Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Июня 2011 в 07:55, курсовая работа
Целью курсовой работы является изучение финансово – экономического кризиса 2008-2009 и его влияние на развитие экономики Республики Беларусь.
Задачи исследования: изучить теоретические и практические основы становления и развития мировых финансово-экономических кризисов.
Реферат 2
ВВЕДЕНИЕ 3
1. Теоретические основы становления и развития мировых финансово-экономических кризисов 4
2. Мировой финансово-экономический кризис 2008 – 2009 гг 11
3. Влияние мирового финансово-экономического кризиса 2008 – 2009 гг. на развитие экономики Республики Беларусь 17
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 22
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 23
ПРИЛОЖЕНИЕ А 24
ПРИЛОЖЕНИЕ Б 25
донорам
и выступают промышленно
Действительна беспрецедентная скорость и глубина изменений в мировой экономике за последние 15-20 лет привели к появлению новых игроков активно наращивающих свое участие в международной торговле и разделении труда. Так в странах ВИС (Бразилия, Россия, Индия, Китай сегодня сосредоточено 45% всей рабочей силы планеты, тогда как в странах членах (ОЭСР) Организации экономического сотрудничества и развития не менее 20%.
Особенностью мирохозяйственных связей в последнее десятилетие стало формирование региональных интеграционных объединений стран. В мире насчитывается около десятка интеграционных группировок, появившихся во всех континентах и различающихся между собой по целям и глубинам интеграции. Наиболее интегрированным является Европейский Союз (ЕС).
Таким образом, в мировой экономике чётко обозначились тенденции:
расширяющая
по горизонтали и вертикали
интернационализация производства т региональная интеграция;
растущие цены на энергоносители и зерно; золото;
увеличивающийся спрос на продукцию промышленного производства, которые оказывают существенное влияние на формирование экономической модели страны.
Республика Беларусь имеет высокий уровень открытой экономики ориентированной на экспорт. Около 70% ее ВВП (2008 г.) органично связано с внешними рынками, что определяет высокую зависимость страны : от мировых тенденции экономического развития . После распада СССР и связанного с ним экономического кризиса (1991-1995 гг.) Республика Беларусь смогла к 1996 г преодолеть спад производства и достигнуть в последующие годы положительной динамики макроэкономическ процессов - обеспечить ежегодные приросты ВВП, производства промышленной продукции и потребительских товаров, стабилизировало положение на внутреннем потребительском рынке. Была восстановлена система управления экономикой, отвечающая реалиям переходного периода, улучшена система социальной защиты населения. Уже в 2000 г был превышен уровень докризисного 1990 г. по производству промышленной продукции (100,7%), потребительских товаров (110%), реальным денежным доходом населения (107%).
При этом ВВП составил 89%, продукция сельского хозяйства - 71%, инвестиции в основной капитал - 52% к уровню 1990 г Эти показатели значительно выше, чем в других странах СНГ. В частности, производство ВВП в России в 2000 г составило 67,3% от уровня 1990 г, в Украине - 43,3, в Казахстане -69,4, промышленное производство - соответственно 56,8, 57,4 и 57,6%.
По данным ПРООН, по индексу развития человеческого потенциала (0,790) в 2002 г. Беларусь находилась на 62 месте среди 177 стран мира и вошла в группу стран со средним уровнем развития человеческого потенциала, опередив все страны СНГ, кроме России.
О месте Республики Беларусь в мировом сообществе, Европейском Союзе и среди стран СНГ свидетельствуют некоторые социально-экономические показатели (см. приложение А).
Беларусь по рейтингу конкурентоспособности национальной экономики, а также другим обобщающим показателям социально- экономического развития находится в одной группе с такими странами, как Россия, Литва, Латвия, Польша.
Место любого государства в мире характеризуется его внешнеэкономической деятельностью,уровнем её конкурентоспособности: объём внешней торговли в Республике Беларусь в 2008 г. составил с ростом на 50% по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года. Удельный вес торговли стран СНГ составил 42,9%. (см. приложение Б.)
Финансовый кризис затронул Республику Беларусь в меньшей степени, чем страны Европы, США или России. К причинам можно отнести небольшие по сравнению с другими странами объёмы иностранных кредитов и инвестиций, незавершённость реформ по развитию фондового рынка, то есть те моменты, которые международные эксперты оценивали как недостатки белорусской экономики.
Достаточно устойчивой к последствиям кризиса оказалась и банковская система страны. Доля иностранных средств в ресурсной базе белорусских банков некритична, что даёт возможность нашим банка заместить этот капитал, даже при его одновременном выводе из страны. Кроме того, белорусские банки имеют хорошие связи с иностранными банками, у которых нет проблем с ликвидностью.
Практически не затронул кризис сектор малого бизнеса, который ориентирован в основном на внутренний рынок.
Объём валового внутреннего продукта Республики Беларусь в 2008 году увеличился по сравнению с 2007 годом в сопоставимых оценках на 10 процентов. Рост инвестиций в основной капитал обеспечен на уровне 123.1 процента. Платные услуги населению возросли на 13.9 процента.
Рентабельность реализованной продукции, работ, услуг в 2008 году составила 14.2 процентов против 11.8 процентов в 2007 году.
Рассмотрим
темпы роста ВВП Республики Беларусь
за период 2006-2010 г.г. согласно рисунка 3.1
Рисунок 3.1. – темпы роста ВВП РБ 2006-2010
Примечание:
Источник - [13]
Из рисунка видно что ВВП резко пошел на спад в период 2008 года 3 квартала и спад продолжался до 3 квартала 2009 года.
Нельзя сказать что кризис обошел Беларусь стороной. Наша экономика является открытой, экспортоориентированной, поэтому не может не может не зависеть от ситуации в мире.
Основные негативные последствия мирового финансового кризиса проявились в уменьшении спроса на белорусские товары за рубежом, сокращении объёмов внешнего кредитования и инвестиций.
В целях поддержания реального сектора и охранения макроэкономической стабильности Правительством предприняты усилия по минимизации последствий мирового финансового кризиса, в том числе:
Меры по обеспечению стабильной работы валообразующих и ряда других иных организаций реального сектора белорусской экономики;
Главой Администрации Президента Республики Беларусь и Премьер-министром Республики утверждён план первоочередных мероприятий по либерализации условий осуществления экономической деятельности в 2009 году.
В эти два ключевых документа вошли мероприятия по поддержке банковской системы и организаций реального сектора экономики.
С учётом сокращения спроса на внешних рынках и соответственно снижение экспорта отечественной продукции и поступлений валюты в республике реализуются меры по стабилизации ситуаций на валютном рынке, привлечению внешних заимствований международных финансовых организаций наряду с мерами по сокращению расходов государственного бюджета и в государственном секторе экономики.
Реализуемые в стране мероприятия оперативно корректируются с учётом зарубежного опыта борьбы с негативными проявлениями мирового финансового кризиса и отдельных антикризисных решений, принятые в соседних странах.
Очевидно, что для преодоления возможных последствий кризиса национальных мер недостаточно. В этой связи Беларусь координирует действия по стратегическим направлениям со своими партнерами по интеграционным объединениям.
Так 30 января 2009 года подписан план совместных действий Правительства Республики Беларусь и Правительства Российской Федерации по минимизации последствий финансового кризиса, улучшению параметров платёжного баланса, совершенствованию условий ведения предпринимательской деятельности и взаимной торговли, в стадии согласования план реализации совместных мер государств – членов ЕврАзЭС по преодолению последствий мирового финансового кризиса (приложение Б).
Аналогичная работа ведётся в рамках СНГ, ЕврАзЭС и с отдельными странами на двусторонней основе.
Последствия
финансового кризиса для
Но,
вполне возможно, что при помощи
своевременного принятия мер, прослеживания
кризисных явлений и внесения
корректирующих действий, улучшить или
стабилизировать ход самого кризисного
процесса. Это зависит от профессионализма
и политической гибкости тех, кто находится
у руля власти.
Заключение
Общеизвестно,
что экономика развивается
Обычно финансовый кризис неизбежно перерастает в экономический кризис, а это уже принципиально другой круг явлений. Дефолт, банковский кризис, а затем и банкротство банков, девальвация рубля и коллапс всей финансовой системы в целом - это еще только начало. Кризис экономики это сокращение производства, безработица, падение уровня жизни, рост преступности, дефолт по социальным гарантиям государства, стагфляция и пр.
Текущий глобальный экономический кризис свидетельствует о необходимости отказа от стандартных подходов и требует принятия коллективных, согласованных на международном уровне решений, направленных, по своей сути, на создание системы управления процессом глобализации. Всем странам нужно действовать максимально решительно, чтобы восстановить устойчивое экономическое развитие, а также доверие и стабильность на финансовых рынках.
Новая
международная архитектура
– совместимости деятельности и гармоничности стандартов национальных и международных институтов регулирования;
– демократичности и равномерной ответственности за принятие решений;
– достижения эффективности на основе легитимности механизмов международной координации;
– прозрачности деятельности всех участников;
–
справедливого распределения
Таким
образом, хотя государство вынуждено
активно вмешиваться в
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ
ИСТОЧНИКОВ
перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001. - 735 с.