е годы интерес к периодизации усилился как в связи с очередным циклическим спадом, усиленным энергетическим кризисом, так и в связи с приближением окончания четвертого и начала пятого длинного цикла экономического развития капитализма. В центре дискуссии вновь оказались вопросы о периодизации, возобновились попытки выработки единой концепции, связывающей в единое целое экономические, технологические и социально-политические факторы развития. Наиболее успешными стали попытки интегрировать в периодизацию длинных волн технологические факторы циклов, принципы организации науки и образования,  состояния инфраструктуры и наличия универсального дешевого ресурса, который становится основой структурных сдвигов в производстве (см. приложение №1). Периодизация основных волн инновационного развития  (по Н. Кондратьеву, Й.Шумпетеру, К.Фримену). 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 

Глава III Особенности современного этапа развития НТП 

     Научно-технический  прогресс в последнее  десятилетие приобретает ряд качественно новых черт. Новое качество рождается в сфере взаимодействия науки, техники и производства. Превращение науки в непосредственную производительную силу,  начавшееся еще в последней трети XVIII века – начале XIX вв., вступает в новую стадию с середины 50-х годов XX в. Одно из проявлений этого – резкое сокращение срока реализации научных открытий. По данным американского ученого Ф. Линна, средний период освоения нововведений составил с 1885 по 1919 г. 37 лет, с 1920 по 1944  - 24 года, с 1945 по 1964 г. – 14 лет, а для наиболее перспективных открытий (электроника, атомная энергетика, лазеры) – 3-5 лет. Произошло, таким образом, сокращение этого периода до продолжительности строительства крупного современного предприятия. Это означает, что появилась фактическая конкуренция научного знания   и технического совершенствования производства, стало экономически более выгодно развивать производство на базе новых научных идей, нежели на базе самой современной, но “сегодняшней” техники. В результате изменилось взаимодействие науки с производством : раньше техника и производство развивались, в основном, путем накопления эмпирического опыта, теперь они стали развиваться на основе науки.

     Иными словами, наука становится не только непосредственным, но и ведущим фактором в системе общественных производительных сил. В качестве таковой наука приобретает способность определять темпы развития производства, характер его технических, организационных и структурных изменений, участвует в развитии всей системы производительных сил.

Значимость  научных разработок ставит вопрос о  форме сопряжения их с прикладными  разработками и производством. За последние 15-20 лет в капиталистических странах  отработан ряд эффективных методов  включения науки, в том числе и фундаментальной, в общий поток развития общественного производства.

     Общее ускорение научно-технического прогресса  требует быстрой быстрой разработки и внедрения новшества  в качестве защиты от морального старения.2 Эти же обстоятельства требуют разработки научной идеи, новой технологии в различных направлениях для поиска наиболее рационального и перспективного решения , для получения производственных методов или продуктов, пригодных для использования в разных отраслях.

Своеобразие современного этапа научно-технического прогресса  в также в том, что ключевое значение приобретают фундаментальные науки. Это объясняется рядом причин, в том числе и экономическими.

1)         Во-первых,  скорость появления новых изобретений способствует увеличению скорости морального износа  уже имеющейся техники и технологии. Следующее за этим обесценение постоянного капитала вызывает значительный рост издержек , падение конкурентоспособности. Поэтому глубокая научная проработка природы используемых процессов, общих принципов организации различных видов материи становится условием для совершенствования уже существующих технологий или быстрой их замены новыми. Этот интерес к фундаментальной стороне научных и технических знаний настолько серьезен, что во многом определяет организационные формы инновационного процесса, способы взаимодействия науки и производства.

2)         Во-вторых, новые технологии не представляют собой изолированные, обособленные потоки. В целом ряде случаев они связаны и обогащают друг друга. Но для их комплексного использования также необходимы фундаментальные разработки, открывающие новые сферы применения новейших процессов, принципов, идей.

3)         В-третьих, современный научно-технический прогресс дает возможность альтернативных путей развития и применения одной и той же научно-технической идеи в разных отраслях с весьма различным результатом с точки зрения эффективности. Риск неточного выбора направления разработки чрезвычайно велик и может привести к утрате позиций на рынке, потери самостоятельности перед лицом более удачливого конкурента. Фундаментальная разработка должна дать “видение” вариантности нововведения и ориентиры для их оценки. При равенстве затрат на НИОКР результаты могут быть весьма различны.                      
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава IV  Практическое применение и роль НТП в экономической деятельности

4. 1  Внедрение НТП          

 Приступая  к разработке и осуществлению  этой идеи, компании, разумеется, должны  начать с авансирования денежного  капитала. Существеннейшая специфика такого рода вложений состоит в том, что она связана с резко повышенной угрозой их потери:  инновации  носят  рисковый  характер. Вероятность успеха воплощения новой идеи в новом продукте достигает только 8,7%; из каждых 12 оригинальных идей только одна доходит до последней стадии массового производства и массовых продаж.  Американский специалист в области инноваций Твисс отмечает, что коммерческий успех достигается лишь в 10% начатых проектов, следовательно,  уровень  неудачи  можно  оценить в 90%. Иными словами, отдача от вложения капитала в инновационный процесс имеет крайне мало общего с гарантированными выплатами ссудного  процента на капитал в банке или дивиденда на акции. И потому, что такая отдача может при удачной реализации инновационного процесса оказаться сказочно большой, и потому, что может при неудаче отсутствовать вовсе, более того,  погибнет  и вложенный капитал.         

 Какие  же побудительные силы заставляют предпринимателей идти на столь значительный риск? Силы эти для любой  экономической системы  (малая инновационная фирма; крупная корпорация; группа промышленных компаний; “объединения” промышленных фирм, университетов, правительственных лабораторий  в  разных комбинациях  и  т.д.) могут быть подразделены на внутренние и внешние либо на имеющие объективную и  субъективную  природу.  Так,  к  числу внутренних побудительных мотивов инновационной активности можно отнести необходимость замены  устаревшего оборудования  (объективная причина) или стремление группы талантливых инженеров  реализовать свой творческий потенциал (субъективная  причина). Набор внутренних побудительных мотивов инновационной активности индивидуален для каждой  отдельной  компании  и  в некоторых случаях играет решающую роль в том, чтобы предпринять решение об инновационном  процессе.  Так, для только что созданной малой фирмы рождение и освоение новшества может быть единственной возможностью завоевать место  на рынке. Однако, зачастую внутренние причины оказываются недостаточно весомыми. Многим  компаниям  свойствен  довольно устойчивый  консерватизм в инновационной политике. Так, крупные монополии, добившиеся преобладания на  рынке, обычно не имеют  внутренних побудительных мотивов к риску, связанному с инновациями. Тут решающим стимулом  могут  выступить  причины внешнего  характера, в частности, обусловленные соответствующими мерами экономической политики государства.

4.2 Регулирование НТП   

 Меры  воздействия  государства в области инноваций можно подразделить на прямые и косвенные. Соотношение их определяется экономической  ситуацией в стране и избранной в связи с этим концепцией государственного регулирования - с упором  на рынок или на централизованное воздействие. Как правило, в период экономического спада характерно преобладание “кейнсианского” подхода к государственной экономической политике, пред-полагающего чрезвычайно активное вмешательство государства в экономическую жизнь общества; в период подъема экономики  берет  верх  философия  консерватизма,  отдающего  предпочтение игре рыночных сил.  

 В  настоящее  время экономисты по степени активности вмешательства государства в экономику выделяют три группы стран: в первой возобладала концепция необходимости активного вмешательства государства в управление экономикой (Япония и Франция); вторая характеризуется преобладающим упором на рыночные отношения (США, Великобритания); третья придерживается “промежуточного” варианта в экономической,  в том числе и инновационной, политике: государственное регулирование сочетается с низкой   степенью  централизации  государственного аппарата, используются косвенные методы воздействия при развитой системе согласования интересов правительства и бизнеса.  

 Прямые  методы государственного регулирования  инновационных  процессов  осуществляются преимущественно в двух формах: административно-ведомственной и программно-целевой.   

  Административно-ведомственная форма проявляется в виде прямого  дотационного финансирования, осуществляемого в соответствии со специальными законами, принимаемыми с целью непосредственного  содействия  инновациям. Так, в США в 1980 г.  был принят закон Стивенсона-Вайдлера “О  технологических  нововведениях”,  предусматривающий  ряд мер стимулирования промышленных инноваций; создания для их изучения и  стимулирования  специальных организаций в рамках аппарата исполнительной власти; оказание содействия в обмене  научным  и  техническим персоналом  между университетами, промышленностью и федеральными лабораториями; поощрение частных лиц и корпораций,  вносящих  большой вклад в развитие науки и техники. Ярким примером дотационного государственного финансирования  может  служить открытие в США в 1985 г. института промышленной технологии при Мичиганском университете. На организацию этого института  местными  и федеральными властями было выделено 17 млн.  долл. Основная его задача - разработка и опытная эксплуатация гибких интегрированных производственных систем и других средств автоматизации производства. Всего  из  133  млрд.  долл., расходуемых  в  США  на НИОКР в 1988 г. на долю федерального правительства приходилась почти половина - 49,3%.     

 Программно-целевая форма государственного регулирования инноваций  предполагает конкретное финансирование последних посредством государственных целевых программ поддержки нововведений, в том числе и в малых наукоемких  фирмах;  создается система  государственных  контрактов  на приобретение тех или иных товаров и услуг, фирмам предоставляются кредитные льготы для осуществления нововведений и т.д. Контрактное  финансирование представляет собой один из элементов распространенной в настоящее  время  системы  контрактных  отношений - договоров между заказчиками и подрядчиками (в данном случае государство выступает в роли заказчика-потребителя НИОКР (научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы)  -  например,  в аэрокосмической области, - а фирма-исполнитель НИОКР является подрядчиком). В договоре четко предусматриваются сроки завершения работ, конкретное разделение труда между исполнителями, характер материального вознаграждения. Строго оговариваются взаимные обязательства и экономические санкции. В  США  таким образом финансируются 77% федеральных затрат на НИОКР.      

 Особое  место в системе “прямых”  мер воздействия государства  на инновационный бизнес занимают  мероприятия, стимулирующие кооперацию промышленных корпораций в области НИОКР и кооперацию университетов с промышленностью. Государственная поддержка  создания таких организационных формирований осуществляется в  развитых  промышленных  странах преимущественно  в  виде специальных программ различных правительственных ведомств (в США это в основном Министерство энергетики  и Национальный Научный Фонд - ННФ). Так, в настоящее время ННФ осуществляет четыре программы по организации сотрудничества научно-исследовательских учреждений и промышленных фирм США.

     Первая из них - “Промышленно-университетские кооперативные  исследовательские  центры” - реализуется с 1973 г. Она предусматривает создание кооперативных университетскопромышленных центров на базе разработки и реализации крупный исследовательской программы, в которой участвует несколько промышленных фирм и один университет. В 1984 г. в стране насчитывалось более 100 таких центров, причем 20 из них были организованы целиком на средства ННФ. В 1985 г. в рамках  этой  программы ННФ приступил к реализации новой формы кооперации. Возникли  “Центры инженерных исследований”, основной целью которой является помощь в повышении их эффективности и конкурентоспособности. Характерно, что государство охотнее использует свою  финансовую  помощь в качестве стимула при создании совместных центров по изучению научно-технических проблем, которые в силу ряда причин не являются достаточно привлекательными для промышленности.   

Информация о работе Межстрановый технологический трансферт: особенности современного этапе