Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Января 2012 в 19:42, реферат
Основу эффективности национальной экономики любой современной страны составляет наряду с природными и трудовыми ресурсами, и научно-технический потенциал страны. Переход экономики в новое качественное состояние увеличил значимость инновационной деятельности, развития наукоемких производств, что в конечном счете является важнейшим фактором выхода из экономического кризиса и обеспечения условий для экономического роста.
Научно – технический прогресс, научно – технический потенциал любой страны является основным двигателем экономик стран. Решающее значение в условиях нового этапа НТП, в условиях структурной перестройки мирового хозяйства приобретает вопрос научно – технического потенциала, тенденции к интенсификации развития, саморазвития на основе накопленного промышленного и научного потенциала.
Введение…………………………………………………………….3
1. Внутренний экономический потенциал……………………..4
1.1. Валовой внутренний продукт………………………………4
1.2. Природные ресурсы………………………………………….6 1.3. Промышленность…………………………………………….7
2. Экономический потенциал стран мирового хозяйства……8
2.1.Научно-технический потенциал страны………………….. 8
Заключение………………………………………………………..13
Список литературы………………………………………………15
Насколько та или иная страна уделяет внимание развитию научно-технического потенциала, можно судить по таким показателям, как размеры абсолютных расходов на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы (НИОКР) и их удельный вес в ВВП.
Больше всего средств на развитие научно-технического потенциала в начале ХХI века тратилось в США и Японии, Германии, Франции, Великобритании. Суммарные расходы на НИОКР в этих странах были больше, чем совокупные расходы на аналогичные цели всех остальных государств мира.
Рейтинг стран по абсолютным размерам расходов на НИОКР (2006г.), млн. долл.
1.США 158452 21. Норвегия 2048
2. Япония 109825 22. Чехия 1028
3. Германия 49103 23. ЮАР 1007
4. Франция 31102 24. Россия 901
5. Великобритания 22454 25. Турция 798
6. Италия 16916 26. Польша 554
7. Канада 8517 27. Ирландия 456
8. Швеция 7415 28. Мексика 427
9. Нидерланды 5554 29. Венгрия 400
10. Швейцария 5070 30. Новая Зеландия 372
11.
Испания 4893
12. Австралия 3974 32. Греция 326
13. Бельгия/Люксембург 3248 33. Аргентина 302
14. Южная Корея 3209 34. Индонезия 289
15.
Тайвань 3049
16. Австрия 2848 36. Венесуэла 188
17.
Китай 2600
18.
Индия 2495
19. Финляндия 2331 39. Малайзия 36
20. Дания 2205
По
удельному весу расходов на НИОКР
лидируют в основном промышленно
развитые страны, у которых на научно-исследовательские
и опытно-конструкторские
Наиболее высокий удельный вес расходов на НИОКР в ВВП в конце 90-х годов имели Швеция (3,00%), Япония (2,97), Чехия (2,91), Швейцария (2,86), США (2,62), Германия (2,53%).
Объем мирового рынка наукоемкой продукции составляет сегодня $2 трлн. 300 млрд. Из этой суммы 39% - это продукция США, 30 – Японии, 16% - Германии. Доля же России составляет всего 0.3%.
Производство наукоемкой продукции за рубежом обеспечивают 50 – 55 всего макротехнологий. Семь наиболее развитых стран, обладая 46 макротехнологиями, держат 80% этого рынка. США ежегодно получают от экспорта наукоемкой продукции около 700, Германия – 530, Япония – $ 400 млрд.
Если проследить путь развития японской экономики, она наиболее гибкая страна, на мой взгляд, которая поддавалась развитию новый технологий, развитию научно – технического прогресса и сейчас ее промышленность специализируется на переработке импортного сырья и разработке высоких технологий.
История развития экономики говорит о том, что в любой экономической системе динамика экономического роста связана прежде всего с освоением нововведений. Необходимо для развития НТП не только покупать технологии за рубежом, но и создавать свои, вкладывая деньги в многонациональных исследовательские проекты.
Заимствуя и совершенствуя зарубежную передовую технологию, можно достичь мирового технического уровня в большинстве отраслей экономики, опять примером тому является Япония, она сумела создать мощные заделы на международном рынке технологий будущего. В прикладных исследованиях и разработках, а также в управлении инновационной деятельностью Япония обеспечила себе определенные преимущества перед Западом, но не очень стремится развивать свою фундаментальную науку.
Другая картина, на мой взгляд, в нашей стране, если в большинстве стран мира отмечается стремление к развитию научно-технического потенциала, то в России прослеживается прямо противоположная тенденция — к его разрушению.
Научно-технический потенциал России, созданный на протяжении многих десятилетий трудом миллионов людей и воплощающий в себе достижения лучших умов многих поколений, находится на грани распада.
Такая ситуация возникла ещё в бывшем Советском Союзе, где сама экономическая система оказалась неадекватной мировым тенденциям развития науки и техники. Она не смогла обеспечить органичного сочетания процессов научно-технического и социально-экономического развития. Невосприимчивость экономики к нововведениям была одной из причин возникновения технологического и экономического застоя. Начавшиеся экономические реформы усугубили существовавшие тенденции деградации научно-технического потенциала
Сложившаяся мировая практика показывает, что расходы на науку и научные исследования распределяются между государством и частным сектором, при этом чем больше внимания уделяется государством созданию научно-технического потенциала, тем больше затраты на НИОКР со стороны крупных компаний.
В
России в настоящее время
Так же, как и для всей экономики России, для науки и научно-технической сферы характерна чрезмерная милитаризация. Если в большинстве стран мира в среднем на исследования в области обороны тратится лишь 20% всех ассигнований на НИОКР, то в России — около 70%. Кроме того, 80% всех научно-исследовательских институтов (НИИ) и около 70% научно-технических кадров обслуживают интересы военно-промышленного комплекса.
Мировой опыт показывает, что развитие рыночных отношений само по себе не является достаточным условием быстрого научно-технического роста, тем более в условиях спада промышленного производства, расстройства кредитно-финансовой и денежной сферы, галопирующей инфляции, кризиса неплатежей, которые породили в России беспрецедентное падение инвестиционной активности и соответственно снижение стимулов к инновационной деятельности.
Сохранение и развитие научно-технического потенциала России должно стать одним из основных приоритетов государственной политики. Назрела необходимость разработки принципиально новой государственной доктрины научно-технического развития России, адекватной её общественно-государственным интересам, целям реформ и долгосрочным перспективам экономики. Именно научно-технический потенциал и его дальнейшее развитие должны помочь России найти своё место в международном разделении труда и стать одним из основных элементов интеграции в мировую экономику.
Основой для этого процесса служит сохраняющийся высокий интеллектуальный потенциал нации. И хотя по количеству Нобелевских лауреатов в области естественных наук (9) Россия уступает США (160), Великобритании (44), Германии (24), Франции (10) и Швеции (10), она остаётся мировым лидером в разработке ряда фундаментальных проблем физики, математики, физиологии, медицины, а также в прикладных разработках лазерной и криогенной техники, новых материалов.
Научно – технический потенциал любой страны является основным двигателем экономик стран. В условиях экономической реформы, направленной на обеспечение стабилизации и перехода к экономическому росту, необходима разработка мероприятий по сохранению научно-технического потенциала, его развития и поддержки. Эти мероприятия должны разрабатываться при активной поддержке государства.
Решающее значение в условиях нового этапа НТР, в условиях структурной перестройки мирового хозяйства приобретает вопрос научно – технического потенциала, тенденции к интенсификации развития, саморазвития на основе накопленного промышленного и научного потенциала.
Для
России сейчас особую значимость приобрело
творческое использование опыта
развитых стран по реализации мер
государственной поддержки
Научно-технический потенциал является непрерывным и сложным процессом открытия и использования новых знаний и достижений в хозяйственной жизни. В результате научно – технического прогресса происходит развитие и совершенствование всех элементов производительных сил: средств и предметов труда, рабочей силы, технологии, организации и управления производством.
К настоящему времени в структурах, ответственных за оказание государственной поддержки научно – технического инновационного потенциала, в области инноваций, сложилась система среднесрочного планирования мероприятий на основе составления одно-, двухлетних программ и их финансирования на долевой основе бюджетами разных уровней. Программы эти имеют иерархическую структуру (федеральные, региональные, муниципальные), а их цель - согласование действий различных уровней власти и аккумулирование ресурсов для более полного охвата мерами поддержки предприятий в этой области, большое внимание, особенно в последнее время, обращено малому предпринимательству.
Без
поддержки государства
В стране имеющей мощный научно – технический потенциал, необходимо его поддерживать, развивать и сохранять.
Научно
– технический прогресс воплощается
в периодических научно - технических
революциях – НТР. Происходит сращивание
науки и производства, их интеграция. Главные
движущие силы материально – технической
базы общества: научный интеллект; его
реализация в новых поколениях техники.
1.
Постановление Правительства
2.Андрианов
В.Д. Россия в мировой
3.Балабанов И.Т. Инновационный менеджмент: Учебное пособие. - СПб.: Питер, 2001.
4. Балабанов И.Т. Интерактивный бизнес. - СПб.: Питер, 2000.
5.Бетехтина Е., Пойсик М. Мировая практика формирования научно-технической политики. – Кишинев, 2000.
6.
Белокурова Г. Особенности
7.
Баскакова М. Японская
8.
Завлина П.Н., Казанцева Л.Э. Контуры
развития инновационного
9.Концепция
инновационной политики РФ. Утвержденная
постановление Правительства
10.Кортов В.С., Устелемов В. Организация инновационного процесса //Университетское управление: практика и анализ, 2000, № 3.
11. Кудрявый В. Реформа высокого напряжения //Экономика и жизнь. 2002. № 46.
12.Методические рекомендации по разработке инновационной политики предприятия, утвержденные приказом Минэкономики РФ от 2. 10 1997. № 118. //Экономика и жизнь. 1999.
13.Малкова И.В. Мировая экономика. – М.: Проспект, 2004.
14.
Санто Б. Инновация как средство экономического
развития. Пер. с венгр. - М.: Прогресс. -
2000.