Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Мая 2011 в 18:49, курсовая работа
Цель курсовой работы отразить мировое хозяйство – как целостную систему.
Введение 3
1. ПОНЯТИЕ МИРОВОГО ХОЗЯЙСТВА 4
1.1 Определение мирового хозяйства 4
1.2 Характерные черты мировой экономики 5
2. СУБЪЕКТЫ МИРОВОГО ХОЗЯЙСТВА 9
2.1 Государство — основной субъект мирового хозяйства 9
2.2 Транснациональные компании 12
2.3 Международные экономические организации 14
2.4 Региональные экономические интеграционные группировки 16
3. КРИТЕРИИ ВЫДЕЛЕНИЯ ПОДСИСТЕМ МИРОВОГО ХОЗЯЙСТВА 18
Заключение 24
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 25
• Мобилизуемые государством финансовые средства позволяли обеспечивать подготовку рабочей силы, которой в основном занимается государство. Расходы на образование только за 80—90-е годы увеличилась с 3,9 до 4,8% ВМП, расходы на здравоохранение составили 2,5% ВМП, в том числе в промышленно развитых странах — 6% их совокупного ВВП.
• Государство во многих странах несет ответственность за социальное обеспечение населения. В целом на социальные услуги населению государства выделяют до 20% их ВВП (в развивающихся странах — около 5%).
• Государство является активным участником хозяйственной деятельности. Приобретая товары и услуги, оно создает спрос, осуществляет капиталовложения, предоставляет субсидии. В течение прошлого века происходило снижение доли частного потребления и повышение государственного. В 1820 г. частное потребление в ныне развитых странах, очевидно, составляло 85% ВВП, в конце XX в. — порядка 60% (табл. 1.1). Наибольшая доля государственного потребления отмечается в странах с высоким уровнем дохода и самых бедных странах.
Таблица 1.1 Потребление правительственных организаций, % ВМП
|
1980 | 1999 |
Потребление
правительств Частное потребление
Капиталовложения
Экспорт товаров и услуг Баланс |
15
61 25 20 -1 |
15
62 22 22 0 |
Источник: World development report. 1999/2000; 2000/2001. World Bank.
В
общегосударственное
Государственное потребление создает для компаний достаточно гарантированный и емкий рынок сбыта. Он оказывает на положение национальных хозяйствующих субъектов не только прямое, но и косвенное воздействие. Государственные заказы образуют цепную реакцию в хозяйстве, обеспечивая возможность реализации товаров и услуг не только фирм-контракторов, но и фирм-субподрядчиков.
• Государство прямо и косвенно влияет на размеры и структуру капиталовложений. Роль государственных капитало-
вложений в конце века сократилась, но она остается значительной, колеблясь в пределах 0,7 — 14% ВВП.
• Государственное кредитование и субсидирование — важный инструмент воздействия на инвестиционный процесс и потребление частного сектора. По оценкам, субсидии, предоставляемые предпринимательскому сектору, в среднем составляют 2,5% ВМП. Развитие целого ряда отраслей напрямую зависит от государственных капиталовложений и субсидий. Ярким примером этого является сельское хозяйство и научно-исследовательская сфера в развитых странах.
• Государство выступает крупным работодателем, обеспечивая до 20% занятых.
•
Государство непосредственно
В целом государство, используя свою властную монополию, определяет национальную стратегию, разрабатывает правовые основы развития общества, регулирует денежно-кредитные отношения, развитие инфраструктуры, социальной сферы, обеспечивает внешнюю безопасность. Объектом его воздействия выступают все пропорции национального производства. Направленность и характер решения этих задач зависят от соотношения между различными группами населения, целенаправленной деятельности правящих групп, ее соответствия интересам всего общества.
Обеспечение общенациональных, общегосударственных интересов исторически означало предпочтение собственной территории. Для собственных хозяйствующих субъектов, населения создавались предпочтительные возможности хозяйственной деятельности. В рамках национальной хозяйственной системы государство обеспечивало определяющее место внутренним экономическим, национальным и культурным связям. Это предопределяло самостоятельную роль национального хозяйства в мировой экономической системе. Государственное воздействие на другие субъекты мирового хозяйства и на систему в целом соизмеряется с хозяйственным потенциалом государства и ролью национальных хозяйствующих субъектов на международных рынках.
ТНК занимают особое место в мировом хозяйстве, оказывая разностороннее влияние на его функционирование, на положение других хозяйствующих субъектов и подсистем.
Понятие ТНК. Среди исследователей нет единообразного понимания международных хозяйственных объединений. Их именуют международными, многонациональными, глобальными, сверхнациональными, транснациональными корпорациями. Данные названия отражают поиск соответствующего выражения различных функций компаний, действующих на различных экономических пространствах.
К многонациональным, транснациональным компаниям относят хозяйственные предприятия, действующие в двух или более странах и в операциях которых содержится определенный зарубежный компонент (экспорт и зарубежное производство составляют 25% оборота). Они имеют такую систему принятия решений, которая позволяет осуществлять согласованную политику и общую стратегию из одного или нескольких центров, оказывать соответствующее воздействие на других участников общей хозяйственной структуры. Обычно эти компании представляют собой разросшиеся в международном масштабе производственные комплексы, внутренние связи между составными частями которых носят не рыночный, а производственный характер.
По национальному составу капитала международные компании делят на две группы: транснациональные и собственно международные, многонациональные компании. Ведущее место занимают ТНК, которые являются национальными по капиталу и международными по месту его приложения. Международные по капиталу компании немногочисленны и стоят на втором месте. К ним, например, относятся англо-голландские «Ройял датч Шелл», «Юнилевер», шведско-швейцарская «АСЕА-Браун Бовери», англо-американская «Бритиш Петролеум-Амоко» и другие. Препятствием на пути развития международных по капиталу компаний выступает национальная клановость группировок капитала.
Формирование ТНК в основном относится к 60-м годам XX в., когда ведущие компании западных стран начали осуществлять массированный вывоз капитала. Углубление общественного разделения труда и внедрение новых технологий создали возможности пространственного разделения отдельных технологических процессов, а появление новых средств транспорта и связи способствовало реализации этих возможностей. Ранее единый процесс производства в рамках отдельных производственных единиц стал дробиться и размещаться с учетом различий в ценах национальных факторов производства. Получила развитие пространственная децентрализация производства в планетарном масштабе при концентрации капитала.
У абсолютного большинства ТНК подавляющая часть их деловой активности связана со страной базирования. Нередко их зарубежная деятельность следует общей хозяйственной стратегии страны базирования, что создает возможность для пересечения юрисдикции страны базирования и принимающей страны.
ТНК как субъект хозяйствования в мировой экономике занимает своеобразное положение. На международной арене они де-факто имеют экономические права, но не имеют международных обязательств. Попытки регулирования деятельности ТНК были предприняты еще в 70-е годы. В рамках ООН велись переговоры о заключении многостороннего соглашения по регулированию деятельности ТНК, которое поставило бы их деятельность в определенные рамки. Эти усилия встретили сопротивление ведущих западных стран. В последующие годы страны стали определять свои отношения с конкретными ТНК на двухстороннем уровне. Эта практика создает определенные противоречия между интересами транснационального капитала и национального государства. Конкретное проявление этих противоречий зависит от экономической мощи субъектов отношений, положения дочерних компаний ТНК в стране пребывания.
Международные
экономические организации
МВФ и МБРР были созданы в 1944 г. как специализированные координационные валютные органы. Их деятельность в определенной мере взаимосвязана. Членство в МБ невозможно без участия в МВФ.
МВФ по своим целям изначально должен был содействовать развитию международной торговли путем устранения ограничений по международным текущим операциям и введения обратимости валют. В этой связи фонд оказывал финансовую помощь для устранения дефицитов платежных балансов и обеспечения устойчивости валютных курсов.
В 80—90-е годы Фонд превратился в крупный финансовый центр. Основное место в его деятельности стало занимать кредитование, направленное на цели экономического развития и структурной перестройки хозяйства. МВФ стал преимущественно предоставлять кредиты на осуществление конкретных экономических программ. Финансирование программ экономического развития практически превратило его в международный банк Средства на осуществление экономических программ и регулирование валютной сферы образуются за счет взносов стран-членов на основе определенных квот и за счет займов на частных рынках ссудного капитала.
Со
второй половины 80-х годов объектом
воздействия МВФ выступают
Мировой банк, являясь признанным субъектом мирового хозяйства, выступает крупнейшим инвестиционным учреждением. В последние десятилетия он осуществляет кредитование конкретных проектов в развивающихся странах и странах с переходной экономикой. Кредиты Мирового банка покрывают в основном около 30% общей стоимости проектов. Основную часть расходов несет страна-заемщик. За более чем полувековую деятельность Банк выдал кредиты на сумму свыше 300 млрд долл. Его деятельность координировалась МВФ.
Дочерние учреждения МБ специализируются на выполнении особых задач. МФК оказывает содействие росту частного сектора развивающихся стран, a MAP — помощь беднейшим странам на льготных условиях.
Участниками
мирового хозяйства выступают
Региональные интеграционные объединения включат территориально близкие страны с примерно одинаковым уровнем социально-экономического развития. Почти все они находятся на низших уровнях хозяйственного единства. Реальное продвижение к объединению национальных хозяйств происходит в Западной Европе, где складывается экономическая общность в форме Европейского Союза (ЕС), и в Северной Америке (НАФТА).
ЕС организован в наднациональной форме. Он обладает рядом полномочий, которые были присущи только национальным государствам. На их основе действует целый ряд органов экономического и другого управления, имеющих межгосударственный (Европейский совет, Совет министров) и наднациональный характер (Европейская комиссия, Европейский парламент, Европейский суд, Палата аудиторов). Данное деление органов ЕС отражает разделение компетенции между институтами ЕС и национальными правительствами. Наднациональные органы реализуют общесоюзные цели, межгосударственные органы отражают национальные интересы. Главной особенностью организационно-правовой системы ЕС выступает превосходство права Европейского Союза над национальным правом в пределах основных договоров. ЕС выступает самостоятельным субъектом международного права, заключает торговые соглашения, соглашения о сотрудничестве с другими странами, является крупным центром предоставления экономической помощи.