Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2011 в 16:33, реферат
Мировая экономика, или всемирное хозяйство, — это совокупность национальных хозяйств, находящихся в постоянной динамике, в движении, обладающих растущими связями и взаимосвязями и соответственно сложнейшим взаимовлиянием, в результате чего формируется крайне противоречивая, но вместе с тем более или менее целостная мировая экономическая система. Изучение и всестороннее исследование многообразных проблем всемирного хозяйства имеет неоценимое теоретико-методологическое и практическое значение для правильного понимания не только процессов, происходящих как в целом современном мире, так и в его отдельных частях и регионах, но и для осмысления тенденций общемирового развития.
1.Введение
2.Основные проблемы мировой экономики
◦Проблема преодоления бедности и отсталости
◦Проблема мира и демилитаризации
◦Продовольственная проблема
◦Проблема природных ресурсов
◦Экологическая проблема
◦Демографическая проблема
◦Проблема устойчивого развития
◦Проблема развития человеческого потенциала
3.Достижение моровой экономики
◦Процессы интернационализации и интеграции в мировой экономике
◦Уровень развития мировой экономики.
4.Заключение
5.Список литературы
Главное последствие быстрого роста населения заключается в том, что если в Европе демографический взрыв следовал за экономическим ростом и изменениями в социальной сфере, то в развивающихся странах резкое ускорение темпов роста населения опередило модернизацию производства и социальной сферы.
Демографический взрыв привел к усиливающейся концентрации трудовых ресурсов мира в развивающихся странах, где численность рабочей силы росла в пять-шесть раз быстрее, чем в промышленно развитых. При этом 2/3 мировых ресурсов рабочей силы сосредоточено в странах с самым низким уровнем социально-экономического развития.
В
связи с этим одним из важнейших
аспектов глобальной демографической
проблемы в современных условиях является
обеспечение занятости и эффективного
использования трудовых ресурсов развивающихся
стран. Решение проблемы занятости в этих
странах возможно путем как создания новых
рабочих мест в современных отраслях их
экономики, так и увеличения трудовой
миграции в промышленно развитые и более
богатые страны.
Пути выхода из демографического кризиса в развивающихся странах
Основные демографические показатели — рождаемость, смертность, естественный прирост (убыль) — зависят от уровня развития общества (экономического, социального, культурного и т.д.). Отсталость развивающихся стран служит одной из причин высоких темпов естественного прироста населения (2,2% по сравнению с 0,8% в развитых и постсоциалистических странах). В то же время в развивающихся странах, как и прежде в развитых, усиливается тенденция возрастания социально-психологических факторов демографического поведения при относительном снижении роли естественно-биологических факторов. Поэтому в странах, достигших более высокого уровня развития (Юго-Восточной и Восточной Азии, Латинской Америки), проявляется довольно устойчивая тенденция к снижению рождаемости (18% —в Восточной Азии против 29% — в Южной Азии и 44% — в Тропической Африке.). В то же время по уровню смертности развивающиеся страны мало отличаются от развитых (соответственно 9 и 10%). Все это дает основание предполагать, что по мере повышения уровня экономического развития страны развивающегося мира будут переходить к современному типу воспроизводства, что будет способствовать решению демографической проблемы.
7. Проблема устойчивого развития
Большое влияние на формирование концепций развития с учетом экологических ограничений оказал доклад «Наше общее будущее», выполненый по заданию ООН Международной комиссией по окружающей среде и развитию под председательством Г.Х. Брундтланд (1987 г.). Целью доклада являлась подготовка глобальной программы изменений в мировом развитии. В нем были предложены долгосрочные сратегии в области охраны окружающей среды, которые смогли бы обеспечить устойчивое развитие мировой экономики на длительный период, а также рассмотрены средства и способы, используя которые, мировое сообщество смогло бы эффективно решать проблемы использования природных ресурсов. Выводы и рекомендации комиссии получили положительную оценку Генеральной Ассамблеи ООН. К числу самых значимых следует отнести документы конференции ООН по окружающей среде и развитию, проходившей в Рио-де-Жанейро в июне 1992 г., в частности программу «Повестка дня на XXI век», которая представляет собой глобальную программу экономического и социального развития человечества на будущий век.
Все развитые государства мира выразили свое стремление следовать по направлению к устойчивому развитию, и практически все концептуальные официальные государственные и международные документы последних лет в качестве базовой идеологии используют понятие устойчивого развития.
Центральное место в понятии устойчивого развития занимает проблема учета долгосрочных экологических последствий принимаемых сегодня экономических решений. Можно выделить четыре критерия устойчивого развития на длительную перспективу (указанный подход основывается на классификации природных ресурсов и динамике их воспроизводства)
1.Относительно
возобновимых природных ресурсов (земля,
лес и т.д.) — их количество или возможность
увеличивать биомассу, по крайней мере,
не должны уменьшаться в течение некоторого
времени, т.е. должно существовать хотя
бы их простое воспроизводство.
В завершение следует сказать несколько слов о путях достижения устойчивого развития. Обобщая самые разные точки зрения по этому вопросу, можно объединить их в два основных подхода.
Первый подход — это стратегия «тотальной очистки», которая связывает устойчивое развитие человечества с экологически чистой энергетикой, безотходными технологиями, замкнутыми циклами производства. Данный подход исходит из того, что изменения в окружающей среде и деградация экологических систем являются следствием неправильного ведения хозяйства и могут быть устранены путем такой его перестройки, которая не будет угнетать окружающую среду. Однако создание абсолютно замкнутого технологического цикла или невозможно, или слишком дорого. Поэтому внедрить в жизнь в полной мере концепцию устойчивого развития в соответствии с первым подходом не представляется возможным.
Второй подход — это стратегия ограниченного потребления. Она основывается на том, что человечество потребляет слишком много природных ресурсов, и именно это вызывает их истощение и деградацию окружающей природной среды.
Оба подхода исходят из того, что главным источником экологических проблем служит слишком высокий уровень потребления природных благ.
8. Проблема развития человеческого потенциала
Развитие экономики любой страны и мировой экономики вцелом, особенно в современную эпоху, определяется ее человеческим потенциалом, т.е. трудовыми ресурсами и главное — их качеством. А оно проявляется прежде всего в виде квалификации трудовой морали.
Изменение условий и характера труда и повседневной жизни при переходе к постиндустриальному обществу привели к развитию двух, казалось бы, взаимоисключающих и в то же время взаимопереплетающихся тенденций. С одной стороны, это все более возрастающая индивидуализация трудовой деятельности, с другой — необходимость наличия навыков к работе в коллективе для решения сложных производственных или управленческих задач методом «мозговой атаки».
Изменяющиеся условия труда предъявляют в настоящее время повышенные требования и к физическим качествам человека, которые в значительной мере определяют его способность к труду. На процессы воспроизводства человеческого потенциала большое влияние оказывают такие факторы, как сбалансированное полноценное питание, жилищные условия, состояние окружающей среды, экономическая, политическая и военная стабильность, состояние здравоохранения и массовые заболевания и т.п.
Образование и проблема человеческого потенциала
Ключевыми элементами квалификации сегодня выступают уровень общего и профессионального образования. Признание значения общего и профессионального образования, увеличение продолжительности обучения привели к осознанию того, что рентабельность ассигнований в человека превосходит прибыльность вложений в физический капитал. В связи с этим затраты на образование и профессиональную подготовку, а также здравоохранение, получившие название «инвестиций в человека», рассматриваются в настоящее время не как непроизводительное потребление, а как один из наиболее эффективных видов капиталовложений.
Одним из показателей квалификационного уровня служит среднее общее количество лет обучения в начальной, средней и высшей школе. В США оно составляет в настоящее время 16 лет, в Германии — 14,5 лет. Однако продолжают сохраняться страны и регионы с очень низким уровнем образования. По оценке Международного банка реконструкции и развития, в Западной Африке этот показатель составляет около двух лет, в странах Тропической Африки — менее трех лет, в Восточной Африке — около четырех лет, т.е. не превышает продолжительности обучения в начальной школе.
Отдельная
задача в области образования
— это ликвидация неграмотности.
В последние десятилетия уровень неграмотности
в мире снизился, но число неграмотных
возросло. Подавляющая часть неграмотных
приходится на развивающиеся страны. Так,
в Африке и Южной Азии неграмотные составляют
более 40% взрослого населения.
Главные
достижения мировой
экономики
Уровень
развития мировой
экономики.
Эволюция мирового хозяйства во второй половине XX века связывается с поступательным развитием экономики отдельных, прежде всего, промышленно развитых стран. На этот процесс разнонаправленное воздействие оказывали такие глобальные факторы, как противостояние двух социальных систем, постепенное развертывание научно-технической революции, вызревание разнообразных кризисных ситуаций (что находило выражение в проявлении структурных и циклических кризисов). Тем не менее основополагающей тенденцией развития мировой экономики стала набиравшая в эти годы темпы, размах и силу интернационализации хозяйственной жизни.
Различия в изменениях структуры мирового ВВП и мирового населения предопределены разной динамикой производства ВВП на душу населения в тех илил иных странах, их группах и регионах мира. Наряду с населением величина ВВП на душу населения выступает важнейшим фактором, влияющим на динамику абсолютных размеров ВВП. При этом именно величина душевого производства ВВП используется, как правило, в качестве показателя уровня экономического развития, а его изменение – в качестве наиболее точного показателя темпов экономического роста в долгосрочной перспективе.
За послевоенные 46 лет производство мирового ВВП на душу населения возросло в 2,5 раза. Однако его рост по регионам и группам стран происходил крайне неравномерно. Хотя абсолютный уровень ВВП на душу населения в 1996 г. продолжал оставаться наиболее высоким в Северной Америке и Австралии и Океании, именно в этих регионах, а также в Южной Америке и особенно в Африке его увеличение оказалось более медленным, чем в среднем в мире, что привело к снижению позиций рассматриваемых регионов по отношению к среднемировому уровню. В то же время в Европе и особенно в Азии темпы роста ВВП на душу населения превысили среднемировой показатель (в Азии – вдвое).
Повышение среднего уровня экономического развития бывших социалистических стран (в 3 раза) на первый взгляд кажется существенно выше, чем аналогичный показатель стран с рыночной экономикой (в 2,4 раза). Однако, как и в случае с абсолютными размерами ВВП, эти результаты предопределены рекордными темпами роста ВВП на душу населения в Китае (более чем в 10 раз) и резко возросшим удельным весом его экономического потенциала в группе бывших социалистических стран. Если в течение первых 20 послевоенных лет КНР устойчиво занимала последнее место в мире по данному параметру, то благодаря беспрецендентно высоким темпам экономического роста в последующие годы этот показатель к 1996 г. повысился с 12 до 49% от среднемирового уровня.
Без учета КНР средний уровень экономического развития группы бывших социалистических стран повысился всего лишь в 1,6 раза. Таким образом, большинство бывших социалистических стран (за исключением КНР) завершают 20 век на существенно худших экономических позициях по сравнению с теми, которые они занимали в середине века.
Глубина экономической катастрофы, постигшей бывшие социалистические страны, может быть сопоставима только с аналогичным кризисом в СЮС. Темпы роста ВВП на душу населения там были чрезвычайно низкими – 1,4 раза, а снижение уровня экономического развития в этих странах относительно среднемирового показателя оказалось максимальным – с 36 до 19%, то есть почти в 2 раза.
В отличие от СЮС большая часть развивающихся стран несколько сократила свой отрыв от среднемирового уровня, хотя страны-энергоэкспортеры в целом остались на том же уровне, чтог и в 1950 г., а страны Латинской Америки развивались несколько медленнее.
В развитых странах с рыночной экономикой темпы роста были заметно выше, чем в развивающихся странах, что привело к увеличению отрыва последних от среднемирового уровня. В то же время изза более медленных темпов роста экономики США эта страна, наоборот, немного вернулась к среднемировому уровню. Таким образом, главной тенденцией развития этой группы стран стало сближение показателя ВВП на душу населения в большей их части с аналогичным показателем в США.
Следует
иметь в виду, однако, что в
ближайшие десятилетия
- демографический
рост (по прогнозу Экономического
и Социального Совета ООН,
- информатизация
научно-технической сферы, что
позволит увеличить ее
- рост
международного разделения
- всеохватывающие
масштабы рыночной системы XXI
в. (иными словами, закончится
эпоха социальных и военных
катаклизмов, повысится число
стран с относительно стабильными политическими
режимами и социально ориентированной
экономикой; стремление людей повысить
уровень своего дохода станет доминирующей
мотивацией их участия в общественном
производстве);