Мировая экономика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Января 2012 в 19:42, реферат

Описание

Основу эффективности национальной экономики любой современной страны составляет наряду с природными и трудовыми ресурсами, и научно-технический потенциал страны. Переход экономики в новое качественное состояние увеличил значимость инновационной деятельности, развития наукоемких производств, что в конечном счете является важнейшим фактором выхода из экономического кризиса и обеспечения условий для экономического роста.

Научно – технический прогресс, научно – технический потенциал любой страны является основным двигателем экономик стран. Решающее значение в условиях нового этапа НТП, в условиях структурной перестройки мирового хозяйства приобретает вопрос научно – технического потенциала, тенденции к интенсификации развития, саморазвития на основе накопленного промышленного и научного потенциала.

Содержание

Введение…………………………………………………………….3

1. Внутренний экономический потенциал……………………..4

1.1. Валовой внутренний продукт………………………………4

1.2. Природные ресурсы………………………………………….6 1.3. Промышленность…………………………………………….7

2. Экономический потенциал стран мирового хозяйства……8

2.1.Научно-технический потенциал страны………………….. 8

Заключение………………………………………………………..13

Список литературы………………………………………………15

Работа состоит из  1 файл

мировая экономика.doc

— 88.00 Кб (Скачать документ)

     Насколько та или иная страна уделяет внимание развитию научно-технического потенциала, можно судить по таким показателям, как размеры абсолютных расходов на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы (НИОКР) и их удельный вес в ВВП.

     Больше  всего средств на развитие научно-технического потенциала в начале ХХI века тратилось в США и Японии, Германии, Франции, Великобритании. Суммарные расходы на НИОКР в этих странах были больше, чем совокупные расходы на аналогичные цели всех остальных государств мира.

     Рейтинг стран по абсолютным размерам расходов на НИОКР (2006г.), млн. долл.

     1.США   158452    21. Норвегия 2048

     2. Япония   109825    22. Чехия 1028

     3. Германия 49103    23. ЮАР 1007

     4. Франция   31102    24. Россия 901

     5. Великобритания 22454   25. Турция 798

     6. Италия 16916             26. Польша 554

     7. Канада 8517             27. Ирландия 456

     8. Швеция 7415             28. Мексика 427

     9. Нидерланды 5554            29. Венгрия 400

     10. Швейцария 5070                         30. Новая Зеландия 372

     11. Испания 4893                               31. Португалия 365

     12. Австралия 3974                           32. Греция 326

     13. Бельгия/Люксембург 3248         33. Аргентина 302

     14. Южная Корея 3209                     34. Индонезия 289

     15. Тайвань 3049                               35. Чили 220

     16. Австрия 2848                               36. Венесуэла 188

     17. Китай 2600                                   37. Сингапур 178

     18. Индия 2495                                   38. Таиланд 104

     19. Финляндия 2331                          39. Малайзия 36

     20. Дания 2205

     По  удельному весу расходов на НИОКР  лидируют в основном промышленно  развитые страны, у которых на научно-исследовательские  и опытно-конструкторские разработки в среднем тратится 2-3% ВВП.

     Наиболее  высокий удельный вес расходов на НИОКР в ВВП в конце 90-х годов имели Швеция (3,00%), Япония (2,97), Чехия (2,91), Швейцария (2,86), США (2,62), Германия (2,53%).

     Объем мирового рынка наукоемкой продукции  составляет сегодня $2 трлн. 300 млрд. Из этой суммы 39% - это продукция США, 30 – Японии, 16% - Германии. Доля же России составляет всего 0.3%.

     Производство  наукоемкой продукции за рубежом  обеспечивают 50 – 55 всего макротехнологий. Семь наиболее развитых стран, обладая 46 макротехнологиями, держат 80% этого рынка. США ежегодно получают от экспорта наукоемкой продукции около 700, Германия – 530, Япония – $ 400 млрд.

     Если  проследить путь развития японской экономики, она наиболее гибкая страна, на мой взгляд, которая поддавалась развитию новый технологий, развитию научно – технического прогресса и сейчас ее промышленность специализируется на переработке импортного сырья и разработке высоких технологий.

     История развития экономики говорит о  том, что в любой экономической  системе динамика экономического роста связана прежде всего с освоением нововведений. Необходимо для развития НТП не только покупать технологии за рубежом, но и создавать свои, вкладывая деньги в многонациональных исследовательские проекты.

     Заимствуя и совершенствуя зарубежную передовую  технологию, можно достичь мирового технического уровня в большинстве отраслей экономики, опять примером тому является Япония, она сумела создать мощные заделы на международном рынке технологий будущего. В прикладных исследованиях и разработках, а также в управлении инновационной деятельностью Япония обеспечила себе определенные преимущества перед Западом, но не очень стремится развивать свою фундаментальную науку.

     Другая  картина, на мой взгляд, в нашей стране, если в большинстве стран мира отмечается стремление к развитию научно-технического потенциала, то в России прослеживается прямо противоположная тенденция — к его разрушению.

     Научно-технический  потенциал России, созданный на протяжении многих десятилетий трудом миллионов  людей и воплощающий в себе достижения лучших умов многих поколений, находится на грани распада.

     Такая ситуация возникла ещё в бывшем Советском  Союзе, где сама экономическая система  оказалась неадекватной мировым  тенденциям развития науки и техники. Она не смогла обеспечить органичного  сочетания процессов научно-технического и социально-экономического развития. Невосприимчивость экономики к нововведениям была одной из причин возникновения технологического и экономического застоя. Начавшиеся экономические реформы усугубили существовавшие тенденции деградации научно-технического потенциала

     Сложившаяся мировая практика показывает, что  расходы на науку и научные  исследования распределяются между  государством и частным сектором, при этом чем больше внимания уделяется государством созданию научно-технического потенциала, тем больше затраты на НИОКР со стороны крупных компаний.

     В России в настоящее время финансирование науки на 95% осуществляется за счёт государственного бюджета, фактически отсутствуют ассигнования на эти  цели со стороны коммерческих структур, что лишает страну важного источника сохранения и развития научно-технического потенциала.

      Так же, как и для всей экономики России, для науки и научно-технической сферы характерна чрезмерная милитаризация. Если в большинстве стран мира в среднем на исследования в области обороны тратится лишь 20% всех ассигнований на НИОКР, то в России — около 70%. Кроме того, 80% всех научно-исследовательских институтов (НИИ) и около 70% научно-технических кадров обслуживают интересы военно-промышленного комплекса.

     Мировой опыт показывает, что развитие рыночных отношений само по себе не является достаточным условием быстрого научно-технического роста, тем более в условиях спада  промышленного производства, расстройства кредитно-финансовой и денежной сферы, галопирующей инфляции, кризиса неплатежей, которые породили в России беспрецедентное падение инвестиционной активности и соответственно снижение стимулов к инновационной деятельности.

     Сохранение  и развитие научно-технического потенциала России должно стать одним из основных приоритетов государственной политики. Назрела необходимость разработки принципиально новой государственной доктрины научно-технического развития России, адекватной её общественно-государственным интересам, целям реформ и долгосрочным перспективам экономики. Именно научно-технический потенциал и его дальнейшее развитие должны помочь России найти своё место в международном разделении труда и стать одним из основных элементов интеграции в мировую экономику.

     Основой для этого процесса служит сохраняющийся высокий интеллектуальный потенциал нации. И хотя по количеству Нобелевских лауреатов в области естественных наук (9) Россия уступает США (160), Великобритании (44), Германии (24), Франции (10) и Швеции (10), она остаётся мировым лидером в разработке ряда фундаментальных проблем физики, математики, физиологии, медицины, а также в прикладных разработках лазерной и криогенной техники, новых материалов.

                                                       Заключение 

     Научно – технический потенциал любой страны является основным двигателем экономик стран. В условиях экономической реформы, направленной на обеспечение стабилизации и перехода к экономическому росту, необходима разработка мероприятий по сохранению научно-технического потенциала, его развития и поддержки. Эти мероприятия должны разрабатываться при активной поддержке государства.

     Решающее  значение в условиях нового этапа  НТР, в условиях структурной перестройки  мирового хозяйства приобретает  вопрос научно – технического потенциала, тенденции к интенсификации развития, саморазвития на основе накопленного промышленного и научного потенциала.

     Для России сейчас особую значимость приобрело  творческое использование опыта  развитых стран по реализации мер  государственной поддержки инновационных  процессов в экономике, что в итоге позволит сформироваться отечественную систему стимулирования инновационной деятельности. Эффективность инноваций зависит от ряда факторов – это действенность какого – либо результата, получаемого в ходе вложения инвестиций и всех ресурсов (денежных, материальных, информационных, рабочей силы) в новый продукт или операцию (технологию).

     Научно-технический  потенциал является непрерывным  и сложным процессом открытия и использования новых знаний и достижений в хозяйственной  жизни. В результате научно – технического прогресса происходит развитие и совершенствование всех элементов производительных сил: средств и предметов труда, рабочей силы, технологии, организации и управления производством.

     К настоящему времени в структурах, ответственных за оказание государственной поддержки научно – технического инновационного потенциала, в области инноваций, сложилась система среднесрочного планирования мероприятий на основе составления одно-, двухлетних программ и их финансирования на долевой основе бюджетами разных уровней. Программы эти имеют иерархическую структуру (федеральные, региональные, муниципальные), а их цель - согласование действий различных уровней власти и аккумулирование ресурсов для более полного охвата мерами поддержки предприятий в этой области, большое внимание, особенно в последнее время, обращено малому предпринимательству.

     Без поддержки государства невозможно развивать и сохранять научно – технический, инновационные потенциал. Политика государства представляет собой совокупность форм, методов, направлений воздействия государства на производство с целью выпуска новых видов продукции и технологии, а также расширение на этой основе рынков сбыта отечественных товаров.

     В стране имеющей мощный научно –  технический потенциал, необходимо его поддерживать, развивать и сохранять.

     Научно  – технический прогресс воплощается  в периодических научно - технических революциях – НТР. Происходит сращивание науки и производства, их интеграция. Главные движущие силы материально – технической базы общества: научный интеллект; его реализация в новых поколениях техники. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                            Список литературы 

     1. Постановление Правительства РФ  № 982 от 02.09.99 г. «Об использовании  результатов научно – технической  деятельности//Российская газета. 1998.

     2.Андрианов  В.Д. Россия в мировой экономике:  Учебник. – М.: Владос, 2002.

     3.Балабанов  И.Т. Инновационный менеджмент: Учебное  пособие. - СПб.: Питер, 2001.

     4. Балабанов И.Т. Интерактивный  бизнес. - СПб.: Питер, 2000.

     5.Бетехтина Е., Пойсик М. Мировая практика формирования научно-технической политики. – Кишинев, 2000.

     6. Белокурова Г. Особенности японской  экономической модели //Общество  и экономика. 2003. № 3-4

     7. Баскакова М. Японская экономическая  модель //Мировая экономика и международные отношения. 2004 №1.

     8. Завлина П.Н., Казанцева Л.Э. Контуры  развития инновационного предпринимательства.  – М.: ЦИСН, 2000.

     9.Концепция  инновационной политики РФ. Утвержденная  постановление Правительства РФ. № 832 // Российская газета, 1998.

     10.Кортов  В.С., Устелемов В. Организация  инновационного процесса //Университетское  управление: практика и анализ, 2000, № 3.

     11. Кудрявый В. Реформа высокого  напряжения //Экономика и жизнь. 2002. № 46.

     12.Методические рекомендации по разработке инновационной политики предприятия, утвержденные приказом Минэкономики РФ от 2. 10 1997. № 118. //Экономика и жизнь. 1999.

     13.Малкова  И.В. Мировая экономика. – М.: Проспект, 2004.

     14. Санто Б. Инновация как средство экономического развития. Пер. с венгр. - М.: Прогресс. - 2000. 
 
 
 

Информация о работе Мировая экономика