Мировой рынок РН ТК

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2011 в 21:48, курсовая работа

Описание

Цель курсовой работы – рассмотреть экономические оценки эффективного использования средств полученных от запусков РН ТК не только отечественных производителей, но и зарубежных.

Исходя из цели, формируются задачи курсовой работы:

1. проанализировать рынок космических услуг;

2. оценить экономическую эффективность с точки зрения коммерческих запусков;

3. сравнительный анализ различных вариантов.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..4

1 История создания РН ТК «Протон»…………………………………………...5

2 Мировой рынок РН ТК………………………………………………………....9

2.1 Отечественный рынок РН ТК.………………………………………………10

2.2 Зарубежные рынки РН ТК…………………………………………………..13

2.3 Сравнительный анализ РН тяжелого класса…………………………...…..20

Заключение ………………………………………………………………………24

Список литературы ...…………………………………………………………... 25

Работа состоит из  1 файл

курсач.doc

— 304.50 Кб (Скачать документ)

      3) Участники космической программы, занимающие меньшую долю       на    мировом космическом рынке:

       Китай. В последние годы китайцы все более активно действуют на космическом рынке. Как и индийцы, они вынашивают амбициозные планы по окружению Земли коммуникационными и разведывательными спутниками, почти все из которых доставляются на орбиту собственными носителями. Основные носители – семейство ЖРД ракет «Changzheng» («Великий поход») и твердотопливных «Kaitouzhe» («Первопроходец»). На свою космическую программу китайцы тратят до $2 млрд. в год, что позволило им в 2003 г. стать третьей в мире державой, осуществившей вывод на орбиту собственного пилотируемого космического корабля.

     Индия. Индийская космическая программа скромнее китайской, но стабильно прогрессирует с 1995 г. Страна ежегодно тратит на космические исследования около $450 млн., более половины из которых направляется на разработку носителей и спутников. Местные носители «PSLV» и «GSLV» постепенно будут занимать долю индийского рынка, которая сейчас принадлежит европейским и российским РН. Планы Индии послать зонд к Луне, значительное расширение программы гражданских и военных разведывательных спутников говорят о том, что потребность в собственных носителях будет только увеличиваться.

     Япония. Войдя в ряд стран, способных осуществлять вывод на орбиту космических объектов собственным носителем «H-2», японцы первоначально ужаснулись, подсчитав, что стоимость коммерческого пуска превысила $180 млн., однако уже следующая модификация «H-2A» позволила уменьшить стоимостные показатели до $70-80 млн., что приблизилось к затратам на пуск «Arian» и «Delta».

     Украина. На рынок коммерческих запусков в настоящее время Украина может выставить три типа РН производства ПО «Южмашзавод» - экологичный РН ТК  «Зенит-2» стоимостью порядка $45 млн. и два РН легкого класса:  «Днепр-1», оцениваемый в $10 млн., и «Циклон-3» стоимостью порядка $20-23 млн.. Все вышеперечисленные РН разрабатывались под военные программы Советского Союза.

     Подведем  итог. Коммерческие перспективы ракетоносителей «Arian-5» и  «Atlas-5» туманны. Проект «Arian-5» находится под патронажем правительств европейских государств, и Arianespace не может пока существовать без финансовой и политической поддержки ЕЭС. Естественно, ВВС США в случае затруднений по коммерческой загрузке носителя «Atlas-5» не останется в стороне и помогут Lockheed Martin и Boeing, т.к. рассматривают оба носителя в качестве основных для быстрого вывода на орбиту военных грузов. По сути, все три проекта страдают из-за своей дороговизны. Ориентированные на тяжелые полезные нагрузки (1-4 спутника), они требуют $70-90 млн. за старт, тогда как на рынке присутствует спрос на выведение сразу 6-9 спутников при стоимости не более $10-20 млн..

     Практика  показывает, что это вполне реальные цифры. Так, компания Eurockot Launch Services с  ракетоносителем «Рокот» предлагает вывод на низкую геостационарную  орбиту шести и более спутников  за $15 млн. Стоимость контрактов на «Протон» снизилась в 2,5 раза и дошла практически до себестоимости ракеты. Затраты на изготовление «Протон–K» и оплату пусковых услуг составляют порядка $23 млн. Запуск космических аппаратов с помощью «Протон–M» оценивается несколько дороже - $50 -75 млн.

     Для снижения стоимости пусков гиганты  космической индустрии стремятся  к кооперации и продвижению на рынок наиболее удачных ракетоносителей. Lockheed Martin создала совместное предприятие International Launch Service с ГКНПЦ им. М.В.Хруничева и РКК «Энергия» по раскрутке ракеты «Протон», Boeing - компанию Sea Launch с украинским КБ «Южное» и РКК «Энергия» по продвижению носителя «Зенит-3SL». В 1998 г. приступило к работе совместное предприятие RD-AMROSS (НПО "Энергомаш" и компания Pratt & Whitney). Проект "РД-180 - Atlas" предусматривает при проведении космических пусков оснащение американских РН «Atlas-3» и «Atlas-5» российскими двигателями РД-180. Началось сотрудничество между российскими ракетостроительными предприятиями и Евросоюзом по созданию носителей для запусков с экваториального космодрома Куру. Безусловно, национальные коммерческие программы Китая, Индии и Японии со временем тоже теснее подключатся к интеграционным процессам.

     Лишь  международная кооперация - залог  оживления рынка коммерческих космических перевозок, т.к. позволяет наиболее рационально распределять усилия по созданию и продвижению РН с оптимальными техническими и стоимостными характеристиками. 
 

     2.3 Сравнительный анализ РН тяжелого  класса. 

     В мире, в рамках тяжелого класса предоставлено всего несколько типов ракет:

     - «Atlas-5» и «Delta-4» (производство США)

     - «Arian-5» (производство ЕС)

     - «Протон-М» и «Анагара-5»(производство Россия)

     Сведем  в таблицу данные  основных характеристик РН: 
 
 

Тип РН Стартовая масса, тонн Масса полезной нагрузки, тонн Стоимость запуска  РН, $млн. Эксплуатация 
Протон-М 700 22 75 Обслуживают российские запуски, а также оказывают услуги по коммерческим запускам вне страны
Ангара-5 773 24,5 125 Запускают спутники на все типы орбит, многоразовое использование. Находится на этапе испытаний
Atlas-5 554 20-26(в будущем) 170 Используют  российские РД, обслуживают только рынок США
Delta-4 420 25,8 260 Ракета используется только для военных запусков США 
Arian-5 778 21 180 С данной ракетой  осуществляются только внутренние запуски ЕС, пилотируемые запуски – только «Союзами»

     Рис. 5 Таблица основных характеристик РН ТК.

     В настоящий момент главными конкурентами в космической отрасли, являются РН тяжелого класса «Протон-М» и «Arian-5».

     По  данным Роскосмоса, с 1965 по 2010 года было осуществлено более  360 запусков «Протонов», причем удачными из них было около 98.77%. Результаты запусков других ракет, во-первых, имеют меньшую историю запусков, а во-вторых, их надежность ниже на 5-10%. Например, с 1968 года осуществлено 146 запусков американских РН «Atlas» при надежности около 91% (по данным рейтинга Futron Corporation). Это подтверждает статус «Протона» как самой надежной и обладающей одним из лучших РД в мире. Все коммерческие запуски «Протонов» осуществляются в рамках совместного российско – американского предприятия ILS (с 2008 года полный контроль перешел к российской стороне - ГКНПЦ им. Хруничева). Генеральный директор Arianespace (производитель РН «Arian-5») на конференции Европейской космической ассоциации заявил, что ILS представляет услуги по запуску гораздо дешевле его компании, и в будущем в цене они не смогут конкурировать.

     Компания ILS, каждый год планирует как минимум 15 пусков, что гарантирует полную загруженность таких заводов  как ОАО «Протон-ПМ», ОАО «НПО Энергия», ОАО «Мотостроитель» и др. поставщиков комплектующих для РН.

     Кроме того, в последнее время появилась  тенденция к увеличению веса геостационарных  телекоммуникационных спутников до 6 тонн и более. Этот факт осложнил подборку «пар» спутников для главного конкурента «Протона», «Arian-5» , который имеет большую грузоподъемность и выводит по два спутника общей массой до 10 тонн («Arian ECA» с 2005 г.) на ГСО за один запуск. В этом случае парный спутник должен весить в 4 тонны. Это привело к росту стоимости запуска на «Arian-5», так как теперь некоторые спутники приходится выводить в режиме «соло». Так, например, стоимость запуска новейшего спутника компании Hughes Communications «Jupiter» массой 6100 кг на «Arian-5» в 2012 году будет стоить $110 млн., согласно контракту подписанному в начале мая 2010 года.

     Как следствие снижения стоимости «Протона» и увеличения стоимости «Arian-5», компания ILS значительно увеличила свой портфель заказов и даже отбила некоторых клиентов у Arianespace. Так например, в марте 2009 года, американская компания ViaSat объявила, что расторгает контракт с Arianespace на запуск спутника «ViaSat-1», с тем чтобы произвести запуск на «Протоне».

     Вывод: в результате того, что американские РН обслуживают только внутренние заказы государства и компаний-разработчиков, поэтому на мировые запуски они не влияют. Прочие коммерческие запуски осуществляются посредством «Протонов». В настоящее время российскими ракетами были запущены около десяти европейских спутников.

     Таким образом, мы наблюдаем востребованность российских РН на мировом рынке. Аналогичные разработки ЕС и др. стран находятся на стадии испытаний, кроме того, вывод КА через российские РН пока для них обходится дешевле (по заявлению Европейского космического агентства в конце 2007 года). 

 

      Заключение 

      Подводя итог проделанной работы, приходим к выводу:

     1. Анализ роста космических услуг в мире показывает, что количество заказов на пуски РН тяжелого класса не теряет своей актуальности.

     2. В результате оценки экономических показателей коммерческих запусков РН ТК показала, что в настоящее время наибольшим спросом, с точки зрения экономия пользуется РН «Протон-М».

      Это означает, что по итогам настоящих  дней Россия остается лидирующей страной на Космическом Рынке не смотря на кризис и несовершенность технологии. Заключение  множественных контрактов и осуществлении многочисленные пусков подтверждает устойчиво занятые позиции РН «Протон-М» в космической отрасли.

     Главная «пчелка», которой является ракетоноситель «Протон-М», показатель которого, - надёжность. Показатели его в настоящее время составили 98,77%, что превышает заданный уровень надежности. «Протон-М» демонстрирует своё высокое качество, надёжность и живучесть. Эти свойства, явились следствием высококачественной проектно-конструкторской разработки, тщательности наземной отработки, грамотной технологической подготовки и стабильности изготовления, а также квалифицированной эксплуатации по сборке и проверкам на техническом комплексе, при подготовке на старте и при анализе полёта.  

 

      Список литературы 

  1. Аналитическое исследование ОАО «Протон – ПМ»
  2. Программный комплекс ГП НИЦ СПбГЭТУ
  3. Протон пермские моторы, производитель двигателя первой ступени
  4. Тактико-технические характеристики РН «Протон-К»
  5. Тактико-технические характеристики РН «Протон-М»
  6. "Спецвыпуск". Инвестиционные возможности Пермской области.

Рынок космических запусков: полный вперед!

  1. International Launch Services (англ.)
  2. Журнал «Новости космонавтики»
  3. «GUNTER’S SPACE PAGE» (англ.)
  4. Электронная газета ГКНПЦ им.М.В.Хруничева
  5. www.NoNaMe.ru
  6. http://www.khrunichev.ru/

Информация о работе Мировой рынок РН ТК