Мировые экономические кризисы и их влияние на экономику

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Мая 2012 в 23:36, курсовая работа

Описание

Цель курсовой работы – анализ мировых экономических кризисов и их влияние на экономику.
В соответствии с целью курсовой работы поставлены следующие задачи.
1. Рассмотреть теории экономических кризисов.
2. Определить понятие экономического кризиса и рассмотреть его классификацию.
3. Проанализировать мировой экономический кризис 2008 года. Выявить причины его возникновения и его особенности.
4. Выявить пути выхода из экономических кризисов.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1 МИРОВЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ КРИЗИСЫ КАК ЯВЛЕНИЕ 4
1.1 Теории экономических кризисов 4
1.2 Понятие экономических кризисов и их классификация 13
1.3 Эволюция экономических кризисов 16
ГЛАВА 2 МИРОВОЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ КРИЗИС 2008 ГОДА И ЕГО ОСОБЕННОСТИ 23
ГЛАВА 3 ПУТИ РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО КРИЗИСА 32
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 38
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 40

Работа состоит из  1 файл

Курсовая работа готовая распеч.docx

— 102.70 Кб (Скачать документ)

Инновации на финансовом рынке

     Существенным  фактором возникновения кредитного кризиса в США, по мнению ряда экспертов, стало широкое использование  с начала 1990-х годов производных финансовых инструментов, деривативов (англ. derivatives) и стремление повысить доходность за счёт увеличения рисков. При этом нет анализа, который бы показал, что именно деривативы приблизили кризис, не наступил ли бы кризис в строительстве ещё раньше, если бы деривативы не способствовали расширению платёжеспособного спроса на недвижимость и дорогие товары. 
         Эксперты называют такие причины мирового экономического кризиса: 
- общая цикличность развития экономики; 
- «перегрев» рынка кредитов, а, следовательно, ипотечный кризис; 
- большие цены на сырье; 
- воплощение в жизнь ненадежных финансовых методик ( в частности, кредитные дефолтные свопы ). 

     Как финансовый кризис повлиял на экономику  различных стран.

  • Франция в результате падения фондового рынка понесла убытки в размере 5 миллиардов евро. И это только официальные данные!
  • В Дании, Латвии, Эстонии отмечается заметное падение значения валового внутреннего продукта за время финансового кризиса.
  • Ирландия стала первым членом европейской зоны, который вошел в рецессию
  • В результате кризиса показатели безработицы в Испании возросли на 10 процентов. Замечено значительное уменьшение производства. Также сильно снизился спрос на автомобили.
  • Немецкая экономика пострадала в области розничных продаж, объем которых заметно снизился.
  • В Китае мировой финансовый кризис тоже оставил свой отпечаток. И хотя там проходит усердная борьба с данным явлением, убытки страна понесла немалые.
  • В Российской Федерации произошло уменьшение золотовалютных резервов на 10 процентов. Кризис привел к сильнейшему спаду производства.
  • Валовой внутренний продукт Японии упал на 12 процентов! Страховые компании утопают в долгах.
  • Финансовый кризис в Украине приобрел необыкновенно страшные обороты. Валовой внутренний продукт снизился практически на одну пятую, отмечаются сильные проблемы производства. Массовые увольнения, задержка зарплаты… И это далеко не все.

Существует много  прогнозов касаемо мирового финансового  кризиса. Кто-то считает, что его  конец наступит уже через несколько  месяцев. Другие специалисты уверены, что для решения всех вопросов понадобятся целые десятилетия!

     Особенности  мирового экономического  кризиса 2008 года

1. Перепроизводство товаров «заполнивших рынок», но сужение ряда важнейших рынков. Масса компаний стремилась понижать свои издержки за счет уменьшения заработной платы, сокращения отпусков и продления рабочего дня. От технологического пути снижения себестоимости отказывались как от слишком дорогого. Производство десятилетиями переносилось в «третий мир», где не имелось рабочего законодательства, профсоюзов, социальной защиты, а заработная плата была кратно ниже. Однако производимые товары должны были продаваться на старых рынках. Суммарно это неминуемо вело к кризису, укоряло его приход.

2. Перепроизводство  капиталов является громадным.  Их основная масса сосредоточена на фондовом рынке, поскольку для вложений в реальный сектор в мире почти не осталось мест. В итоге в 2007 году акции росли, а компании все больше буксовали, скрывая убытки и фальсифицируя прибыль. Торговля бумагами процветала. Однако успешно спекулировать акциями можно только когда считается, что за ними стоит устойчивый бизнес. Но как только рынок начинает понимать, что реально скрывается за акциями, происходит падение. Не обязательно это означает падение бумаг всех компаний. Однако вслед за первым падением следует второе, третье и так далее.

Последствия  мирового экономического кризиса 2008 г.

В целом, последствия  кризиса можно разделить на две большие группы:

  1. Первая группа — это текущие последствия. Они являются оперативной реакцией на кризис. Их анализ позволяет оценить состояние экономики и общества в краткосрочной перспективе. Наиболее ощутимыми из таких последствий являются безработица, инфляция, темпы падения экономических показателей
  2. Вторая группа последствий — это те изменения, которые ожидают нас в долгосрочной перспективе. На данной стадии оценка таких последствий мирового финансового кризиса относится скорее к области прогнозов. Но именно от того, в какой мере кризис отразится на мировой экономике, как изменит ее содержание, будет зависеть все ее будущее.

   Глобальный  характер кризиса не означает, однако, что его последствия будут одинаковы для всех стран и всех секторов экономики. Как и в случае с причинами возникновения кризиса, его последствия сильно различаются в зависимости от уровня промышленного развития государств и антикризисных мер, которые предпринимаются властями. Это хорошо видно на примерах текущих последствий — темпы падения ВВП в разных странах за сравнимые периоды отличаются весьма существенно, естественно предположить, что долгосрочные последствия у них также вряд ли будут одинаковыми.[19, с. 102]

 

ГЛАВА 3 ПУТИ РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО КРИЗИСА

Антициклические мероприятия экономической политики государства

    Антициклическое регулирование экономики — это сознательные и целенаправленные действия государства и, частично, могущественных корпораций и наднациональных органов на промышленный цикл с целью уменьшения глубины циклических кризисов, стабилизации хозяйственной конъюнктуры и темпов экономического роста. Важнейшая роль в этом регулировании принадлежит государству.

    В основе антициклического регулирования лежит антикризисное регулирование. Теоретически обосновал необходимость антикризисного регулирования Дж. Кейнс.

    После второй мировой войны в большинстве  развитых стран мира были расширены  антикризисные меры государства, а  также дополнены определенными антициклическими средствами в отношении смягчения циклических колебаний. В частности, антикризисные меры были расширены за счет увеличения государственных закупок товаров и услуг, стимулирования жилищного строительства (государство страхует и гарантирует получение кредитов на жилищное строительство, регулирует сроки погашения кредитов, размер процента и т. д.), проведения политики ускоренной амортизации, предоставления налоговых скидок при установлении нового оборудования, снижения налогов на прибыль корпораций и др. Обобщающим показателем влияния государства на экономический цикл является доля государственных расходов в ВВП и, прежде всего, государственные закупки товаров и услуг. В середине 90-х гг. доля государственных расходов в ВВП составляла в Японии около 35%, а в Швеции — более 70 %.

    Особенности антициклического регулирования в значительной мере обусловлены доминированием в экономике монополий. Э.Чемберлин вполне убедительно доказал, что даже при отсутствии соглашений (устных или письменных) цены на олигополистическом рынке выше, чем на конкурентном, а объем производства ниже.Э.Чемберлин и другие западные ученые справедливо указывали на отсутствие гибкости цен, их подвижности в сравнении с периодом свободной конкуренции. Если раньше цены во время экономического кризиса резко понижались, то в условиях господства коллективных монополий они остаются неизменными или даже растут. Это обусловлено тем, что олигополии сокращают объемы производства с целью недопущения перепроизводства товаров и снижения цен.

    Этой  негативной тенденции может противостоять  только деятельность государства по стимулированию денежного спроса с  помощью соответствующей денежно-кредитной политики. Этот метод активно использовался в послевоенный период и способствовал сокращению глубины и продолжительности экономических кризисов. Темпы увеличения денежной массы, как правило, были более высокими, чем их рекомендовали монетаристы. Вместе с тем, значительное увеличение денежной массы, наряду с действием других факторов, например, резким повышением цен на нефть в период энергетического кризиса, привело в конце 60-х — в начале 70-х гг. к усилению инфляционных тенденций, и темпы роста цен в середине 70-х гг. составляли более 10 %.

    Учитывая  это, в 80-х гг. правительство начало ограничивать темпы роста денежной массы, проводить политику «дорогих денег». Средством достижения этой цели стало осуществление жесткой кредитно-денежной политики. В частности, в период высокой экономической активности государство значительно повышает норму процента, что вызывает подорожание кредита. Во время депрессии и кризиса государство увеличивает резервную норму (нормативы обязательных отчислений коммерческих банков в резервы), снижает ставку процента и удешевляет кредит. Это обусловлено тем, что установленная центральным государственным банком норма процента влияет на его размер, по которому банки предоставляют кредит своим клиентам. Коммерческие банки в США приблизительно 20 % своих активов обязаны хранить в виде кассового резерва в Центральном банке. Поэтому расширение кредитов зависит от величины прироста банковских пассивов, а коммерческий процент, по которому банки предоставляют кредит клиентам, — от учетной ставки процента (которая является нижней границей эффективности предоставления кредитов федеральной резервной системой). В ФРГ Федеральный банк устанавливает для каждого кредитного института лимиты переучтенных векселей, что ограничивает объемы кредитов под учет векселей, предоставляемых каждому банку. Это, в свою очередь, влияет на объем денежной массы.

    Преимущество  метода антициклического регулирования в том, что его можно применять очень оперативно, не принимая соответствующего закона. Важно лишь точно определить время повышения или снижения процентной ставки.

    С целью расширения совокупного спроса в фазах кризиса и депрессии  государство проводит политику «дешевых денег», снижает ставки налогов на прибыль, заработную плату, предоставляет льготы при условии ускоренного списания стоимости основных фондов, что является средством стимулирования инвестиций в негосударственный сектор экономики. Во время кризиса правительство увеличивает объем прямых капиталовложений в государственный сектор, прежде всего, в отрасли экономической и социальной инфраструктуры (сферу транспорта и транспортного строительства, электро- газо- и водоснабжения, жилищное строительство, атомную энергетику и др.) Так, в США из почти 43 тыс. миль межштатной системы скоростных автомагистралей ежегодно становятся непригодными около 2 тыс. миль, которые необходимо ремонтировать за счет государственного бюджета. В 1948—1949 гг., чтобы уменьшить глубину экономического кризиса, государство увеличило объем инвестиций вдвое (в сравнении с 1946 г.). Однако в последующий период объем государственных капиталовложений во многих развитых странах мира постепенно сокращался. Так, их часть в ВНП за период 1970-1985 гг. снизилась, %: в ФРГ — с 6,1 до 3,9, во Франции — с 4,2 до 3,0, в Великобритании — с 5,0 до 2,4, в странах ЕС-с 5,0 до 4,0.[18, с. 477]

    В фазе подъема государство увеличивает  налоги, процентные ставки, отменяет налоговые льготы, уменьшает объемы прямых капиталовложений, что тормозит процесс чрезмерного «перегрева» экономики, ослабляет противоречие между производством и потреблением, сглаживает резкие колебания при переходе от одной фазы промышленного цикла к другой. При этом между принятием мер в области кредитно-денежной политики и получением определенного результата проходит длительный промежуток времени. По оценке западных ученых, этот временный лаг в условиях циклического спада составляет от 5 до 20 месяцев, а в период подъема — 10—24 месяца. С наибольшим опозданием действуют методы налогового регулирования, что в значительной мере обусловлено продолжительностью законотворческого процесса, поэтому исключительно важно иметь четкий экономический прогноз механизма протекания экономического цикла.

    Антициклическое и антикризисное регулирование осуществляется экономическими, правовыми и административными методами.

    Антициклическое регулирование со стороны олигополии осуществляется посредством выработки ими согласованной политики, выполнения государственных программ и др. В то же время их действия нередко противоречат политике государства в этой сфере. Наднациональные органы в странах ЕС проводят в значительной мере унифицированную промышленную, структурную, налоговую, амортизационную и другие формы политики, что является важным фактором антициклического регулирования, синхронизации экономического цикла.

    Антициклическое регулирование в современных условиях также обусловливают значительные различия между современными экономическими кризисами (в послевоенный период) и кризисами XIX в. Суть различий состоит в следующем: 1) современные кризисы менее глубоки, но происходят чаще; 2) в отличие от кризисов в прошлом, когда имело место перепроизводство товаров, современные кризисы характеризуются перепроизводством основного капитала (в форме простоя значительной части производственных мощностей);3) если во время кризисов в прошлом происходило резкое снижение цен, в современных условиях оно, как правило, отсутствует; 4) современные экологические циклы характеризуются менее продолжительным периодом прохождения фаз собственно кризиса и депрессии, и соответствующим увеличением фаз оживления и подъема; 5) в отличие от стихийного характера кризисов в прошлом, современные экономические кризисы, механизм их протекания все больше поддаются регулированию; 6) в современных условиях наблюдается синхронизация экономического цикла, прежде всего, финансовых кризисов. Свидетельством последнего является финансовый кризис в Японии и Южной Корее, разразившийся в конце 1997 г. С целью его локализации, недопущения его разрастания МВФ и Мировой банк предоставили Южной Корее беспрецедентный за всю историю своего существования кредит в сумме 47 млрд дол. [17, с. 94ч]

Информация о работе Мировые экономические кризисы и их влияние на экономику