Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Октября 2013 в 03:46, контрольная работа
Трамповое судоходство — морское судоходство, при котором работа грузовых транспортных судов не связана с постоянными районами плавания. Транспортное обеспечение — система, представляющая собой совокупность технических и технологических элементов, экономических, коммерческо-правовых, организационных воздействий, форм и методов управления транспортными операциями и процессами на всех этапах и уровнях в сфере производства, потребления и обращения продукции. Все элементы транспортного обеспечения находятся в тесном взаимодействии и взаимных связях.
Введение……………………………………………………………………………..3
1. Услуги в современной мировой экономике. Классификация услуг…… …..5
2. Динамика и структура международной торговли услугами………………..9
3. Государственное и международное регулирование торговли услугами...13
4. Международный туризм и международные транспортные услуги в
системе МЭО…………………………………………………………………..15
5. Электронная торговля………………………………………………………..18
6. Понятие и размеры транспортной системы мира…………………..……...21
7. Структура рынка транспортных международных услуг……………..…..23
8. Сущность и виды международных транспортных операций…………..…26
9. Конвенции и соглашения о международных перевозках………………….30
10. Проблемы развития международного транспорта в России………………32
Заключение………………………………………………………………………….35
Список литературы…………………………………………………………………37
Что касается региональной структуры мировой торговли услугами, то Северная Америка и Азия более динамично увеличивали свое участие в обмене услугами, чем Западная Европа. Хотя Североамериканский и Западноевропейский регионы сохранили экспортную специализацию в этой сфере:
Таблица 1. Региональная структура международной торговли услугами в 2007 и 2012 гг.
Регионы |
2007 г. |
2012 г. | ||
экспорт |
импорт |
экспорт |
импорт | |
Мировая торговля |
100 |
100 |
100 |
100 |
Северная Америка |
11,9 |
9,8 |
19,7 |
14,3 |
Латинская Америка |
4,6 |
6,9 |
3,8 |
5,1 |
Азия |
13,0 |
17,3 |
22,7 |
27,5 |
Западная Европа |
56,0 |
49,6 |
45,6 |
43,0 |
Центральная и Восточная Европа |
2,5 |
2,5 |
3,1 |
3,6 |
Африка |
3,1 |
6,7 |
2,1 |
3,0 |
Прочие |
8,9 |
7,2 |
3,0 |
3,5 |
Международный обмен услугами осуществляется в основном между развитыми странами и характеризуется высокой степенью концентрации. В середине 80-х годов на них приходилось более 80% экспорта и импорта услуг, но уже в начале 90-х годов вследствие выдвижения группы новых индустриальных стран – около 70%. Лидерами среди развитых стран являются США, Франция, Великобритания, Нидерланды (крупнейшие экспортеры услуг), а также Германия, Япония, Италия (крупнейшие импортеры услуг):
Таблица 2. Ведущие страны в мировой торговле услугами в 2007 – 2012 гг.(в %)
Страна |
Доля в мировом экспорте услуг |
Доля в мировом импорте услуг | ||||
2007 г. |
2008г. |
2009 г. |
2010 г. |
2011 г. |
2012 г. | |
США |
10,1 |
17,0 |
17,5 |
8,4 |
11,8 |
11,6 |
Франция |
10,8 |
9,3 |
6,1 |
8,4 |
7,1 |
4,8 |
Германия |
7,5 |
6,8 |
5,7 |
11,9 |
9,8 |
9,3 |
Великобритания |
8,5 |
6,7 |
6,5 |
6,2 |
5,3 |
5,3 |
Япония |
4,7 |
5,1 |
5,2 |
8,1 |
10,5 |
9,4 |
Италия |
5,1 |
6,1 |
5,5 |
4,1 |
6,0 |
5,4 |
Нидерланды |
4,4 |
3,8 |
3,7 |
4,4 |
3,5 |
3,4 |
Всего |
51,1 |
54,8 |
50,2 |
51,5 |
54,0 |
49,2 |
Крупнейшим экспортером коммерческих услуг в 2007 г. являлись США (их доля в мировом экспорте составляла 17,5%). Причем с каждым годом их отрыв от других стран все более увеличивается. На США приходятся максимальные объемы торговли услугами по каналам филиалов корпораций (продажа филиалами американских ТНК на международном рынке и продажа услуг иностранными филиалами ТНК в США). Так, объем трансграничной торговли услугами США в 1996 г. в валовом объеме торговли услугами составлял 55%, в то время как соответственно на объемы межфилиальной торговли приходилось 45%.
За период 2007 – 2012 гг. снижение объемов внешней торговли услугами наблюдалось лишь у некоторых африканских стран (Алжир, Бенин, Замбия, Габон, Конго, Камерун, Ливия, Нигерия) и стран Ближнего Востока (Иран и Саудовская Аравия).7
По динамике и во внешнеторговой сфере лидирует комплекс деловых услуг: их доля в экспорте услуг из развитых стран возросла за этот период с 28 до 44%. Это службы маркетинга и рекламы, лизинговые операции, научно-исследовательские фирмы, услуги по охране и обслуживанию помещений, инженерно-строительные и архитектурные услуги, размножение документации, бухгалтерские, аудиторские операции и т.д.В США в деловых услугах занято более 11 млн. работников, Японии – около 3 млн., Великобритании – 1,5 млн., Германии – 1,4 млн., Франции – 0,6 млн. человек.
Еще одним видом услуг на мировом рынке является реклама. Реклама играет значительную роль в международной торговле, поскольку на мировых товарных рынках действует сейчас большое количество фирм, которым необходимо рекламировать свою продукцию. В то же время реклама из придатка к торговле превратилась в самостоятельную, очень прибыльную сферу бизнеса.
Целый ряд услуг – общественное
питание, ремонт бытовой техники, одежды,
обуви, прачечные, химчистка – развиваются
сравнительно низкими темпами. Под
воздействием конкуренции со стороны
товаров – заменителей и
Отмеченные динамические
и структурные тенденции
России потребовалось 18 лет для того, чтобы попасть во Всемирную торговую организацию (ВТО), однако по мере приближения первой годовщины вступления многие российские бизнесмены начинают задавать вопрос, стоило ли правительству вообще этим заниматься.
Россия, ведя переговоры по
торговле услугами, должна учитывать,
что ей необходимо представить перечень
обязательств по доступу иностранных
поставщиков услуг на отечественный
рынок. Перечень составляют двоякие
ограничения: общие для всех секторов
услуг и специфические, касающиеся
определенного сектора. При этом
специфические обязательства
В процессе выработки обязательств
по доступу иностранных
Устранение противоречий
между интересами российских и иностранных
производителей потребует больших
усилий. В первую очередь это связано
с тем, что сфера услуг, меры по
ее регулированию являются относительно
новой проблемой для нашей
страны. В настоящий момент Россия
особенно нуждается в создании стройной,
более совершенной системы
Кроме того, все еще остается проблема соответствия международного метода статистического учета услуг системе статистике, принятой в России.9 В отличие от ВТО в российской статистике производство материальных и нематериальных благ объединено, учет ведется по «списку», включающему следующие позиции:
транспорт и связь
торговля, общественное питание, МТС и сбыт, заготовки
информационно-вычислительное обслуживание
сфера операций с недвижимостью
ЖКХ, непроизводственные виды бытового обслуживания
здравоохранение, физическая культура и социальное обеспечение
образование, культура и искусство
наука и научное обслуживание
кредитование, финансы, страхование, пенсионное обеспечение
аппарат управления, организация управления, кооперация и общественные организации10
Следует учитывать, что по мере «взросления» ВТО, и ГАТС в частности, к странам, вступающим в эту организацию, будут предъявляться высокие требования.
На современном этапе позиция России на международном рынке услуг не слишком обнадеживающая. Россия хотя и входит в число ведущих 30 стран – участниц международной торговли услугами, выступает в качестве нетто-импортера.
Импорт же транспортных услуг
повышается, что свидетельствует
о тенденции к вытеснению с
рынка российских транспортных фирм.
В России транспортные расходы на
единицу произведенной
В условиях становления многоукладной экономики и развития рыночных отношений в стране происходят существенные изменения в сфере услуг. Значительно возрастают объемы услуг, специфически присущих рыночной экономике (банковских, финансовых, риэлтерских, страховых, юридических).12 В торговле финансовыми услугами Россия вероятно и в дальнейшем будет действовать через зарубежные финансовые структуры. Так, до середины 1998 г. в России было зарегистрировано около 1600 отечественных банков, из которых лишь 4 имели полноценные филиалы за границей.13
Страхованию в России отводилась второстепенная роль. Объем страхового обеспечения в расчете на душу населения в России остается чисто символической величиной. При среднемировом уровне потребности в страховых услугах около 2000 – 2050 $ в год на душу населения размер таких услуг в России в 1000 раз меньше, всего 2$. Для сравнения: фактические реальные величины страхового обеспечения на душу населения в России в 900 раз меньше, чем в Англии, в 1120 раз меньше, чем в США, 1420 раз меньше, чем в Швейцарии. 14
В структуре российской торговли услугами почти отсутствует экспорт маркетинговых, управленческих, аудиторских, консультационных, компьютерных и ряда подобных сравнительно новых видов услуг.
В международном обмене услугами основным для России, в отличие от большинства развитых стран, является внешнеторговый канал – трансграничная торговля. Однако в импорте услуг существенная доля приходится на второй канал – торговлю услугами филиалов иностранных компаний, находящихся на российской территории. В России представлены филиалы многих компаний – мировых лидеров в различных отраслях услуг, опыт которых в существенной степени влияет на формирование рыночных отношений в нашей стране.
Улучшение ситуации в сфере услуг в России во многом зависит от иностранных вложений. Наибольший интерес для зарубежных инвесторов представляют такие отрасли деловых услуг, как посредничество и консалтинг, а из ряда потребительских услуг – общественное питание, торговля, гостиничная индустрия. Заметная активность наблюдается в области рекламы и образовательных услуг.15
Основными направлениями международной интеграции в области транспорта являются:
- интеграция российского
транспорта в европейскую
- формирование и развитие общего транспортного
пространства стран СНГ;
- развитие взаимодействия в рамках регионального
сотрудничества;
- повышение роли России в создаваемой
интегрированной транспортной системе
Азиатско-Тихоокеанского региона;
- участие в международных транспортных
проектах и программах.
Развитие экспорта транспортных
услуг рассматривается в
Экспорт транспортных услуг должен развиваться в следующих основных направлениях:
- увеличение доли участия
российских транспортных
- повышение доли российских
транспортных организаций в
- развитие использования
транзитного потенциала
Особое место отводится
созданию общеевропейского транспортного
пространства, в том числе - совместной
работе с Евросоюзом.
Целый ряд проектов, предусмотренных стратегией,
непосредственно направлен на решение
этой задачи. Должны получить развитие
и те результаты, которые были достигнуты
при совместном решении вопросов транспортного
обеспечения Калининградской области.
В ближайшие годы на Балтике будет открыт
ряд паромных линий, соединяющих Санкт-Петербург,
порты Ленинградской области, Калининград,
порты Германии. На Балтийские паромы
предполагается привлечь значительные
потоки грузового автотранспорта. Эти
проекты созвучны идеям сочетания провозных
возможностей морского транспорта и гибкости
автомобильного, которые развиваются
в "Белой книге" европейской транспортной
политики
Информация о работе Мировая экономика (тема № 5) и международные экономические отношения (тема № 15)