Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2011 в 21:48, курсовая работа
Цель курсовой работы – рассмотреть экономические оценки эффективного использования средств полученных от запусков РН ТК не только отечественных производителей, но и зарубежных.
Исходя из цели, формируются задачи курсовой работы:
1. проанализировать рынок космических услуг;
2. оценить экономическую эффективность с точки зрения коммерческих запусков;
3. сравнительный анализ различных вариантов.
Введение…………………………………………………………………………..4
1 История создания РН ТК «Протон»…………………………………………...5
2 Мировой рынок РН ТК………………………………………………………....9
2.1 Отечественный рынок РН ТК.………………………………………………10
2.2 Зарубежные рынки РН ТК…………………………………………………..13
2.3 Сравнительный анализ РН тяжелого класса…………………………...…..20
Заключение ………………………………………………………………………24
Список литературы ...…………………………………………………………... 25
3) Участники космической программы, занимающие меньшую долю на мировом космическом рынке:
Китай. В последние годы китайцы все более активно действуют на космическом рынке. Как и индийцы, они вынашивают амбициозные планы по окружению Земли коммуникационными и разведывательными спутниками, почти все из которых доставляются на орбиту собственными носителями. Основные носители – семейство ЖРД ракет «Changzheng» («Великий поход») и твердотопливных «Kaitouzhe» («Первопроходец»). На свою космическую программу китайцы тратят до $2 млрд. в год, что позволило им в 2003 г. стать третьей в мире державой, осуществившей вывод на орбиту собственного пилотируемого космического корабля.
Индия. Индийская космическая программа скромнее китайской, но стабильно прогрессирует с 1995 г. Страна ежегодно тратит на космические исследования около $450 млн., более половины из которых направляется на разработку носителей и спутников. Местные носители «PSLV» и «GSLV» постепенно будут занимать долю индийского рынка, которая сейчас принадлежит европейским и российским РН. Планы Индии послать зонд к Луне, значительное расширение программы гражданских и военных разведывательных спутников говорят о том, что потребность в собственных носителях будет только увеличиваться.
Япония. Войдя в ряд стран, способных осуществлять вывод на орбиту космических объектов собственным носителем «H-2», японцы первоначально ужаснулись, подсчитав, что стоимость коммерческого пуска превысила $180 млн., однако уже следующая модификация «H-2A» позволила уменьшить стоимостные показатели до $70-80 млн., что приблизилось к затратам на пуск «Arian» и «Delta».
Украина. На рынок коммерческих запусков в настоящее время Украина может выставить три типа РН производства ПО «Южмашзавод» - экологичный РН ТК «Зенит-2» стоимостью порядка $45 млн. и два РН легкого класса: «Днепр-1», оцениваемый в $10 млн., и «Циклон-3» стоимостью порядка $20-23 млн.. Все вышеперечисленные РН разрабатывались под военные программы Советского Союза.
Подведем итог. Коммерческие перспективы ракетоносителей «Arian-5» и «Atlas-5» туманны. Проект «Arian-5» находится под патронажем правительств европейских государств, и Arianespace не может пока существовать без финансовой и политической поддержки ЕЭС. Естественно, ВВС США в случае затруднений по коммерческой загрузке носителя «Atlas-5» не останется в стороне и помогут Lockheed Martin и Boeing, т.к. рассматривают оба носителя в качестве основных для быстрого вывода на орбиту военных грузов. По сути, все три проекта страдают из-за своей дороговизны. Ориентированные на тяжелые полезные нагрузки (1-4 спутника), они требуют $70-90 млн. за старт, тогда как на рынке присутствует спрос на выведение сразу 6-9 спутников при стоимости не более $10-20 млн..
Практика
показывает, что это вполне реальные
цифры. Так, компания Eurockot Launch Services с
ракетоносителем «Рокот»
Для
снижения стоимости пусков гиганты
космической индустрии
Лишь
международная кооперация - залог
оживления рынка коммерческих космических
перевозок, т.к. позволяет наиболее рационально
распределять усилия по созданию и продвижению
РН с оптимальными техническими и стоимостными
характеристиками.
2.3
Сравнительный анализ РН
В мире, в рамках тяжелого класса предоставлено всего несколько типов ракет:
- «Atlas-5» и «Delta-4» (производство США)
- «Arian-5» (производство ЕС)
- «Протон-М» и «Анагара-5»(производство Россия)
Сведем
в таблицу данные основных характеристик
РН:
Тип РН | Стартовая масса, тонн | Масса полезной нагрузки, тонн | Стоимость запуска РН, $млн. | Эксплуатация |
Протон-М | 700 | 22 | 75 | Обслуживают российские запуски, а также оказывают услуги по коммерческим запускам вне страны |
Ангара-5 | 773 | 24,5 | 125 | Запускают спутники на все типы орбит, многоразовое использование. Находится на этапе испытаний |
Atlas-5 | 554 | 20-26(в будущем) | 170 | Используют российские РД, обслуживают только рынок США |
Delta-4 | 420 | 25,8 | 260 | Ракета используется только для военных запусков США |
Arian-5 | 778 | 21 | 180 | С данной ракетой осуществляются только внутренние запуски ЕС, пилотируемые запуски – только «Союзами» |
Рис. 5 Таблица основных характеристик РН ТК.
В настоящий момент главными конкурентами в космической отрасли, являются РН тяжелого класса «Протон-М» и «Arian-5».
По данным Роскосмоса, с 1965 по 2010 года было осуществлено более 360 запусков «Протонов», причем удачными из них было около 98.77%. Результаты запусков других ракет, во-первых, имеют меньшую историю запусков, а во-вторых, их надежность ниже на 5-10%. Например, с 1968 года осуществлено 146 запусков американских РН «Atlas» при надежности около 91% (по данным рейтинга Futron Corporation). Это подтверждает статус «Протона» как самой надежной и обладающей одним из лучших РД в мире. Все коммерческие запуски «Протонов» осуществляются в рамках совместного российско – американского предприятия ILS (с 2008 года полный контроль перешел к российской стороне - ГКНПЦ им. Хруничева). Генеральный директор Arianespace (производитель РН «Arian-5») на конференции Европейской космической ассоциации заявил, что ILS представляет услуги по запуску гораздо дешевле его компании, и в будущем в цене они не смогут конкурировать.
Компания ILS, каждый год планирует как минимум 15 пусков, что гарантирует полную загруженность таких заводов как ОАО «Протон-ПМ», ОАО «НПО Энергия», ОАО «Мотостроитель» и др. поставщиков комплектующих для РН.
Кроме того, в последнее время появилась тенденция к увеличению веса геостационарных телекоммуникационных спутников до 6 тонн и более. Этот факт осложнил подборку «пар» спутников для главного конкурента «Протона», «Arian-5» , который имеет большую грузоподъемность и выводит по два спутника общей массой до 10 тонн («Arian ECA» с 2005 г.) на ГСО за один запуск. В этом случае парный спутник должен весить в 4 тонны. Это привело к росту стоимости запуска на «Arian-5», так как теперь некоторые спутники приходится выводить в режиме «соло». Так, например, стоимость запуска новейшего спутника компании Hughes Communications «Jupiter» массой 6100 кг на «Arian-5» в 2012 году будет стоить $110 млн., согласно контракту подписанному в начале мая 2010 года.
Как следствие снижения стоимости «Протона» и увеличения стоимости «Arian-5», компания ILS значительно увеличила свой портфель заказов и даже отбила некоторых клиентов у Arianespace. Так например, в марте 2009 года, американская компания ViaSat объявила, что расторгает контракт с Arianespace на запуск спутника «ViaSat-1», с тем чтобы произвести запуск на «Протоне».
Вывод: в результате того, что американские РН обслуживают только внутренние заказы государства и компаний-разработчиков, поэтому на мировые запуски они не влияют. Прочие коммерческие запуски осуществляются посредством «Протонов». В настоящее время российскими ракетами были запущены около десяти европейских спутников.
Таким
образом, мы наблюдаем востребованность
российских РН на мировом рынке. Аналогичные
разработки ЕС и др. стран находятся на
стадии испытаний, кроме того, вывод КА
через российские РН пока для них обходится
дешевле (по заявлению Европейского космического
агентства в конце 2007 года).
Заключение
Подводя итог проделанной работы, приходим к выводу:
1. Анализ роста космических услуг в мире показывает, что количество заказов на пуски РН тяжелого класса не теряет своей актуальности.
2.
В результате оценки
Это означает, что по итогам настоящих дней Россия остается лидирующей страной на Космическом Рынке не смотря на кризис и несовершенность технологии. Заключение множественных контрактов и осуществлении многочисленные пусков подтверждает устойчиво занятые позиции РН «Протон-М» в космической отрасли.
Главная
«пчелка», которой является ракетоноситель
«Протон-М», показатель которого, - надёжность.
Показатели его в настоящее время составили
98,77%, что превышает заданный уровень надежности.
«Протон-М» демонстрирует своё высокое
качество, надёжность и живучесть. Эти
свойства, явились следствием высококачественной
проектно-конструкторской разработки,
тщательности наземной отработки, грамотной
технологической подготовки и стабильности
изготовления, а также квалифицированной
эксплуатации по сборке и проверкам на
техническом комплексе, при подготовке
на старте и при анализе полёта.
Список литературы
Рынок космических запусков: полный вперед!