Мировая экономика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2011 в 16:33, реферат

Описание

Мировая экономика, или всемирное хозяйство, — это совокупность национальных хозяйств, находящихся в постоянной динамике, в движении, обладающих растущими связями и взаимосвязями и соответственно сложнейшим взаимовлиянием, в результате чего формируется крайне противоречивая, но вместе с тем более или менее целостная мировая экономическая система. Изучение и всестороннее исследование многообразных проблем всемирного хозяйства имеет неоценимое теоретико-методологическое и практическое значение для правильного понимания не только процессов, происходящих как в целом современном мире, так и в его отдельных частях и регионах, но и для осмысления тенденций общемирового развития.

Содержание

1.Введение
2.Основные проблемы мировой экономики
◦Проблема преодоления бедности и отсталости
◦Проблема мира и демилитаризации
◦Продовольственная проблема
◦Проблема природных ресурсов
◦Экологическая проблема
◦Демографическая проблема
◦Проблема устойчивого развития
◦Проблема развития человеческого потенциала
3.Достижение моровой экономики
◦Процессы интернационализации и интеграции в мировой экономике
◦Уровень развития мировой экономики.
4.Заключение
5.Список литературы

Работа состоит из  1 файл

мировая экономика.doc

— 145.00 Кб (Скачать документ)

     Главное последствие быстрого роста населения  заключается в том, что если в Европе демографический взрыв следовал за экономическим ростом и изменениями в социальной сфере, то в развивающихся странах резкое ускорение темпов роста населения опередило модернизацию производства и социальной сферы.

     Демографический взрыв привел к усиливающейся  концентрации трудовых ресурсов мира в развивающихся странах, где численность рабочей силы росла в пять-шесть раз быстрее, чем в промышленно развитых. При этом 2/3 мировых ресурсов рабочей силы сосредоточено в странах с самым низким уровнем социально-экономического развития.

     В связи с этим одним из важнейших  аспектов глобальной демографической проблемы в современных условиях является обеспечение занятости и эффективного использования трудовых ресурсов развивающихся стран. Решение проблемы занятости в этих странах возможно путем как создания новых рабочих мест в современных отраслях их экономики, так и увеличения трудовой миграции в промышленно развитые и более богатые страны. 

     Пути  выхода из демографического кризиса в развивающихся странах

     Основные  демографические показатели — рождаемость, смертность, естественный прирост (убыль) — зависят от уровня развития общества (экономического, социального, культурного и т.д.). Отсталость развивающихся стран служит одной из причин высоких темпов естественного прироста населения (2,2% по сравнению с 0,8% в развитых и постсоциалистических странах). В то же время в развивающихся странах, как и прежде в развитых, усиливается тенденция возрастания социально-психологических факторов демографического поведения при относительном снижении роли естественно-биологических факторов. Поэтому в странах, достигших более высокого уровня развития (Юго-Восточной и Восточной Азии, Латинской Америки), проявляется довольно устойчивая тенденция к снижению рождаемости (18% —в Восточной Азии против 29% — в Южной Азии и 44% — в Тропической Африке.). В то же время по уровню смертности развивающиеся страны мало отличаются от развитых (соответственно 9 и 10%). Все это дает основание предполагать, что по мере повышения уровня экономического развития страны развивающегося мира будут переходить к современному типу воспроизводства, что будет способствовать решению демографической проблемы.

     7. Проблема устойчивого  развития

     Большое влияние на формирование концепций  развития с учетом экологических ограничений оказал доклад «Наше общее будущее», выполненый по заданию ООН Международной комиссией по окружающей среде и развитию под председательством Г.Х. Брундтланд (1987 г.). Целью доклада являлась подготовка глобальной программы изменений в мировом развитии. В нем были предложены долгосрочные сратегии в области охраны окружающей среды, которые смогли бы обеспечить устойчивое развитие мировой экономики на длительный период, а также рассмотрены средства и способы, используя которые, мировое сообщество смогло бы эффективно решать проблемы использования природных ресурсов. Выводы и рекомендации комиссии получили положительную оценку Генеральной Ассамблеи ООН. К числу самых значимых следует отнести документы конференции ООН по окружающей среде и развитию, проходившей в Рио-де-Жанейро в июне 1992 г., в частности программу «Повестка дня на XXI век», которая представляет собой глобальную программу экономического и социального развития человечества на будущий век.

     Все развитые государства мира выразили свое стремление следовать по направлению к устойчивому развитию, и практически все концептуальные официальные государственные и международные документы последних лет в качестве базовой идеологии используют понятие устойчивого развития.

     Центральное место в понятии устойчивого  развития занимает проблема учета долгосрочных экологических последствий принимаемых сегодня экономических решений. Можно выделить четыре критерия устойчивого развития на длительную перспективу (указанный подход основывается на классификации природных ресурсов и динамике их воспроизводства)

     1.Относительно возобновимых природных ресурсов (земля, 
лес и т.д.) — их количество или возможность увеличивать биомассу, по крайней мере, не должны уменьшаться в течение некоторого времени, т.е. должно существовать хотя бы их простое воспроизводство.

  1. Относительно невозбновимых природных ресурсов (полезные ископаемые) — необходимо максимально возможное замедление темпов исчерпания их запасов с перспективой замены в будущем на другие неограниченные или возобновимые виды ресурсов (частичная замена нефти, газа, угля на альтернативные источники энергии — солнечную, ветровую, геотермальную, приливов и отливов, биомассы).
  2. Относительно отходов — должна быть предусмотрена возможность минимизации их количества на основе внедрения мало 
    отходных, безотходных, ресурсосберегающих технологий.
  3. Загрязнение окружающей среды, как суммарное, так и по 
    видам, в перспективе не должно превышать его современного 
    Уровня. Необходимо предусмотреть возможность минимизации 
    загрязнения до социально и экономически приемлемого уровня.

     В завершение следует сказать несколько слов о путях достижения устойчивого развития. Обобщая самые разные точки зрения по этому вопросу, можно объединить их в два основных подхода.

     Первый  подход — это стратегия «тотальной очистки», которая связывает устойчивое развитие человечества с экологически чистой энергетикой, безотходными технологиями, замкнутыми циклами производства. Данный подход исходит из того, что изменения в окружающей среде и деградация экологических систем являются следствием неправильного ведения хозяйства и могут быть устранены путем такой его перестройки, которая не будет угнетать окружающую среду. Однако создание абсолютно замкнутого технологического цикла или невозможно, или слишком дорого. Поэтому внедрить в жизнь в полной мере концепцию устойчивого развития в соответствии с первым подходом не представляется возможным.

     Второй  подход — это стратегия ограниченного  потребления. Она основывается на том, что человечество потребляет слишком много природных ресурсов, и именно это вызывает их истощение и деградацию окружающей природной среды.

     Оба подхода исходят из того, что главным  источником экологических проблем служит слишком высокий уровень потребления природных благ.

     8. Проблема развития  человеческого потенциала

     Развитие  экономики любой страны и мировой  экономики вцелом, особенно в современную эпоху, определяется ее человеческим потенциалом, т.е. трудовыми ресурсами и главное — их качеством. А оно проявляется прежде всего в виде квалификации трудовой морали.

     Изменение условий и характера труда  и повседневной жизни при переходе к постиндустриальному обществу привели к развитию двух, казалось бы, взаимоисключающих и в то же время взаимопереплетающихся тенденций. С одной стороны, это все более возрастающая индивидуализация трудовой деятельности, с другой — необходимость наличия навыков к работе в коллективе для решения сложных производственных или управленческих задач методом «мозговой атаки».

     Изменяющиеся  условия труда предъявляют в настоящее время повышенные требования и к физическим качествам человека, которые в значительной мере определяют его способность к труду. На процессы воспроизводства человеческого потенциала большое влияние оказывают такие факторы, как сбалансированное полноценное питание, жилищные условия, состояние окружающей среды, экономическая, политическая и военная стабильность, состояние здравоохранения и массовые заболевания и т.п.

     Образование и проблема человеческого  потенциала

     Ключевыми элементами квалификации сегодня выступают уровень общего и профессионального образования. Признание значения общего и профессионального образования, увеличение продолжительности обучения привели к осознанию того, что рентабельность ассигнований в человека превосходит прибыльность вложений в физический капитал. В связи с этим затраты на образование и профессиональную подготовку, а также здравоохранение, получившие название «инвестиций в человека», рассматриваются в настоящее время не как непроизводительное потребление, а как один из наиболее эффективных видов капиталовложений.

     Одним из показателей квалификационного  уровня служит среднее общее количество лет обучения в начальной, средней и высшей школе. В США оно составляет в настоящее время 16 лет, в Германии — 14,5 лет. Однако продолжают сохраняться страны и регионы с очень низким уровнем образования. По оценке Международного банка реконструкции и развития, в Западной Африке этот показатель составляет около двух лет, в странах Тропической Африки — менее трех лет, в Восточной Африке — около четырех лет, т.е. не превышает продолжительности обучения в начальной школе.

     Отдельная задача в области образования  — это ликвидация неграмотности. В последние десятилетия уровень неграмотности в мире снизился, но число неграмотных возросло. Подавляющая часть неграмотных приходится на развивающиеся страны. Так, в Африке и Южной Азии неграмотные составляют более 40% взрослого населения. 

     Главные достижения мировой  экономики 

      Уровень развития мировой  экономики. 

     Эволюция  мирового хозяйства во второй половине XX века связывается с поступательным развитием экономики отдельных, прежде всего, промышленно развитых стран. На этот процесс разнонаправленное воздействие оказывали такие глобальные факторы, как противостояние двух социальных систем, постепенное развертывание научно-технической революции, вызревание разнообразных кризисных ситуаций (что находило выражение в проявлении структурных и циклических кризисов). Тем не менее основополагающей тенденцией развития мировой экономики стала набиравшая в эти годы темпы, размах и силу интернационализации хозяйственной жизни.

      Различия  в изменениях структуры мирового ВВП и мирового населения предопределены разной динамикой производства ВВП  на душу населения в тех илил иных странах, их группах и регионах мира. Наряду с населением величина ВВП на душу населения выступает важнейшим фактором, влияющим на динамику абсолютных размеров ВВП. При этом именно величина душевого производства ВВП используется, как правило, в качестве показателя уровня экономического развития, а его изменение – в качестве наиболее точного показателя темпов экономического роста в долгосрочной перспективе.

      За  послевоенные 46 лет производство мирового ВВП на душу населения возросло в 2,5 раза. Однако его рост по регионам и группам стран происходил крайне неравномерно. Хотя абсолютный уровень ВВП на душу населения в 1996 г. продолжал оставаться наиболее высоким в Северной Америке и Австралии и Океании, именно в этих регионах, а также в Южной Америке и особенно в Африке его увеличение оказалось более медленным, чем в среднем в мире, что привело к снижению позиций рассматриваемых регионов по отношению к среднемировому уровню. В то же время в Европе и особенно в Азии темпы роста ВВП на душу населения превысили среднемировой показатель (в Азии – вдвое).

      Повышение среднего уровня экономического развития бывших социалистических стран (в 3 раза) на первый взгляд кажется существенно  выше, чем аналогичный показатель стран с рыночной экономикой (в 2,4 раза). Однако, как и в случае с  абсолютными размерами ВВП, эти результаты предопределены рекордными темпами роста ВВП на душу населения в Китае (более чем в 10 раз) и резко возросшим удельным весом его экономического потенциала в группе бывших социалистических стран. Если в течение первых 20 послевоенных лет КНР устойчиво занимала последнее место в мире по данному параметру, то благодаря беспрецендентно высоким темпам экономического роста в последующие годы этот показатель к 1996 г. повысился с 12 до 49% от среднемирового уровня.

      Без учета КНР средний уровень экономического развития группы бывших социалистических стран повысился всего лишь в 1,6 раза. Таким образом, большинство бывших социалистических стран (за исключением КНР) завершают 20 век на существенно худших экономических позициях по сравнению с теми, которые они занимали в середине века.

      Глубина экономической катастрофы, постигшей  бывшие социалистические страны, может  быть сопоставима только с аналогичным  кризисом в СЮС. Темпы роста ВВП  на душу населения там были чрезвычайно  низкими – 1,4 раза, а снижение уровня экономического развития в этих странах относительно среднемирового показателя оказалось максимальным – с 36 до 19%, то есть почти в 2 раза.

      В отличие от СЮС большая часть  развивающихся стран несколько  сократила свой отрыв от среднемирового уровня, хотя страны-энергоэкспортеры в целом остались на том же уровне, чтог и в 1950 г., а страны Латинской Америки развивались несколько медленнее.

     В развитых странах с рыночной экономикой темпы роста были заметно выше, чем в развивающихся странах, что привело к увеличению отрыва последних от среднемирового уровня. В то же время изза более медленных темпов роста экономики США эта страна, наоборот, немного вернулась к среднемировому уровню. Таким образом, главной тенденцией развития этой группы стран стало сближение показателя ВВП на душу населения в большей их части с аналогичным показателем в США.

Следует иметь в виду, однако, что в  ближайшие десятилетия складываются действительно уникальные перспективы  для дальнейшего экономического роста. Среди наиболее важных его факторов можно выделить следующие: 

- демографический  рост (по прогнозу Экономического  и Социального Совета ООН, численность  населения в мире возрастет  до 7,4 млрд. человек в 2015 г., в том  числе в развивающихся странах  (без КНР) - с 3,2 до 4,5 млрд. человек; также произойдут сдвиги в возрастной структуре населения, его дальнейшая концентрация в больших городах); 

- информатизация  научно-технической сферы, что  позволит увеличить ее способность  быстро учитывать требования  и потребности рыночной экономики; 

- рост  международного разделения труда  и усиление международной конкуренции  в ходе глобализации экономики; 

- всеохватывающие  масштабы рыночной системы XXI в. (иными словами, закончится  эпоха социальных и военных  катаклизмов, повысится число  стран с относительно стабильными политическими режимами и социально ориентированной экономикой; стремление людей повысить уровень своего дохода станет доминирующей мотивацией их участия в общественном производстве); 

Информация о работе Мировая экономика